Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

МАТЕРИНСТВО И ОТЦОВСТВО



 

Тысячелетиями женщина была подсознательно настроена прежде всего на вступление в брак и рождение детей, а мужчина – на реализацию себя в окружающем мире. Не удивительно, что и сейчас роли в нашем социуме распределены таким же образом. Материнство считалось и считается главным предназначением женщины. Так рассуждает большинство людей. Женщина неосознанно и сознательно стремится реализоваться как мать. Женственность, любовь к мужчине, создание пары – все это понятия далекие от жизненных принципов большинства женщин. Считается, что появление ребенка укрепляет семью. Но так ли это на самом деле? Да, у обоих супругов появляется больше ответственности перед семьей, но внутренне супруги несколько отдаляются друг от друга. Женщина проявляет все больше чувств к ребенку, а мужчина отодвигается на второй план. Теперь в семье есть только мать и отец. Чувства уважения, любви заменяются долгом и обязанностями, жалостью и жертвенностью. Именно это может стать началом конца семьи.

 

В каждом человеке живет потребность быть творцом, что‑то создать в своей жизни. Именно это желание часто реализуется у женщин через рождение ребенка. Женщина после появления ребенка способна ощутить, что значит выходить за пределы себя. Ребенок начинает придавать ее жизни смысл. Мужчина же не способен ощутить себя творцом через появление ребенка. Поэтому его взгляд направлен вовне на реализацию своих идей или создание каких‑либо проектов. После рождения ребенка, несомненно, мать ощущает большую близость с ребенком, чем с его отцом. Естественно, это обусловлено прошедшими девятью месяцами беременности, когда мать чувствует единство со своим малышом. После рождения ребенка отец видит и ощущает, что не способен пережить те же чувства, что и мать, более того, он чувствует себя лишним в этих отношениях. И тогда он уходит в работу, предоставляя матери все больше полномочий для воспитания ребенка.

Фигура отца – это, как правило, фигура родителя, находящегося на периферии. Часто ему отведена роль добытчика в семье. Он, как правило, большую часть времени проводит на работе, материально обеспечивает семью. Мать в нашей культуре в основном занимается воспитанием детей, проводя с ними больше времени, чем отец. Часто в своей практике я вижу подобную картину в семье. Отец – как сосед или гость: он приходит в дом удовлетворять свои потребности в еде и сексе, но часто эмоционально и психологически он не включен в семью. Отец присутствует в семье только физически. Такая семья – как мираж: внешне семья вроде бы есть, но каждый член семьи внутренне отсутствует в ней. К. Витакер писал: «Когда я встречаюсь с семьей, я абсолютно уверен в том, что они несут в себе способность бороться и расти… Эмоциональная дистанция между мамой и папой. Мама примирилась с этим положением и считает за него ответственным папу, рассматривая себя как жертву его безразличия…»

Именно такая позиция или такое положение отца в семье является причиной массы проблем в отношениях между супругами и между отцом и детьми. Такая ситуация может способствовать распаду семьи, уходу отца из нее, трудоголизму, алкоголизации. Отец может и должен занимать такое же место в воспитании ребенка, как и мать. Большую роль играет влияние отца на развитие малыша с момента его рождения. Он с появлением ребенка может включаться в процесс общения с ним наравне с матерью. И не важно, кто растет в семье, мальчик или девочка. Именно под влиянием фигуры отца развивается мужское начало в мальчике и формируется отношение девочки к мужчинам. Ребенок с момента рождения для своего полноценного развития должен чувствовать, что родители важны друг для друга, так же как он для каждого из них.

Материнская и отцовская любовь различна. Мужчина и женщина – это два противоположных пола, они отличаются друг от друга. Различно и их восприятие ребенка, их чувства к нему. В материнской любви больше безусловного принятия ребенка таким, какой он есть, особенно в первые годы его жизни. Отцовская любовь обусловленная. В первые месяцы жизни отец несколько отдален от ребенка. В последующие годы его любовь звучит так: «Я люблю тебя, потому что ты… (похож на меня, такой, как я, сделал то‑то, смог то‑то и т. д.)». Если «мать – это дом, из которого мы уходим, это природа, океан», то «отец – это тот, кто учит ребенка, как узнавать дорогу в мир», – писал Э. Фромм. Для ребенка в материнской любви играет важную роль не только забота, ответственность матери, но и ее любовь к жизни. Именно материнская и отцовская любовь к жизни закладывают у ребенка ощущение своей ценности, желание жить в этом мире, чувство безопасности. Насколько родители ребенка сумели принять от своих родителей жизнь, сказать жизни «да», настолько они смогут передать это дальше детям.

