Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Последствия террористических действий



Современное общество вынуждено признать, что является свидетелем резкого увеличения разнообразных видов насилия, совершенствования его средств и методов, расширения сферы его применения. Многие правительства, при открытой поддержке или молчаливом попустительстве политических лидеров, широко применяют пытки и террор, абсолютно игнорируя какие бы то ни было права человека. При этом они лицемерно дезинформируют или грубо обманывают общественность, не брезгуя никакими средствами и широко используя прямой подлог, фальсификацию, умолчание, откровенную ложь.

Исследуя антропологию насилия, мы понимали необходимость выполнения важного дисциплинарного условия - проведение полевого исследования. Основанием для написания настоящего раздела монографии послужили результаты интервью – нашего исследования, проведённого в 2002-2003 гг. Его цель была связана с выявлением социальных последствий террористических событий и их влияния на межличностные отношения, прежде всего в среде носителей ислама. Мы сформулировали в качестве гипотезы – предположение об изменении установок относительно представителей исламской культуры в полиэтнической, поликонфессиональной среде в связи с распространением стереотипного представления о том, что террористы – исключительно выходцы из мусульманского мира.

На первом этапе исследования было проведено 12 интервью с представителями мусульманских общественных организаций и этнических меньшинств, которые по конфессиональной принадлежности относятся к мусульманам. В числе наших информантов – сотрудники регионального общества национальной культуры, культурно-просветительного национального объединения и национального культурного центра, представители администрации мечети, Поволжского религиозного управления, религиозного благотворительного фонда социальной защиты и духовного возрождения. Среди интервьюируемых были люди, давно проживающие в Саратове, хорошо интегрированные в доминирующее сообщество и живущие в данной местности лишь несколько лет, мигрировавшие недавно.

В ходе исследования мы спрашивали наших информантов, ощущают ли они какие-либо изменения за последние год-полгода в отношении к исламской религии, к ним, другим мусульманам. О негативном отношении к себе говорили респонденты чеченской, ингушской национальности (принадлежащие к мусульманской конфессии). По словам информантов, к чеченцам и лицам «кавказской» национальности часто придираются и подстраивают провокации представители силовых структур («со стороны силовых структур есть превышение полномочий в 100-кратном размере»). Существуют и примеры недоброжелательного отношения со стороны населения к чеченцам, продавцам «кавказской национальности» на рынках. О проявлениях неприязни со стороны местного населения говорили респонденты азербайджанской, дагестанской национальности. Мы полагаем, что в связи с волной террористических актов были акцентуированы негативные чувства к торговым меньшинствам, поскольку, видимо, терроризм сегодня люди связывают с этничностями кавказского региона.

Наши информанты также отмечали, что у окружающих целенаправленно формируется образ чеченского народа как воровского и бандитского, насаждаются античеченские настроения. В печати при описании преступлений, каких-то нарушений, если виновен русский, то называют просто его имя и фамилию. «Когда же провинился чеченец, то сразу напишут, что чеченец, подчеркнут его национальность и в заголовке это отметят» (муж., 51 год).

Интервью показали, что большинство респондентов татарской национальности говорят об отсутствии изменений в отношении к себе и близким за последнее время. Как известно, большую роль в смягчении и преодолении враждебных установок играют неформальные личные контакты между представителями разных этнических групп. Совместный труд и непосредственное общение позволяют увидеть в человеке другой национальности не частный случай «этнического типа», а конкретного человека[78]. В полиэтничном саратовском регионе накоплен многовековой позитивный опыт совместного проживания русских и татар (в Саратовской области проживает 55 000 татар), представленных в разнообразных сферах профессиональной и общественной деятельности.

Все наши информанты отмечали негативные последствия информационной «войны», развёрнутой против ислама и людей его исповедующих. Доказательство тому – активное объединение представителей мусульманского мира, их участие в конференциях, призванных подтвердить, что ислам и терроризм – несовместимы. Также для преодоления негативных тенденций представители этноконфессиональных сообществ саратовского региона активно участвуют в общественной деятельности, ориентированной на нахождение взаимопонимания и сотрудничества с другими народами.

Следующим этапом исследования стал сбор и анализ интервью с представителями органов правопорядка и военнослужащими (г. Саратова и г. Москвы). Контекстуальным основанием анализа этноконфессиональной напряженности в армейском социуме являются мнения, оценки и суждения военнослужащих Российской Федерации, полученные в ходе полуформализованных интервью. В данной части исследования мы попытались выяснить, изменилось ли отношение к мусульманам (к исламской религии) в армейской среде по мнению военнослужащих. Форма ответов не регламентировалась, а вербальные источники с согласия информантов записывались на механические носители для последующей расшифровки в текстовый формат. Всего было опрошено десять респондентов Саратовского и Московского регионов.

Одним из участников исследования оказался представитель спецслужб, воевавший несколько лет в Чечне, интервью с которым сопровождалось некоторыми осложнениями. Разговор происходил в поезде, и прежде, чем начать беседу, наш респондент: тщательно изучил удостоверение интервьюера, рассмотрев печати на свет; согласился говорить лишь через платок, чтобы голос не мог быть узнан; предупредил, что не будет давать оценку событиям и называть номера частей (хотя, мы сразу предупредили, что такая информация нас не интересует). После окончания разговора респондент настоял на тщательном прослушивании текста записи. В заключение применил своеобразный «шантаж», сказав, что если запись его голоса будет использоваться, он доставит нам массу неприятностей. Остальные интервью прошли в спокойной атмосфере, респонденты проявили интерес к беседе и даже высказали мнение об особенной актуальности проблем межэтнических и межконфессиональных отношений в воинских частях.

Соотношение понятий ислам и война прочно вошло в сознание российских граждан с момента распада Советского Союза, поскольку, как отмечает С.А. Мельков[79], все военные конфликты на постсоветском пространстве имеют «исламскую составляющую», и часто «исламскую окраску» имеют такие антисоциальные явления, как терроризм, экстремизм, радикализм, сепаратизм. Сами войны становятся организованным государственным террором, где захват заложников - не исключение, а правило для противоборствующих сторон, когда все виды терроризма переплетаются[80]. Организация армейского социума диктует требования строгого подчинения командирам и беспрекословного исполнения приказов, так как государству необходимы «послушные тела»[81], но в реальности солдаты имеют собственное мнение относительно противника на войне, что определяет их поведенческие стратегии, независимые от прямых директивных указаний. «Понимаете, чеченцев, таллибов, мусульман я просто не признаю, потому что они очень жестокие люди. Если бы Вы видели, что они делали с нашими пацанам, когда я служил в армии. На самом деле, при Сталине, их взяли, посадили в вагоны и выселили. Всё. У нас была возможность всех их просто убрать, а нам не давали» (муж., 27 лет, зам. ком. взвода). Это высказывание, на наш взгляд, ярко демонстрирует негативное отношение респондента к представителям всего мусульманского мира. Здесь прослеживается и неудовлетворенность политическими действиями государства, чрезмерно толерантного к чеченскому народу, в связи с чем информант пытается апеллировать к истории, к событиям сталинской депортации, как единственно правильному решению сегодняшней проблемы.

