Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Подборка документов о геноциде армян в исламской Турции



Данные телеграммы являются тяжкими обвинениями в адрес Турецкого государства. Они свидетельствуют о том, что насильственное выселение было лишь одним из этапов на пути к окончательному истреблению армян.

"Место их высылки - НЕБЫТИЕ!" - восклицал Талаат в одной из телеграмм.

15 сентября 1915 года префект Алеппо получил телеграмму следующего содержания:

"Ранее было сообщено, что Правительство по приказу Джемиета(Иттиад- общество младотурок)решило стереть с лица земли всех армян, проживающих в Турции. Те, кто не подчинится этому приказу, не должны служить в руководящих органах. Не различая женщин, детей, больных и немощных, не останавливаясь перед самыми жестокими мерами, не прислушиваясь к голосу совести, покончить с ними".

Министр внутренних дел Талаат

 

Приказ, хранящийся в тайных бумагах ведомства по депортации:

"Представляющий многовековую опасность армянский элемент потрясает твердые основы нашей государственности и уже давно не может быть терпимым для нашего правительства. Решение об истреблении армян было принято заранее, однако обстоятельства не давали возможности для осуществления этого святого намерения. В настоящее время, поскольку устранены все препятствия, настал час для очищения нашей родины от этого опасного элемента. Мы требуем не проявлять по отношению к этим отверженным ни малейшего сострадания, уничтожать их, полностью искоренить в Турции само слово армянин. Сделайте все, чтобы осуществление этой программы было возложено на преданных патриотов нашей родины". Наим-бей вспоминал: - Точная дата и адресат этого приказа мне неизвестны, потому что я держал в руках только копию. Но по всему видно, что министр внутренних дел (Талаат-паша) лично отправил его губернатору, а тот, в свою очередь, в ведомство по депортации".

Этот документ достиг Алеппо раньше, чем туда был назначен Абдуллахад-Нури-бей, то есть в то время, когда губернатором был Джелал-бей. После ознакомления с его содержанием Джелал телеграфировал в Константинополь:"Я губернатор, а не палач". После этого он немедленно был отстранен от должности.

20 января 1917 года Абдуллахад-Нури-бей писал инспектору по отправке депортированных Мухаррем-бею:

Сообщение № 344.

"Вы, несомненно, по достоинству оцениваете доверие, проявленное руководством вилайета по отношению к вашей уважаемой персоне. Вы оцениваете также исключительную важность того дела, которое наша администрация поручила Вам как лицу, заслуживающему подобного доверия. Стало быть, Вы не должны допустить, чтобы хоть один армянин обосновался в Бабе. Только строгость и решительность по отношению к депортированным помогут осуществить преследуемую нами цель. Следите за тем, чтобы на дорогах не оставалось трупов. По возможности скорее сообщите максимальную сумму оплаты труда людей, которых Вы собираетесь назначить для выполнения данной задачи.

Не беспокойтесь о средствах передвижения, депортируемые должны передвигаться пешком. Последний список умерших, присланный Вами, неудовлетворителен. Он дает основание предполагать, что состояние этих людей (армян) - хорошее. Их переселение не должно быть похожим на увеселительное путешествие. Не обращайте внимания на их жалобы, слезы, стенания. Администрация дала необходимые инструкции гаймагаму. Не жалейте сил и энергии".

20 января 1916 г. Абдуллахад-нури

Наим-бейбыл главным секретарем ведомства по депортации в Алеппо, руководимого Абдуллахад-Нури-беем. После войны воспоминания Наим-бея были опубликованы Арамом Антоняном. Официальные документы, которые главный секретарь предоставил армянскому публицисту были использованы как вещественное доказательство во время судебного процесса над убийцей Талиата-паши, Тейлеряном, в 1921 году в Берлине, в процессе которого Согомон Тейлерян был оправдан.

