Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Монополистическая конкуренция

Тема: Формы конкурентной борьбы.

План:

Совершенная конкуренция.

Монополистическая конкуренция.

Сравнительная характеристика.

Формы конкурентной борьбы

       
   


Совершенная конкуренция Несовершенная конкуренция
-фирмы не оказывает влияния на рынок своей продукции, существует свободный вход и выход на рынок. -фирмы могут воздействовать на условия реализации товара и соответственно ведут конкурентную борьбу, вход на рынок продукции ограничен. К рынкам несовершенной конкуренции относят: - монополистическую конкуренцию; - олигополию; - монополию.

Совершенная конкуренция.

Рынок совершенной конкуренции –характеризуется наличием большого количества фирм производителей, действующих независимо друг от друга.

Признаки совершенной конкуренции:

  1. Количество экономических субъектов на рынке неограниченно велико, а их удельный вес относительно отрасли крайне мал.
  2. Продукция фирм однородна, так что потребителям безразлично, у какого производителя ее покупать (все товары отрасли являются совершенными заменителями).
  3. В модели совершенной конкуренции предполагается отсутствие сговора между продавцами или покупателями для получения монопольной власти на рынке.

Рыночная цена является результатом согласованных действий всех покупателей и продавцов.

  1. Свобода входа и выхода на рынок, что предполагает абсолютную мобильность всех ресурсов, свободу их перемещения территориально и из одного вида деятельности в другой.
  2. Совершенное знание всех субъектов рынка (продавцов и покупателей) о ценах и товарах. При этом предполагается, что информация распространяется мгновенно и бесплатно. Решения принимаются в абсолютной определенности, т.е. отсутствие конкуренции предполагает неизменные условия работы на рынке.

!


Данные характеристики являются настолько строгими, что практически нет реальных рынков, которые соответствовали бы им полностью.

Примерами рынков с совершенной конкуренцией можно считать рынки сельскохозяйственной продукции (продажа молока, мяса, овощей, фруктов).

 


Монополистическая конкуренция.

Монополистическая конкуренция (от греч. poly - многои poleo - продаю) это конкуренция с некоторой монопольной властью, которая наблюдается, когда на рынке конкурирует множество продавцов, продающих близкие, но несовершенные товары-заменители.

 

Признаки монополистической конкуренции:

1. Количество экономических субъектов на рынке неограниченно велико, а их удельный вес относительно отрасли крайне мал.

2. Фирмы предлагают дифференцированный товар, в стремлении обойти конкурентов производителями применяется как реальная, так и мнимая дифференциация производимого товара.

3. Большое количество продавцов исключает возможность сговора и согласованных действий между фирмами в целях ограничения объема выпуска и повышения цен. Степень монопольной власти колеблется в пределах 0 <IL

4. Вход на рынок является достаточно свободным, но имеются некоторые ограничения, которые необходимо преодолеет фирмам-новичкам:

а) сложность продукции, которую выпускает именно данная фирма, ее продвижение на рынке потребует дополнительных затрат;

б) предпочтение покупателей к уже существующей торговой марке;

в) дифференциация прибыли (фирма может, как получить прибыль, так и понести убытки) и т.д.

5. Производители используют методы ценовой конкуренции.

!


Анализ сравнительных преимуществ различных рыночных структур позволяет оценить монополистическую конкуренцию как наиболее полно соответствующую интересам покупателей.

Дифференциация продукции расширяет возможности выбора потребителя, а сильная внутриотраслевая конкуренция и относительно невысокая рыночная монопольная власть удерживают цены на минимально возможном для дифференцированной продукции уровне (хотя несколько выше, чем на рынке совершенной конкуренции).

Примерами рынков монополистической конкуренции являются: рынки моющих средств и личной гигиены (шампунь, мыла, стиральные порошки и т.д.), продовольственной продукции, одежды и т.д.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.