Отметим, что при ответе на вопрос, изменилось ли отношение военнослужащих к мусульманам, исламской религии в связи с так называемой контртеррористической операцией в Чечне и осуществлением ряда терактов, исполнители которых обосновывают свои действия исламскими концепциями, мнения респондентов разделились на четыре группы. К первой мы отнесли высказывания, акцентирующие внимание на отношении к распространению радикальных форм политического ислама, деятельности исламистских радикальных организаций, например: «К самим мусульманам и к исламу отношение, конечно, не изменилось. Ислам - нормальная вера. Есть определенные, агрессивные ответвления и течения, например, «ваххабизм» со своей извращенной философией, которая вызывает негативную реакцию не только у меня, но и у всех остальных людей» (муж., 26 лет, командир роты). Вторую группу ответов составляют суждения респондентов о том, что изменение отношения к представителям кавказских народностей происходит не только в сознании военнослужащих, но и у всего населения страны: «В принципе и до этого у меня была к ним небольшая неприязнь потому, что они оккупировали рынки, когда с их стороны это был беспредел. Еще мне не нравится их воспитание, они очень самолюбивые и очень нахальные, хотя встречаются вполне нормальные люди. Всеобщая неприязнь появилась к «черным», назовем так всех кавказцев, после начавшихся конфликтов» (муж., 23 года, командир взвода). «До того как война началась, я на них особого внимания не обращала, обычная маленькая народность как лезгины и курды» (жен., ефрейтор, 23 года). «Они у нас ассимилировались, а с этой войной, стали известны всем, и, соответственно, появилось негативное отношение» (муж. 26 лет, командир роты). Таким образом, отношение военнослужащих варьируется от «небольшой неприязни» к представителям кавказских народностей до дискриминирующего отношения с использованием маркирующего понятие «чёрные». Катализатором, способствующим формированию у наших респондентов интолерантного отношения к мусульманам, является война в Чечне и последовавшие за ней террористические акты, в связи с чем, военнослужащие стали воспринимать чеченцев с позиции антагонистической стороны в боевых действиях, не задумываясь об их этнической или религиозной принадлежности.

К третьей группе мы причислили мнения о том, что террористические акты и войны индуцируют идейные лидеры, активно пропагандирующие религиозный фанатизм, основанный на «исламских» ценностях. Такие взгляды иллюстрируются ответами: «Террористические акты готовит не весь мусульманский народ, а отдельный вождь, который стоит у руля власти – вдохновитель, и все зависит от того, насколько мощным будет его влияние на общество» (муж., 31 год, старший начальник помощника штаба по специальным моторизованным воинским частям). Или: «Среди мусульман есть нормальные люди, но существуют сильные единицы, которые могут подчинить себе волю и разум слабых, поэтому происходят войны и теракты» (муж., 23 года, рядовой). Четвертую группу суждений составляют самые краткие ответы, не содержащие объяснительных моделей, и показывающие отсутствие изменения в отношении интервьюируемых к представителям исламской конфессии.

Интолерантные межэтнические отношения, экстраполируясь в исламо- и кавказофобию, могут быть следствием различных поведенческих стратегий, национальных социокультурных особенностей и моделей воспитания, что также маркируется ответами наших респондентов. Так командир взвода (муж., 23 года) отмечает, что «у них другая психология, воспитание. Мы воспитаны так: прости врага своего, а они - нет…». Такую же концепцию поведения описывает старший начальник помощника штаба по специальным моторизованным воинским частям (муж., 31 год) на примере службы в своей воинской части: «Они агрессивнее. Когда ты начинаешь наезжать на солдата, то наш может стоять и терпеть, а у них это вызывает чувство оскорбления. У них не принято, когда унижают достоинство, и они сразу могут тебе это высказать в лицо, напрямую. Наш человек более мягкий, его можно обозвать, он тебе слова не скажет, а того обзовёшь, он может напрямую сказать, что это беспредел и оскорбление ему как мужчине. Это воспитание и культура. Еще они устанавливают свои жёсткие порядки, если не чувствуют силы, которая может им противостоять. Когда мы были курсантами, они все делали по-своему, например, по ночам пели песни, но потом их лидера нокаутировали, и они сразу успокоились, поняли, что им здесь нечего ловить». Аналогичные примеры приводит С.А. Белановский в своей работе «Дедовщина в армии», где анализируется неофициальная статусная система – землячество. Агрессивное поведение «кавказцев» делает их очень влиятельной силой, даже при небольшой численности, и по степени агрессивности в данном контексте лидируют чеченцы[82].

Кроме негативных черт характера, респонденты отмечали и позитивные качества, присущие представителям кавказских народностей, которые, по их мнению, отсутствуют у славян, например: «Если так разобраться, то славяне не очень сплоченный народ. Люди кавказской национальности друг за друга больше стоят, когда, допустим, один человек кавказской национальности приезжает в Россию, и все удачно складывается, то он начинает подтягивать своих. Русские же, славяне, стараются больше себе забрать, чем поделить с кем-то» (муж., 34 года). «Во-первых, кавказцы, они более сплоченные, более верующие. У них каждую неделю происходят намазы. У нас же такого нет, наши не ходят креститься, молиться. Даже в этом поведение разное. Приходя в столовую, они все обнимаются, целуются, не зависимо от того, из каких подразделений. Они очень дружные ребята, в отличие от наших» (жен., 23 года). Данные высказывания показывают, что военнослужащие позитивно оценивают некоторые поведенческие практики и традиции своих сослуживцев из Кавказского региона. Таким образом, профессиональный статус военнослужащих является определяющим фактором в формировании толерантных межэтнических отношений, разделяющим мусульман на «своих» и «чужих». «Свои» обладают симпатичными культурными, национальными особенностями, которые можно было бы перенять русским, а «чужие», то есть члены банд. формирований, транслируют традиции, не приемлемые в гражданском обществе. Военнослужащие чётко расставляют приоритеты, дифференцирующие отношения с коллегами, принадлежащими к исламской конфессии, и представителями террористических группировок, которые уже «не имеют ни гражданства, ни национальности, ни религии – они просто бандиты». Хотя, может быть, в реальной жизни наши респонденты просто редко ориентируются на религиозную идентичность и гораздо большую роль (нежели принадлежность к той или иной конфессии) играет профессиональное измерение.

Современный радикализм довольно тесно увязывается в общественном сознании с религией. Причём, едва ли не важнейшей мифологемой наших дней, определяющей не только обывательские страхи, но и глобальные политические процессы, стал постулат о сущностной радикальности ислама, его непримиримости по отношению ко всему неисламскому миру[83]. Поэтому в ходе нашего исследования мы попытались выяснить у военнослужащих, как, по их мнению, связаны такие категории как ислам и экстремизм. Оказалось, что практически все респонденты данные понятия «разводят», применяя при этом следующие объяснительные модели: «Некоторые исламские террористические организации, Хаккайда, например, ходят под исламским флагом и прикрываются исламским щитом, а на самом деле, экстремизм многолик, например, та же «Ирландская республиканская армия» – это тоже террористическая организация, но к исламу никакого отношения не имеет, по-моему, это и к вере никакого особенного отношения не имеет» (муж., 26 лет, командир роты); «В принципе каждую веру можно привязать к экстремизму. Всё зависит от грамотного оратора» (муж.,23года, командир взвода); «Всё зависит от того, какую подоплеку к той или иной организации применить, от того какая политика и какие цели будут преследоваться» (муж., 31 год, старший помощник начальника штаба по специальным моторизованным воинским частям). Таким образом, по мнению респондентов, религиозная принадлежность не влияет на возникновение экстремистских действий, а религия (ислам) оказывается лишь исключительно удобным инструментом в руках тех, кто, преследуя собственные, далеко нерелигиозные цели, использует постулаты ислама вопреки его истинным ценностям.

