Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

В чем состоит сущность и использование методов закрепления изложенного учителем материала?



Как уже отмечалось, в особую группу выделены методы закрепления материала, который изложен учителем: метод беседы по содержанию материала и организация работы с учебником. Нужно хорошо понять значение этих методов. Дело в том, что устное изложение изучаемого материала учителем связано с его первичным восприятием и осмыслением учащимися. Но овладение знаниями не сводится к одному познавательному акту.

М.А.Данилов отмечал, что "знания, являющиеся результатом первого этапа обучения, не являются еще орудием активного, самостоятельного мышления и деятельности учащихся". Методист-биолог Н.М.Верзилин указывал на то, что научные понятия формируются не сразу, а проходят через ряд стадий, на каждой из которых происходят обогащение памяти фактическим материалом, его более углубленный и всесторонний анализ, способствующий тому, что усваиваемые выводы, обобщения или правила становятся интеллектуальным достоянием ученика.

Исходя из этого, в дидактике большое значение придается последующей учебной работе по овладению, т.е. более глубокому осмыслению и усвоению (запоминанию) изложенного учителем материала. Решению данной задачи и способствуют метод беседы по изложенному материалу и работа учащихся с учебником.

Метод беседы. Суть беседы в данном случае состоит в том, что учитель с помощью умело поставленных вопросов побуждает учащихся к ответам, т.е. к активному воспроизведению изложенного им материала с целью его более глубокого осмысления и усвоения (запоминания). Беседа как метод усвоения только что воспринятого материала используется по всем предметам школьного обучения.

Работа с учебником по закреплению изложенного учителем материала. По каждому предмету есть темы, достаточно сложные для восприятия и осмысления учащимися. В этих случаях применение беседы по их закреплению сразу после изложения материала учителем не дает эффекта. Лучше всего предоставить возможность учащимся поработать самостоятельно с учебником и лишь после этого проводить беседу по закреплению (активному воспроизведению) материала.

Методика организации этой работы включает в себя следующие приемы:

— четкую постановку цели самостоятельной работы с учебником;

— указание вопросов, на осмысление и усвоение которых должны обратить внимание учащиеся;

— определение порядка самостоятельной работы и способов самоконтроля за овладением изучаемым материалом;

— наблюдение за ходом самостоятельной работы и оказание помощи отдельным учащимся;

— беседу по закреплению (активному воспроизведению) изучаемого материала.

 

В чем состоит значение и сущность методов самостоятельной работы учащихся по осмыслению и овладению новым материалом?

Одной из важных задач обучения является формирование у учащихся умения и стремления к самостоятельной учебной работе по расширению и углублению научных знаний, развитию своих умственных способностей и творческих задатков. Этим обусловливается необходимость использования таких методов обучения, как: а) самостоятельная работа учащихся с учебной и научной литературой; б) лабораторные работы.

К.Д.Ушинский считал, что только самостоятельная учебная работа учащихся создает предпосылки для глубокого овладения знаниями, развития мышления и умственных способностей учащихся. П.Ф.Каптерев подчеркивал, что каждый новый шаг в усовершенствовании школы был применением начал самообразования к школьному образованию юношества.

Что же следует понимать под самостоятельной учебной работой? Известный дидакт Б.П.Есипов писал: "Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процессе обучения, - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных и физических (или тех или других вместе) действий" (курсив наш. - И.Х.).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.