Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Семья и карьера женщины



Елизаров А. Н.

Под карьерой в русском языке, с одной стороны, понимается род занятий, профессия, с другой стороны, путь к успехам, видному положению в обществе, на служебном поприще, а также само достижение такого положения.

Под семьей в психологии принято понимать такие отношения между двумя, когда мнения и оценки другого максимально значимы, когда двое друг для друга максимально референтны. Естественно, что так бывает далеко не всегда. В таком случае всегда есть смысл говорить о некоем суррогате семьи. Семья состоялась как группа членства, предписанного сообществом, но еще не сложилась психологическая ткань семьи.

Смыслом участия женщины и в той, и в другой сфере является самореализация, поиск возможностей для максимального раскрытия внутреннего уникального потенциала. Смыслом (целью) самореализации является личностный рост.

В последнее время мы разрабатываем рефлексивно-смысловой подход к анализу реалий жизненного пути человека, согласно которому смысл жизни человека – личностный рост, а значимые (запоминающиеся) события, проблемы и решения суть символы, приковывающие к себе внимание. Чем больше непроизвольное внимание заставляет человеческий разум вращаться вокруг тех или иных символов, тем более это способствует появлению личностных новообразований, росту личности. Жизнь предстает в этом контексте как книга, которую человек может читать или отказаться читать. В случае если человек читает ее, личностный рост идет. В случае если человек не хочет ее читать, или обстоятельства не позволяют ему делать это, человек отчужден от себя, от своих уникальных задач, связанных с самоактуализацией и личностным ростом. Его жизнь проходит впустую, он игрушка обстоятельств и/или других людей.

В последнее время мы наблюдаем, что вступление в брак для многих женщин не является осмысленным. Женщина здесь более повинуется стереотипу, чем воспринимает брак как форму предстоящей самореализации. Это приводит к тому, что через некоторое время она начинает ощущать, что жизнь ее как бы остановилась, а ее материальная зависимость от мужа становится причиной ее неравенства, отсутствия отношений общения на равных с мужем.

Тогда она ставит перед собой задачу сделать карьеру, но опять же, карьера здесь зачастую не рассматривается как форма реализации своего внутреннего уникального потенциала. Скорее можно говорить о том, что многие женщины ориентированы здесь на достижение внешних атрибутов успеха, власти, престижа или на то, чтобы загрузить свое время суррогатом кипучей деятельности, чтобы не было тоскливо, одиноко, больно. Это ошибка в том плане, что настоящей карьеры, настоящего успеха не происходит. Женщина становится резкой, раздражительной и/или уставшей, разочарованной в жизни. Это порождает цинизм, депрессию, невротические реакции.

Согласно разрабатываемому нами подходу мы видим выход в том, чтобы рассматривать свою жизнь как деятельность, имеющую конечную цель в каждый момент нашей жизни. Имеет смысл задавать себе вопрос, куда и зачем я в данный момент иду, и то ли это, чего бы мне хотелось. Одновременно необходимо анализировать постоянно всплывающие образы, воспоминания, ибо, как мы уже говорили, сам факт периодического возвращения к этим образам, сохранившимся в памяти, говорит о том, что где-то неподалеку находится ключ к разрешению накопившихся проблем. Разрешение этих проблем должно привести к снижению внутреннего дискомфорта.

Нам представляется чрезвычайно плодотворной идея Р. Ассаджиоли о том, что столкновение с теми или иными символами приводит к высвобождению значительной доли внутренней энергии и направлению ее в определенное, соответствующее символу, русло. Р. Ассаджиоли описал некоторые простейшие символы и их значение, но полагаем, что существуют и более сложные символы. Каждую жизненную ситуацию можно рассматривать как символ, способный открыть определенный внутренний канал, связанный с развитием личности при условии, что человек не будет отвлекаться от взаимодействия с символом. К сожалению, действительность такова, что слишком много факторов в повседневности регулярно расстраивают наше внимание. У нас более принято отвлекаться от размышлений о чем-либо, не имеющем прагматической пользы (например, не приносящем денег), чем концентрироваться на каком-либо всплывшем из подсознания образе или событии.

Семья и карьера именно тогда видятся в сознании женщины антагонистами, когда и то, и другое начинает восприниматься как набор рутинных обязанностей, приносящих мало радости. Отчужденность человека от того дела, которое он делает, не понимание или искажение его конечной цели и смысла приводит к тому, что человек начинает жестко расписывать сценарии для себя и окружающих и огорчаться, когда кто-то ведет себя не в соответствии со сценарием. Когда деятельность приятна, ей отдаются, спонтанность вызывает интерес, стимулирует познание новых сторон бытия, личностный рост. Когда деятельность неприятна (а происходит это по причине внутреннего отчуждения от этой деятельности), то ее стремятся расписать и контролировать, любая спонтанность рассматривается как помеха. Человек как бы пытается упростить нелюбимый труд, при желании легко делегирует его другому. Он как бы пытается отвлечься от этого труда, чтобы освободить время для душевной работы. Однако специфика существования женщины в современном мире такова, что освободившееся время тут же заполняется чем-то новым, привнесенным из социального контекста.