Следующий блок вопросов представляется нам особенно интересным, поскольку выступает фильтрующим звеном всех интервью. Мы напомнили респондентам ситуацию, когда после совершения террористических актов и захвата Норд-Оста, на территории Москвы произошло несколько неправомерных задержаний и избиений мусульман представителями правоохранительных органов. Респондентам было предложено оценить действия своих коллег и, может быть, необходимость применения к ним наказания. Рассуждая о конкретных ситуациях взаимодействия военнослужащих с представителями исламской конфессии, практически все респонденты негативно оценивают действия представителей органов внутренних дел: «Здесь милиция не права. Если мусульмане не виноваты, то их не имеют права трогать. Это уже наглость со стороны милиции» (жен., 23 г.); «Отрицательно отношусь к тому, что их избивали, потому что, я уверена, что в этой группировке есть люди самых разных национальностей и вер» (жен., 23 года). Некоторые интервьюируемые считают, что, с точки зрения обывателя, такую стратегию поведения военнослужащих можно понять, но, если человек находится на службе государства и выполняет функцию защиты населения, то превышение должностных полномочий, должно быть наказуемо. Было высказано мнение, что «зная мусульман, другого выхода не вижу, поскольку воспитание у них такое, они будут покрывать своего единоверца, даже если он виновен» (муж., 23 года, командир взвода). Также было несколько высказываний относительно того, что милиционеры - тоже люди, и, если у них кто-то погиб во время терактов, то «наказывать их за превышение полномочий, конечно, надо, но не строго» (муж., 23 года, рядовой). Интересное суждение было высказано мужчиной (27 лет, зам. ком. взвода), который с возмущением заметил, «что Вы ерунду-то говорите? Не было этого, это все просто пропаганда». Таким образом, большинство опрошенных военнослужащих, рассуждают о действиях представителей органов внутренних дел (после террористических событий) с негативистской позиции, но применяют объяснительные модели, направленные на оправдание своих сослуживцев, вплоть до полного отрицания сюжетных концептов.

Проблема исламофобии приводит нас к вопросам о том, что необходимо делать, чтобы избежать новых терактов и как способствовать толерантным межэтническим отношениям. В основном, представители правоохранительных органов, принимавшие участие в исследовании, акцентировали внимание на жесткой политике государства, способствующей предотвращению экстремистских действий. Один из респондентов отметил, что «еще лет десять назад в Волгоградской области практически не было чеченцев, сейчас там целые чеченские села. Причем люди, приезжающие оттуда, говорят, что чеченцы проявляют агрессивность, совершают безнаказанно преступления, завладели целыми селами, выживают оттуда коренных граждан. Русских, славян попросту выживают или убивают. В этом виновата государственная политика, естественно, российское государство, своей «беззубостью» и, так скажем, проституизмом перед западными странами, пред западной прессой». Приведенное высказывание, вероятно, свидетельствует о том, что некоторые действия Правительства Российской Федерации не находят отклика у интервьюируемого, а выполняемые военнослужащими приказы, часто оказываются неоправданными. Было также высказано мнение, что эффективным механизмом, способствующим избежанию терактов, является телефон доверия «позвонил по телефону, сообщил, что вот там-то кучкуются подозрительные личности, а дальше - пусть этим занимаются правоохранительные органы» (майор, муж., 31 год).

Вопрос о толерантных межэтнических отношениях вызвал достаточно широкий спектр ответов от полного отрицания возможности наладить такие интеракции до активной работы представителей разных религиозных течений на территориях воинских частей. Некоторые респонденты указывали на личностный фактор взаимоотношений, апеллируя к тому, что «если человек по своей натуре вредный, несговорчивый, он ни с кем не уживется, независимо от национальности. А если человек общительный, веселый, то всегда можно найти подход». Среди ответов прозвучало мнение военнослужащих, ориентированное на реализацию принципов демократического государства: признание в качестве источника власти народа; постоянное влияние общества на государственную власть; контроль за деятельностью тех, кто ее осуществляет; равноправие граждан в политической жизни страны, «признание прав и свобод населения, а самое главное, обеспечение людей работой». Также, военнослужащие, рассуждая о современной ситуации в полиэтнической России, возлагают большие надежды на работу Правительства нашей страны, направленную на восстановление межконфессиональных и межэтнических толерантных отношений.

В целом, из конгломерата текстов проведенных интервью, только одно из них было наполнено ненавистью к «кавказцам», но в данном контексте респондент не различал понятия религиозной и этнической принадлежности. Наш информант воевал в Чечне в течение семи лет, что, естественно, наложило отпечаток на все его мировосприятие и отношение к мусульманам. На вопрос, существуют ли в России опасные религии, мы получили такой ответ: «Черножопые», попытки уточнить какой народ, какое вероисповедание, имеет в виду респондент, не привели к успеху. Свое отношение к чеченцам респондент выразил, используя сюжетную линию фильма А. Невзорова «Чистилище»[84]. Именно этот фильм с острой, провокационной темой захватывает внимание нашего респондента. Мы решили, что целесообразно полностью привести его высказывание: «Слишком много в них наглости, хваткости и, как они считают, безнаказанности. Они относятся к нашему народу как к скотине последней. Они лично говорят, что мы собаки, волки. То есть, сами себя считают волками, а мы собаки на привязи, рыжие псы. Так и было у них сказано, что мы – псы, собаки. А они себя считают свободными волками в горах, а мы собаки для них. Вся наша организация военная для них считается псарней. Это мы – военные – мы цепные собаки, а они значит свободные, они нам всем глотки перегрызут! Это не раз, по-моему, звучало, была запись и видеокассеты были, да что там говорить, все показано в фильме «Чистилище» и про собак, и про «похороны», и про распятие. Пускай это все будет даже наиграно, все это фигня. Но все равно, фильм реальный и снят очень хорошо».

Этот отрывок интервью наполнен яркой эмоциональной фактурой, повторами наиболее актуальных и раздражающих респондента фраз. Опрашиваемый оценивает чеченцев не с позиции обывателя, который получает дозированную информацию через СМИ, а через призму личного опыта, когда война для него стала практикой повседневности, которая трансформировала конкретных противников в образ всего чеченского народа. Отметим, что среди опрашиваемых ещё два человека принимали участие в Чеченской кампании, но эти военнослужащие не переносят ответственность за происходящее на всех чеченцев и мусульман. По-видимому, это происходит из-за того, что они находились на территории Чечни в командировках, а не длительный срок, и проходили курс реабилитации, что, вероятно, не было выполнено при работе с респондентом, чьи высказывания приводились выше.

