Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Особенности российской системы профилактики насилия

ТЕМА «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАСИЛИЯ В ОБЩЕСТВЕ»

1. Понятие насилия. Виды и формы агрессивного поведения человека.

2. Модели социальной работы по профилактике насилия. Особенности первичной и вторичной профилактики.

 

По оценке Всемирной организации здравоохранения, насилие всегда было частью существования человеческого сообщества. Его самые разно­образные проявления можно видеть во всех уголках мира. Насилие явля­ется одной из основных причин смертности во всем мире среди людей в возрасте от 15 до 44 лет.

Существует много вариантов определения насилия. Всемирная орга­низация здравоохранения определяет насилие как преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное против себя, против иного лица, группы лиц или общины, результатом которого являются (либо имеется высокая степень вероятности этого) телесные повреждения, смерть, психологическая травма, отклонения в развитии или различного рода ущерб.

Согласно этому определению, насилием не являются непреднамеренные несчастные случаи, например, телесные повреждения в результате дорож­но-транспортных происшествий или ожоги.

В типологии, представленной в докладе Всемирной организации здраво­охранения «Насилие и его влияние на здоровье», опубликованном в 2003 году, насилие подразделяется на три категории, в соответствии с характери­стиками тех, кто совершает акт насилия:

• покушение на собственную жизнь и здоровье;

• межличностное насилие;

• коллективное насилие.

Каждая из этих категорий подразделяется затем на новые подгруппы, отражающие более конкретные виды насилия.

В качестве синонимов к понятию насилие используются понятия агрессия, жестокость.

А. Басе и А. Дарки выделяют следующие 5 видов агрессии:

1. Физическую агрессию (физические действия против кого-либо).

2. Раздражение (вспыльчивость, грубость).

3. Вербальную агрессию (угрозы, крики, ругань и т.д.).

4. Косвенную агрессию, направленную (сплетни, злобные шутки) и не­направленную (крики в толпе, топанье и т.д.).

5. Негативизм (оппозиционное поведение).

Выделяют следующие формы агрессивных действий:

• негативные - позитивные (деструктивные - конструктивные);

• явные и латентные (внешне наблюдаемая агрессия - скрытая агрессия);

• вербальные-физические (словесное нападение-физическое нападение);

• прямые - косвенные (непосредственно направленные на объект - сме­щенные на другие объекты);

• враждебные - инструментальные (с целью причинения вреда/боли дру­гому человеку - с иными целями);

• эго-синтонные (принимаемые личностью) - эго-дистонные (чуждые для Я, осуждаемые самой личностью).

Наиболее привычными, явными проявлениями агрессивного поведения считаются: злословие, повышение тона и громкости голоса, аффектация (бур­ное проявление негативных эмоций), принуждение, негативное оценивание, оскорбления, угрозы, использование физической силы (кусание, удары), применение оружия. Скрытые формы агрессивного поведения вы­ражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому-то, при­чинении вреда себе и самоубийстве.

Профилактика насилия.

В борьбе с насилием следует применять комплексный подход, который нацелен не только на помощь жертвам насилия, но и на установление мирных, ненасильственных условий существования, сокращение масштабов насильственных действий и в пер­вую очередь на изменение обстоятельств и условий, которые ведут к росту жестокости. Поскольку насилие - это многогранная проблема, в которой со­четаются элементы биологического, психологического, социального и эко­логического характера, то к борьбе с ним следует подходить одновременно с нескольких сторон или уровней.

Традиционно различают три уровня профилактики:

Первичный уровень - собственно предупреждение насилия.

Вторичный уровень фокусируется на неотложной реакции на уже свер­шившийся факт насилия; это оказание медицинской помощи до помещения пациента в стационар и лечение заболеваний, передающихся половым пу­тем, последствий изнасилования.

Третичный уровень - это оказание разнообразных форм помощи в те­чение длительного времени для ликвидации последствий насилия, в том чис­ле реабилитация, попытки уменьшить воздействие травмы на индивида или сократить период его нетрудоспособности.

