Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Текст опросника АСВ для родителей детей в возрасте 3—10 лет



 

Инструкция:

Уважаемый родитель! Предлагаемый Вам опросник со­держит утверждения о воспитании детей. Утверждения про­нумерованы. Такие же номера есть в «Бланке для ответов».

Читайте по очереди утверждения опросника. Если Вы в общем согласны с ними, то на «Бланке для ответов» обве­дите кружком номер для ответа. Если Вы в общем не со­гласны — зачеркните тот же номер. Если очень трудно выб­рать, то поставьте на номере вопросительный знак. Ста­райтесь, чтобы таких ответов было не больше пяти.

В опроснике нет «неправильных» или «правильных» ут­верждений.

Отвечайте так, как вы сами думаете. Этим Вы поможете психологу в работе с Вами.

На утверждения, номера которых выделены в опросни­ке, отцы могут не отвечать.

 

1. Все, что я делаю, я делаю ради моего сына (дочери).

2. У меня часто не хватает времени позаниматься с сы­ном (дочерью) — пообщаться, поиграть.

3. Мне приходится разрешать моему ребенку такие вещи, которые не разрешают многие другие родители.

4. Не люблю, когда сын (дочь) приходят ко мне с воп­росами. Лучше, чтобы догадался (догадалась) сам (сама).

5. Наш ребенок имеет больше обязанностей — уход за собой, поддержание порядка, — чем большинство детей его возраста.

6. Моего ребенка очень трудно заставить сделать что-нибудь, что он не любит.

7. Всегда лучше, если дети не думают о том, правильно ли поступают их родители.

8. Мой сын (дочь) легко нарушает запреты.

9. Если хочешь, чтобы твой(я) сын (дочь) стал(а) че­ловеком, не оставляй безнаказанным ни одного его (ее) плохого поступка.

10. Если только возможно, я стараюсь не наказывать сына (дочь).

11. Когда я в хорошем настроении, я нередко прощаю своему сыну (дочери) то, за что в другое время наказала бы.

12. Я люблю своего сына (дочь) больше, чем люблю (любила) супруга.

13. Младшие дети мне нравятся больше, чем старшие.

14. Если мой сын (дочь) подолгу упрямится или злит­ся, у меня бывает чувство, что я поступил(а) по отноше­нию к нему (ней) неправильно.

15. У нас долго не было ребенка, хотя мы его очень ждали.

16. Общение с детьми, в общем-то, утомительное дело.

17. У моего сына (дочери) есть некоторые качества, которые выводят меня из себя.

18. Воспитание моего сына (дочери) шло бы гораздо лучше, если бы мой муж (моя жена) не мешал(а) бы мне.

19. Большинство мужчин легкомысленнее, чем женщины.

20. Большинство женщин легкомысленнее, чем мужчины.

21. Мой сын (дочь) для меня — самое главное в жизни.

22. Часто бывает, что я не знаю, что делает в данный момент мой ребенок.

23. Если игрушка ребенку нравится, я куплю ее, сколь­ко бы она ни стоила.

24. Мой сын (дочь) непонятлив(а). Легче самому два а сделать, чем один раз объяснить ему (ей).

25. Моему сыну (дочери) нередко приходится (или при­годилось раньше) присматривать за младшим братом (се­строй).

26. Нередко бывает так: я несколько раз напоминаю сыну (дочери) о необходимости сделать что-нибудь, а потом плюну и сделаю сам(а).

27. Родители ни в коем случае не должны допускать, чтобы дети подмечали их слабости и недостатки.

28. Мой сын (дочь) сам(а) решает, с кем ему (ей) иг­рать.

29. Дети должны не только любить своих родителей, но и бояться их.

30. Я очень редко ругаю сына (дочь).

31. В нашей строгости к сыну (дочери) бывают большие колебания. Иногда мы очень строги, а иногда все разрешаем.

32. Мы с ребенком понимаем друг друга лучше, чем с супругом.

33. Меня огорчает то, что мой сын (дочь) быстро ста­новится взрослым(ой).

34. Если ребенок упрямится, потому что плохо себя чув­ствует, то лучше всего сделать так, как он хочет.

35. Мой ребенок растет слабым и болезненным.

36. Если бы у меня не было детей, я бы добился (доби­лась) в жизни гораздо большего.

37. У моего сына (дочери) есть слабости, которые не исправляются, хотя я упорно с ними борюсь.

38. Нередко бывает, что, когда я наказываю моего сына (дочь), мой муж (жена) тут же начинает упрекать меня в излишней строгости и утешать его (ее).

39. Мужчины более склонны к супружеской измене, чем женщины.

40. Женщины более склонны к супружеской измене, чем мужчины.

41. Заботы о сыне (дочери) занимают большую часть моего времени.

42. Мне много раз пришлось пропускать родительские собрания.

43. Я стремлюсь к тому, чтобы мой ребенок был обес­печен лучше, чем другие дети.

44. Если побыть в обществе моего сына (дочери), мож­но сильно устать.

45. Мне часто приходилось давать сыну (дочери) труд­ные для его (ее) возраста поручения.

46. Мой ребенок никогда не убирает за собой игрушки.

47. Главное, чему родители должны научить своих де­тей — это слушаться.

48. Мой ребенок сам решает, сколько, чего и когда ему есть.

49. Чем строже родители к ребенку, тем лучше для него.

50. По характеру я — мягкий человек.

51. Если моему сыну (дочери) что-то от меня нужно, он (она) старается выбрать момент, когда я в хорошем настроении.

52. Когда я думаю о том, что когда-нибудь мой сын (дочь) вырастет, и я буду ему (ей) не нужна, у меня пор­тится настроение.

53. Чем старше дети, тем труднее иметь с ними дело.

54. Чаще всего упрямство ребенка бывает вызвано тем, что родители не умеют к нему подойти.

55. Я постоянно переживаю за здоровье сына (дочери).

56. Если бы у меня не было детей, мое здоровье было бы гораздо лучше.

