Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПРИЕМ ИНОСТРАННЫХ ГОСТЕЙ У ТАТАР



Однажды после обеда мы поехали к знакомому Татарскому мещанину, который приглашал нас к себе. Он встретил нас у ворот с большой вежливостию, ввел в комнаты и посадил на канапе. Сам он был только в нижнем платье: длинном до колен камзоле и в легком Бухарском халате; жены его тут не было. Хозяин поставил на стол несколько тарелок с кедровыми орехами, изюмом и проч.; стол покрыт был пестрым Персидским тканьем из хлопчатой бумаги. Мы разговаривали о торговле, очень знакомой нашему хозяину, и особенно о торге мехом, им производимом. Покупая в Казанской губернии меха беличьи, горностаичьи, норковые и меха других малых зверков, он продает их Московским купцам, кои в великом множестве отправляют их в Кяхту для промена на китайку, род цветной Китайской бумажной материи.

Наконец пришла и жена его: дамы, с нами бывшие, поцеловались с нею. По прошествии получаса поставили на стол большое блюдо супа, в котором плавали маленькие, продолговатые, похожие на уши пирожки, начиненные рубленым мясом. Мы ели этот суп деревянными ложками, (ибо сделанные из металла им запрещено употреблять) и нашли, что вкус его приятен. Суп этот есть род бульона, приготовленного с луком и перцем, иногда с кислым молоком или уксусом, и называется вместе с пирожками пельменями. Потом подали курицу, мелко изрезанную, с солеными огурцами.

В продолжение стола хозяин нам прислуживал; жена же его ела потом, особо от нас, в углу комнаты, задернувши при том занавески, чтобы мужчины не видали, как она ест.

Вскоре после сего подали чай, но без молока: в последние чашки прибавлялась водка. Перед чаем и после нас потчевали несколько раз Донским вином, которого однако хозяин наш и не отведывал, но пил вместе с нами пунш. Мы еще более часа разговаривали и нашли в хозяине нашем умного человека, который отвечал хорошо на все наши вопросы. Он принуждал нас еще несколько раз пить вино, но в 8 часов мы расстались с ним, и нашли у ворот его готовые сани с пуховыми подушками, для нас приготовленными, и сын его нас провожал, распевая дорогой Татарские песни.

Все Татары Казанской губернии состоят из купцов, мещан и пахотных крестьян; весьма немногие между купцами у них носят имя князей, которое усвоили себе от своих предков, бывших Мурзами при владычестве Ханов. В городе Казани находятся князья Замановы, имеющие хорошие мыльные заводы. Князь Исаий Заманов отличался верностию своею к Российскому Престолу, быв употреблен на службе против бунтовщика Пугачева, и за свои заслуги получил от Императрицы Екатерины зо­лотую медаль на Андреевской ленте. Его сын Ахмет также имел несколько медалей. Дети сего последнего, Валид и Мустафа ныне отличаются изделием хорошего мыла. Князь Яушев был плохим переводчиком в Губернаторской Канцелярии; также и князь Ибрагим Богданов, бывший в той же должности, не лучше того. Их сыновья ныне наборщиками и батырщиками в Татарской типографии, состоящей при Казанском Университете. Князь Сейтов в пригородке Уре известен выделкою кумачей.

Некоторые из Татар вступают в Государственную службу, напр. Г. Хальфин, бывший учителем Татарского языка в Казанской Гимназии, Г. Алкин, ныне частный пристав, и несколько других. Все, на службе находящиеся Татары имеют на голове волосы и одеваются по-европейски, но, собираясь в мечеть, они одеваются в национальное свое платье и покрывают голову чалмой или тюрбаном, чтоб не было видно волос. Крепостных Татар в Казанской Губернии нет.

Казанские Татары, как заводчики, отличаются следующими изделиями: на заводах князя Заманова, Юнусова, Арсаева, Апанаева и Якубова приготовляется ежегодно около 50 000 пуд. хорошего мыла. На 2 заводах Юнусова, на 2 Апанаева и на заводе Усманова выделывается ежегодно до 150 000 козлов, посылаемых в Кяхту. На заводах Юнусова и Арсаева ежегодно выливается до 20 000 пуд. сальных свеч, отправляемых в С. Петербург. Кроме сих упомянутых 2-х больших заводов, много в Казани находится для сего изделия маленьких. Китаечных в Казани у Татар фабрик 5, а именно: купцов Апакова, Азимова, Уразова, Абдулина и Бикмогометова. Они распродают свои товары на ярмарках в Оренбургской Губернии. Сверх того, между 2-х Татарских слобод находится поташный завод купца Алишева, где вываривается ежегодно до 5 000 пуд. поташа. Немаловажными из их фабрик почитаются 2-х купцов Абдулина и Файсулина, где в большом количестве вышиваются шелком и золотом так называемые ичеги или ботинки. Этою работою занимаются не только Татарские женщины, но и весьма многие Русские девушки. Кроме этих двух больших фабрик, вышиванием ичегов занимаются многие Татары.