Современные исследователи все чаще обращают внимание на следую­щие превентивные (специальные, направленные, адресные) меры, которые адресованы целевым группам населения:

Универсальный подход, направленный на отдельные группы населения или на все населения, без выделения специальных групп риска; в качестве примера можно назвать анкеты по проблеме насилия, которые заполняют все школьники или дети определенного возраста, либо проведение кампа­ний на территории района.

Избирательные вмешательства, нацеленные на тех, кто рассматривает­ся как возможный объект насилия (на них воздействуют один или несколько факторов риска); пример- тренинги для одиноких родителей или родителей с низкими доходами.

Индикативные вмешательства, нацеленные на тех, кто уже совершал акты насилия; это, например, борьба с виновниками насилия в семье.

Борьба с насилием на различных уровнях включает в себя следую­щие задачи:

• определение индивидуальных факторов риска и принятие мер, изменя­ющих поведение личности.

• воздействие на межличностные отношения и создание здоровой обста­новки в семье, в том числе предоставление профессиональной помощи «труд­ным» семьям.

• наблюдение за общественными местами - школами, местами работы и проживания людей и при необходимости решение возникающих там проблем.

• борьба с тендерным неравенством и вредными взглядами и обычаями.

• обращение к культурным, социальным и экономическим факторам, ко­торые содействуют насилию, и принятие мер по их изменению, в том числе уменьшение пропасти между бедными и богатыми и обеспечение равного доступа к товарам, услугам и возможностям.

Мероприятия по предотвращению насилия в молодежной среде, разра­ботанные сторонниками экологической модели, опубликованы в Докладе ВОЗ «Насилие и его влияние на здоровье» в виде таблицы.

Таблица - 1. Мероприятия по предотвращению насилия в молодежной среде

Этапы развития ребенка/ уровень среды Личность Взаимоотношения (например семья, сверстник) Община Общество
Младенчество 0-3года *предотвращение ранней беременности. *увеличение помощи беременности и при родах *посещение на дому *родительские тренинги *увеличение числа дошкольных учреждений и качества их работы *борьба с бедностью *уменьшение неравенства доходов *борьба с насилием в СМИ
Раннее детство 3-5лет *программы социального развития *программы подготовки к школе *родительские тренинги (а) *увеличение числа дошкольных учреждений и качества их работы *борьба с бедностью *уменьшение неравенства доходов *борьба с насилием в СМИ
Детство 6-11лет *программы социального развития *информация о вреде злоупотребления наркотиками (б)   *программы наблюдения *сотрудничество семьи и школы с целью большего участия родителей в воспитании детей *совершенствование работы школ, в том числе методов преподавания, школьной политики и обеспечение большей безопасности детей *надзор за детьми вне школе *факультативные занятия *борьба с бедностью *уменьшение неравенства доходов *массовые информационные кампании *борьба с насилием в СМИ  
Подростковый возраст 12-19лет *программы социального развития (а) *ориентация молодых людей с плохим поведением на окончание средней школы (а) *индивидуальные беседы (б) *программы испытательного срока условно-досрочного освобождения, предусматривающие встречи с заключенными, рассказывающими об ужасах тюремной жизни (б) *программы на местах, осуществляемые психиатрическими и исправительными учреждениями (б) *программы, предусматривающие информацию о вреде алкоголя и наркотиков (б) *дополнительные занятия в школе (обучение военной подготовки) (б) *рассмотрение дел малолетних преступников в обычных судах   *институт наставников (а) *привлечение сверстников в качестве посредников по улаживанию споров *программы по перевоспитанию злостных правонарушителей *нормализация отношений в семье (а) *совершенствование работы школ, в том числе методов преподавания, школьной политики и обеспечение большей безопасности *внешкольная работа *программы по предотвращению формирования банд (б) *обучение медицинских и социальных работников методам выявления молодежи, которая легко может быть вовлечена в насильственные действия *поддержание общественного порядка в обществе *ограничения продажи спиртного *улучшение оказания скорой помощи, лечения телесных повреждений и доступа к медицинской помощи   *борьба с бедностью *уменьшение неравенства доходов *массовые информационные кампании *сокращение количества сцен насилия в СМИ *совершенствование работы полицейских и судебных органов *реформа системы образования
Молодость 20-29лет *ориентация на поступление в вуз *профессиональное обучение *программы по укреплению семейных и служебных связей со сверстниками, применяющими насилие *программы проведения досуга для взрослых *поддержание общественного порядка в общине *ограничение в продаже спиртного *улучшение оказания скорой помощи, лечения телесных повреждений и доступа к медицинской помощи   *борьба с бедностью *уменьшение неравенства доходов *массовые информационные кампании *программы занятости для безработных *совершенствование работы полицейских и судебных органов  