57. Некоторые очень важные недостатки моего сына (до­чери) упорно не исчезают, несмотря на все меры.

58. Мой сын (дочь) недолюбливает моего мужа (жену).

59. Мужчина хуже понимает чувства другого человека, чем женщина.

60. Женщина хуже понимает чувства другого человека, чем мужчина.

61. Ради моего сына (дочери) мне от многого в жизни пришлось и приходится отказываться.

62. Родители, которые слишком много суетятся вокруг своих детей, вызывают у меня раздражение.

63. Я трачу на моего сына (дочь) значительно больше денег, чем на себя.

64. Не люблю, когда сын (дочь) что-то просит. Я сам(а) лучше знаю, чего ему (ей) надо.

65. У моего сына (дочери) детство более трудное, чем у большинства его (ее) товарищей.

66. Дома мой сын (дочь) делает только то, что ему (ей) хочется, а не то, что надо.

67. Дети должны уважать родителей больше, чем всех других людей.

68. Если мой ребенок не спит, когда ему положено, я не настаиваю.

69. Я строже отношусь к своему сыну (дочери), чем дру­гие родители к своим детям.

70. От наказаний мало проку.

71. Члены нашей семьи неодинаково строги с сыном (до­черью). Одни балуют, другие, наоборот, — очень строги.

72. Мне бы хотелось, чтобы мой сын (дочь) не люби­ли) никого, кроме меня.

73. Мне нравятся маленькие дети, поэтому я не хоте-л(а) бы, чтобы он(а) слишком быстро взрослел(а).

74. Часто я не знаю, как правильно поступить с моим сыном (дочерью).

75. В связи с плохим здоровьем сына (дочери) нам при­ходится ему (ей) многое позволять.

76. Воспитание детей — тяжелый и неблагодарный труд. Им отдаешь все, а взамен не получаешь ничего.

77. С моим сыном (дочерью) мало помогает доброе сло­во. Единственное, что на него (нее) действует, — это по­стоянные строгие наказания.

78. Мой муж (жена) старается настроить сына (дочь) против меня.

79. Мужчины чаще, чем женщины, действуют безрас­судно, не обдумав последствий.

80. Женщины чаще, чем мужчины, действуют безрас­судно, не обдумав последствий.

81. Я все время думаю о моем сыне (дочери), о его (ее) делах, здоровье и т.д.

82. Так повелось, что о ребенке я вспоминаю, если он что-нибудь натворил или с ним что-нибудь случилось.

83. Мой сын (дочь) умеет добиться от меня того, чего хочет.

84. Мне больше нравятся тихие и спокойные дети.

85. Стараюсь как можно раньше приучить ребенка по­могать по дому.

86. У моего сына (дочери) мало обязанностей по дому.

87. Даже если дети уверены, что родители не правы, они должны делать так, как говорят родители.

88. В нашей семье так принято, что ребенок делает, что хочет.

89. Бывают случаи, когда лучшее наказание — ремень.

90. Многие недостатки в поведении моего ребенка прой­дут сами собой с возрастом.

91. Когда наш сын (дочь) что-то натворит, мы «берем­ся» за него (нее). Если все тихо, опять оставляем его (ее) в покое.

92. Если бы мой сын не был моим сыном, а я бы была помоложе, то наверняка влюбилась бы в него.

93. Мне интереснее говорить с маленькими детьми, чем с большими.

94. В недостатках моего сына (дочери) виноват(а) я са-м(а), потому что не умел(а) его (ее) воспитывать.

95. Только благодаря нашим огромным усилиям сын (дочь) остался(лась) жить.

96. Нередко завидую тем, кто живет без детей.

97. Если предоставить моему сыну (дочери) свободу, он (она) немедленно использует ее во вред себе или ок­ружающим.

98. Нередко бывает, что если я говорю своему сыну (дочери) одно, то муж (жена) специально говорит на­оборот.

99. Мужчины чаще, чем женщины, думают только о себе.

100. Женщины чаще, чем мужчины, думают только о себе.

101. Я трачу на сына (дочь) больше сил и времени, чем на себя.

102. Я довольно мало знаю о делах сына (дочери).

103. Желание моего сына (дочери) для меня — закон.

104. Мой сын очень любит спать со мной.

105. У моего сына (дочери) плохой желудок.

106. Родители нужны ребенку, лишь пока он не вырос. Потом он все реже вспоминает о них.

107. Ради моего сына (дочери) я пошел бы (пошла бы) на любую жертву.

108. Моему сыну (дочери) нужно уделять значительно больше времени, чем я могу.

109. Мой сын (дочь) умеет быть таким милым, что я ему (ей) все прощаю.

110. Мне бы хотелось, чтобы сын женился попозже, после 30 лет.

111. Руки и ноги моего сына (дочери) часто бывают очень холодными.

112. Большинство детей — маленькие эгоисты. Они со­всем не думают о здоровье и чувствах своих родителей.

113. Если не отдавать моему сыну (дочери) все время и силы, то все может плохо кончиться.

114. Когда все благополучно, я меньше интересуюсь де­лами сына (дочери).

115. Мне очень трудно сказать своему ребенку: «Нет».

116. Меня огорчает, что мой сын (дочь) все менее нуж­дается во мне.

117. Здоровье моего сына (дочери) хуже, чем здоровье большинства других детей.

118. Многие дети испытывают слишком мало благодар­ности по отношению к родителям.

119. Мой сын (дочь) не может обходиться без моей по­стоянной помощи.

120. Большую часть своего свободного времени сын (дочь) проводит вне дома — в яслях, в детском саду, у родственников.

121. У моего сына (дочери) вполне хватает времени на игры и развлечения.

122. Кроме моего сына, мне больше никто на свете не нужен.

123. У моего сына (дочери) порывистый и беспокой­ный сон.

124. Нередко думаю, что я слишком рано женился (выш­ла замуж).