Татары менее страдают болезнями, нежели Русские. Татарин, достигши совершенных лет, начинает наблюдать во всем умеренность. Однако ж они более страдают от болезней печени и нижней части живота. Очень многие истреблены были холерою. Они также подвержены поносам, которые бывают у них опасны обыкновенно в жаркое лето, особливо во время Нижегородской ярмарки, откуда они привозят эту болезнь сюда. Лекарство принимают они охотно. Не имея своих собственных врачей, они приглашают здешних Русских или иностранных медиков; но за труды их платят очень скупо или ничего.

Почти никогда не найдешь Татарина, который бы хорошо и чисто говорил и выговаривал по-русски, а еще труднее между ними найти, кто бы мог правильно читать и писать на этом языке. Они не стараются учиться по-русски, а довольствуются говорить кое-как, по навыку. У Татар нашел я одно только косметическое средство: короткая палочка, получаемая из Бухарии, имеющая в себе вязкую горечь под названием Месвет-агач. Taтаpcкие купцы всякий раз перед тем временем, когда идти в мечеть, трут себе зубы и десны, чтоб не пахло изо рта.

Татары почитают Христиан нечистыми за то, что у них есть образа, и что они употребляют в пищу свинину.

О Богослужении в Российской Церкви они понятия не имеют, потому что не пускаются в храм; но думают, что Церковная служба состоит в колокольном звоне и в поклонении иконам, носимым по улицам. Молодые Татары иногда бывают в Протестантской Церкви, и, не понимая языка, думают, что служба состоит только в органах и притом в вертении оных рукой. Об этом последнем пункте так думают и многие простолюдины из Русских.

Татары своим фамильным именам придают Русские окончания, напр. Апанай - Апанаев, Заман - Заманов, Юнус - Юнусов.

Они считают годы по Христианскому летосчислению, и месяцы называют по-европейски.

Религиозные их праздники однако ж идут по течению луны. Таким образом они 11-ю днями ежегодно идут вперед, так что в течение почти 35 л. праздники их опять приходят в прежний порядок.

Ныне у Татар богатыми почитаются купцы: Хубайдулла Юнусов, имеющий более 3 миллионов руб., Хузаин Апанаев и Апаков, имеющий более полмиллиона руб.; Абдряшит Юнусов до 2-х миллионов руб.; Курбангалей Арсаев, Искак Бушитов Якупов, Тимур-Булат Якупов, Давыд Джедигеров, Мустафа Лебяжин, Менглибай Козлов более полмиллиона руб. и некоторые другие, имеющие xopoшие капиталы.

Татары, разумеется, из простонародия, также большие охотники до кулачного боя как и Русские мещане. Весною и осенью, в хорошую погоду, под вечер собираются на берегу озера Кабана кулачные бойцы. Татары с криком толпою нападают на Русских, и тут атаки их редко проходят без окровавленных лиц. Я заметил, что в этом боксировании Татары имеют преимущество перед русскими бойцами; но ныне это почти оставлено.

Татары охотно принимают участие и в наших публичных увеселениях, в театрах и маскарадах, а некоторые из почетных сограждан бывают на обедах, даваемых по какому-нибудь случаю Казанским купеческим обществом. Когда знаменитые путешественники посещали Казань, тогда я имел случай часто приглашать их ко мне на обед, куда званы были мною из любопытства и для пестроты также Ахун, Муллы и некоторые из первостатейных Татарских купцов. Они охотно соглашались на мое приглашение и за столом ели только рыбное и молочное, не касаясь до мясного, и не пили иностранных вин, а только мед и щербет.

