Как уже отмечалось, в особую группу выделены методы закрепления материала, который изложен учителем: метод беседы по содержанию материала и организация работы с учебником. Нужно хорошо понять значение этих методов. Дело в том, что устное изложение изучаемого материала учителем связано с его первичным восприятием и осмыслением учащимися. Но овладение знаниями не сводится к одному познавательному акту.
М.А.Данилов отмечал, что "знания, являющиеся результатом первого этапа обучения, не являются еще орудием активного, самостоятельного мышления и деятельности учащихся". Методист-биолог Н.М.Верзилин указывал на то, что научные понятия формируются не сразу, а проходят через ряд стадий, на каждой из которых происходят обогащение памяти фактическим материалом, его более углубленный и всесторонний анализ, способствующий тому, что усваиваемые выводы, обобщения или правила становятся интеллектуальным достоянием ученика.
Исходя из этого, в дидактике большое значение придается последующей учебной работе по овладению, т.е. более глубокому осмыслению и усвоению (запоминанию) изложенного учителем материала. Решению данной задачи и способствуют метод беседы по изложенному материалу и работа учащихся с учебником.
Метод беседы. Суть беседы в данном случае состоит в том, что учитель с помощью умело поставленных вопросов побуждает учащихся к ответам, т.е. к активному воспроизведению изложенного им материала с целью его более глубокого осмысления и усвоения (запоминания). Беседа как метод усвоения только что воспринятого материала используется по всем предметам школьного обучения.
Работа с учебником по закреплению изложенного учителем материала. По каждому предмету есть темы, достаточно сложные для восприятия и осмысления учащимися. В этих случаях применение беседы по их закреплению сразу после изложения материала учителем не дает эффекта. Лучше всего предоставить возможность учащимся поработать самостоятельно с учебником и лишь после этого проводить беседу по закреплению (активному воспроизведению) материала.
Методика организации этой работы включает в себя следующие приемы:
— четкую постановку цели самостоятельной работы с учебником;
— указание вопросов, на осмысление и усвоение которых должны обратить внимание учащиеся;
— определение порядка самостоятельной работы и способов самоконтроля за овладением изучаемым материалом;
— наблюдение за ходом самостоятельной работы и оказание помощи отдельным учащимся;
— беседу по закреплению (активному воспроизведению) изучаемого материала.
В чем состоит значение и сущность методов самостоятельной работы учащихся по осмыслению и овладению новым материалом?
Одной из важных задач обучения является формирование у учащихся умения и стремления к самостоятельной учебной работе по расширению и углублению научных знаний, развитию своих умственных способностей и творческих задатков. Этим обусловливается необходимость использования таких методов обучения, как: а) самостоятельная работа учащихся с учебной и научной литературой; б) лабораторные работы.
К.Д.Ушинский считал, что только самостоятельная учебная работа учащихся создает предпосылки для глубокого овладения знаниями, развития мышления и умственных способностей учащихся. П.Ф.Каптерев подчеркивал, что каждый новый шаг в усовершенствовании школы был применением начал самообразования к школьному образованию юношества.
Что же следует понимать под самостоятельной учебной работой? Известный дидакт Б.П.Есипов писал: "Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процессе обучения, - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных и физических (или тех или других вместе) действий" (курсив наш. - И.Х.).