125. Всему, что мой сын (дочь) умеют к настоящему времени, он (она) научился(лась) только благодаря моей постоянной помощи.

126. Делами сына (дочери) в основном занимается мой муж (жена).

127. Я не могу вспомнить, когда в последний раз отказал(а) своему ребенку в покупке какой-нибудь вещи (мо­роженое, конфеты, «пепси-кола» и т.д.).

128.Мой сын говорил мне: «Вырасту, женюсь на тебе, мама».

129. Мой сын (дочь) часто болеет.

130. Семья не помогает мне, а осложняет мою жизнь.

Текст опросника АСВ для родителей детей в возрасте от 11 до 22 года Инструкция:

 

Уважаемый родитель! Предлагаемый Вам опросник со­держит утверждения о воспитании детей. Утверждения про­нумерованы. Такие же номера есть в «Бланке для ответов».

Читайте по очереди утверждения опросника. Если Вы в общем согласны с ними, то на «Бланке для ответов» обве­дите кружком номер для ответа. Если Вы в общем не со­гласны — зачеркните тот же номер. Если очень трудно выб­рать, то поставьте на номере вопросительный знак. Ста­райтесь, чтобы таких ответов было не больше пяти.

В опроснике нет «неправильных» или «правильных» ут­верждений.

Отвечайте так, как вы сами думаете. Этим Вы поможете психологу в работе с Вами.

На утверждения, номера которых выделены в опросни­ке, отцы могут не отвечать.

1. Я все делаю ради своего сына (дочери).

2. У меня часто не хватает времени подолгу заниматься с сыном (дочерью) чем-то для них интересным — куда-то пойти вместе, поиграть, поговорить.

3. Мне приходится разрешать своему сыну (дочери) та­кие вещи, которые не позволяют своим детям многие дру­гие родители.

4. Не люблю, когда сын (дочь) приходит ко мне с воп­росами. Лучше, чтобы думал(а) и решал (а) сам(а).

5. У нашего сына (дочери) дома обязанностей больше, чем у многих его друзей (подруг).

6. Моего сына (дочь) очень трудно заставить что-либо сделать по дому.

7. Хорошо, когда дети имеют свою точку зрения на то, верно или нет рассуждают их родители.

8. Мой сын (дочь) возвращается домой по вечерам, когда захочет.

9. Если хочешь, чтобы твой сын (дочь) стал(а) челове­ком, не оставляй безнаказанным ни одного его(ее) пло­хого поступка.

10. Если только возможно, стараюсь не наказывать сына (дочь).

11. Когда я в хорошем настроении, нередко прощаю сво­ему сыну (дочери) то, за что в другое время наказал бы.

12. Я люблю своего сына (дочь) больше, чем супруга (супругу).

13. Маленькие дети мне нравятся больше, чем большие.

14. Если мой сын (дочь) подолгу упрямится или злит­ся, у меня бывает чувство, что я поступил(а) по отноше­нию к нему (ней) неправильно.

15. У нас долго не было ребенка, хотя мы его очень желали.

16. Общение с детьми в общем-то очень утомительное дело.

17. У моего сына (дочери) есть некоторые черты, кото­рые выводят меня из себя.

18. Воспитание моего сына (дочери) шло гораздо луч­ше, если бы мой муж (жена) не мешал(а) мне.

19. Большинство мужчин легкомысленнее, чем женщины.

20. Большинство женщин легкомысленнее, чем мужчины.

21. Мой сын (дочь) для меня — самое главное в жизни.

22. Часто бывает, что я не знаю, где пропадает мой сын (дочь).

23. Стараюсь купить своему сыну (дочери) такую одеж­ду, какую он(а) сам(а) захочет, даже если вещь дорогая.

24. Мой сын (дочь) непонятлив(а). Легче самому 2 раза сделать, чем один раз объяснить ему (ей).

25. Моему сыну (дочери) нередко приходится (или при­ходилось раньше) присматривать за младшим братом (се­строй).

26. Нередко бывает так: напоминаю сыну (дочери) сде­лать что-нибудь, а потом плюну и сделаю сам (а).

27. Родители ни в коем случае не должны допускать, чтобы дети подмечали их слабости и недостатки.

28. Мой сын (дочь) решает, с кем ему (ей) дружить.

29. Дети должны не только любить своих родителей, но и бояться их.

30. Я очень редко ругаю сына (дочь).

31. В нашей строгости к сыну (дочери) бывают большие колебания: иногда мы очень строги, иногда все разрешаем.

32. Мы с сыном (дочерью) понимаем друг друга луч­ше, чем с мужем (женой).

33. Меня огорчает, что мой сын (дочь) слишком быст­ро становится взрослым.

34. Если ребенок упрямится, потому что он плохо себя чувствует, лучше всего сделать так, как он хочет.

35. Мой ребенок рос слабым и болезненным.

36. Если бы у меня не было детей, я бы добился (доби­лась) в жизни гораздо большего.

37. У моего сына (дочери) есть слабости, которые не проходят, хотя я упорно с ними борюсь.

38. Нередко бывает, что когда я наказываю своего сына (дочь), мой муж (жена) тут же начинает упрекать меня в излишней строгости и утешать его (ее).

39. Мужчины более склонны к супружеской измене, чем женщины.

40. Женщины более склонны к супружеской измене, чем мужчины.

41. Заботы о сыне (дочери) занимают большую часть моего времени.

42. Мне много раз приходилось пропускать родительс­кое собрание.

43. Стараюсь купить ему (ей) все то, что он(а) хочет, даже если это стоит дорого.

45. Мне много раз приходилось поручать моему сыну |фючери) важные и трудные дела.

46. За моего сына (дочь) нельзя поручиться в серьезном Леле.

47. Главное, чему родители должны научить своих де­тей. — это слушаться.

48. Мой сын сам решает, курить ему или нет.

49. Чем строже родители к ребенку, тем лучше для ре­бенка.

50. По характеру я — мягкий человек.