Хотя женщинам их и не позволяется быть в наших публичных собраниях, но они с большою охотою приезжают к качелям, бывающим здесь в Троицкую неделю на Арском поле, и смотрят из своих кибиток, стоящих в некотором отдалении от зрелища. Также во время весеннего разлива Казанки можно их видеть толпами у биржи на Булаке, покупающих любимые их пестрые фарфоровые чашки и стаканчики. Из этого видно, что Татары и Татарки любят принимать участие в наших увеселениях.

Мещане Татарские торгуют мелочами, мясом, сырыми кожами, воском, салом и пр. у Татарской Ратуши, где нарочно выстроено множество лавок; но купцы Татарские уже торгуют с Русскими в общем гостином дворе, близь крепости. Замечательно, что здесь все лавки, Татарами занимаемые, находятся не в линиях на улицу, занимаемых Русскими, но всегда в рядах внутренних, обращенных на двор.

О масленице, по введенному исстари обычаю, приезжают в Казань из близлежащих Татарских деревень Татары, от 3, а иногда и до 5 тысяч человек, и катают Русских по всем улицам за весьма малую цену; но не смотря на дешевизну, всякий из них в эту неделю получает от 20 до 30 руб. Каждый Татарин получает для извоза билет от Полиции, внося за него некоторую сумму.

На Татарском базаре, особенно зимою, собирается множество Татарских мещан, кото­рые покупают у поселян, своих соплеменников, следующие товары.

1) До 100 000 сырых кож, привозимых ежегодно в город из-за Камы, из Уфы и окрестностей Оренбурга; в том числе около 600 000 коровьих по 6 руб. кожа, и 400 000 лошадиных , по 5 руб., отправляют их в С. Петербург чрез Русских купцов.

2) До 150 000 козьих кож, привозимых Татарами из Уфы и из Закамских деревень. Каждая невыделанная кожа по 2 руб., они здесь на Татарских заводах выделываются.

3) Около 500 000 овчинок, из Ордынских по 2 руб., а из Русских овец по 1 руб. 80 коп. каждая. Они получаются из здешней и Оренбургской губернии.

4) До 150 000 пуд топленого сала для свечей и для мыла Татарских заводчиков. Оно покупается в Оренбургской Губернии по 12 руб. за пуд.

5) До 10 000 п. воску, из Казанской губернии, особенно из Закамских Татарских деревень. Пуд стоит 47 руб.; воск отправляется в Москву.

6) До 20 000 п. меду, по 18 руб. простого, а отборного по 34 руб. п.; отправляется на Ростовскую ярмарку.

Здесь говорится только о торговле, производимой одними Татарами; но торговля Русских несравненно выше.

Богатые Татарские купцы приглашают иногда или, лучше сказать, чаще всего бывают вынуждены приглашать к себе на чай Губернатора и других главных чиновников. Это бывает в полдень. После чаю тотчас угощают их множеством разных фруктов; потом на закуску подают лучшую икру и разного рода рыбу, причем в изобилии льется Шампанское, которого однако ж сами хозяева не пьют. Многие мелкие чиновники также пользуются подобным гостеприимством Татар и бывают им в тягость.

Татары ныне живут в большом согласии с Русскими, и уже не слышно от Русских некоторых жестких насчет Татар слов, которые часто употреблялись лет сорок тому назад. Однако ж иногда кучера Русские по улицам бранят Татарина, называя собакой, ежели он не скоро своротит с дороги, чтоб дать место проехать. Но Татарин, в таком случае, тихо бормочет под нос: донгус, а про себя думает: ты алкафер.


[1] Лет тридцать тому назад.

[2] Предание основано на тексте Алкорана, который гово­рит, что у рая есть восемь ворот; иные толкуют, что рай состоит из восьми отделений, в которых размещаются блаженные, смотря по их достоинствам. Первое отделение, например, принадлежит избранным пророкам с их семействами, между коими главную роль играет семейство Махоммеда, и так далее.

[3] Суннет значит все то, что рекомендуется законом, а не предписывается. Всякому Мусульманину, например, предписывается совершать пять раз молитвы и т.п. и рекомендуется жениться; таким образом., например, не исполняющие намаза отступают от главных правил веры, но не женящиеся наоборот не разрушают тем правило веры

[4] Как ни жених, ни невеста не могут присутствовать при обряде, то их отцы при свидетельствах вы­бираются в доверенные для совершения бракосочетания, и к ним уже адресуются как к самим жениху и невесте. Если же нет отцов, то место их занимают ближайшие родственники, или хорошие знакомые.

