Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Практика социальной работы со случаем насилия и пренебрежения по отношению к пожилому человеку в семье

О проблеме насилия над пожилыми в семье уже говорят не только как о внутрисемейном конфликте, но как о социально опасном явлении, требующем общественного внимания и полноценного государственного подхода.

Тем не менее на Западе (а тем более в России) в данной области существует много проблем и нет государственной политики, направленной на предотвращение домашнего насилия в отношении пожилых, и работа ведется пока на уровне отдельных регионов и служб.

В Великобритании социальная работа с проблемой насилия над пожилыми включает два уровня: уровень макросоциума (предупреждение развития насилия) и микроуровень (работа с агрессором и жертвой).

Первый уровень предполагает:

а) лоббирование изменений в законодательстве и создание системы защиты прав пожилых людей;

б) проведение разъяснительной работы и изменение отношения к старости и пожилым людям в обществе в целом;

в) организацию совместной эффективной деятельности всех, кто работает с проблемой насилия над пожилыми;

г) развитие сети служб и услуг, которые бы обеспечивали для пожилых людей безопасность.

Второй уровень — это непосредственная работа со случаем (оказываются помощь и поддержка как пожилым людям, так и тем, кто осуществляет уход за ними, и которая состоит из трех этапов, имеющих свои собственные цели, задачи и методы работы):

1)идентификация проблемы (сведения могут быть собраны на основании данных полиции, личного подозрения или получены от врачей, медсестер и т.д.);

2)вмешательство в ситуацию (оценка ситуации и имеющихся в распоряжении ресурсов, определение стратегии их мобилизации);

3)коррекция и изменение ситуации (поддержка и активизация членов семьи, изменение межличностных отношений и формирование навыков правильного взаимодействия внутри семьи).

Согласно разработанному в графстве Кент руководству по решению проблем, связанных с насилием в семье, информация, которая должна быть собрана по заявлению, включает: основные сведения (имя, адрес, пол, возраст жертвы) и контактную информацию (язык, телефон и адрес). Эти данные могут быть получены как в результате прямого интервью, так и на основании наблюдений или же обращения к другим агентствам и службам.

Хотя детальное физическое обследование проводится медицинским персоналом, тем не менее и социальный работник должен обращать внимание на

§ синяки, ссадины, порезы и ожоги, особенно на лице, губах и руках,

§ повреждения и переломы, отсутствие гигиены, должного ухода и лечения (признаки физического насилия и пренебрежения),

§ нарушения сна,

§ резкое повышение или понижение веса,

§ необъяснимые страхи, растерянность,

§ покорность и удрученность (могут свидетельствовать о психологическом насилии),

§ а также на боли при ходьбе и в сидячем положении и нежелание проходить осмотр у гинеколога (сексуальное насилие).

§ следует фиксировать отсутствие у пожилого человека денег (неличных или на счете в банке),

§ несоответствие между возможными и реальными условиями жизни,

§ подозрительный интерес со стороны членов семьи к принадлежащим пожилому лицу средствам, поскольку это может быть идентификатором финансового насилия, а также отмечать те условия, которые способствуют возникновению насилия либо свидетельствуют о его наличии.

Следует отметить, что для сбора достоверной и точной информации социальный работник должен уметь отличать действительно подозрительные случаи (например, в ситуации с синяками, переломами, повреждением целостности кожных покровов) от тех, возникновение которых обусловлено возрастом клиента, что предполагает необходимость знания социальным работником особенностей физиологии и психологии стариков.

Для идентификации подобных ситуаций социальным работникам предложено использовать специальную карту, а для выявления потенциальных случаев насилия в помощь медицинским сестрам и сиделкам были разработаны протоколы изучения и оценки состояния пожилого человека и опекуна.

Протоколы применяются в ситуации подозреваемого насилия и для идентификации стресса и напряжения у опекуна и заполняются в течении нескольких дней. При заполнении карточки следует избегать прямых вопросов, а опираться на такие методы, как наблюдение, возможно даже интуицию. Кроме того, для получения более точной и детальной информации каждый протокол обязательно должен включать подробное описание.

Иногда для определения характера ситуации, ее причин и виновных социальному работнику необходимо провести интервью-расследование, а потому он должен владеть определенными навыками и умениями (уметь начинать беседу, налаживать взаимоотношения, вести переговоры, заключать сделки и т.д.). Очень часто в силу ряда причин (гордости пожилого человека, его страха, робости, зависимости от агрессора, кровного родства с ним и др.) возникают трудности при получении информации, подтверждающей наличие ситуации насилия (даже если фактически существование насилия уже не является тайной), и расследование становиться проблематичным. Для решения данной задачи и повышения эффективности деятельности социального работника была разработана тактика ведения подобного интервью, в соответствии с которой:

а) посещение семьи осуществляется социальным работником вместе с его коллегой;

б) обязательно объяснение социальным работником цели визита;

в) интервьюирование опекуна и пожилого человека проводится с каждым из них

в отдельности;

г) во время беседы создается спокойная и расслабляющая атмосфера.

Вмешательство в ситуацию

Предполагается сочетание деятельности различных специалистов. Обычно - терапевта, медсестры, социального работника, консультирующего психиатра или геронтолога, психолога, адвоката, полицейского и координатора, который отвечает за обеспечение согласованной работы всех участников группы. Предполагается:

§ коллективное обсуждение серьезности ситуации в семье,

§ надежности имеющихся в распоряжении сведений, а также

§ коллективные оценку доступных ресурсов и

§ определение стратегии работы со случаем и области ответственности каждого из специалистов.

Вмешательство и изменение ситуации

Очевидно, что выбор оптимальной тактики и эффективность работы во многом определяется тем, насколько правильно были выявлены причины сложившейся ситуации. Поскольку агрессивное поведение опекуна по отношению к пожилому человеку часто является следствием возникающих в результате их взаимоотношений напряжения и стресса, то для изменения модели взаимодействия (а следовательно, и ситуации в целом) здесь в первую очередь важно понять происходящее и выявить те факторы, которые более всего способствуют нарастанию раздражения и агрессии.

Для планирования тактики изменения ситуации предложено опираться на т.наз. терапевтический квадрат (включает четыре основные группы факторов, рассмотрение которых способствует достижению понимания ситуации и ее правильной оценки). К этим факторам относят:

1)роль и чувства опекуна в данной ситуации (возможность агрессии повышается при переживании опекуном чувств вины и неспособности контролировать события, при ощущении постоянного давления и все возрастающих требований со стороны пожилого человека);

2)природа взаимоотношений в диаде «опекун—опекаемый» (напряжение опекуна особенно велико, когда со стороны пожилого человека наблюдаются отсутствие благодарности, предъявление неразумных требований, нежелание помочь в чем-либо опекуну и манипулятивное поведение);

3)наличие у опекуна поддержки со стороны других членов семьи и

4)его финансовое положение.

Насилие и пренебрежение по отношению к пожилым в семье является следствием столкновения личных, семейных, социальных и культурных интересов и ценностей.

В решении данной проблемы социальный работник особое внимание должен уделять тем факторам, которые, не являясь прямыми причинамиподобного поведения, все же способствуют его проявлению, так как усиливают негативные эмоции и напряжение внутри семьи (бедность, безработица, отсутствие поддержки семье со стороны микросоциума, усвоение соответствующих образцов поведения в процессе социализации и личностный гедонизм).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.