В заключение важно отметить, что большинство респондентов изменили свое отношение к представителям кавказских народностей после начавшейся Чеченской компании, потому что: * во-первых, увеличилось количество мигрантов из зоны боевых действий, которые ассимилировались в России и «оккупировали» рынки, занимая рабочие места наших соотечественников; * во-вторых, военнослужащие являются непосредственными участниками военных операций, и начинают относиться к представителям чеченской стороны, как к врагам. Несмотря на это, наши респонденты пытаются «фильтровать» свое личное отношение и не переносить его на зону профессиональных интеракций, осуждая интолерантные межэтнические отношения со стороны коллег. Более того, военные четко дифференцируют статусные позиции мусульман, положительно оценивая национальные и культурные традиции своих сослуживцев из Кавказского региона, и считают, что благоприятные отношения между представителями различных этнических групп чрезвычайно важны, особенно в правоохранительных органах и воинских коллективах.

Итак, проведенное исследование показало, что в армейском и гражданском социумах наблюдается определенная социальная напряженность, связанная с последствиями террористических актов и неразрешенным конфликтом в Чечне, но об экстраполяции таких отношений сегодня говорить нельзя, поскольку доказательств каких-то серьезных конфликтов, массовой неприязни мы не выявили. Мусульмане и христиане различной этнической принадлежности достаточно мирно сосуществуют в городском пространстве и армейском социуме, что оптимизирует перспективу таких взаимоотношений в будущем. Для национального и межконфессионального согласия в регионе нужны общие усилия, заинтересованность всех жителей. Власти необходимы специалисты, разбирающиеся во всех тонкостях теологии, не допускающие некорректных высказываний о той или иной конфессии (ведь эту сферу деятельности в органах власти осуществляют недавние атеисты). Для формирования этики межнационального общения, воспитания уважения к иным культурным ценностям, безусловно, важны этичность, «правдивость» средств массовой информации, а также привлечение новых образовательных программ, так как негативные установки, враждебность, взаимное непонимание являются результатом недостаточных знаний друг о друге. Таким образом, профессионализм журналистов, военных психологов, согласованные действия органов правопорядка и всех ведомств, занимающихся проблемами нормализации межэтнических и межконфессиональных отношений, позволят избежать новых экстремистских действий, предотвратить трансформацию неприязни к представителям исламской конфессии в ненависть, а также снизить уровень этнической интолерантности в армейском и гражданском социумах.

Сейчас мы наблюдаем активно внедряемую в массовое сознание новую порцию оптимистических мифов, коррелирующую с новой глобализационной волной. Стоило бы разделять интеллектуальные операции вокруг глобализации и реальную логику действий субъектов в борьбе за ограниченные ресурсы планеты. Может оказаться, что особая дефиниция нынешней волны глобализации выразит стремление с позиции силы узкой группы лидеров современного мира, не считаясь ни с кем, оптимизировать доступ к ресурсам планеты и максимизировать их использование

Разработка парадигм выживания человечества стала сегодня важнейшей глобальной, а в научном отношении - междисциплинарной проблемой современности. Этими вопросами занимаются философия, медицина, экология, информатика, и биология, и социология. Особое значение здесь приобретают научные исследования проблем существования индивида, экологии его тела и души, механизмы и средства, которые непосредственно работают на защиту индивида, охрану его прав и личных интересов, здоровья и свободы. В контексте этих проблем особенно следует выделить вопросы обеспечения информационной безопасности личности, которая играет важнейшую роль в стратегии выживания человечества.

 

 

ИНФОРМАЦИОННОЕ НАСИЛИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Симулякр насилия

В настоящее время насилие, как отмечает Ж. Бодрийяр, приобрело новое обличье - наши СМИ сделали его общедоступным. Информация о насильственных актах мгновенно появляется на первых страницах газет, в телевизионных новостях, не говоря уже о фильмах, где насилие пропагандируется в многочисленных видах, и это намного интересней, чем какое-то событие культуры. Люди до такой степени стали чужды друг другу, что насилие становится обычаем, которое хотя бы на миг возвращает людей к ближним. Бодрийяр считает, что в своей основе насилие – это, скорее, отсутствие события. Насилие взрывает безразличие, политическую пустоту, а не злобу той или иной группы людей, молчание истории, а не психологическое подавление индивидов[85].

Насилие есть воздействие (в том числе силовое) на человека или группу людей, противоречащее закономерному ходу событий: физическим и биологическим закономерностям, юридическим нормам, моральным принципам. В любой, даже самой примитивной силовой форме всегда есть информационная составляющая. Информационное насилие присутствует, хотят этого исследователи или нет, в любой форме насилия. Силовое воздействие всегда промоделировано информацией, отсюда различная амплитуда (величина информации).

Вырабатывая нормативные определения действительности, формируя потребности, взгляды, оценки и предпочтения, средства массовой коммуникации являются одной из конститутивных составляющих социальной реальности. Появление новых информационных технологий закладывает прочную основу для развития мирового информационного сообщества. Противоречия интеграционных стратегий глобализации и регионализации конструируют новые информационные и виртуальные потоки, продуцирующие информационное насилие и стремящиеся к собственной власти, господству слова.

Функционирование государства, его социальная, политическая, экономическая, индустриальная сфера находятся в прямой зависимости от работы информационных сетей, систем связи и управления, программного обеспечения, составляющих техническую базу информационного пространства. Данная взаимосвязь сегментов инфраструктуры государства зависит от надежного функционирования средств передачи и обработки информации, и возникающие в этой связи новые реалии не могут не учитываться мировым сообществом. Сегодня жизнедеятельность общества осложняется вектором агрессии и насилия, их специфического преломления, соответствующего социально-экономической и культурной ситуации региональных пространств и временных характеристик социума. На фоне явлений кризиса и нестабильности информационное насилие оказывается неизбежным сопровождением общественного бытия.

Информационная компонента насилия содержится на любом этапе развития общества, в любых формах насилия, модулируя их и являясь атрибутом насилия. Информационное насилие в широком смысле, предполагающем существование информации в любых социальных системах – это не силовое (не вещественное и не энергетическое) упорядоченное воздействие на объекты, носящее антисоциальный либо антиличностный характер. Информационное насилие, имея природные предпосылки, выступает особой формой социального насилия, где информационная составляющая в результате инверсии приобретает самостоятельную сущность, на основе силовых: вещественных и энергетических процессов. Его распространение связано с антропологическим кризисом, модернизационным шоком, распадом традиционных культур, освободившим деструктивные и антисоциальные импульсы. В узком смысле информационное насилие – несиловое воздействие на ментальную сферу.

С эволюцией общества информационная составляющая приобретает явный, а не латентный характер (при этом вещественные и энергетические компоненты не исчезают), происходит дифференциация информационного насилия. Основные свойства информационного насилия: нелинейность, скрытность, максимальная дальность и скорость воздействия, кумулятивность, невещественный и неэнергетический характер, нелокализованность в социальном времени и пространстве, возможность фокусировки, селективность, опосредованный характер социального воздействия, возможность клонирования, виртуальный характер. Данные свойства не существуют изолированно, а образуют систему атрибутов и модусов информационного насилия.

