Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Какими особенностями характеризуется развитие и воспитание старших школьников?



Старший школьный возраст относят к ранней юности, характеризующейся наступлением физической и психической зрелости. Однако процесс личностного формирования учащихся этого возраста также происходит не ровно, имеет свои противоречия и трудности.

Со стороны физического развития у них сглаживаются те диспропорции, которые наблюдаются у подростков. Исчезает непропорциональность в развитии конечностей и, туловища, ликвидируется отставание в развитии сердечно-сосудистой системы, что обеспечивает необходимый приток крови ко всем частям организма. Упрочивается костная система, устраняется впалость груди, возрастает мышечная сила, что повышает физическую работоспособность, а координация движений приближается к состоянию взрослого человека. В основном завершается половое созревание, общий темп роста замедляется, но накопление сил и укрепление здоровья продолжается. Это влечет переоценку своих сил и возможностей, что требует от педагогов значительного внимания к организации спортивно-оздоровительной и санитарно-гигиенической работы.

Достаточно высокого уровня развития достигает нервно-психическая и интеллектуально-познавательная деятельность. Преобладающее место в ней занимает абстрактное мышление (от лат. abstraction - мысленная отвлеченность) логическая память, стремление к глубокому осмыслений сущности и причинно-следственных связей изучаемых предметов и явлений. Достаточно четко определяются познавательные интересы, склонности и способности, более прилежное изучение любимых предметов и недостаточное внимание к учению по другим предметам.

В то же время явственно обнаруживаются недостатки в учебной работе в предшествующие годы обучения, которые весьма затрудняют овладение знаниями, порождают пассивность и неверие в свои силы и способности, а в отдельных случаях и совсем ведут к потере интереса к учению. Это нужно понимать: отсутствие успехов и непреодолимые трудности в овладении знаниями с психолого-педагогической точки зрения отрицательно сказываются на потребностно-мотивационной сфере старших школьников, что делает бессмысленными их учебные усилия. Без своевременной и действенной помощи со стороны учителей этого недостатка не преодолеть.

В свою очередь, развитие мышления и познавательных возможностей, стремление к глубокому овладению знаниями стимулируют работу старшеклассников над речью, формируют сознательное отношение к развитию своих творческих способностей, что также должно быть предметом особого внимания учителей, в частности, необходимо вовлекать таких учащихся в работу предметных кружков, научных обществ и т.д.

На достаточно высокий уровень поднимаются у старших школьников общественные переживания и чувства. Именно в этом возрасте на основе усваиваемых знании и обогащения жизненного опыта формируются достаточно устойчивые социальные и моральные взгляды, служащие фундаментом развития мировоззрения. Естественно, в этом направлении следует проводить целенаправленную воспитательную работу. Исследования и школьный опыт показывают, что слабая постановка гражданско-патриотического и морально-эстетического воспитания оборачиваются негативными издержками в развитии старшеклассников.

Развитие сознательности и эмоционально-чувственной сферы учащихся существенно влияет на волевые процессы» причем зачастую решающее воздействие на их поведение оказывают эмоции и чувства. Две педагогические проблемы возникают в этом случае. Во-первых, необходимо приучать учащихся к обдумыванию и анализу своего поведения, побуждать их к самовоспитанию. Во-вторых, воспитательная работа должна отличаться содержательной глубиной и эмоциональной привлекательностью.

Годы ранней юности для многих учащихся характеризуются сильными интимными переживаниями, первой любовью, нередко оставляющими следы на всю жизнь. Попытки проводить в этой связи так называемое половое воспитание, в открытую обсуждать вопросы секса могут лишь усиливать интерес к физиологическим сторонам этих переживаний, вместо того чтобы концентрировать внимание учащихся на морально-этических проблемах, чистоте отношений и высокой требовательности к себе. Хороший эффект дает вовлечение старшеклассников в спортивно-оздоровительную работу, санитарно-гигиеническое просвещение, организация содержательной коллективной деятельности во внеурочное время.

Актуальным и сложным для старшеклассников является вопрос о выборе профессии, о жизненном самоопределении. Они чаще руководствуются тем, что предстоящая профессия должна быть внешне привлекательной, престижной и обеспечивать высокий заработок. Ничего плохого в этом нет. Однако, проводя профориентационную работу, необходимо помогать им осознавать, что к реализации этого выбора не всегда есть прямые пути. Например, мечтая о профессии врача или юриста, модных среди старшеклассников, можно не выдержать вступительные экзамены в вуз. Но есть возможность повторить попытку и при должном упорстве добиться своего. Кроме того, можно приобрести другую профессию, которая впоследствии может стать и престижной, и принести достаток.

Наконец, юности всегда присуще стремление к новизне, к последним веяниям в моде, поведении, литературе, музыке и т.д. На этом фоне старшеклассники нередко проявляют негативное отношение к прошлому, к историческим традициям и обычаям народа и с обостренным вниманием улавливают и копируют все ультрасовременное. Указанная односторонность и крайность подобных увлечений также порождает определенные трудности в воспитании особенно в воспитании патриотизма, уважительного отношения к старшим и т.д. Главное здесь - не борьба со стремлением учащихся к новому и необычному, а наоборот, умелое приобщение их к изменениям в моде, литературе, музыке, искусстве.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.