Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Социально - педагогическая поддержка детей, оставшихся без попечения родителей



В предыдущем параграфе мы обосновали основные направ­ления социально-педагогической деятельности детских домов и других подобных учреждений и определили факторы, затруд­няющие осуществление социально-педагогической деятельно­сти: фрагментарность, эпизодичность взаимодействия специа­листов, делегирование полномочий и ответственности за лично­стное развитие ребенка социальному педагогу и психологу, разное видение воспитателями, работающими непосредственно с ре­бенком, его проблем, отсутствие четких ориентиров на каж­дом возрастном этапе развития воспитанника. В целях согла­сованности, скоординированности выполнения действий субъектов социально-педагогической деятельности по оказанию педагогической поддержки детям создается психолого-меди­ко-педагогический консилиум. Задачи консилиума — определение путей решения проблем ребенка, реализация его возможностей и резервов развития и оказания ему квалифицированной помощи. Консилиум — кол­лективный орган, предназначенный для принятия обоснован­ных педагогических решений и предусматривающий взаимо­действие врача, воспитателей, психолога, социального педагога, логопеда, администрации.

Созывается консилиум по итогам проведения плановых обследований детей, по мере поступления вновь прибывших Воспитанников, не реже одного раза в четверть. Взаимодействие специалистов осуществляется с учетом возрастных и индиви­дуальных особенностей ребенка; его возможностей и резервов, изучения познавательной и эмоциональной сфер. Комплекс­ный характер взаимодействия проявляется во взаимопроника­ющей, взаимообогащающей, с точки зрения форм и методов, де­ятельности специалистов в условиях единой цели.

Этап подготовки и проведения консилиума:

· подготовительный — диагностика, сбор информации о ре­бенке;

· деятельностный — определение путей решения проблем ребенка, разработка программы поддержки и развития ре­бенка, рекомендации по реализации программы; операционный — реализация решений консилиума, специ­ально организованные занятия, досуговая деятельность детей; контрольно-оценочный — анализ и коррекция результа­тов работы, технологий, оценка.

Таблица 3

Взаимодействие членов консилиума и содержание диагностики состояния ребенка

Специалисты Содержание диагностики
Психолог Показатели развития ребенка.
  Устойчивость психического состояния.
  Наличие выраженных признаков психической депривации.
  Сформированность познавательных процессов и их произвольность
Социальный педагог Социальный статус ребенка.
  Характеристика условий пребывания ребенка в семье.
  Соблюдение социальных норм поведения.
  Наличие родственников и связь с ними
Логопед Выявление патологии речи.
  Оценка сформированности речевых навыков
Медицинский работник Состояние здоровья ребенка и соотнесение с возрастными нормами.
  Группа здоровья.
  Наличие хронических заболеваний.
  Функциональное состояние органов зрения, слуха, опорно-двигательной системы
Воспитатель Выявление трудностей в обучении.
  Статус в детском коллективе, взаимоотношения со сверстниками, взрослыми.
  Интересы и увлечения.
  Соблюдение правил поведения.
  Педагогический прогноз учебных возможностей

В ходе реализации решений консилиума, в процессе орга­низации воспитательной работы с детьми используются следующие основные формы: массовые (коллективный труд, праздники, вечера, конференции, диспуты, фестивали, олимпиады, смотры художественной самодеятельности, выставки, спортив­ные, трудовые соревнования, походы, экскурсии, экспедиции); Групповые (трудовые, художественно-творческие объединения, Кружки, детские и юношеские общественные объединения и организации, научные общества); индивидуальные (помощь в разработке и реализации индивидуальных программ, в плани­ровании и выполнении организаторской деятельности, обще­ственные поручения). Для осуществления воспитательного взаимодействия применяются методы: формирования созна­ния личности (убеждение, внушение, беседы, лекции, дискуссия, Метод примера и др.); деятельности и формирования опыта об­щественного поведения (педагогическое требование, обществен­ное мнение, приучение, упражнение, поручение, создание воспи­тывающих ситуаций и др.); стимулирования деятельности и поведения (соревнование, поощрение, наказание, создание ситу­ации успеха и др.)- Письмом Министерства образования Рос­сийской Федерации от 27 марта 2000 г. № 27/901-6 «О психо­лого-медико-педагогическом консилиуме образовательного уч­реждения» определен порядок создания и организации работы консилиума (ПМПК). В приложении к письму даны формы учета деятельности специалистов консилиума.

