Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

по обеспечению конкурентоспособности



Методы государственного регулирования конкурен­тоспособности предприятия: экономические и админист­ративные.

Государственные регулирование конкурентоспособно­сти в промышленно развитых странах с рыночной эко­номикой. Национальные программы по повышению конкурентоспособности.

Структура конкурентной среды. Диагностика факто­ров конкурентной среды: характеристика государствен­ной политики в области регулирования конкуренции, оценка возможностей появления новых конкурентов, определение влияния потребителей продукции на интен­сивность конкуренции, оценка влияния поставщиков на интенсивность конкуренции, оценка угроз со стороны товаров-заменителей. Оценка интенсивности конкурен­ции. Анализ тенденций развития конкурентных ситуа­ций*. Анализ деятельности конкурентов (конкурентный анализ): структура и основные этапы проведения. Диаг­ностика целей и намерений конкурентов. Анализ ры­ночной доли конкурентов. Исследование приемов и ме­тодов реализации товарной политики конкурентов, ди­намики цен конкурентов, организации сбытовой сети и используемых средств стимулирования реализации про­дукции. Конкурентная карта рынка: содержание и принципы построения. Классификация конкурентных стратегий предприятия*. Конкурентные преимущества предприятия, необходимость и целесообразность их ис­следования при формировании конкурентной стратегии предприятия.

Методические подходы к формированию конкурент­ных стратегий предприятия. Механизм формирования конкурентной стратегии предприятия. Роль и задачи менеджера по формированию и реализации стратегии предприятия.

Принципы формирования конкурентоспособных сис­тем управления предприятием. Модели конкурентоспо­собных систем управления предприятием.

Оценка уровня качества системы управления пред­приятием.

Понятие конкурентоспособности производства и фак­торы, его определяющие. Элементы производственного процесса и их конкурентоспособность. Конкурентная сбытовая политика предприятия. Формирование конку­рентоспособного сервиса, технического обслуживания, каналов сбыта продукции. Оценка качества сервисного обслуживания товара. Значение нематериальных ресур­сов в достижении стратегического успеха предприятия и обеспечении его конкурентоспособности*. Виды немате­риальных ресурсов: нематериальные активы и компе­тенции (навыки). Классификация нематериальных ре­сурсов в соответствии с их природой и ролью в стратеги­ческом управлении.

Роль персонала в обеспечении конкурентоспособно­сти предприятия. Потребности, мотивы и потенциал че­ловека. Взаимосвязи элементов мотивационных процес­сов. Проблема влияния качеств человека на производи­тельность труда. Понятия «потенциал человека», «тру­довой потенциал», «человеческий капитал», «рабочая сила», их соотношения и взаимосвязь.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по на­правлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм про­ведения занятий с целью формирования профессиональ­ных навыков обучающихся. Процент таких занятий из общего числа аудиторных занятий составляет 50% от общего количества аудиторных занятий.

Текущий контроль уровня освоения знаний студен­тами осуществляется путем анализа их ответов на кон­трольные вопросы по каждой теме, оценкой работы сту­дентов на практических занятиях, оценкой решения за­дач по каждой теме.

Показателем освоения материала служит успешное решение задач предлагаемых домашних и контрольных работ.

Основными видами учебной работы являются: лек­ции, практические занятия, индивидуальные консуль­тации, коллоквиумы, самостоятельная работа студентов.

Групповое обсуждение области применения инфор­мационных и коммуникационных технологий в контек­сте специфических задач, решаемых преподавателем и студентами. Индивидуальные консультации студентов в процессе решения практических задач и ситуаций. Ин­дивидуальные консультации студентов посредством те­лекоммуникационных технологий.

Метод проектов, обсуждение конкретных ситуаций. Групповые дискуссии, анализ случаев, нестандартных ситуаций при работе с современными технологиями. Просмотр и анализ учебных фильмов, использование обучающих программ. Самостоятельная работа студентов с программами и приложениями.

Самостоятельная работа включает отработку навыков работы с программами и приложениями, анализ и ре­шение задач, выданных преподавателем, выполнение контрольных заданий. Подготовка по темам пропущен­ных занятий.

 

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

При изучении курса организуется текущий и итого­вый контроль успеваемости.

Текущий контроль знаний студентов осуществляется в ходе аудиторных занятий путем систематической про­верки качества изученных тем, по форме и методике, выбираемой преподавателем.

Показателем освоения материала служит успешное решение задач предлагаемых домашних и контрольных работ.

Промежуточным контролем знаний студентов в тече­ние обучения являются контрольные работы по ключе­вым темам читаемой дисциплины.

Формой итогового контроля знаний студентов явля­ется зачет, в ходе которого оценивается уровень теоре­тических знаний и навыки решения практических за­дач. Зачет по дисциплине входит в общую трудоемкость дисциплины в зачетных единицах;^

Порядок проведения различных видов контроля ус­певаемости регламентирован Положением по организа­ции текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МГЭИ и его филиалах.