[5] Т.е. в июле 1530 года. В это время 10-го июля Русские под предводительством князя Бельского и князя Глинского приступили к Казани и были встре­чены с ополчениями Казанских и Астраханских Татар, предводимых Сафа-Гиреем. Татары были разби­ты и осаждающие завоевали острог. (Повествование о России, кн. IV стр.111)

[6] В здешней Адмиралтейской Слободе Татары отправ­ляли сей праздник с 29 Генваря, а живущие в самом городе 30-го, т.е. одним днем позже.

[7] В 1814 году, Сентября 4 числа, сей праздник был отправляем на открытом поле. Также и в 1815 г. Августа 25 дня, а в 1817 г. и в некоторые последующие годы оный празднуем был только в мечети по причине неблагоприятной погоды.

[8] Cия статья писана была несколько лет назад. На место Ибрагима Эффенда поступил Мулла Мустафа Хафиз, который ныне находится в Мекке, а должность его исправляет ученый мулла Сейфулла Муртазин Каси; нынешний же Муктасиб называется Нур Мухаммед.

[9] Сим словом Татары означают ученых, просвещенных людей вообще, так как и тех, кои имеют хотя несколько вольный образ мыслей. Простолюдины из Татар сделали мне следующее, забавное определение философа: «Философ есть Татарин, пьющий ви­но с Русскими».

[10] Сим именем называется совершаемый Пилигримами в Мекке на канун праздника Курбана церемониал; они, собравшись у горы Гарафа, от которой и самый день этот получил название Гарафы, отправляются в долину Мина, где после публичных молебствий, совершаемых в продолжении ночи, на утро в десятый день, приступают к заколонию приготовленной жертвы.

[11] Молитва.

[12] Наклонение головы молящегося называется рикаат.

[13] Каждый такбир сопровождается следующим положением молящегося: магометанин поднимает руки, касается ими ушей своих и произнесши «Аллагу акбар – Великий Боже!» в туже минуту опять опускает к земле. Такое положение повторяется до 3-х раз.

[14] Проповедь

[15] Хассан и Xycceйн, ласкаясь беспрестанно к отцу своему Aлию, с сыновнею горячностию часто броса­лись в объятия его и садилась на плечи к нему.

[16] Глава

[17] В 1834 году Курбан отправляем был 8 Апреля. В 1833 году он был празднован на открытом поле, в присутствии Г. Военного Губернатора Стрекалова, Апреля 19 дня.

[18] Месяц, в котором праздник Курбан совершает­ся, есть 12-й месяц по магометанскому календарю, называемый Зюль-Хаджи. Татарский новый год в 1834 г. был 28 Апреля, а по их счислению 1250.

[19] В 1834 году Сабан был с 25 Мая до 1 июня. Ныне Татары в первый раз пригласили Русских на свой праздник посредством герольда, имевшего в руке длинную палку, на конце которой веял пестрый платок, и ходившего по улицам Казанским.

[20] Читатели, надеюсь, извинят Русский перевод этой, так последующих песен: вкус Татар и образ их выражения весьма разнятся от нашего; а потому не должно удивляться, читая, что Татарская кра­савица, прекрасна как звезда вечерняя, уступает однако же в красоте соболю. Желательно было бы ознакомиться нам с Татарскою словесностию, которая при столь особенном от прочих народов вкусе, дышащем восточною пышностию, имеет свои собственные красоты, почти невыразимые на других языках.

[21] Главная красота сей песни состоит в игре слов, которой не можно выразить на нашем языке. Курайч сравнивает свою надежду со струнами, кои, выдер­живая сильное напряжение при расстраивании инструмен­та, не лопаются: его надежда подобна им, хотя и находится в том же напряжении по причине неуверенности во взаимности его любезной, однако пребудет тверда, не лопнет.

[22] Базилик (Ocymum basilicum) есть любимый цветок Татар по крепкому его запаху. Здешние Татары установляют летом свои окна горшками с бальзами­нами, капульцынами, базиликами и очень редко с другими цветами.

[23] Торговля составляет, можно сказать, единственное занятие здешних Казанских Татар. Кто имеет хотя малый капитал, тот старается обратить его в товар и ведет торг весьма различный. Одни с большим капиталом ведут торговлю с Китайцами, другие с Бухарцами или с Персиянами; иные обращают капитал на изделия своих фабрик, особенно же мыльных и проч.; менee достаточные торгуют в разно­ску шелковыми и бумажными материями; наконец, беднейшие продают на разницу сено, овес и другие припасы.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.