Симулякр насилия, возникающий в прессе, радиопередачах, телевизионном экране, – это информационное насилие, заключенное в самой природе образов. Основными формами информационного насилия являются: информационный прессинг, искаженная информация, недостаточная информация, нелегитимная информация. Отсюда, наиболее общими механизмами информационного насилия являются: информационное давление, искажение информации, утаивание информации, незаконное получение информации. Взятие власти над объектом происходит посредством дискурсивного акта, фактом своего выполнения создающего соответствующее состояние социального объекта.

Новейшие технологии усиливают опасность информационного насилия, происходит экспоненциальное развитие риска и уязвимости нашей цивилизации. Однако, несмотря на увеличивающееся информационное доминирование, вещественные и энергетические компоненты насилия сохраняются, они не исчезают, что-то должно оставаться носителем информации. Разница между информационным и физическим насилием заключается, в том числе, и в энергетических затратах.

Информационная цивилизация меняет не просто статус информации, то есть роль ее позитивных последствий, но и резко расширяет негативные возможности. На смену знанию приходит информация, а точнее информированность, информация становится все более специфической и трудной для понимания, поэтому объект или событие, попавшие в фокус внимания, необходимо изучать более тщательно, чем когда-либо в прошлом. Информация становится объектом продуктивного упорядочения и регулирования, от результатов которого зависит использование информации в качестве глобального стратегического ресурса выживаемости общества. Информационно-психологическое воздействие на общество оказывается повсеместно.

Российское общество в последние несколько лет столкнулось с проблемой, проявившейся на Западе лет двадцать назад: интенсивное и массовое освоение асоциальными личностями такой ниши для преступной деятельности, как психика и душа человека. Деструктивные культы пользуются психологической и духовной (медицинской, коммерческой, политической) неосведомленностью и неопытностью людей и привязывают к себе, всячески вызывая, сохраняя и усиливая состояния невежественности, неинформированности и формируя неестественные, противозаконные состояния зависимости у своих приверженцев. Необходимо подчеркнуть, что в любом деструктивном культе эксплуатируется, прежде всего, психологическая неграмотность и незащищенность[86]. Проблема устранения психологического насилия из взаимодействия людей является решающей для ликвидации или сведения к минимуму всех других форм насилия. Именно манипулирование, психологическое насилие порождает, как правило, все другие формы проявления насилия и жестокости.

Манипуляция сознанием — своеобразное господство над духовным состоянием людей, управление путем навязывания людям идей, установок, мотивов, стереотипов поведения, выгодных субъекту воздействия[87]. У манипулирования есть две стороны, неотделимых друг от друга: одновременно эксплуатируется, как потребность человека в любви и внимании, так и все его страхи. Таким образом, насилие осуществляется и в форме «любви», и в форме прямых и косвенных угроз и запугиваний. Характерным приемом деструктивных культов является активное использование различных видов искусственной «любви» на первых этапах вовлечения жертвы в ловушку и применение угроз лишения «любви» на последующих этапах эксплуатации[88]. Манипуляция – это вид духовного, психологического (а не физического) воздействия. Это воздействие на психические структуры человеческой личности является скрытым, оно не должно быть замечено объектом манипуляции. Такое воздействие, безусловно, требует значительного мастерства и знаний[89]. Если мы чувствуем, что информация обходит сознание и действует на подсознание, - лучше просто отключить источник информации.

В современном мире возрастает возможность манипулирования обществом вообще и отдельной личностью в частности. Информатизация общества происходит в определенной социальной среде и испытывает зависимость от этой среды. Мощь информационных потоков не сдерживается ни моральными, ни культурными границами. На нас обрушивается мощный поток информации, воздействующий на общественное сознание и чувства. Информационная компонента (не вещественная и не энергетическая) содержится в любом насилии, но с эволюцией общества ее роль возрастает. Информационная безопасность должна рассматриваться в контексте социальной безопасности человека, а концепция информационной безопасности должна быть прописана в контексте концепции прав человека. Превенция информационного насилия, носящего частный, конкретный характер, не только необходима, но и возможна. Информационное насилие возникает в социальном взаимодействии объекта и субъекта, осуществляемом как столкновение культурных и социальных установок в едином социальном хронотопе. Поэтому актуальной становится уже не защита информации, а защита от информации, для предотвращения насилия возможно разделение времени и пространства агентов и реципиентов насилия, либо устранение конфликта установок. Опасность глобального информационного насилия полностью неэлиминируема, поскольку существуют проблемы контроля над усложняющимися информационными системами. Отсюда возникает необходимость добровольных и законодательных ограничений развития информационных систем.

В контексте современной социокультурной ситуации информационные потоки включены в существующие тенденции культурного развития, нелинейность эволюции культуры, сложные социальные трансформации. В современном обществе сложилась система государственного и частного информационного насилия. Средства массовой информации навязывают выгодные им и их реальным хозяевам оценки, мнения, электоральное поведение. Информационным насилием являются прославление культа силы и гангстеризма, вестернизация либо, наоборот, заполнение вульгарной отечественной эстрадой экранов телевидения и кинематографа. Насилие входит в язык, семантику передач, повседневные коммуникации.

Информационная безопасность личности характеризуется защищенностью психики, сознания от опасных информационных воздействий (манипулирования, дезинформирования). Она зависит как от личностных качеств индивида, так и от моральных, социальных и правовых условий в обществе Homo Sapiens, отличается от животных, прежде всего сознанием, разумом. Мозг человека, его нервная система - это информационная система, функциональные возможности которой по получению, запоминанию, обработке, передаче и использованию информации значительно превосходят возможности животных. Но и уязвимость этой системы выше. Ясно, например, что посредством целенаправленного информационного воздействия практически невозможно подвести к самоубийству животное или ребенка. Подростка же или взрослого человека - не так уж сложно.

Однако государственно-правовая защищенность человека от физических посягательств обычно гораздо выше, чем от нападок на психику, душу людей. Экология души находятся за пределами правового поля государства. За пустяковую рану ножом преступник, если он пойман, попадает в тюрьму наверняка, а за изуродованную душу - отнюдь не всегда. Слабая правовая защищенность психики, сознания людей является существенный изъян государственно-правовой системы, и пробел вполне объяснимый. Правовая сфера часто отстает от процессов общественного развития, а в духовной сфере это отставание в уровне защищенности стало просто катастрофическим.

Известно, что непременными условиями манипулирования человеком, группой людей является неинформированностъ или дезинформированность, отсталость личности и общества в области овладения современными средствами массовой информации или изолированность от них. Современные процессы в мире и в наших странах подтверждают это весьма наглядно. Одной из существенных информационных опасностей является распространение "электронного контроля" за жизнью, настроениями, планами граждан, политических организаций и т.д. Уже появляются публикации об эффективном использовании компьютерных методов и средств в целях зондирования и коррекции установок подсознания человека. Компьютер может выдать в очень быстром темпе визуальные и акустические сигналы (слова, фразы, образы).

