Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Чем обусловливается необходимость разработки теоретических и методических основ воспитания в его узком смысле?



Как показано в главе о сущности и общих закономерностях воспитания, целостное развитие личности требует, с одной стороны, ее обучения, а с другой - формирования у нее социальных и духовных отношений, т.е. воспитания в его узком смысле. Поскольку теоретические (дидактические) основы обучения рассмотрены выше, обратимся к раскрытию теоретических и методических проблем воспитания.

Однако при освещении этих проблем нельзя абстрагироваться от тех дискуссионных вопросов, которые нередко возникают в этом случае. Иногда сомнению подвергается сама необходимость и правомерность специального исследования воспитания как особого и специфического педагогического процесса. Аргументом служит то, что, поскольку обучение носит воспитывающий характер и неразрывно связано с личностным формированием учащихся, выделять из этого единого процесса вопросы воспитания нет смысла.

Для подобного мнения есть определенные историко-педагогические причины. Понятие воспитание в российской педагогике стало употребляться со второй половины XVIII в. В 1806 г. оно было включено в словарь Российской Академии, но вплоть до середины XIX в. ассоциировалось с понятием образование и лишь затем приобрело самостоятельное значение. Но понятие образование осталось, обозначая результат обучения и его формирующее (воспитательное) влияние на личность. А потом утвердились понятия воспитывающее обучение, воспитание в процессе обучения. В итоге отдельные педагоги стали считать, что, поскольку основные задачи воспитания решаются в процессе обучения, никакая особая воспитательная работа в школе не нужна.

Одним из первых, кто выразил свое несогласие с подобным мнением, был А.С.Макаренко. "У нас, - говорил он в лекции "Проблемы школьного советского воспитания"' (1938), - среди педагогических мыслителей нашего времени и отдельных организаторов нашей педагогической работы есть убеждение, что никакой особенной, отдельной методики воспитательной работы не нужно, что методика преподавания, методика учебного предмета должна заключать в себе и всю воспитательную мысль. Я с этим не согласен. Я считаю, что воспитательная область - область чистого воспитания - есть в некоторых случаях отдельная область, отличная от методики преподавания... Я остаюсь при убеждении, что методика воспитательной работы имеет свою логику, сравнительно независимую от логики работы образовательной. И то, и другое - методика воспитания и методика образования, по моему мнению, составляют два отдела педагогической науки. Разумеется, эти отделы органически должны быть связаны. Разумеется, всякая работа в классе есть всегда работа воспитательная, но сводить воспитательную работу к образованию я считаю невозможным".

Довольно четко разграничивала воспитание и обучение Н.К.Крупская. Она отмечала, что обучение направлено главным образом на приобретение знаний и выработку умений применять их на практике, и в этом смысле оно обеспечивает обученность учащихся. Воспитание же она связывала с формированием личностных черт и качеств, которые характеризуют воспитанность человека.

На эту специфику воспитания указывал также профессор А.Ф.Протопопов. "Существенным признаком развития, формирования личности, отраженным в понятии "воспитание", - писал он, - является выработка разнообразных качеств и свойств личности, ее поведения".

Можно не только мысленно представить, но и наблюдать в жизни, когда у иного человека есть определенная обученность (знания, умелость), но не хватает воспитанности (низкая культура общения, отсутствие гражданских мотивов поведения, неопрятность и т.д.)- Очень четко подошел к определению направленности и предмета (объекта) воспитания как специфического педагогического процесса А.С.Макаренко. Указывая на то, что при самой высокой обученности и умелости личность может быть неполноценной, если у нее не сформированы здоровые социальные и духовные отношения, он считал, что развитие этих отношений и является главной задачей воспитания. В статье "О взрыве" (1938) он писал, что в педагогической работе "мы имеем дело всегда с отношением... Именно отношение составляет истинный объект нашей воспитательной работы".

 

Приведенные положения показывают, что воспитание в его узком смысле не только существенно отличается от процесса обучения, но и имеет свой специфический предмет, относящийся к формированию личности и, естественно, свою особую методику. Чтобы овладеть особенностями данной методики и формировать у учащихся разнообразные личностные отношения и качества, учителю необходимо хорошо знать теоретические основы этой исключительно сложной работы и владеть соответствующими умениями и навыками. Этим и обусловливается необходимость научной разработки указанных вопросов.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.