Центром педагогического процесса необходимо стремить­ся ставить диалог, а не «передачу» знаний, ибо в диалоге ребе­нок выступает не как объект воздействия, а всегда в качестве субъекта. Пребывание ребенка в детском учреждении и свя­занные с этим процессы общения, успешного продвижения в учении, трудовой деятельности и профессионального самоопре­деления «требуют от него преодоления разного рода сложных ситуаций, затруднений». Таким образом, воспитанники нужда­ются в педагогической поддержке. Под педагогической поддер­жкой подразумевается деятельность педагога по оказанию пре­вентивной и оперативной помощи воспитанникам в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим, психическим здоровьем, общением, с успешным продвижением в обучении и наконец с жизненным и профессиональным само­определением. Л. Я. Олиференко, изучая проблему социально-педагогической поддержки детства, определяет ее как «особый вид социально-педагогической деятельности, которая направ­лена на выявление, определение и разрешение проблем ребен­ка с целью обеспечения и защиты его прав на полноценное развитие и образование». Предметом социально-педагогичес­кой поддержки становится «процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий». Следовательно, социально-педагогическая поддержка ориентирована на помощь ребенку в преодолении трудностей социализации.

Учитывая сложный процесс социального развития ребенка, овладение им опытом социальных действий, усвоение соци­альных норм, образцов поведения, на основе которых формиру­ются социально значимые качества личности, автором была разработана специальная программа, обеспечивающая преем­ственность, системность и взаимосвязь, а также целостность пе­дагогического процесса. Важно понимать, что «программа на­правляет усилия специалистов, всех, кто непосредственно вос­питывает детей и подростков, помогает реализовать главные целевые установки, а также на основе программы определяет­ся содержание воспитательного процесса в целом и отдельных занятий».

При разработке программы возникла проблема, которая зак­лючалась в отсутствии четких ориентиров того, что должен знать и уметь выпускник детского дома или подобного учреж­дения Б. А. Куган, например, считает, что «детский дом при­зван формировать у воспитанника социально значимые, стер­жневые умения и навыки: умение противостоять асоциально­му окружению; готовность к систематической трудовой деятельности; вариативность использования досуга; укрепле­ние здоровья». В. И. Кливер, Л. С. Кочкина, Л. И. Кундозерова и др. подчеркивают в своих работах важность подготовки воспитанников детских домов, приютов и т. д. к профессио­нальному самоопределению. Однако было установлено, что более всего в программном обеспечении нуждался комплексный подход по подготовке вос­питанников к самостоятельной жизни.

При разработке Программы социального воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учитыва­лось, что развитие ребенка происходит в трех основных сфе­рах: деятельности, общения и самосознания. В сфере деятель­ности ребенок учится ориентироваться в каждом виде деятельности, овладевает соответствующими формами и сред­ствами деятельности. В коммуникативной сфере у ребенка ста­новится шире круг общения, наполнение его содержания, усво­ение норм и правил поведения, принятых в обществе, овладе­ние различными его формами, приемлемыми в социальном окружении ребенка и в обществе в целом. В сфере самосознания формируется образ собственного «Я» как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности и социальной роли, формирование самооценки. Основные направления социально-педагогической деятель­ности создают благоприятный фон для целенаправленной под­готовки воспитанников к самостоятельной жизни: обеспече­ние двигательной активности, максимальная насыщенность жизни детей радостью, интересными делами, впечатлениями, успехом; опора на положительное в ребенке для дальнейшего позитивного развития его сил и способностей; использование положительного педагогического потенциала социального ок­ружения (спонсорства, благотворительности и т. д.); обогаще­ние игровой и учебной деятельности детей, включение в нее элементов творчества; приучение детей к самостоятельности. Наиболее приемлемым методологическим основанием подготовки к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, ос­тавшихся без попечения родителей, являются системный и личностно-деятельностный подходы. Применение системного подхода имело своей целью выявление всех компонентов струк­туры программы, установления механизма ее функционирова­ния и развития целостного объекта в его внутренних и внешних связях. Личностно-деятельностный подход предполагал участие воспитанника в личностно и социально значимой деятельности. Особенность подготовки детей-сирот к жизни вне детского дома или приюта в том, что она охватывает все возра­стные этапы воспитанников, начиная с дошкольного, и осуще­ствляется непрерывно в течение всего периода пребывания в детском учреждении.