Сознательно человек воспринимать не успевает, но подсознание непроизвольно реагирует. Эти реакции компьютер через специальные датчики считывает и производит их обработку. В результате можно точно определить наличие в подсознании человека определенной информации и личностных установок, причем даже такой, которая не фиксируется сознанием. Например, можно точно устанавливать патологические отклонения (наркоманию, половые извращения. психосоматические заболевания), факты прошлых событий (в том числе преступления) национальную принадлежность, родной язык, фамилии и имена близких. Все это безусловно негативно влияет жизнедеятельность человека, на его отношения к окружающему миру. Процесс информатизации наших стран создаст условия информационной самореализации каждой личности для раскрытия творческих возможностей и способностей в обстановке свободного доступа к любой информации, включенной в память о6шества, социальные коммуникации и информационные банки на базе новейших информационных технологий. В США, к примеру, существует закон, регулирующий доступ к информации и включающий следующие положения: передача информации есть общее правило, а не исключение; право на информацию является всеобщим; администрация обязана объяснить свой отказ предоставить требуемую информацию, тогда как запрос не должен быть мотивирован; лица которым было отказано в предоставлении информации, имеют право обратиться в суд. Первый закон по охране информации был принят в США в 1906 г., а к настоящему времени там имеется более 500 законодательных актов по охране информации в части ответственности за ее разглашение и за компьютерные преступления.

По мере развития и усложнения средств и методов обработки, хранения и передачи информации по каналам связи повышается угроза потери ее конфиденциальности. Вопрос влияния информатизации на политическую власть является, пожалуй, центральным в западной политической жизни. Исследователи утверждают, что за счет концентрации информации, более широких возможностей ее использования происходит усиление исполнительной власти, власти государственного аппарата в сравнении с властью выборных представителей. Это подтверждается и политическими процессами в наших странах. Использование компьютерных сетей расширяет возможности аппарата в манипулировании массами.

Информационная безопасность связана также с ее включением в технологическое сотрудничество в глобальном масштабе. Концепция национальной безопасности страны должна включать и концепцию информатизации общества, поскольку угрозы безопасности, вызванные отсутствием современных средств информационного обеспечения в области экономики, экологии, здравоохранения, социального обеспечения, во много раз превышают допустимые затраты на их информатизацию.

К примеру для России и некоторых стран СНГ роль полной и достоверной информации в широком понимании многократно важнее, чем для многих других стран. Это объясняется двумя причинами: во-первых, процесс информационного взрыва, наряду с полезной и необходимой для развития общества информацией, заполнил информационное пространство необъективной, вредной, а часто преступно-опасной информации, отрицательно влияющей на образ мышления, культуру, уровень управления, нравственные и моральные основы общества, ставящие под сомнение саму государственность, суверенитет я территориальную целостность наших стран; во-вторых, рухнувший железный занавес превратил в значительной мере изолированное информационное пространство в геоинформационное. В силу этого вопросы внутренней и внешней информированности оказываются во взаимосвязи. Не трудно понять, что новые формы и условия хозяйствования, а также вопросы экологии, политики, социальной жизни, вооруженной защиты и многое другое носят общественный, интернациональный характер. Эти два фактора, наряду с известными условиями современного бытия, ставят проблемы объективизации информации, государственного управления и его информационного обеспечения по-новому.

Опасный момент, связанный с информацией, - чрезмерная открытость нашего общества. Сейчас создается впечатление, что в наших странах нет никаких государственных тайн, и что строже всего охраняются секреты коммерческие. Информация должна иметь лимиты, обусловленные соображениями государственной безопасности, экономическими интересами страны, военными задачами, наконец, нормами морально-этического порядка. Иногда газетная информация исполняет, по существу, роль "ликбеза" для террористов и преступников. Идет последовательный переход от практики "закрытых районов" к практике закрытых объектов и зон. Серьезность вопроса обеспечения информационной безопасности требует ужесточения мер против тех, кто безответственно относится к представлению информации или, тем более, сознательно искажает ее.

Растущую опасность информационного плана для личности, общества, государства представляет новый тип социально опасных преступлений, основанных на использовании современно информационной техники и технологии. Основные виды этих преступлений включают махинации с электронными деньгами, компьютерное хулиганство, хищения разнообразной информации, хранящейся или передаваемой в "безбумажном" виде, незаконное её копирование.

Бурное развитие специальных технических средств нового типа, которые способны воздействовать на психику, сознание людей и на информационно-техническую инфраструктуру общества и армии, достигло такого уровня, что их характеризуют как новый вид оружия - электронное или информационное оружие. Это оружие включает различные средства нападения на компьютерные сети, начиная с электронного шпионажа до вирусов, способных разрушать ключевые системы. К нему относятся программные средства (компьютерные вирусы, программные закладки), средства радиоэлектронной борьбы, психотропные генераторы. Применение и разработка различных видов информационного оружия осуществляется все чая и шире. Кое-где информационный терроризм стал элементом государственной политики. По данным ЦРУ США не менее 30 стран активно работают над компьютерными программами, являющими информационным оружием. Причем объектами для такого оружия все чаще становятся отдельные личности, социальные группы, а не только массы и государственные структуры, как это было не так давно. Иными словами, избирательность этого оружия растет. Отличительной чертой такого оружия является его дешевизна и сложность обнаружения. Система Интернет, связавшая компьютерные сети по всей планете, изменила правила, касающиеся современного оружия. Анонимность, обеспечиваемая Интернетом, позволяет противнику стать невидимым, обнаружить его очень сложно.

С другой стороны, современные военные действия - это уже не только огневое (вещественно-энергетическое), но и информационно-техническое противостояние. В военном деле наступает новый, постъядерный этап, развертывается новая военно-техническая революция, переход от оружия массового поражения к высокоточному, избирательному, контрсиловому и информационному оружию. Основные компоненты этой войны - оперативная маскировка, дезинформация противника, психологические операции, огневое поражение систем управления, разведка.

Государство, вступившее на путь информатизации всех сфер человеческой деятельности, обязано разработать и внедрить адекватную модель информационной безопасности личности как подсистемы сетевого социума. В противном случае все стремления и старания государства создавать и реализовать на практике новые парадигмы выживания региона, страны, человека на демократических и эколого-безопасных основах окажутся лишь благими пожеланиями.

Эти вопросы сегодня особенно актуальны при анализе причин и социальных эффектов терроризма (как одной из форм этнически сопряженного насилия). Оставляя эту тему для отдельного исследования, отметим важную роль СМИ в качестве инструмента, создающего абсолютно новую взаимную конфигурацию "интерпретативных стратегий" и агентов, вовлеченных в конфликт. Образно говоря, СМИ способны придать событиям локального уровня эффект символических "макрособытий": отсюда становится возможным единичной акцией, "прочитанной непропорциональным количеством моментально вовлеченных агентов", в корне изменить ход событий на институционально-политическом уровне.

Важно, что без анализа "интерпретативных стратегий" и того, как именно воспринимается событийная фактура вовлеченными сторонами — их взаимные угрозы/риски и маневры по обеспечению безопасности, весьма затруднительно определить "время Х", когда конфликт перейдет в насильственную фазу. Исследование "объективных" предпосылок конфликта позволяет описать только вероятностный контекст этого возможного перехода. Изучение же самих интерпретаций и их влиятельных субъектов показывает, каковы модели перехода, как он будет развернут в актуальных политических стратегиях. Чем более тщательной и детальной оказывается описание такого вероятностного контекста, тем более мы приближаемся к точности конфликтологического прогноза.