Ощущение жизни, чувство безопасности передается по роду от предков к потомкам.

Мать должна понимать, что ребенок не является ее собственностью, и быть готовой к его отделению. Рано или поздно ребенок должен стать самостоятельным человеком. Это в отношениях между партнерами два человека становятся единым целым, создавая семью, а в отношениях между родителями и детьми ребенок, наоборот, должен отделиться. Пока ребенок маленький, родители мало думают о предстоящем его уходе во взрослую жизнь. Если женщина не любит своего мужа, родителей и жизнь в целом, если ее жизнь сконцентрирована только возле ребенка, то отпустить его становится для нее сложной задачей. Она никогда не будет готова к тому, чтобы ее ребенок отделился от своей семьи. Ребенок вырос и не стремится покидать родительский дом. Он неосознанно чувствует потребность матери в нем. И он дает матери то, в чем она нуждается. Но такая ситуация складывается не случайно. Насколько родители прошли процесс отделения от своей родительской семьи? В этой семейной системе заложена тесная связь между ребенком и матерью. Они из лояльности к роду остаются привязанными друг к другу.

Откуда идет любовь родителей к своим детям? Конечно, она берет начало из отношений их родителей, но не только. Любовь родителей к детям исходит от любви, которую чувствовали сами родители, будучи детьми. Родители передают то, что получили от своих родителей. Дети окружены любовью, имеющей источник в самих родителях, в их отношениях и в их родовых системах.

 

ЭТАПЫ ОТНОШЕНИЙ

 

Родители и дети проходят пять основных этапов взаимоотношений.

 

1. Зависимость. При рождении между матерью и ребенком существуют симбиотические взаимоотношения.

Ребенок не ощущает разделения, то есть своей отдаленности от матери. Для младенца он, его мать и окружающие его люди – это единое целое. Данная стадия длится примерно 6–9 месяцев, до тех пор, пока ребенок не начнет ползать и становиться на ноги. На этом этапе идет присоединение родителей и ребенка. После рождения младенца важен контакт обеих родителей с ним кожа к коже. Оптимальное время для соединения – это 12–24 часа после рождения. В настоящее время, когда рождается здоровый ребенок, его соединение с матерью происходит сразу. Но вот присутствие отца при рождении малыша еще не так распространено в нашем обществе, и, как правило, оптимальное время для объединения упущено. Этот этап очень важен для дальнейшего благополучного отделения ребенка от родителей. Конечно, если в этот период связь не установлена с матерью или отцом, то она может произойти и позже. Но в таком случае для установления необходимого сенсорного контакта потребуется больше усилий со стороны родителей.

 

2. Противозависимость. Ее пик приходится на 18–36 месяцев. На этом этапе ребенок осознает свою самостоятельность и начинает процесс отделения. Всем родителям известны заявления ребенка: «Я сам». На этой стадии идет отделение ребенка от родителей. Если оно проходит благополучно, то в будущем это благоприятно скажется на самостоятельности и психологической зрелости ребенка. Именно этот этап в жизни малыша является решающим для его дальнейшей способности создавать гармоничные отношения с окружающими. Ведь большинство родителей, страстно желая, чтобы их дети как можно дольше оставались под их опекой или влиянием, подсознательно, а иногда и осознанно делают все возможное, чтобы ребенок всю свою жизнь в психологическом и духовном плане оставался ребенком. Но лояльность к своему роду, как правило, прочно привязывает ребенка к родителям. В результате в жизнь вступают незрелые мужчины и женщины. Они не способны выстроить отношения в паре. Когда физически такие юноши и девушки покидают свою родительскую семью, то психологически все еще остаются зависимыми от нее.

 

3. Независимость. Такие заявления, как «нет», «не буду», «не хочу» по поводу и без повода, выводят родителей из равновесия. Таким образом, ребенок определяет и устанавливает свою обособленность и автономность. Этот период, как правило, длится до шести лет.

 

4. Взаимозависимость. Соответствует 6–12 годам, степень близости между родителями и ребенком колеблется. Главная задача детей на этом этапе – это приобрести способность двигаться вперед и назад между соединением и отдалением, не испытывая при этом какого‑либо дискомфорта.

 

5. Отделение ребенка от своих родителей. Эта стадия начинается с подросткового периода и заканчивается в 18–20 лет. Это этап самостоятельных решений. Это период завершения формирования из девушки женщины, из юноши мужчины. Это этап психологического созревания, создание готовности к вступлению в брак. Этот период может длиться несколько лет, а может и не завершиться в течение всей жизни человека.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.