 

Вопросы для подготовки к зачету

1.Специфика отечественного и зарубежного подходов к управлению качеством.

2. Основные задачи Международной организации по стандартизации в области качества.

3. Основная сущность принципа «Организация, ори­ентированная на потребителя», в управлении каче­ством.

4. Менеджмент процессов - основа деятельности по управлению качеством.

5. Суть понятий «качество», «система менеджмента качества» и «управление качеством».

6. Модель процесса менеджмента качества.

7. Роль руководства при разработке и внедрении сис­темы качества.

8. Смысл организационных преобразований, связан­ных с внедрением системы качества.

9. Необходимость документирования системы качест­ва.

 

10. Управление документацией в системе качества.

11. Предмет анализа системы качества со стороны ру­ководства.

12. Компетентность, подготовку, квалификацию и ос­ведомленность персонала, влияние на решение проблемы качества.

13. Общие требования к процессам выпуска продукции или услуги в системе менеджмента качества.

14. Необходимость идентификации выпускаемой про­дукции и/или услуги.

15. Сохранность собственности потребителя, включен­ной в производственный процесс.

16. Анализ требований к продукции при заключении контрактов.

17. Проверка закупаемой продукции в системе качест­ва.

18. Влияние выбора поставщиков и характер взаимо­действия с ними на качество выпускаемой продук­ции.

19. Требования стандартов ИСО к процессам погрузки, упаковки, хранения, консервации и поставки про­дукции Требования стандартов ИСО к измерению и мони­торингу системы качества.

20. Мониторинг удовлетворенности потребителей.

21. Цели аудитов системы качества.

22. Смысл требований к измерению и мониторингу процессов.

23. Смысл требований к измерению и мониторингу продукции или услуги.

24. Управление несоответствиями в системе качества.

25. Основные задачи корректирующих и предупреж­дающих действий в системе качества.

26. Этапы процесса разработки и внедрения системы менеджмента качества в организации.

27. Структура команды проекта по разработке и вне­дрению системы качества.

28. Правовые основы стандартизации в Российской Федерации.

29. Основные схемы и процедуры сертификации.

30. Сущность конкурентоспособности предприятия.

31. Конкурентоспособность продукции, товара, пред­приятия (фирмы), отрасли, страны: взаимосвязи и взаимозависимости.

32. Внешние и внутренние факторы конкурентоспособ­ности предприятия.

33. Конкурентная позиция предприятия.

34. Конкурентный потенциал предприятия и его со­ставляющие элементы. Классификация резервов конкурентоспособности предприятия.

35. Модели конкурентоспособных систем управления предприятием.

36. Оценка уровня качества системы управления пред­приятием.

37. Понятие конкурентоспособности производства и факторы, его определяющие.

38. Формирование конкурентоспособного сервиса, тех­нического обслуживания, каналов сбыта продук­ции.

39. Процедура и техника подготовки международных торговых сделок при прямых связях между контр­агентами.

40. Подготовка к заключению контрактов купли-продажи. Содержание, виды и исполнение контрактов меж­дународной купли-продажи.

41. Значение нематериальных ресурсов в достижении стратегического успеха предприятия и обеспечении его конкурентоспособности.

42. Виды нематериальных ресурсов: нематериальные активы и компетенции (навыки).

43. Классификация нематериальных ресурсов в соот­ветствии с их природой и ролью в стратегическом управлении.

44. Принципы и методы управления персоналом в обеспечении конкурентоспособности предприятия.

45. Методы государственного регулирования конкурен­тоспособности предприятия: экономические и ад­министративные.

46. Структура конкурентной среды.

47. Диагностика факторов конкурентной среды.

48. Анализ деятельности конкурентов (конкурентный анализ): структура и основные этапы проведения.

49. Конкурентная карта рынка: содержание и принци­пы построения.

50. Классификация конкурентных стратегий предпри­ятия.

51. Конкурентные преимущества предприятия, необхо­димость и целесообразность их исследования при формировании конкурентной стратегии предпри­ятия.

52. Методические подходы к формированию конку­рентных стратегий предприятия.

Механизм формирования конкурентной стратегии предприятия.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

А) Основная:

Горбашко Е.А. Управление качеством : учеб. посо­бие. - СПб. : Питер, 2008. - 384 с.

Б) Дополнительная:

Четыркина Н.Ю. Управление конкурентоспособно­стью организаций сферы услуг : учеб. пособие. - СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2009.

Памененков К. Н. Управление процессом развития конкуренции и монополизации в условиях повышения конкурентоспособности России. ~ М. : Изд-во ИНФРА-М, 2009.

Огвоздин В.Ю. Управление качеством. Основы тео­рии и практики : учебник - М. : Дело и Сервис, 2007. -288 с.

Фомин В.Н. Квалиметрия. Управление качеством. Сертификация : учебник. - М. :©сь-89, 2007.