 

а)- доказали свою эффективность в уменьшении насилия и факторов риска его проявления;

б) – оказались малоэффективными в уменьшении насилия и факторов риска его проявления.

Особенности российской системы профилактики насилия.

Современная российская система общей профилактики представлена многочисленными и разно­ведомственными органами и социальными институтами, которые решают вос­питательно-профилактические задачи самыми разнообразными методами и средствами.

Социальная профилактика отклоняющегося, том числе и аг­рессивного, поведения несовершеннолетних представляет собой систему мерсоци­ально-правовой, медико-психологической и социально-педагогической помощи семье, детям, юношеству. Ведущая роль здесь отводится деятельности мно­гопрофильной государственной социальной службы помощи семье и детям.

Органы социальной профилактики отклоняющегося и агрессивного поведения несовершеннолетних специалисты делят на общие и специальные. Общие органы ранней профилактики (учебно-воспитательные, культурно-развлека­тельные, спортивно-оздоровительные, реабилитационные и другие учрежде­ния, действующие в системе образования, культуры, здравоохранения и т.д.) осуществляют воспитательно-профилактическую работу в ходе решения за­дач социального воспитания и формирования у подрастающего поколения твердых моральных принципов, правопослушного и толерантного поведения.

Специальные органы ранней профилактики (правоохранительные орга­ны, инспекции и комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, учреждения системы социальной защиты насепения- Цен­тры социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационные цен­тры и др.) непосредственно ведут работу с детьми, подростками, семьями группы социального риска, с несовершеннолетними правонарушителями и преступниками, вернувшимися из ВТК.

В сфере первичной профилактики деструктивного поведения несо­вершеннолетних отделы социальной защиты семьи и детства имеют сле­дующие задачи:

• через медико-социальный патронаж, социальных работников и педагогов, правоох­ранительные органы, органы местного самоуправления - изучение прожи­вающего в микрорайоне контингента детей, семей; составление социально-демографической характеристики района; выявление и описание социальной инфраструктуры; выявление соответствия ее реальным потребностям раз­новозрастного населения, проживающего в районе;

• разработка предложений о мерах социально-экономического и соци­ально-педагогического характера, связанных с удовлетворением нужд и по­требностей семьи, детей, молодежи, организацией труда, учебы, быта, досу­га несовершеннолетних и молодежи;

• своевременное выявление с помощью и при участии других ведомств семей и детей группы социального риска, осуществление социального патронажа над этой категорией семей и несовершеннолетних, оказание им необходимой социально-правовой, социально-педагогической и ме­дико-психологической помощи, привлечение, по мере необходимости, специалистов других учреждений для поддержки и помощи детям и се­мьям группы социального риска;

• создание сети комплексных служб социально-правовой, медико-социаль­ной и психолого-педагогической помощи семье, детям, подросткам - психологи­ческие и юридические консультации, социальные приюты и убежища, телефоны и службы доверия, реабилитационные центры и т.д., - из расчета, как минимум, один центр на 5 тысяч детского населения, проживающего в районе.

Помимо центрального звена социальной помощи семье и детям в других ведомствах также создается собственная система социальной помощи насе­лению со специфическими задачами, функциями и объектами.

