Российский государственный торгово-экономический университет
(РГТЭУ)
Кафедра мировой экономики
Одобрено УМС факультета _____________
Протокол №__от «___»___________20__г.
Председатель _________________________
Рабочая программа
Научный семинар
Направление подготовки 080100Экономика
Магистерская программа
«Мировая экономика и международный бизнес»
Квалификация (степень) выпускника: Магистр
Согласовано:
Учебно-методическое управление
РГТЭУ
«____» ________________20__г.
____________________________
Рекомендовано кафедрой:
Протокол №
От « » 2011г.
Зав. кафедрой Халевинская Е.Д.
Москва 2011г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
Общие положения
Цели и задачи научного семинара
Содержание научного семинара
Формы организации научного семинара
Планирование времени, отведенного на научный семинар
Руководство научным семинаром
Формы контроля участия магистранта в научном семинаре
БЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту (далее - ФГОС) высшего профессионального образования (далее - ВПО) реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (пункт 7.3. ФГОС ВПО) (уровень магистратуры).
1.2. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (аналитической проектно-экономической, организационно-управленческой, финансово-хозяйственной, консалтинговой, научно-исследовательской, педагогической), для основной образовательной программы (далее - ООП) магистратуры является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров (далее - научный семинар), к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных планов магистра (пункт 7.3. ФГОС ВПО) (уровень магистратуры).
1.3. Научный семинар, являющийся обязательным компонентом магистерской программы, призван обеспечить интеграцию науки и образования.
1.4. Виды научного семинара: научно-методологический семинар; научно-исследовательский семинар/научно-практический.
1.5. Настоящие рекомендации разработаны с учетом временного Положения о научных семинарах в магистратуре, утвержденного приказом Финуниверситета от 28 декабря 2009 г. № 458-1/0 на основании членства Института в составе вузов УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики,
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НАУЧНОГО СЕМИНАРА
2.1. Целью научного семинара является подготовка студентов магистратуры к решению задач научно-исследовательской деятельности. Участие студентов в научном семинаре способствует формированию следующих общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС:
способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, в том числе путем изучения современных проблем экономической науки, бизнеса и управления, ознакомления с прикладными задачами, решаемыми экономистами и финансистами в разных областях (ОК— 1);
способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного/научно-практического профиля профессиональной деятельности (ОК– 2);
способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу научных исследований (ПК– 1);
способность обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования (ПК- 2);
способность проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой (ПК- 3);
способность представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде статьи или доклада (ПК- 4);
овладение методикой оппонирования, ведения научных диспутов, дискуссий, презентаций и обсуждений;
способность к самостоятельному решению задач профессиональной деятельности на современном уровне.
2.2. Для достижения поставленной цели научный семинар обеспечивает решение ряда задач.
Задачей научно-методологического семинараявляется обучение магистрантов:
методологии научных исследований;
методам анализа и обзора научной литературы, проведения исследований, подготовки и написания научных работ;
способам и средствам профессионального изложения специальной информации, научной аргументации, ведения научной дискуссии и презентации результатов исследований;
планирование и корректировка индивидуальных планов научно-исследовательской работы студентов в процессе подготовки магистерской диссертации;
осуществление мониторинга и контроля хода выполнения научно-исследовательской работы, магистерской диссертации, а также предзащита магистерской диссертации;
оценка уровня приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций магистрантов, оценка компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры.
СОДЕРЖАНИЕ НАУЧНОГО СЕМИНАРА
3.1. Научно-методологический семинарнаправлен на ознакомление магистрантов с методологией научного исследования, философскими и актуальными проблемы соответствующей научной области.
3.2. Содержание научно-исследовательского/научно-практического семинараопределяется этапами подготовки магистерской диссертации.
Содержание научно-исследовательского/научно-практического семинара должно быть направлено на:
ориентацию магистрантов в проблемном поле исследования;
выбор направления и темы научного исследования/практической разработки, магистерской диссертации;
обоснование магистрантом актуальности, теоретической и практической значимости избранной темы, целей и задач магистерской диссертации;
изучение основных теоретических результатов и моделей, используемых в качестве базы научного исследования/ научно-практической разработки, формулировку гипотезы исследования/ разработки и характеристику методологического аппарата для его выполнения;
обсуждение актуальных проблем по темам магистерских диссертаций в рамках магистерской программы (в том числе на иностранном языке);
критический анализ основных результатов и положений, полученных ведущими специалистами в соответствующей области и оценка их применимости в магистерских диссертациях данной магистерской программы;
обсуждение инструментария исследования;
обсуждение промежуточных результатов научного исследования/научно-практической разработки в процессе подготовки магистерской диссертации;
оценка предполагаемого вклада автора в разработку темы магистерской диссертации;
обсуждение полученных результатов проведенного научного исследования/научно-практической разработки хода выполнения магистерской диссертации и ее предзащита.