51. Если моему ребенку чего-то от меня нужно, он(а) старается выбрать момент, когда я в хорошем настроении.

52. Когда я думаю о том, что когда-нибудь мой сын (дочь) вырастет, и я буду ему (ей) не нужна, у меня пор­тится настроение.

53. Чем дети старше, тем труднее иметь с ними дело.

54. Чаще всего упрямство ребенка может быть вызвано тем, что родители не умеют к нему правильно подойти.

55. Я постоянно переживаю за здоровье сына (дочери).

56. Если бы у меня не было детей, мое здоровье было бы гораздо лучше.

57. Некоторые очень важные недостатки моего сына (до­чери) упорно не исчезают, несмотря на все меры.

58. Мой сын (дочь) недолюбливает моего мужа (жену).

59. Мужчина хуже понимает чувства другого человека, чем женщина.

60. Женщина хуже понимает чувства другого человека, чем мужчина.

61. Ради моего сына (дочери) мне от многого в жизни пришлось отказаться.

62. Бывало, что я не знал(а) о замечании или двойке в дневнике, потому что не посмотрел (а) дневник.

63. Я трачу на своего сына (дочь) значительно больше денег, чем на себя.

64. Не люблю, когда сын (дочь) что-то просит. Я сама лучше знаю, что ему (ей) надо.

65. У моего сына (дочери) более трудное детство, чем у большинства его (ее) друзей.

66. Дома мой сын (дочь) делает только то, что ему (ей) хочется, а не то, что надо.

67. Дети должны уважать родителей больше, чем других людей.

68. Мой сын (дочь) сам(а) решает, на что ему тратить деньги.

69. Я строже отношусь к своему сыну (дочери), чем дру­гие родители к своим детям.

70. От наказания мало проку.

71. Члены нашей семьи неодинаково строги с сыном (до­черью). Одни балуют, другие, наоборот, — очень строги.

72. Мне бы хотелось, чтобы мой сын (дочь) не любил(а) никого, кроме меня.

73. Когда мой сын (дочь) был маленький, он(а) мне нравился больше, чем в данное время.

74. Часто не знаю, как правильно поступать с моим сыном (дочерью).

75. В связи с плохим здоровьем сына (дочери) нам при­ходилось в детстве многое позволять ему (ей).

76. Воспитание детей — тяжелый и неблагодарный труд. Им отдаешь все, а взамен не получаешь ничего.

77. С моим сыном (дочерью) мало помогает доброе сло­во. Естественно, что на него (нее) действует, — это по­стоянные строгие наказания.

78. Мой муж (жена) старается настроить сына (дочь) против меня.

79. Мужчины чаще, чем женщины, действуют безрас­судно, не обдумав последствий.

80. Женщины чаще, чем мужчины, действуют безрас­судно, не обдумав последствий.

81. Я все время думаю о моем сыне (дочери), о его (ее) делах, здоровье и т.д.

82. Нередко приходится (или приходилось) подписы­ваться в дневнике за несколько недель сразу.

83. Мой сын (дочь) умеет добиться от меня того, чего ему (ей) хочется.

84. Мне больше всего нравятся тихие и спокойные дети.

85. Мой сын (дочь) много помогает мне (дома, на ра­боте).

86. У моего сына (дочери) мало обязанностей по дому.

87. Даже если дети уверены, что родители неправы, они должны делать так, как говорят родители.

88. Выходя из дома, мой сын (дочь) редко говорит, куда

89. Бывают случаи, когда наказание — это ремень.

90. Многие недостатки сына (дочери) прошли сами собой свозрастом.

91. Когда наш сын (дочь) что-то натворит, мы «беремся» за него (нее). Если все тихо, опять оставляем его (ее) в покое.

92. Если бы мой сын не был бы моим сыном, а я была помоложе, то я наверняка влюбилась бы в него.

93. Мне интереснее говорить с маленькими детьми, чем : большими.

94. В недостатках моего сына (дочери) виноват(а) я са-а). потому что не сумел(а) его (ее) воспитать.

95. Только благодаря нашим усилиям сын (дочь) остал-жив.

96. Нередко завидую тем, кто живет без детей.

97. Если предоставить моему сыну (дочери) свободу, он 7а) непременно использует ее во вред окружающим.

98. Нередко бывает, что если я говорю своему сыну (до->и) одно, то муж (жена) говорит наоборот.

99. Мужчины чаще, чем женщины, думают только о

100. Женщины чаще, чем мужчины, думают только о

101. Я трачу на сына (дочь) больше времени, чем на я.

102. Я довольно мало знаю о делах сына (дочери).

103. Желание моего сына (дочери) для меня закон.

104. Когда мой сын был маленький, он очень любил ть со мной.

105. У моего сына (дочери) плохой желудок.

106. Родители нужны ребенку, лишь пока он не вырос, том он все реже вспоминает о них.

107. Ради сына (дочери) я пошел (пошла) бы на любую жертву.

108. Моему сыну (дочери) нужно уделять внимания боль­ше, чем я могу.

109. Мой сын (дочь) умеет быть таким милым, что я ему (ей) все прощаю.

110.Мне хотелось бы, чтобы сын женился после 30 лет.

111. Руки и ноги моего сына (дочери) часто бывают холодными.

112. Большинство детей — маленькие эгоисты. Они со­всем не думают о здоровье и чувствах своих родителей.

113. Если не отдавать моему сыну (дочери) все время и силы, это может плохо кончиться.

114. Когда все благополучно, я мало интересуюсь дела­ми сына (дочери).

115. Мне очень трудно сказать своему ребенку «нет».

116. Меня огорчает, что мой сын (дочь) все меньше нуждается во мне.

117. Здоровье моего сына (дочери) хуже, чем у боль­шинства подростков.

118. Многие дети не испытывают благодарности по от­ношению к своим родителям.

119. Мой сын (дочь) не может обходиться без моей по­мощи.

120. Большую часть свободного времени он(а) проводят вне дома.