Салимова Т.А., Ватолкина Н.Ш. История управле­ния качеством : учеб. пособие. - М. : КноРус, 2005.

Никитин В.А. Управление качеством на базе стан­дартов ИСО 9000:2000 : учебник. - СПб. : Питер, 2002.

Журнал «Сертификация».

Журнал «Стандарты и качество».

Журнал «Методы менеджмента качества».

ИСО 9000:2008 Системы менеджмента качества. Ос­новы и словарь.

ИСО 9001:2008 Системы менеджмента качества. Тре­бования.

ИСО 9004:2008 Системы менеджмента качества. Ру­ководящие указания по улучшению деятельности.

ИСО 10013 Руководящие указания по разработке Руководств по качеству.

В) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

М1;р://т§е1, ги /ЫЫгоЬека/тЬегтХ-гезигву/регюсискезЫе 12с1атуа_ро вресЩцазЪуат пще1/ рег1о^1с}ге8к1е_12о!ап1уа._ро_тепес17Л1теп1;и/

Электронные периодические издания:

Бизнес, менеджмент и право

Бизнес. Предпринимательство. Менеджмент

Бизнес: Экономика, Маркетинг, Менеджмент

Документы и комментарии

И.Д. Гребенникова

Искусство управления

Качество. Стандартизация. Сертификация

Маркетинг в России и за рубежом

Маркетинговые коммуникации

Менеджмент в России и за рубежом

Менеджмент качества

Методы менеджмента качества

Сертификация

Современное управление

Справочник по управлению персоналом

Стандарты и качество

Управление качеством

Управление сбытом

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Учебный процесс по данной дисциплине проводится в лекционных аудиториях, оснащенных мультимедий­ными средствами обучения, и компьютерных классах с выходом в Интернет.

Для организации самостоятельной работы студентов необходимо наличие персональных компьютеров с дос­тупом в Интернет.

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

 

1. Основные группы понятий и нормативные определения «качества» и «системы менеджмента качества» по международному стандарту ИСО 9000:2000.

2. Различия между требованиями к системам менеджмента качества и требованиями к продукции.

3. Структура и основное содержание закона РФ «О техническом регулировании».

4. Международные организации по стандартизации. ИСО, ИСО/ТК 176 «Управление качеством и обеспечение качества».

5. Структура и содержание закона РФ «Об обеспечении единства измерений».

6. Принципы менеджмента качества по международному стандарту ИСО 9000:2000.

7. «Процессный подход» – основной принцип современных систем менеджмента качества.

8. Статистические методы управления качеством.

9. Проверки и анализ системы менеджмента качества.

10. Роль руководства фирмы при разработке и поддержании в рабочем состоянии системы менеджмента качества.

11. Основные этапы разработки и внедрения системы менеджмента качества.

12. Структура команды проекта по разработке системы менеджмента качества в фирме.

13. Совершенствование организационной структуры фирмы в процессе разработки системы менеджмента качества.

14. Виды и роль документации, применяемой в системах менеджмента качества.

15. Управление документацией в системах менеджмента качества.

16. Разработка политики фирмы в области качества.

17. Управление несоответствиями – гарантия предотвращения поставки или дальнейшего использования несоответствующей установленным требованиям продукции.

18. Руководство по качеству – основной документ системы менеджмента качества.

19. Процедуры системы менеджмента качества.

20. Обеспечение необходимого уровня компетентности, квалификации, профессиональной подготовки работников – важнейший элемент политики фирмы в области качества.

21. Влияние инфраструктуры и производственной среды организации на мотивацию, удовлетворенность и работу персонала.

22. Сравнительный анализ затрат на качество и финансовых результатов фирмы в условиях функционирования системы менеджмента качества.

23. Содержание понятия «управление процессом». Бизнес-процессы фирмы.

24. Качество бизнес-планирования деятельности фирмы – залог качества будущей продукции.

25. Управление качеством на этапе заключения контрактов.

26. Программа контроля качества продукции.

27. Управление качеством исследований и разработок.

28. Управление качеством технологических процессов.

29. Управление качеством закупок.

30. Оптимизация выбора поставщиков – важнейшая задача управления качеством закупок.

31. Управление качеством погрузочно-разгрузочных работ и работ по упаковке, хранению, консервации и поставке продукции.

32. Управление качеством контрольно-измерительного оборудования.

33. Измерение и мониторинг работы системы менеджмента качества, процессов и продукции как основа информационной поддержки результативного менеджмента.

34. Выработка корректирующих и предупреждающих решений для устранения причин несоответствий в системе менеджмента качества.

35.Использование методологии самооценки для определения степени развития системы менеджмента качества.

36.Сертификация систем качества и производств.

37.Сущность и основное содержание Закона РФ «О защите прав потребителей».

39. Сертифицированная система менеджмента качества – путь к победе в конкурентной борьбе на внутреннем и международном рынках.

40. Оценка затрат на качество.

41. Схемы и процедуры сертификации.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.