Т.те. самостоятельно работают различные службы:

1) медико-социальная служба выполняет следующие функции:

• организация медицинского социального патронажа над семьями;

•создание медико-психологической службы, занимающейся пропагандой здорового образа жизни, в первую очередь, среди детей, подростков, юно­шества, семей, имеющих несовершеннолетних детей;

• участие психоневрологов, психотерапевтов и психиатров в работе реа­билитационных центров для несовершеннолетних детей с отклонениями в психическом и социальном развитии;

• оказание социальной помощи семьям, имеющим больных детей, роди­телей-инвалидов, хроников.

2) Деятельность социально-педагогической службы связана с диаг­ностикой социально-педагогической ситуации в семье, по месту житель­ства, с оказанием психолого-педагогической помощи родителям в вос­питании детей, в оздоровлении условий семейного воспитания, в организации семейного досуга и т.д.

3) Социально-правовая служба выполняет функции социального контро­ля и социальной охраны несовершеннолетних от криминальной среды, вклю­чая криминальные семьи, лиц, вовлекающих несовершеннолетних в преступ­ную деятельность, проявляющих жестокость, насилие.

Социальная служба молодежи совместно со службой занятости населе­ния обеспечивает решение проблем занятости и трудоустройства молодежи, выпускников общеобразовательных школ, ГТТУ, высших учебных заведений, со­здание рабочих мест для молодежи и несовершеннолетних в условиях рыноч­ной экономики, решение проблем их профессионального обучения и роста.

Кроме того, в рамках первичной профилактики от­клоняющегося, в том числе и агрессивного, поведения несовершенно­летних наблюдается взаимодействие учреждений, подчиненных Мини­стерству здравоохранения и социального развития, с другими государственными органами, общественными объединениями и трудо­выми коллективами, причем ведущая роль здесь принадлежит социаль­ному работнику. В самом общем, интегрированном виде это взаимо­действие призвано решать следующие задачи:

с органами здравоохранения - осуществление медико-социального направления, выявление родителей, детей, подростков групп социального рис­ка, организация обследования их специалистами, консультирование, лече­ние, коррекция и другие формы оказания социальной и медико-психологи­ческой помощи. Пристального внимания заслуживают вопросы повышения эффективности работы участковых педиатров и школьных врачей, медицин­ского персонала учреждений различной ведомственной подчиненности по выявлению и искоренению вредных привычек (алкоголизм, курение, амо­ральное поведение и т.д.);

с органами занятости населения - развитие рабочих мест для подро­стков-инвалидов путем создания в системе социального обеспечения специ­ализированных предприятий, участков, цехов для данной категории несовер­шеннолетних; устройство на работу, временная занятость подростков на общественных работах в каникулярный период и т.п.;

с органами внутренних дел - организация обмена взаимной инфор­мацией о семьях и детях, подростках, группах социального риска; совмест­ная разработка и реализация профилактических мероприятий по социально-правовой защите детей, подростков, семей от противоправных посягательств на жизнь, здоровье, нравственное развитие, от влияния криминальной сре­ды, от лиц, вовлекающих несовершеннолетних в преступную и иную антиоб­щественную деятельность;

с комиссиями по делам несовершеннолетних - по организации комп­лексных мероприятий, осуществляемых применительно к семье и ребенку. В частности, право принятия решения о помещении в специальные школы и спец-ПТУ целесообразно передать семейным и ювенальным судам. В то же время целесообразно за комиссиями сохранить вопросы координации объединения усилий органов и учреждений народного образования, здравоохранения и со­циального развития, культуры, внутренних дел, других предприятий, организа­ций, учреждений, общественных организаций, а также расширить их возмож­ности в социально-правовой защите несовершеннолетних и их семей.

Следовательно, выступающим посредниками в этой системе взаимодей­ствий специалистам по социальной работе предстоит оперативно решать ряд вопросов по оказанию таким детям медицинской, психологической, со­циальной и правовой поддержки и помощи.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.