121. У моего сына (дочери) очень много времени на развлечения.

122.Кроме моего сына (дочери) мне никто на свете не нужен.

123. У моего сына (дочери) порывистый и беспокой­ный характер.

124. Нередко думаю, что я слишком рано женился (выш­ла замуж).

125. Все, чего добился мой сын (дочь) к настоящем) времени (в учебе, работе), он (она) добился(лась) благо­даря моей постоянной помощи.

126. Делами сына (дочери) в основном занимался мой муж (жена).

127. Кончив уроки (придя с работы), мой сын (дочь) занимается тем, что ему (ей) нравится.

128.Когда я вижу или представляю сына (дочь) с девуш­кой (молодым человеком), у меня портится настроение.

129. Мой сын (дочь) часто болеет.

130. Семья не помогает мне, а осложняет мою жизнь.

Бланк для ответов

Номера ответов Шкала дз
Г+
2 Г-
У+
У-
5 Т+
Т-
3+
3-
С+
С-
Н
РРЧ
ПДК
ВН
ФУ
НРЧ
ПНК
ВК
ПМК
ПЖК
Г+  
Г-  
У+  
НО РРЧ  
ФУ  
НРЧ  

Ф. И. О.__________________________________________

Фамилия и имя сына (дочери)

Кто заполнял (отец, мать, другой воспитатель)_____________________

Данные по валидизации методики по всем шкалам:

r 11 =0,56; ро=0,60; n=180; р=Ж=0,01; р<0,01.

Методика аутоидентификации акцентуаций характера по словесным характерологическим портретам13 СХП (Э.Г. Эйдемиллер)

 

Методика СХП предназначена для определения преморбидных личностных характеристик испытуемого (типа акцентуаций характера). Аутоидентификация осуществля­ется с помощью набора словесных описаний (портретов) 13 характерологических типов {Абрамова, 1995). Эти порт­реты составлены Э.Г. Эйдемиллером на основании класси­ческих клинических описаний различных личностных ти­пов известными авторитетами в области психиатрии и медицинской психологии (Э. Крепелином, К. Юнгом, К. Шнейдером, П.Б. Ганнушкиным, К. Леонгардом).

Испытуемому дается задание ознакомиться с содержа­нием 13 карточек, на каждой из которых дано описание одного типа характера. Предлагается выбрать в качестве подходящих от одной до трех карточек, отражающих по мнению испытуемого черты, присущие его личности, и сообщить экспериментатору их буквенный индекс, распо­ложив в порядке значимости. Результаты аутоидентифика­ции обязательно сопоставляются с данными других мето­дов психологического исследования. Словесные портреты характерологических типов зашифрованы следующими буквенными обозначениями:

А — меланхолический, Б — гипертимный, В — циклоид­ный, Г — эмоционально-лабильный, Д — неврастеничес­кий, Е — сензитивный, Ж — психастенический, 3 — шизо­идный, И — паранойяльный, К — эпилептоидный, Л — истерический, М — неустойчивый, Н — конформный.

 

КАРТОЧКА «А»

Я — прирожденный пессимист. Настроение у меня всегда понижено. Мир я воспринимаю как бы сквозь черные очки: жизнь мне часто кажется бессмысленной, во всем вижу лишь мрачные стороны. Никак не могу отделаться от ощущения, что вот-вот что-то плохое должно случиться. Мне кажется, что я в чем-то виноват и потому окружающие ко мне плохо относятся, смотрят свысока. Я мрачен, угрюм, всем недоволен. Все делаю медленно, неторопливо. Мои друзья говорят,

по лицо у меня печальное, что от меня веет унынием. Неспособен к волевому усилию, от трудностей впадаю в отчаяние. Особенно плохо себя чувствую по утрам, просыпаюсь с ощущением разбитости, усталости. Часто у меня бывают запоры. Жизнь моя — нелепая и мучительная пытка, иногда приходят мысли о ее никчемности, бесцельности.

 

КАРТОЧКА «Б»

У меня всегда хорошее настроение, про меня можно сме­ло сказать, что характер мой приветливый и открытый. Ду­маю, что добр, во всяком случае, охотно принимаю участие в судьбе моих друзей, которых, кстати, у меня много. Я не молчун, с удовольствием принимаю участие в беседе. Охот­но помогаю людям, но поскольку много раздаю обещаний, го. естественно, далеко не все могу сдержать. Терпеть не мо­гу нудную, кропотливую работу, которая требует усидчиво­сти и терпения. На работе у меня так много всяких дел, что

успеваю все сделать вовремя. Замечал, что окружающие пеня охотно слушают, потом повторяют мои наиболее ост­роумные высказывания; мне ничего не стоит высмеять свое­го противника. У меня часто бывают оригинальные идеи, но, сознаюсь, не очень люблю заниматься их претворением в жизнь. Люблю девушек, они мне признавались, что я — галантный ухажер. Сколько я встречал людей, все же могу сказать, что мало кого из них поставил бы выше себя. Не люблю, когда мне противоречат, это начинает меня раздра­жать; а когда разойдусь, веду себя грубо, кричу, ругаюсь, оскорбляю всех подряд. У меня отличный аппетит. В школе у меня была репутация шалуна, учителя считали меня заводи­лой во всех шалостях, пожалуй, не без основания. Кто видел ною мимику, способность передразнивать и копировать лю­дей, всегда говорил, чтобы я шел в актеры. Житейские не­взгоды переношу легко, деньгам счет не веду, легко даю их в долг, также легко сам залезаю в долги.

