Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Что означают явления интегративности и генерализации при формировании личностных качеств?



Развитие личностных качеств носит интегративный характер. Это значит, что процесс выработки всякого личностного качества начинается с формирования его простейших элементов и черт поведения, которые в дальнейшем усложняются, переплетаются и, сочетаясь (интегрируясь) между собой, выступают как устойчивый сплав потребностей, сознания, чувств и поведения, приобретая таким образом привычный характер. Это имеет большое значение для воспитания. Формируя те или иные личностные качества, нужно учитывать возрастные особенности учащихся и уровень их воспитанности, более или менее четко определять, какие конкретные черты и свойства необходимо вырабатывать в процессе воспитания.

Возьмем тот же пример о формировании у детей вежливости. Начинается этот процесс, как правило, с выработки таких простейших умений, как первому здороваться со старшими и уступать им место, приглашать пришедшего гостя пройти и сесть, проявлять учтивость, готовность к оказанию необходимой помощи и т.д. Забегая вперед, отметим, что точно так формируется дисциплинированность, трудолюбие и другие качества. Без подобной конкретизации и определенной этапности воспитательная работа не будет иметь должной целенаправленности и педагогической действенности.

Следует также иметь в виду явление генерализации (распространения, влияния) при формировании отношений и личностных качеств. Суть данного явления состоит в том, что закрепление и упрочение одного положительного свойства и качества оказывает позитивное влияние на другие стороны развития и формирования личности. Например, если у учащегося вырабатывается привычка (качество) добросовестно выполнять домашние учебные задания, это не только способствует улучшению успеваемости, но и положительно сказывается на его дисциплине, развитии способностей, укреплении чувства личного достоинства и т.д. Но генерализация может иметь и отрицательный смысл. Укрепление негативных черт поведения (например, недисциплинированность или грубость в общении) оказывает разлагающее влияние на другие стороны формирования личности. Какие выводы следуют из этого?

Вывод первый. В процессе воспитания необходимо добиваться, чтобы у каждого учащегося обязательно формировались те или иные положительные свойства качества, которые служили бы опорой для личностного развития в целом. Если, как говорится, у учащегося "все плохо", если он постоянно подвергается морализированию и упрекам, он теряет всякую надежду стать лучшим.

Вывод второй. При воспитании у учащихся отношений и личностных качеств необходимо учитывать, что человек, как отмечал А.С.Макаренко, не воспитывается по частям и что все его свойства и качества развиваются одновременно и в теснейшей связи между собой. Это отнюдь не означает, что развитие этих свойств и качеств происходит равномерно. Как раз на оборот, одни из них формируются более интенсивно, другие же с некоторым отставанием и требуют определенных педагогических усилий для преодоления этого отставания. Это имеет важное методическое значение.

Воспитательная работа в школе должна включать в себя два взаимосвязанных направления: одно из них должно способствовать одновременному формированию всех личностных свойств и качеств учащихся, второе - предусматривать выдвижение и решение в каждый отдельный период работы с детьми одной-двух ведущих воспитательных задач, связанных с выработкой у них тех черт и качеств, которые отстают в своем развитии. Только сочетание этих двух направлений в осуществлена воспитательной работы позволяет добиваться ее высокой педагогической действенности.

Нельзя не обратить внимания еще на одно важное положение. Процесс формирования отношений (личностных качеств), взятый в совокупности с обучением, обусловливает целостное развитие личности, ее воспитанность и обученность. Но формирование отношений и обучение, рассматриваемые как две взаимосвязанные стороны развития личности, принято называть воспитанием в широком смысле, которое осуществляется на основе общих закономерностей и принципов. Эти общие закономерности и принципы, естественно, должны определять и педагогические подходы к воспитанию у учащихся социальных и духовных отношений.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.