Например, молодая женщина вышла замуж, а через несколько лет замужества почувствовала острую необходимость делать карьеру и для этого получить образование. Она поступила в вуз, но через некоторое время учеба начинает ею восприниматься как рутина. Вместо творческого размышления начинается списывание, вместо чтения книг по специальности – различные формы давления на преподавателей с целью "выторговать" положительную оценку. На что же тратится высвободившееся время? – Женщина поступает в еще один вуз и параллельно старается получить еще одно высшее образование приблизительно теми же способами, что и первое. Была бы еще возможность освободить время, она бы еще поступила и в третий вуз.

Если бы эта женщина внимательно присмотрелась к изложенной выше ситуации, если бы она могла отнестись к ней без психологических защит, то она бы увидела, что имеет место символ, смысл которого состоит в том, что она отчуждена от себя и от той деятельности, которую она повседневно осуществляет. Она отчуждена и от своей семейной роли, и от своей самореализации в рамках одной профессии, и от своей самореализации в рамках другой. Ее фон восприятия мира постоянно зашумлен влияниями извне. Должна наступить некая великая внутренняя тишина, которая позволит, наконец, посмотреть вглубь себя и увидеть то, чего этой женщине действительно бы хотелось. С этого и надо начинать. И каждый раз спрашивать Внутреннего человека внутри себя, чего бы следовало делать дальше.

Вопрос о Внутреннем человеке внутри нас, о некоем центре внутри нас – Самости, стремящемся регулировать жизненный путь в соответствии с уникальными потребностями личностного роста каждого, серьезно рассматривается в рамках аналитической психологии К.Г. Юнга. Изучались культуры индейцев, которые в силу своего специфического образа жизни для того, чтобы выжить, вынуждены были регулярно и систематически обращаться за помощью к этому центру нашей внутренней психической реальности. Был установлен интересный факт – эти индейцы боялись отогнать от себя внутреннего человека какими-либо несправедливыми, безнравственными поступками. Считалось, что если человек поступает безнравственно, то это отгоняет от него его Внутреннего человека. Тогда человек в культуре индейцев просто обречен на гибель вследствие ряда неправильных решений, которые он тогда принимает. Это наводит на мысль о том, что для принятия успешных, правильных решений как относительно семейной жизни, так и карьеры, требуется определенный уровень нравственности поведения, являющийся подоплекой уверенности в себе и отсутствия отчужденности от себя.

К.Г. Юнг полагал, что мужчины и женщины стремятся развиваться, реализовывать себя в жизни по-разному. Для мужчины это путь преодоления различного рода препятствий в процессе чего он становится все более находчивым, ловким, умелым, сильным. Параллельно с этой линией развития он становится и все более ответственным, нравственным: умеющим ограничивать свои порывы, когда это может причинить вред окружающим, заботиться об окружающих, о своем сообществе, о женщинах, что является признаком ответственности.

Современная европейская культура не уделяет большого внимания психологическим различиям между мужчинами и женщинами, когда прелагает им формы и способы получения образования, дальнейшего карьерного роста. Поэтому, как считают К.Г. Юнг и его последователи, в большинстве случаев женщине приходится в европейской культуре идти путем мужчин, развивать свою психику в том направлении, в каком это обычно делают мужчины. Но при этом, утверждают приверженцы аналитической психологии, в разуме женщин существует более древний пласт, проявляющийся через чувства, направляющие их на то, чтобы они все-таки стали женщинами, а не повторяли мужчин. Когда это древнее содержимое психики дает о себе знать, современная женщина может подавить его, поскольку оно угрожает лишить ее достижений эмансипации – равенства в дружбе и возможности соперничества с мужчинами на работе – женских привилегий современности. Следствием этого могут быть вспышки раздражительности, агрессивность в высказываниях. Это может отталкивать мужчин и вызывать у женщины невыносимое чувство неудовлетворенности собой.

Мужчина или женщина с мужским складом ума воспринимают жизнь как ряд препятствий, которые нужно брать штурмом, проявляя героическую волю и решимость. Однако, как полагают приверженцы аналитической психологии, для подлинной женщины жизнь лучше всего постигается в процессе постепенного пробуждения. Психологические реалии, связанные с подобным пробуждением, описывает универсальный миф, лежащий в основе сказки о Красавице и Чудовище.

В традиции отечественной культуры этот миф известен по сказке "Аленький цветочек", которая его олицетворяет.

Чудовище выглядит одновременно и бессердечным и добрым, предоставляя отцу красавицы отсрочку – возможность вернуться домой с подарками.

Красавица настаивает на том, чтобы взять на себя наказание отца. Она отказывает чудовищу в любви. Но когда оно отпускает ее домой, когда ее задерживают на долгий срок завидующие сестры, когда ей, наконец, снится, что Чудовище умирает от отчаяния, она возвращается, чтобы спасти его.