 

КАРТОЧКА «В»

Пожалуй, основным в моем характере является беспричинная смена периодов разного настроения: то длительное время я чувствую себя очень хорошо, все у меня полу­чается, работа спорится, хорошо сплю, у меня прекрас­ный аппетит, часто встречаюсь с друзьями, хожу с ними в кино, на танцы. Если же случаются со мной какие-нибудь неприятности, то в этот период переношу их легко. Одна­ко, совершенно непонятным для меня образом, настрое­ние портится подчас на продолжительное время — на не­дели, даже месяцы. Мне становится все безразлично, чув­ствую себя в этот период больным, унылым, перестаю верить в себя. Иногда появляется страх, что со мной может что-то случиться. От встречающихся трудностей, неприят­ностей впадаю в уныние. Плохо сплю, просыпаюсь с ощу­щением разбитости, плохо ем. Мне не хочется встречаться с людьми, их общество раздражает меня. Хочется лежать в постели и забыть обо всем. Я заметил, что такие смены периодов хорошего настроения и плохого чаще всего про­исходит либо весной, либо осенью.

КАРТОЧКА «Г»

По характеру я человек веселый, открытый, добродуш­ный, однако малейшая неприятность (перемена погоды, грубое слово, неприязненный взгляд и т.п.) омрачает меня, приводит в глубокое уныние, хотя и не надолго. Какая-нибудь интересная новость, теплое участие помогают мне обрести прежнее расположение духа. В течение дня настро­ение у меня может неоднократно меняться от самых раз­нообразных причин. Даже самому неясно бывает, почему вдруг стало так тоскливо, хотя до этого чувствовал себя хорошо, был весел. Очень внушаем и робок, такой уж у меня характер — немного детский, слишком нежный. Моим чувствам как-то не особенно верят, считают их слишком поверхностными, хотя это, конечно, не так. Различные, даже мелкие неприятности переношу тяжело.

КАРТОЧКА «Д»

Я часто чувствую себя вялым, уставшим. Настроение у меня, как правило, угнетенное. Одним людям я нехотя подчиняюсь, другими могу командовать сам. Мне очень трудно сосредоточиться, выполнять работу, связанную с длительным усилием и напряжением, в таких случаях по­рвется чувство усталости, сонливости. Меня очень беспокоит собственное здоровье, у меня часто появляются опасения, что болен какой-либо болезнью. То меня беспокоят колющие боли в сердце, то головная боль. Аппетит у я неважный. Сплю плохо, долго не могу заснуть, иногда даже хочется принять снотворное, часто вижу кошмарные сны. Сон зачастую не освежает. С утра вялый и сонливый, но к вечеру состояние улучшается — расхожусь. Подчас мне трудно сдержаться, по малейшему поводу заражаюсь, кричу, даже плачу. С трудом привыкаю к новому коллективу. Аккуратным меня не назовешь, часто меня упрекают за то, что вещи лежат в беспорядке.

 

КАРТОЧКА «Е»

Пожалуй, будет правильным сказать про меня, что я — человек робкий, застенчивый, впечатлительный, малодуш­ный. Я очень страдаю, если со мной обращаются грубо, не могу дать отпор, постоять за себя. Людское общество меня утомляет, заставляет искать одиночества. Боюсь темноты, вздрагиваю от малейшего шороха. Не переношу вида кро­ви, меня тошнит при виде нечистот. Не выношу горячих споров, стараюсь избегать скандалов, конфликтов: уж луч­ше я уступлю. Меня не покидает ощущение собственной неполноценности. Нередко мне кажется, что окружающие меня осуждают. Настроение у меня, как правило, пони­женное. Меня очень мучает ощущение того, что я не та­кой, как все, крайне не уверен в себе, с завистью смотрю на людей сильных, решительных, уверенных в себе. При появлении в большом обществе робею, чувствую себя не­ловко, краснею, начинаю заикаться. Сон у меня неспо­койный, тревожный, полный кошмарных сновидений.

 

КАРТОЧКА «Ж»

Основные черты моего характера — крайняя нереши­тельность, боязливость, постоянная склонность к сомне­ниям. Самое тяжелое для меня — принять решение. Решив­шись на что-нибудь, начав уже действовать, я постоянно сомневаюсь, так ли поступаю, то ли я делаю, что хочу; и вечные сомнения делают эту работу медленной и мучи­тельной. Люблю, когда меня утешают, не умею обходить­ся без дружеской поддержки. Боюсь за свое здоровье, бес­покоюсь за участь своих близких; постоянные тревоги, опасения, беспокойства — таково содержание моей жиз­ни. Долго не могу решиться, но если на что-нибудь ре­шился, то не успокоюсь сам и не дам покоя окружающим, пока намеченное не будет сделано. Я — педант, форма­лист. Всякое отступление от раз и навсегда заведенного порядка тревожит и сердит меня. Очень стесняюсь и теря­юсь, когда на меня обращают внимание. Из-за своей стес­нительности я часто боюсь сделать то, что хотел бы; если, например, мне сделали хорошее, я не решаюсь по­благодарить; если мне делают неподходящее предложение, я не решаюсь отклонить его. Не люблю физического труда; считаю, что неловок, неуклюж. Не приспособлен к борьбе за существование. Склонен к самоанализу, самокопанию. Люблю рассуждать и обсуждать «общие проблемы», кото­рые не имеют ко мне прямого отношения.

 

КАРТОЧКА «3»

По характеру я замкнутый, круг моих знакомых мал. В компаниях не могу найти себе места. В обществе людей чувствую себя одиноким. Хотя я замкнут, но иногда, неизвестно почему, могу поделиться своими переживани­ями, раскрыться непонятно почему понравившемуся даже случайному человеку. Мне бывает трудно понять близких, их горе или радости, а им, в свою очередь, еще труднее понять меня. От знакомых приходилось слышать в свой адрес, что от меня веет холодом, что общаться со мной трудно. Подчас некоторые мои поступки выглядят стран­ными, вызывают удивление окружающих. У меня есть на все свой взгляд, и то, что ему не соответствует, я отбра­сываю. Люблю настоять на своем, не люблю чужих сове­тов, поступаю по-своему. Меня нередко считают неспра­ведливым, говорят, что я «не знаю середины». Мой внут­ренний, мир, переживания, идеи непонятны окружающим Я часто вызываю недоумение и улыбки у людей, но это не трогает меня.

