Об этом члене семьи папа зачастую попусту волнуется
Этого члена семьи папа любит больше всех
Этого члена семьи мама слишком балует
Этому члену семьи папа уделяет
слишком много внимания
Об этом члене семьи мама зачастую попусту волнуется
С этим членом семьи мама проводит слишком много времени
Этого члена семьи папа слишком балует
Этому члену семьи мама уделяет
слишком много внимания
Этого члена семьи мама любит больше всех
С этим членом семьи папа проводит слишком много времени
Анкета «Оценка эмоциональной и коммуникативно-поведенческой сферы детей с тяжелыми нарушениями развития» (В. В. Ткачева)
Эта методика частично восполняет отсутствие подобного рода диагностического инструментария для изучения ей с выраженными нарушениями развития. Выбор изучения эмоционально-личностной сферы детей определен тем, что именно эта область в процессе коррекционной работы с детьми, страдающими тяжелыми пороками развития, может в первую очередь показать позитивную динамику.
Опросник позволяет раскрыть особенности контакта между детьми с тяжелыми отклонениями в развитии и значимыми для них взрослыми, а также дает возможность определить перспективы развития ребенка по ряду параметров.
Особенности личности и эмоциональных контактов детей изучаются с помощью 9 шкал. Оценка результатов осуществляется простым подсчетом баллов. При выраженном снижении интеллекта, низком уровне общения или тяжелых двигательных расстройствах квалификация результатов деятельности ребенка осуществляется исходя из доступных его психофизическим возможностям заданий. Анкетазаполняется специалистом (педагогом, психологом) иявляется эмпирической оценкой особенностей развития эмоционально-личностной сферы ребенка.
«Оценка эмоциональной и коммуникативно-поведенческой
Сферы детей с тяжелыми нарушениями развития»
(В. В. Ткачева)
1. Отношение к пребыванию в школе и к обучению
Оценка результатов:
0 баллов — отказ идти в школу;
1 балл — согласие идти в школу только потому, что это требует взрослый;
2 балла — желание идти в школу для того, чтобы там
играть;
3 балла — желание идти в школу, чтобы учиться и общаться с другими детьми и взрослыми.
2. Способы взаимодействия со взрослым (учителем, воспитателем)
Оценка результатов:
0 баллов — проявление откровенной агрессии при попытке взрослого установить контакт;
1 балл — проявление упрямства и негативизма при попытках взрослого установить с ребенком положительный контакт;
0 баллов — отказ от принятия инструкции (откровенный негативизм);
1 балл — проявление упрямства;
2 балла — частичное выполнение инструкции;
3 балла — полное выполнение инструкции.
Соблюдение доступных правил поведения
Оценка результатов:
0 баллов — нарушение нормативных правил поведения
(крики, возгласы, возможные драки с другими детьми) в течение всего времени пребывания в школе;
1 балл — нарушение поведения во время урока (отсутствие умения слушать педагога, сидеть спокойно втечение определенного времени, постоянные и необоснованные просьбы выйти в туалет, частое отвлечение внимания на другие объекты и др.);
2 балла — частичное нарушение правил поведения (нарушение правил поведения в случае потери интереса к уроку и правильное поведение, если интерес возобновился);
3 балла — нормативное поведение в течение всего урока и на перемене.
Эмоциональные реакции
Оценка результатов:
0 баллов — слезы, крики, желание подраться, выражение
страха или напряженности (на начальном этапе адаптационного периода в учебном учреждении);
1 балл— общая замкнутость и заторможенность;
2 балла — состояние покоя, нормализация состояния;
3 балла — смех, улыбка на лице как проявление положи-