Совершенно забыв об уродливости умирающего Чудовища, Красавица ухаживает за ним. Чудовище признается, что не может жить без нее и теперь, когда она вернулась, умрет счастливым. В этот момент Красавица понимает, что она уже не может жить без чудовища, что полюбила его. Она говорит ему об этом и обещает выйти за него замуж, только бы оно не умирало. При этих словах замок наполняется светом и музыкой, а чудовище превращается в прекрасного принца, заколдованного колдуньей до тех пор, пока какая-нибудь прекрасная девушка не полюбит Чудовище за доброту.

Красавица – любая девушка или молодая женщина, эмоционально привязанная к своему отцу. Сила этой привязанности ничуть не уменьшается из-за ее духовной доброты.

Ее доброту в европейском варианте мифа символизирует просьба привезти белую розу, однако эта просьба оборачивается ее подсознательным намерением отдать отца, а затем и самое себя во власть силы, выражающей не только добро, но и зло. Как будто она хочет спастись от любви, признающей только добродетель и потому нереальной.

Сумев полюбить чудовище, она начинает осознавать силу любви, скрывающейся за его звериным – и потому некрасивым, а в сущности эротическим – обликом. Так обозначено пробуждение в ней истинной функции привязанности, позволяющее ей принять эротическую составляющую своего реального желания, ранее подавляемого из-за страха инцеста. Чтобы покинуть отца, она должна была, познав этот страх, укрываться от него в своих фантазиях до тех пор, пока случай не свел ее с получеловеком-полузверем, в любви к которому раскрылось ее истинно женское начало.

Осознав таким образом, что к любви можно относиться с доверием, как к чувству, наилучшим образом сочетающему духовное и природное, она спасла себя и свое представление от сил подавления.

Что же заставляет многих женщин пытаться идти по мужскому пути?

А. Адлер писал о пронизывающей дух сообщества в европейской культуре оценке и символизации поведения через "мужское" и "женское".

Потребность в опоре, чувство слабости часто трактуются как "женские" качества.

Активное же стремление к чему-либо и у девочек, и у мальчиков, постановка целей и действия по достижению их – трактуются как "мужское".

На фоне этих представлений, как у мальчиков, так и у девочек развивается усиленное стремление развивать в себе и демонстрировать именно "мужские" качества в противовес женским.

На самом же деле, с точки зрения А. Адлера, речь здесь идет о качествах, присущих представителям обоих полов. При этом то, что принято приписывать женщинам (например, потребность в опоре) далеко не всегда следует оценивать негативно, подчас это трезвый и полезный подход к проблеме, но европейская культура обвиняет его женским и отвергает.

Человек в европейской культуре, который подвергается нивелированию, унижению, принуждению, сначала может подчиняться этому, но затем будет стремиться пытаться скомпенсировать это в форме протеста, который принимает для него специфическую форму отрицания всего, что связано с социальным интересом и "женскими" качествами, и апологию якобы "мужского" начала. На этом пути человек может находить все больше того, что можно расценивать как принуждение, и сопротивляться этому. Человек начинает бороться с тем, чтобы уважать, прислушиваться, подчиняться, говорить правду, учиться или сдавать экзамен, быть пунктуальным, доверяться человеку, автомобилю, железной дороге, доверить другим людям дом, дело, детей, супругу, себя самого, отдаваться домашним делам, работе, вступать в брак, признавать правоту другого, быть благородным, заводить детей, исполнять свою половую роль или испытывать эротическую привязанность, утром вставать, ночью спать, признавать равные права и положение другого, женского пола, соблюдать меру, хранить верность, находиться в одиночестве. И все это начинает трактоваться как женское и более низкое, чем сила, власть, напористость, что подается как мужское и "высшее".

Любовь, подлинная близость с другим человеком, социальный интерес, таким образом, могут толковаться как особенности "женского" начала и отвергаться.

В результате человеческие отношения уродуются, вместо душевного спокойствия возникает постоянная неудовлетворенность. Появляются симптомы, которые согласно А. Адлеру, замещают невротическую, распаленную жажду превосходства и соответствующую сильную эмоцию (аффект), обеспечивают иллюзию внешней победы над окружением.

Стремление все обесценить и продемонстрировать свое превосходство может проявляться и в стремлении к сверхчеловеческому влиянию в любовных отношениях, причиной чего является аранжировка обманутого ожидания, что позволяет всегда отстраниться от решения сексуальной проблемы и от партнера ради приоритета идеи власти.

При исследовании тех случаев, когда женщина не находит достаточной почвы для самореализации в семье и ищет поприще для самореализации за пределами семьи всегда следует ставить вопрос о том, не имеем ли мы здесь дело, по сути, с проблемами, представленными выше или подобными, которые женщина не понимает и поэтому не знает как с ними справиться. И только после анализа этого вопроса имеет смысл говорить о самостоятельном значении карьеры в жизни женщины. Только при разрешении этих вопросов женщина в рамках своей карьеры имеет возможность стать по-настоящему эффективной, успешной.

Сослаться на эту публикацию можно следующим образом:

Елизаров А.Н. Семья и карьера женщины // Карьера, семья и материнство в жизни современной женщины / Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Женщина и карьера" / Под ред. К.В. Солоед. - М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2004. - С. 81 - 88.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.