 

КАРТОЧКА «И»

Я — человек идеи, всю жизнь борюсь то за претворение своего изобретения, то за внедрение какой-либо реформы. Наблюдение за людьми, которые меня окружали, позволяют мне считать, себя выше их. Круг моих знакомых состоит из людей, которые разделяют мои взгляды. Я не прощаю людям ни равнодушия к себе, ни несогласия со мной. Исповедую принцип «кто не со мной, тот против меня». У меня нет причин быть недовольным собой; чувствую себя хорошо, всегда бодр, активен. Если я ставлю перед собой какую-нибудь цель, то всегда добиваюсь ее, если замечаю недостатки, то использую все свои силы, чтобы исправить их в соответствии со своими принципами. Пользуюсь лю­бым способом, чтобы добиться своего: пишу в газеты, выступаю на собраниях. Мои знакомые говорят, что я подчас приношу им страдания, но это неправда: на самом деле во всех своих неудачах виноваты они сами. Считаю, что людям особенно нельзя доверять, у меня много завистников, недоброжелателей. Из-за их козней мне так труд­но осуществлять свои идеи, но, несмотря на это, ничто не может меня остановить — ни просьбы, ни угрозы. Жизнь убеждает меня в том, что я всегда оказываюсь прав, ради этого стоит вести борьбу.

 

КАРТОЧКА «К»

Для меня нет других интересов, кроме интересов рабо­ты и моих собственных. Меня считают вспыльчивым, хотя я долго сдерживаюсь, но когда уже вспылю, то впадаю в неудержимую ярость. Обидчив, нанесенную обиду помню долго, не упуская случая рассчитаться за нее. Давно убе­дился, что если не придираться, то никто не будет рабо­тать. Вокруг такой беспорядок, такая небрежность во всем, такая распущенность, что я вынужден добиваться уста­новления порядка. Поэтому я чрезвычайно требователен к другим. Требую скурпулезного соблюдения установленно­го порядка, не прощаю ни одного проступка. Поскольку мне присущи аккуратность и пунктуальность в исполне­нии работы, то и от других требую того же. Считаю своим долгом давать советы, не терплю к себе начальственного отношения. Если говорю, объясняю что-либо, то делаю это обстоятельно, подробно, медленно, чтобы как можно убедительнее высказаться. Терпеть не могу, когда меня прерывают, не дают досказать, торопят. Порой у меня бывает беспричинно тоскливое настроение, и тогда я де­лаюсь вспыльчивым и раздражительным. На работе меня хвалят и ставят в пример за тщательность.

 

КАРТОЧКА «Л»

Не выношу равнодушного отношения окружающих к себе. Люблю быть в центре внимания, когда с меня берут пример, подражают. Люблю вызывать удивление у других, люблю, когда мной восхищаются. Уж лучше пусть ненави­дят меня, чем относятся равнодушно или не замечают. Люблю рассказывать истории, и тем охотнее, чем с боль­шим интересом меня слушают. Считают, что у меня есть артистические способности. Люблю фантазировать, в моих фантазиях исполняются мои мечты, я достигаю такого положения, что мне все завидуют и мною восхищаются. Я сразу чувствую отношение людей ко мне. Если я захочу, то со мною охотно дружат. К сожалению, мне не удалось найти настоящего друга. Я ценю такого друга, который всегда внимателен ко мне. Когда я болен, то хочу, чтобы ко мне относились внимательно, ухаживали за мной и даже жале­ли. Работу люблю увлекающую, такую, чтобы меня цени­ли и ставили другим в пример. В любви мне наибольшее удовольствие доставляет флирт. Одеваться люблю так, чтобы мной любовались окружающие.

 

КАРТОЧКА «М»

Я по характеру человек компанейский, очень скучаю, когда остаюсь один. По обыкновению беру пример со сво­их более сильных по характеру друзей. Не всегда заканчи­ваю начатое дело, особенно если меня никто не проверяет и не помогает. Очень люблю всякие развлечения, выпивку в компании друзей. Всегда готов веселиться. Вообще мне нравится все то, что запрещено. Мои домашние упрекают меня в том, что я ленив, неаккуратен, беспорядочен, но меня эти упреки мало трогают. Протрезвившись, раскаиваюсь в своих поступках, ругаю себя, но в то же время, подумав, понимаю, что вина моя не так уж велика. Если бы не ряд некоторых обстоятельств, то было бы все иначе. Хотел бы иметь верного друга, который бы меня защищал от бед, иначе я могу пропасть. О будущем своем я думаю мало, особенно в моменты, когда мне весело и хорошо.

 

КАРТОЧКА «Н»

Я считаю, что надо жить так, как живут все, не от­рываться от коллектива, не отставать от окружающих, но и не забегать вперед. Не люблю оригинальничать. Люблю, чтобы у меня все было, как у людей: хорошая, в меру модная одежда — не такая, чтобы все оборачивались на улице; дома хорошая обстановка и все необходимое. Ста­раюсь жить так, чтобы обо мне никто не мог сказать ниче­го плохого: ни товарищи, ни соседи, ни близкие. Развле­каться люблю как все: если выпить, то в меру и не часто, посидеть в кругу приятелей, посмотреть телевизор. Каких-нибудь особенных развлечений не ищу. Не люблю тех, кто слишком оригинальничает, модничает, ломает устоявший­ся порядок, гонится за новизной. Считаю, что мнение боль­шинства всегда правильно и противопоставлять себя боль­шинству всегда плохо и вредно.

Методика «Лесенка для родителей» (В.В. Ткачева)

 

Модификация методики «Лесенка для родителей» так же включает два этапа. На первом этапе родитель дает оценку своим личностным качествам, распределяя черты характера по принципу доминирования. В перечень этих характеристик входят:

— жизнерадостность;

— застенчивость;

— решительность;

— нежность к супругу (супруге);

— терпеливость;

— обидчивость;

— зависть;

— холодность;

— вспыльчивость.

