Ахтерштевень – открытая или замкнутая рама в кормовой оконечности, являющаяся продолжением киля. Через ахтерштевень проходят баллер руля и гребной вал.
Бак - носовая надстройка. Высокий бак защищает палубу от заливаемости при ходе на волнении, улучшает всхожесть судна на волну.
Балка набора корпуса судна - жесткий элемент набора корпуса судна, предназначенный для восприятия продольных и поперечных нагрузок.
Бракета - листовая деталь прямоугольной или более сложной формы,- предназначенная для соединения набора корпуса судна и присоединения его к обшивке или настилу.
Бракетный флор – флор двойного дна с поперечной системой набора, состоящий из бракет, соединённых поперечными рёбрами жёсткости. Это разновидность так называемого открытого флора – более лёгкого по сравнению со сплошным флором. Бракетные флоры ставятся между сплошными. Они обеспечивают меньшую массу перекрытия, большую технологичность и ремонтопригодность.
Козырек - конструкция, являющаяся продолжением наружной обшивки судна над уровнем открытой верхней палубы или палубы бака в носовой оконечности для уменьшения заливания палубы водой.
Комингс - ограждение люка или полоса, окаймляющая вырез.
Крайний междудонный лист наклонный лист настила второго дна, примыкающий к скуловому листу.
Лацпорт - закрывающиеся ворота в корпусе судна для погрузки-выгрузки накатных грузов и колёсной техники.
Ледовый пояс - утолщенный пояс обшивки борта в районе ватерлинии.
Леерное ограждение - лёгкое ограждение палубы у борта.
Набор корпуса судна каркас из продольных или поперечных металлических балок и ребер, который придает корпусным конструкциям судна заданную форму и вместе с обшивкой и настилами обеспечивает им необходимую жесткость и прочность.
Настил корпуса судна – соединённые вместе листы, формирующие палубы, платформы и второе дно.
Обшивка судна - оболочка из металлических листов, вместе с набором формирующая днище, борта корпуса и внутренние переборки.
Паз - соединение листов обшивки по продольным кромкам.
Палубный стрингер - крайний пояс настила верхней палубы у борта.
Переборка - вертикальное внутреннее перекрытие корпуса судна.
Перекрытие - участок обшивки или настила корпуса судна, подкрепленный набором корпуса и ограниченный опорным контуром, на который опирается набор.
Пиллерс - колонна, стойка, поддерживающая палубу.
Планширь - полоса, идущая по верху фальшборта.
Пластина - часть обшивки, ограниченная с четырех сторон балками набора.
Платформа судна - палуба судна, расположенная ниже верхней палубы и простирающаяся лишь на часть длины судна.
Пояс наружной обшивки судна - ряд листов наружной обшивки судна в продольном направлении, имеющих общие пазы.
Привальный брус - конструкция, устанавливаемая снаружи вдоль борта судна, для предохранения бортового перекрытия от повреждения при швартовке.
Распорка корпуса судна - балка набора корпуса судна составного или катаного профиля, устанавливаемая преимущественно горизонтально, препятствующая сближению каких-либо частей корпуса судна.
Скуловой пояс - пояс, соединяющий обшивки днища и борта.
Стойка - вертикальная балка переборки.
Стрингер судна - усиленная продольная балка набора корпуса судна бортового или днищевого перекрытия.
Стык - соединение листов обшивки по поперечным кромкам.
Твиндек - пространство между палубами.
Тоннельныйкиль - конструкция в ДП судна в виде тоннеля в двойном дне, ограниченного по сторонам днищевыми стрингерами.
Ширстрек - верхний пояс бортовой обшивки, примыкающий к верхней непрерывной- палубе судна. Является одной из основных продольных связей и делается толще остальных поясов обшивки борта с целью увеличения общей прочности корпуса судна.
Шпангоут - поперечная балка борта.
Шпангоутнаярама - рама корпуса судна, расположенная по периметру в поперечном сечении и состоящая из последовательно соединенных друг с другом балок поперечного набора днища, шпангоутов, бимсов.
Ют – кормовая надстройка.
На рис.1 показаны типичные формы носовой оконечности морских судов.
На рис. 2 показаны типичные формы кормовой оконечности морских судов.
На рис. 3 представлено деление корпуса судна на отсеки.
На рис. 4 представлен мидель-шпангоут небольшого судна.
На рис. 5 представлен поперечный разрез двойного дна.
Рис.1. Типичные формы носовой оконечности морских судов
а — обыкновенный нос судна с прямым наклонным форштевнем; б — нос судна ледового плавания (полуледокольная форма); в — нос ледокола; г — клиперский нос с «бульбом» быстроходного пассажирского судна; д — бульбообразный нос крупного танкера; е — ложкообразный нос рыбопромыслового судна.
Рис.2. Типичные формы кормовой оконечности судов
а — крейсерская корма; б — обыкновенная корма с подзором; в — транцевая корма.