Институциализация идеологической деятельности в СМИ часто имеет своей смысловой функцией нейтрализацию здравого смысла, проективную легитимацию насилия в отношении его представителей. Практическое насилие сначала проходит свою обкатку в виде насилия символического. Здесь происходят канонизация альтернативных, конфликтующих проекций коллективного будущего, а также актуализация или изобретение идеологий, мифов, образа врага и его коллективных устремлений. Другая группа и ее устремления интерпретируются как реально нависшая угроза, требующая срочных мер противодействия.

Монополизм глобальной транскультуры, компьютерных сетей, профессиональных и потребительских сайтов таит опасность поглощения индивидуализированных социальных субъектов, которые не в состоянии идентифицировать себя в собственной локальности. Идентичность индивидов оказывается под сомнением, здесь создается граница, переступив которую, информация становится насилием. Типологизацию информационного насилия можно осуществлять по следующим принципам: в зависимости от того, кто является субъектом и объектом насилия: отдельные физические лица, группы, компании; в зависимости от способов и механизмов осуществления насилия: вербальное, невербальное, аудиовизуальное; в зависимости от степени проявления насилия: явное и латентное, непосредственное и опосредованное.

Современный терроризм является практикой применения насилия в политических целях. Он предполагает концентрацию общественного мнения на жертвах – пострадавших от теракта, заложниках. Современный терроризм, в отличие от недавнего времени, когда вершиной террористического акта считалось убийство главы государства, предпочитает в качестве жертв людей, максимально далеких от власти. Идеальная жертва современного теракта – это простой человек, обыватель, «невинная жертва», вызывающая жалость именно своей полной непричастностью к насилию, политике и публичности. Это связано с тем, что террористы хотят повлиять не на власть, а на общественное мнение. Убийство или захват первых лиц государства не вызывает в современном обществе чувство сопереживания, это всего лишь «разборки» высокого начальства со своими противниками. Все меняется, когда умирают или страдают такие же, как сам обыватель, непричастные люди: они, столь далекие от этих дел, оказываются в них втянуты. При этом гнев обывателя вызывают не только, и не столько террористы[90]. Принято считать, что насилие связано с прямым физическим и материальным ущербом и проявляется как убийство, угроза. Все это прямые, наиболее очевидные, грубые и вопиющие формы насилия, однако наряду с ними существует еще насилие, которое пронизывает психологическую и интеллектуальную сферы и проявляется незаметно в виде навязывания собственных убеждений оппоненту, искаженной информации. К одному из видов насилия можно отнести и обман, стабилизирующая функция которого широко используется государственными органами, средствами массовой информации, причем в самых разнообразных формах – от тщательно продуманной дезинформации (хорошо застрахованной от разоблачений), до тонких манипуляционных действий над общественным сознанием, формирующих выгодное общественное мнение, поддерживающих нужные правительству символы веры[91].

Все более актуальной становится не защита информации, а защита от информации. С появлением всемирной сети, любой желающий может заявить о себе на весь мир, причем фактически бесплатно, в отличие от использования традиционных СМИ. Интернет – открытое поле для информационного насилия. У человека, который начинает воспринимать мир через Интернет, возникает новая картина мира, меняется даже традиционное представление о знаковых системах. Во-первых, огромный поток информации переводит ее с дискретного уровня на континуальный, возможна даже информация без всякого содержания. Во вторых, теряется возможность верифицировать эту информацию, определить, где правда, а где ложь. Происходят изменения в языке как основе коммуникации, а это, в свою очередь, порождает глобальные трансформации в обществе.

Информационное насилие определенным образом переплелось с террором, феномен терроризма охватил буквально всю планету. Все средства террористической деятельности можно разделить на две большие группы: средства материального воздействия (оружие, взрывчатые и отравляющие вещества) и средства нематериального воздействия (незафиксированные на материальных носителях запугивания, угрозы, предупреждения о якобы готовящихся взрывах, убийствах). В качестве основания классификации средств террористической деятельности можно также использовать виды насилия, тогда мы получим следующую типологию: физический, экономический и морально-психологический терроризм.

В настоящее время идет освоение террористами информационного оружия. Так, современные развитые общества стали более зависимы от электронных баз данных, анализа и передачи информации. Таким образом, многие жизненно важные секторы открыты для несанкционированного воздействия, а согласованное воздействие может парализовать всю страну. Поэтому растет тревога по поводу компьютерного терроризма. Если раньше единственным видом информационного оружия были СМИ, то теперь огромную роль играет компьютерная информация. Если террор с помощью средств массовой информации могло осуществлять только государство, то воздействие через компьютерные системы стало возможным для отдельных личностей. Если новый терроризм направит свою энергию на информационную войну, то его разрушительная сила будет намного большей, чем когда-либо в прошлом, большей даже, чем при использовании бактериологического и химического оружия.

Даже сама возможность информационного насилия порождает качественно новые этические проблемы, суть которых в определении принципов поведения в новой реальности и взаимодействия с искусственными людьми[92]. Возникают вопросы: каковы должны быть нормы поведения в условиях абсолютной свободы воздействия на человека, как те или иные способы взаимодействия с виртуальной реальностью скажутся на социальности самого человека.

Рост мощи информационных механизмов современного общества усиливает его зависимость именно от этой составляющей. Сегодняшняя зависимость цивилизации от информационной ее составляющей сделала ее гораздо более уязвимой в этом отношении, а быстродействие и широкое распространение информационных сетей многократно увеличило мощь именно информационного оружия. Дополнительно влияет на ситуацию и принятая сегодня модель общества как принципиально открытого, что предполагает гораздо больший объем разнообразных информационных потоков, чем в случае закрытого общества[93].

Доступность информационных ресурсов для рядового пользователя зачастую способствует его усыплению, наркотизации, нежели активности. Все большая часть времени отводится чтению и поиску информации, и, соответственно, меньшая часть может быть уделена организованному социальному действию. Индивид читает сообщения о проблемах и даже может обсуждать альтернативные варианты действий. Однако все это в значительной мере относится к области интеллектуальной. Тем самым не происходит даже отдаленной активизации организованного социального действия. Индивид может быть доволен своим высоким уровнем информированности, но не замечать свою оторванность от принятия решений и действий, он отождествляет знания о проблемах с действиями в отношении этих проблем. Его социальное сознание остается абсолютно чистым, но его социальная деятельность полностью вытеснена процессом информационного созерцания[94].

Насилие, порожденное нашей сверхсовременностью - это террор, как некое подобие насилия, оно возникает скорее от экрана, чем от страсти, оно той же природы, что и изображение. Насилие потенциально существует в пустоте экрана благодаря дыре, которую он открывает в ментальное пространство. До такой степени, что лучше не находиться в общественном месте, где работает телевидение, в силу высокой вероятности насильственного события, которое оно индуцирует своим присутствием. Повсюду можно наблюдать прецессию средств массовой информации в отношении террористического насилия[95].