Программа соответствует Закону РФ «Об образовании» и Типовому положению об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Об­щая цель Программы социального воспитания — дать ребенку определенные знания о себе, познакомить с нормами полоролевого поведения человека, научить соблюдать этические нормы поведения, правила личной гигиены, расширить представления о мире профессий, научить готовить, работать с различными приборами и инструментами. На каждом возрастном этапе общая цель распадается на подцели, соответствующее им со­держание, с учетом принципа преемственности.

Основными принципами, которые соблюдались при разра­ботке Программы, являлись следующие:

• принцип ориентации на личность воспитанника, его внут­ренние резервы, потребностно-мотивационную сферу, фор­мирующуюся на всех этапах жизни воспитанников;

• принцип субъектного взаимодействия и рефлек­сивной активности воспитанников как адекватная реакция на возникающие социально-педагогические ситуации в ре­альном процессе жизнедеятельности;

• принцип организации общения воспитанников, предусмат­ривающий их заинтересованное взаимодействие.

В процессе реализации Программы занятия проводятся как специально организованная форма обучения, а также организу­ются нерегламентированные виды деятельности детей, свободное время в течение дня. При разработке программы учитыва­лась возрастная периодизация согласно социальной схеме, в Которой выделены четыре периода:

Преддошкольный возраст — до 3 лет. Дошкольный возраст — 3-7 лет.

Школьный возраст: младший — 7-10 лет; средний — 11-14 лет.

Подростковый возраст (старший школьный) — 15-18 лет. Социальное деление на возрастные группы в основном не противоречит биологическому. Исключение составляет подростковый возраст, к которому относятся дети с 15 лет, а не с 12-лет, как в биологической схеме. Это связано с тем, что 15 лет — возраст, с которого разрешается систематическая трудовая деятельность и профессиональное обучение. Целостность подго­нки воспитанника к самостоятельной жизни определяется сформированностью концепции, которая выявляет не про то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем. Положительная «Я-концепция» опреде­ляется «тремя факторами: твердой убежденностью в импонировании другим людям, уверенностью и способностью к тому и иному виду деятельности и чувством собственной значимости» (Р. Берне).

Сфера самосознания представлена разделами:

1. Самоитентификация.

2. Нормы полоролевого поведения че­ловека современной культуры.

3. Гигиена как условие сохранения здоровья.

Сфера общения представлена разделами:

1. Этические нормы жизни как регулятор поведения людей.

2. Формирование качеств, составляющих культуру поведения.

3. Общение с детьми и со взрослыми.

4. Природный мир вокруг человека.

5. Человек как часть природы. Экологическая культура.

6. Основы безопасности жизнедеятельности.

7. Правовые нормы жизни.

8. Отечество (Родина) как место, где человек родился и познал счастье жизни.

9. Культура взаимодействия со средой проживания.

Деятельностная сфера представлена в разделах:

1. Знать и уметь пользоваться бытовыми приборами.

2. Уметь: играть, готовить пищу, делать своими руками, рабо­тать с различными инструментами.

