Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Какое влияние оказывали и оказывают, идеология и политика общества на развитие педагогики?



Развиваясь под влиянием объективных потребностей общества в воспитании подрастающих поколений, педагогика также не могла не испытывать влияния и факторов субъективных, которые оказывали и оказывают воздействие на разработку воспитательной теории. Одним из этих субъективных факторов были и остаются идеология и политика общества. Дело в том, что воспитание выступает в качестве действенного средства формирования человека и выработки у него таких необходимых каждому обществу и государству личностных качеств, как законопослушание, соблюдение социально-экономических порядков и существующих требований морали. С другой стороны, с древних времен люди понимали, что воспитание приносит много выгод тому, кто его получает. Римский историк Тацит (ок. 58-ок. 117) писал: "Чем сильнее был кто-либо в ораторском искусстве, тем легче для него был доступ к почетным должностям".

Именно поэтому идеология и политика правящих прослоек общества всегда влияли и влияют как за организацию воспитания, так и на разработку педагогической теории. Указанное положение подтверждается многими примерами и фактами.

Еще Аристотель в своем труде "Политика" писал: "Вряд ли кто будет сомневаться в том, что законодатель должен отнестись с исключительным вниманием к воспитанию молодежи, так как в тех государствах, где этот предмет находится в пренебрежении, и самый государственный строй терпит от того ущерб".

Отметим, что политика и идеология общества влияют на разработку таких педагогических проблем, как цели воспитания, его содержание, определение методов воспитательной работы и т.д. Например, древнегреческий историк Плутарх (ок. 45-ок. 127), указывая на то, что подготовка молодежи в Спарте была направлена на защиту государства и правящей элиты, писал: "Воспитание было рассчитано на то, чтобы сделать юношей послушными, выносливыми в трудностях, способными сражаться и побеждать".

В средние века в качестве такой цели выступало формирование у человека послушания и религиозного аскетизма, хотя она по-разному осуществлялась по отношению к духовным и светским феодалам, а также к феодальному крестьянству.

Начиная с эпохи Возрождения, стали провозглашаться гуманистические цели воспитания и всестороннего развития личности. Существенные изменения происходили и в разработке методов воспитания. Если в предшествующие эпохи они были ориентированы на подавление личности ребенка путем применения угроз, различных наказаний и физических воздействий, то с гуманизацией общественных отношений стали использоваться более гуманные воспитательные методы: увещевание детей, уважение их достоинства, опора на их положительные качества и т.д.

Кто бы что ни говорил, но с научной точки зрения и современная педагогика развивается под влиянием идеологии и политики общества и призвана способствовать их Утверждению и защите. Недаром французский император Наполеон в свое время говорил: "Моей главной целью при Учреждении учительской корпорации служит желание управлять мыслями".

О зависимости воспитания от социально-правового и имущественного положения тех или иных классов общества весьма выразительно писал Н.Г.Чернышевский: "Политическая власть, материальное благосостояние и образованность - все эти три вещи соединены неразрывно. Кто находится в нищете, тот не может развить своих умственных сил; в ком не развиты умственные силы, тот не способен пользоваться властью выгодным для себя образом; не пользуется политической властью, тот не может спастись от угнетения, то есть от нищеты, то есть и от невежества".

Но поскольку в каждую историческую эпоху разрабатывались свои взгляды и подходы к воспитанию, можно говорить о педагогике рабовладельческого, феодального современного общества. Речь в данном случае идет об официальной педагогике, формировавшейся и формирующейся под влиянием официальных, правящих кругов общества, господствующей идеологии и политики. Это приводило к тому, что с давних времен в обществе существовали и формировались различные идеологические и политические течения, отражавшие интересы различных имущественных и религиозных слоев населения в области воспитания. Так, широкое распространение получили идеи иезуитского (католического) и исламского воспитания. Со времен эпохи Возрождения начали формироваться идей социалистического воспитания (Т.Мор и Р.Оуэн в Англии Т.Кампанелла в Италии, К.Сен-Симон, Ш.Фурье во Франции, К.Маркс и Ф.Энгельс в Германии, В.И.Ленин в России и т.д.).

Отсюда следует, что в педагогике прошлого нужно различать то, что служило тормозом развития прогрессивны воспитательных теорий и изжило себя, став лишь достоянием истории, и то, что содержало в себе положительные элементы и способствовало разработке подлинно научных воспитательных теорий, носило и носит общечеловеческий характер.

Наконец, по уровню теоретического освещения вопросов воспитания различают научную и народную педагогику.

Научная педагогика обычно связывается с углубленным исследованием теоретических и методических проблем воспитания, с раскрытием и обоснованием его сущности и закономерностей.

Народная педагогика существует в форме пословиц, поговорок, сказок, преданий, а также национальных воспитательных обычаев и традиций. Она выступает как совокупность житейских представлений и практического опыта воспитания и формирования личности в детском возрасте.

Необходимость анализа и систематизации народных представлений о воспитании, его национальных обычаев и традиций привела к разработке специальной научной дисциплины - этнопедагогики (этнос - народ, нация), которая в последнее время получает все более широкое развитие.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.