Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ТЕМА 1 . Насилие. Определение понятия насилие, его формы и виды. Правовые аспекты насилия в семье



УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной, воспитательной и социальной работе

 

_______________________С.И. Коптева

 

________________________________________

(дата утверждения)

Регистрационный № УД-___________/р.

НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ

Учебная программа для специальности:

Психология

Со специализацией 1–23 01 04-06 – Психология семейных отношений

 

Факультет психологии

 

Кафедра прикладной психологии

 

Курс_______5_____

 

Семестр____9____

 

Лекции____10 +4 УСРС____ Экзамен___-___

 

Практические (семинарские) занятия ____6+4 УСРС__ Зачет _____9___

 

Лабораторные занятия _______________16_____

 

Всего аудиторных часов по дисциплине_40_____

 

Всего часов по дисциплине ___________64_____

Форма получения

высшего образования

очная (дневная)

 

 

Составила М.В. Кравцова, кандидат психологических наук, доцент

 

Г.

 

Учебная программа составлена на основе учебной программы «Насилие в семье» (утверждена

 

Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта на заседании кафедры прикладной психологии

 

23.06.2010 г., протокол №13

 

Заведующий кафедрой

 

____________________С.С. Гончарова

 

 

Одобрена и рекомендована к утверждению Советом факультета психологии

 

24.06.2010 г., протокол №

 

Председатель

 

_________________Л.А. Пергаменщик

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Насилие в семье представляет собой серьезную социальную проблему, в последнее время активно обсуждаемую во всем мире. Белорусская статистика семейного насилия мало отличается от мировой: большая доля всех насильственных преступлений совершается в семье, основные жертвы – женщины, дети и старики. В связи с этим становится особенно актуальным знание будущими психологами форм и закономерностей проявления домашнего насилия (насилие в отношении членов семьи), его последствий для потерпевших, их состояния, половозрастные, личностные различия.

Последствия насилия в семье самые тяжелые: смерть, телесные повреждения, психические расстройства, иногда необратимые, самоубийства, потеря чувства самоуважения у жертвы и т.д. В результате разрушаются семьи, повышается криминальная активность общества.

Проблема насилия в семье является точкой пересечения многих дисциплин, изучающих психосоциальные проблемы и требует всестороннего анализа проблемы, затрагивая фундаментальные вопросы о природе насильственного поведения, роли семьи и отношениях полов.

Существуют четыре основных направления изучения насилия в семье: сфера распространения; характерные черты жертвы и преступника; эффективность предпринимаемых мер; причины насилия.

Знание этих направлений поможет будущим психологам в эффективном оказании помощи жертвам насилия, а также в работе по предупреждению насилия в семье.

Цель данной учебной дисциплины: освоение будущими семейными психологами закономерностей проявления насилия в семье, последствий для потерпевших, основных направлений помощи жертвам насилия.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Ознакомить с понятиями «насилие», «физическое насилие», «сексуальное насилие», «психологическое насилие», основными закономерностями, видами и формами насилия;

2. Рассмотреть возрастные и полоролевые различия в переживаниях и последствиях для жертв насилия;

3. Ознакомить с основными направлениями и методами работы с жертвами насилия в семье;

4. Изложить основные особенности насилия в отношении детей, пожилых людей и женщин, его выявление, последствия и специфика работы;

5. Осветить возможные виды помощи и работы по реабилитации жертв насилия;

6. Формирование основных навыков работы с жертвами сексуального насилия.

В результате освоения курса студенты должны знать:

- Правовые аспекты насилия в семье

- Категориальный аппарат изучаемой дисциплины

- Макро- и микротеории насилия

- Виды и формы насилия

- Психосоциальные характеристики лиц, совершающих насилие.

- Типы жертв и виды виктимности.

В результате освоения курса студенты должны уметь:

- Осуществлять психопрофилактические мероприятия насилия в семье в рамках деятельности учреждений образования, медицинских и социальных учреждений.

- Оказывать психологическое сопровождение жертв насилия (детей и взрослых)

- Проводить психологическую работу с агрессором с целью профилактики рецидивов насилия.

- Оказывать экстренную психологическую помощь при острой травме насилия.

Основные понятия:

Насилие, насилие в семье, домашнее насилие, цикл насилия, преступник, жертва, связка насильник-жертва, физическое насилие, сексуальное насилие, психологическое насилие, виктимизация.

На изучение дисциплины на дневном отделении отводится 40 аудиторных часов (10 ч. лекций, 6 ч. семинаров, 16 ч. лабораторных занятий и 8 ч. СУРС). Форма контроля знаний – зачет.

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕМА 1 . Насилие. Определение понятия насилие, его формы и виды. Правовые аспекты насилия в семье

Определение понятия насилия. Классификация форм насилия. Анализ законодательства Республики Беларусь. Виды насилия определенные законодательством РБ. Международное законодательство по проблеме насилия в семье.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.