3. Правила ухода за жилым помещением, за растениями, за животными.

4. Познакомиться с профессией.

5. Познакомиться с деятельностью.

6. Экономика и ее роль в жизни человека.

7. Финансово-денежные нормативы жизни.

Из фундаментальных ценностей воспитательных систем было выделено трудовое воспитание, которое проводится по четырем направлениям.

Труд по самообслуживанию включает в себя соблюдение личной гигиены, организацию личной жизни и индивидуаль­ной деятельности, формирование умений и навыков по их обес­печению. При этом проводятся такие беседы, как «Личная ги­гиена воспитанника», «Неужели это я?», «О вкусах не спо­рят» и др., инструктивные занятия (правила личной гигиены юноши и девушки; правила ухода за кожей лица, волосами; мода и индивидуальность); комплексные практические работы (соблюдение правил гигиены; выполнение мероприятий по за­каливанию организма; выполнение зарядки, занятия физичес­кими упражнениями с целью формирования фигуры и т. д.). В процессе реализации выделенного направления у воспитанни­ков формируются: комплексный навык ухода за телом; потреб­ность следить за внешним видом; умение выбрать оптималь­ный режим жизни и деятельности, в том числе и трудовой; умение ухаживать за обувью и одеждой; культура взаимодей­ствия со средой проживания.

Наблюдения показывают, что в процессе труда по самообс­луживанию дети-сироты постепенно начинают проявлять себя как самостоятельно формирующаяся личность, что существенно для их самостоятельной жизни.

Хозяйственно-бытовой труд. Педагогический процесс строится с опорой на следующие виды работ: формирование комплексного навыка соблюдения гигиены жилья, представле­ний о своем доме, его интерьере, умений пользоваться бытовы­ми предметами для уборки помещений и территорий детского дома, формирование трудовых навыков в процессе работы в столовой и других помещениях. Сельскохозяйственный труд. Там, где есть сельскохозяйст­венные угодья, ребята выполняют посильную работу. Например, Старооскольский детский дом располагает большим подсобным хозяйством (пахотные земли, сад, ферма, пасека, теплица). К ра­боте в подсобном хозяйстве привлекаются все воспитанники детского дома, начиная с дошкольного возраста. Для них подо­браны педагогически целесообразные виды труда с учетом воз­раста. Зимой воспитанники в возрасте 12-18 лет работают по два часа в день, выполняя подсобные работы на ферме. В 11 летний период работает разновозрастной трудовой отряд числен­ностью 40 человек. В организации труда применяется принцип ученического самоуправления. Бригадиры назначаются из числа Старшеклассников.

Трудовые обязанности распределяются с учетом желания ребят, а также их возраста и имеющегося опыт. Труд воспитанников оплачивается реальными деньгами Отделами занятости населения и комитетом по делам молоде­жи администрации города. Эти организации располагают целе­выми фондами оплаты труда несовершеннолетних. В летние месяцы каждый работающий воспитанник старше 14 лет полу­чает два минимальных оклада, зимой — один минимальный оклад. Такой подход подтверждает педагогическую целесооб­разность материальной заинтересованности воспитанников. Благодаря этому у ребят появляется возможность приобрете­ния в личную собственность различных вещей, например, фото-аппарата, радиоприемника, спортивного инвентаря. Таким об­разом, разрушается психологический стереотип общежития, где все — общее, и появляется осознание хозяйского — это «моя собственность», воспитывается бережливость, у воспитанников

формируются основы домашней экономики (бюджет, доход, рас­ход и т. д.); при посещении рынка и магазинов они приобретают практические навыки, необходимые в самостоятельной жизни. Технический труд предусматривает обучение девочек шитью, вязанию и вышиванию, а мальчиков — работе со сле­сарным, столярным инструментом, ремонту мебели, садово-ого­родного инвентаря. Навыки ребят закрепляются также мате­риальной заинтересованностью через регулярно устраиваемые выставки-продажи детских работ для местного населения.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.