Информационное насилие не возникает в информационном обществе, а существует всегда, является двигателем исторического развития. Существует неустранимая связь информационной и неинформационной компоненты. Сцены насилия врываются в атмосферу домашнего уюта с экрана телевизора и видео, а чем это является, – относительно безобидным сбросом инстинктивных побуждений или подзарядка, ищущая разрешения в асоциальных поступках, еще предстоит определить. Фильмы ужасов – относительно безобидный род видеоиндустрии, это лишь серия трюков, не имеющая никакого отношения к реальной действительности. Только патологическая неспособность проводить различие между воображаемым и действительным становится причиной беспокойства. Так называемые высокохудожественные проблемные фильмы, поставленные лучшими режиссерами и которые мы смотрим с удовольствием, по сравнению с этими инсценировками ужасного оставляют в душе глубокий след.

Современный человек подвергается информационному насилию за день сотни раз. Нас уговаривают, зазывают, настойчиво пытаясь внушить – что нужно одевать, на чем жарить, чем лечить. Радио, телевидение, газеты, журналы навязывают свое понятие жизни. Конечно, эти продукты сертифицированы, но опасен не сам продукт, а реклама. Она создает имидж, образ, стереотип мышления. Мы покупаем не какой-то продукт, а кусочек «другой жизни». Реклама не логична, именно эта алогичность и создает манипулятивный эффект, грозящий нашему психологическому здоровью.

Информационная атака – не просто распространение каких-либо разоблачений, где доля правды перемешана с клеветой. Ее основной признак – воздействие не только на сознание человека, но и на подсознание. В результате информационного насилия возникает ощущение внутреннего дискомфорта именно оттого, что мнение оставляет неизгладимый след в душе против воли личности. Как следствие – стресс, психоз, неконтролируемые поступки. Обывателя ожидает двойной шок, сначала от передачи, потом от реакции на нее. В любом случае его сознание дестабилизировано, он подвергся информационному насилию.

Разработка парадигм выживания человечества стала сегодня важнейшей глобальной, а в научном отношении междисциплинарной проблемой современности. Этими вопросами занимаются и философия, и медицина, и экология, и информатика, и биология, и социология, и ноосферология. Особое значение здесь приобретают научные исследования проблемы существования индивида, экологии его тела и души. Поэтому в концепции устойчивого развития страны, человека, общества в целом должны быть включены прежде всего те механизмы и те средства, которые непосредственно работают на защиту индивида, на охрану его прав и личных интересов, его здоровья и свободы. В контексте этих проблем особенно следует выделить вопросы обеспечения информационной безопасности личности, которая играет нынче важнейшую роль в стратегии выживания человечества.

Впечатление о достоверности экранного зрелища создается неким триединым способом изображения. Ракурс, – иллюзорное представление, что именно так и туда направлен мой взгляд. План, – иллюзия того, что я хочу увидеть, как и монтаж. Эта предельно упрощенная схема восприятия экранного образа иллюстрирует сам факт подчиненности зрителя, ведомого замыслом и волей автора. Добровольно-принудительный характер общения с телевидением отчасти преодолевается нарастающей многопрограммностью ТВ, пульт управления дает ощущение свободы выбора, что ошибочно.

Наиболее полной и приближающей к пониманию извечного конфликта между сознанием и бомбардирующей его аудиовизуальной информацией можно признать теорию «когнитивного диссонанса». Современные технологии манипуляции обязывают к пониманию не только того, что делается для экрана и на экране, но и к осознанию того, что происходит за его пределами, в результате воздействия на объект. Возникает вопрос, что именно в сознании человека противостоит информационным потокам, преодолевается ими, ломается, изменяется, направляется в нужную пропаганде сторону.

Научно-технический прогресс постоянно открывает новые возможности, методы и способы воздействия на оппонента, способствует повышению эффективности уже известных приемов. Для разрешения различных социальных конфликтов все чаще используется информационная сфера, что порождает такое явление, как информационное противоборство, характеризующееся, с одной стороны, воздействием на информационную сферу оппонента, а с другой – принятием мер по выявлению и защите своих элементов информационной инфраструктуры от деструктивного и управляющего воздействия. Информационно-психологические средства предназначены для прямого или опосредованного воздействия на центры принятия управляющих решений субъекта (индивида, социальной группы, государства) путем изменения его психического состояния, мировоззренческих установок, системы знаний об окружающем мире. Используемые при этом приемы не новы, основываются они на том, что поведение субъекта в полной мере зависит от информации, являющейся связующим звеном между ним и окружающим миром.

В сферу информационного насилия попадают все виды рекламы, коммивояжеры, нищие с протянутой рукой. В информационном обществе будущего нет места рекламе, так как реклама практически всегда являет собой информационное насилие. Телевидение моделирует наше отношение к миру реальному, предлагает интеллектуальные, эмоциональные и поведенческие образцы, некие стандарты, в той или иной мере управляющие человеком. Реклама на телевидении искажает естественное восприятие экранного повествования. Рекламодателей интересуют, главным образом, механизмы воздействия на подсознание человека: реклама управляет, прежде всего, эмоциональным поведением, ускользающим от разумного контроля.

Информационному обществу нужна иная адекватная форма демократии. Понимание демократии как власти большинства должно быть дополнено необходимостью защиты меньшинства, и особенно отдельного человека от информационного насилия. Манипулирование сознанием людей, вторжение в их психику, внутренний мир становится одним из основных рычагов. Так как информация становится одним из главных ресурсов и серьезным оружием, свобода слова может быть не только правом человека, но и оружием против человека. Необходимо переосмысление понятия свободы слова, как с данным понятием соотносятся принципы информационной безопасности. Нужна серьезная иерархия информационных ценностей.

Реклама на наших глазах стала самоценным искусством. Стремительно растет количество аппаратных и программных средств, применяемых в рекламных технологиях, изобретаются все более изощренные формы проникновения в сознание потребителя. Новейшую рекламу можно переживать, не замечая этого, и проглатывать все, что она демонстрирует, даже не спрашивая согласия. На стыке компьютерной техники и телевидения возникает виртуальная реклама, когда в режиме реального времени можно вставлять в телевизионную картинку любые трехмерные объекты.

Ежедневно происходит изнасилование зрительного нерва многочисленными призывами. Продукты обладают внушающей и манипулирующей силой, распространяют ложное сознание, снабженное иммунитетом против собственной ложности. И по мере того, как они становятся доступными для новых социальных классов, то воздействие на сознание, которое они несут с собой, перестает быть просто рекламой, оно становится образом жизни. Как следствие, возникает модель одномерного мышления и поведения, в которой идеи, побуждения и цели, трансцендирующие по своему содержанию утвердившийся универсум дискурса и поступка, либо отторгаются, либо приводятся в соответствие с терминами этого универсума, переопределяемые рациональностью данной системы и ее количественной мерой[96]. За пределами относительно безвредной сферы торговой рекламы обнаруживаются куда более серьезные последствия, ибо такой язык является одновременно и средством устрашения, и средством прославления[97].

Современная реклама таит в себе огромную опасность. Речь идет о том, что в массовом сознании бытует несерьезное, п

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.