На втором этапе родитель оценивает факторы, определяющие стабильность семьи. К ним относятся:

— здоровье членов семьи;

— собственное здоровье;

— любовь к ребенку;

— ваш ум;

— счастье;

— материальное благополучие;

— работа и карьера супруга (супруги);

— ваша работа и карьера;

— отношения с супругом (супругой).

 

Бланк методики «Лесенка для родителей» (В.В. Ткачева)

 

Первая инструкция:

Оцените Ваши личностные качества, распределив их по принципу доминирования. Вот их перечень: жизнера­достность, застенчивость, решительность, нежность к суп­ругу (супруге), терпеливость, собственное здоровье, лю­бовь к ребенку, ваш ум, счастье.

Вторая инструкция.

Оцените также по принципу доминирования факторы, влияющие на вашу семейную атмосферу: здоровье членов семьи, материальное благополучие, работа и карьера суп­руга (супруги); ваша работа и карьера, отношения с суп­ругом (супругой), ваш ребенок.

Адаптированный Тематический апперцептивный тест (В.В. Ткачева)

 

Проективная методика Тематический апперцептивный тест (ТАТ) создана X. Морганом и Г. Мюрреем в 1935 г. Основным содержанием диагностической процедуры яв­ляется анализ интерпретации картин, предъявляемых ис­пытуемым (Бурлачук, Морозов, 2000).

Проекция личных переживаний и индентификация с кем-либо из героев сочиненного рассказа позволяет определить сферу конфликта, фон настроения, позицию личности, труд­ности социальной адаптации, патологические проявления.

С целью изучения психологических переживаний роди­телей, их установок и потребностей в отношениях с деть­ми, имеющими нарушения в развитии, нами был разра­ботан Адаптированный тематический апперцептивный тест. Он используется для изучения внутренней позиции роди­телей детей с отклонениями в развитии, их отношения к дефекту ребенка и перспективам его будущего.

Инструкция:

На картинках, которые вы будете рассматривать, изоб­ражены дети с различными нарушениями: интеллектуаль­ными, двигательными, зрительными, слуховыми. Напи­шите небольшой рассказ по каждой из шести предложен­ных картинок, отвечая на изложенные ниже вопросы. Просьба не использовать известные сюжеты из книг или кинофильмов, а придумать свой рассказ.

Вопросы:

Опишите, что происходит на картинке. Кто эти дети?

О чем они думают и что чувствуют?

Что привело к этой ситуации и чем она закончится?

Каково, на ваш взгляд, будущее детей, изображенных на картинке?

Как, по вашему мнению, относятся здоровые дети к детям-инвалидам?

Как относятся к детям-инвалидам, изображенным на картинках, их родители?

Как бы вы относились к такому ребенку, если бы ока­зались его родителем?

 

 

 

 

Анкета «Определение воспитательских умений у родите­лей, детей с отклонениями в развитии» (В. В. Ткачева)

 

Инструкция:

В анкете содержатся вопросы, которые помогут опреде­лить Ваши способности как воспитателя своего ребенка. Прочтите каждое утверждение и оцените его как верное или неверное по отношению к Вам. В том случае, если оно верное, отметьте слово «ДА», если неверное, то слово «НЕТ». В анкете нет правильных или неправильных отве­тов. Отвечайте так, как Вы сами думаете.

1. Трудно ли вам угадывать желания и настроения ваше­го ребенка?

Да Нет

2. Принимаете ли вы своего ребенка таким, каков он есть, со всеми его недостатками и проблемами?

Да Нет

3. Любите ли вы проводить с ребенком свободное время: играть, читать книги, совершать прогулки, от­дыхать и др.?

Да Нет

4. Проявляете ли вы к ребенку нежность и ласку в обра­щении (прижимаете к себе, гладите по головке, качаете на руках и др.)?

Да Нет

5. Сопереживаете ли вы ребенку, если он ушибся, уда­рился или расстроен чем-то?

Да Нет

6. Есть ли у вас с ребенком эмоциональный контакт? Да Нет

7. Нравится ли вам улыбка вашего ребенка? Да Нет

8. Довольны ли вы тем, что у вас такой ребенок? Да Нет

9. Понимаете ли вы, что в развитии вашего ребенка имеются проблемы, может быть и значительные?

Да Нет

10. Считаете ли вы возможным разрешение этих проб­лем только собственными усилиями?

Да Нет

11. Нуждаетесь ли вы как родитель в профессиональной помощи педагогов и других специалистов учреждения, в котором обучается ваш ребенок?

Да Нет

12. Читаете ли вы педагогическую литературу? Если да, то укажите, как часто и какую.

Да Нет

13. Считаете ли вы, что обучение вашего ребенка в спе­циальном учреждении поможет преодолеть проблемы в его развитии?

Да Нет

14. Как вы считаете, повлияет ли на позитивную дина­мику развития ребенка ваше личное участие и помощь?

Да Нет

15. Понимаете ли вы, что будущее вашего ребенка, в силу имеющихся у него нарушений, будет отличаться от будущего других детей?

Да Нет

16. Считаете ли вы себя ответственным за воспитание ребенка?

Да Нет

17. Считаете ли вы, что процесс воспитания, оказывает положительное воздействие не только на вашего ребенка, но и на вас?

Да Нет

18. Считаете ли вы возможным наказывать ребенка за провинность физически (ремнем, шлепком и др.)?

Да Нет

19. Проявляете ли вы терпение, если ребенок каприз­ничает или не послушен?

Да Нет

20. Часто ли вы хвалите ребенка? Да Нет

21. Повышаете ли вы голос на ребенка? Да Нет

22. Оставляли ли вы ребенка одного в темной комнате в качестве наказания?

Да Нет

23. Уважительно ли вы относитесь к личности ребенка? Да Нет

24. Какой тип поощрения ребенка вы используете:

— подарок (материальный),

— похвалу (моральный),

— проявление ласки, нежности (эмоциональный).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.