Мухаррем-бей ранее служил начальником полиции Багдада и был самым кровавым из всех должностных лиц, занимавшихся депортацией. Дело, порученное ему, было очень важным, и чтобы жадность не заставляла его проявлять ненужную терпимость, ему платили 150 золотых в месяц. По приказу Мухаррем-бея были отправлены многие караваны, он был виновником того, что тысячи армян в самых жестоких муках погибли в пути.

Для оказания помощи этому кровожадному человеку Абдуллахад-бей отправил в Баб капитана жандармов со следующей инструкцией:

"За насилие, проявленное при депортации населения поселка Баб, никто не должен привлекаться к ответственности".

Абдуллахад-Нури

Согласно уставу, каждые пятнадцать дней шифровкой в Константинополь сообщалось число умерших. Это обстоятельство также свидетельствует о том, что генеральное ведомство по депортации было создано с чисто преступными целями. Правительство ни во что не ставило честь и достоинство армян, считая их людьми, лишенными права на существование, на жизнь.

Талиат-паша писал:

"Всех, кто будет колебаться, и выказывать сомнение в необходимости уничтожить армян - этих многовековых врагов Турции, все последние годы стремившихся потопить нашу страну в крови, - следует наказывать как изменников родины, используя любой подходящий предлог и ставя об этом в известность соответствующие органы".

№ 502 В префектуру Алеппо

"Рекомендуем применять к женщинам и детям те же приказы, которые уже приписаны Вам в отношении мужской части известных лиц, и выделить для этой цели доверенных чиновников".

3 сентября 1915 г. Министр внутренних дел Талаат

 

В префектуру Алеппо

"Право армян жить и работать в Турции полностью ликвидировано. Правительство, которое в этом отношении берет на себя всякую ответственность, приказало не оставлять в колыбели ни одного ребенка. В некоторых провинциях этот приказ был выполнен. Но в Алеппо, по неизвестным нам причинам, делаются исключения, и ряд лиц остается, вместо того, чтобы быть сосланным; в связи с этим перед правительством возникают новые трудности. Пусть без всяких оснований будут высланы женщины и дети, кто бы они ни были, даже те, которые не могут идти. И не давайте населению никакого повода защищаться. Население по своему невежеству ставит свои материальные интересы выше патриотических чувств и не в состоянии оценить ту высокую политику, которую проводит правительство. Учитывая, что в местах высылки можно осуществлять насильственные действия непосредственно, не теряйте времени и действуйте твердо. Военное министерство известило командование войск, что этапные коменданты не должны вмешиваться в отправку выселяемых лиц. Сообщите чиновникам, взявшимся за достижение указанной цели, что они должны действовать без страха перед ответственностью. Я прошу сообщать мне каждую неделю в шифрованных донесениях о результатах их деятельности".

№ 537 В префектуру Алеппо

"Нам стало известно, что люди из народа и чиновники женятся на армянских женщин. Я это строго запрещаю и настоятельно прошу депортировать женщин такого рода после их развода в пустыню".

29 сентября 1915 г. Министр внутренних дел Талаат

 

№ 544

"В шифрованной депеше № 1843 от 2 Сентября 1915 года разъясняется, с какой целью нами выбран Санджак фон Сор в качестве места депортации. Эксцессы со стороны населения, имевшие место в пути в отношении известных лиц, не должны преследоваться, так как они служат осуществлению цели, намеченной правительством. Власти Сора и Урфы также проинструктированы".

3 октября 1915 г. Министр внутренних дел Талаат

 

Шифрованная депеша министра внутренних дел в префектуру Алёппо

"Из шага, который недавно предприняло американское посольство по поручению своего правительства, вытекает, что американские консулы тайно получают сообщения. Несмотря на то, что им сообщено, что депортация происходит безопасным и удобным образом, эти заверения оказались недостаточными, чтобы убедить их. Поэтому Вы должны заботиться о том, чтобы при депортации армян из городов, сел и сборных пунктов не имели место вещи, которые могли бы обратить на себя внимание. С точки зрения теперешней политики чрезвычайно важно, чтобы находящиеся там иностранцы были убеждены в том, что депортация это только перемена места жительства. По этой причине необходимо временно для видимости мягко обходиться с ними, а известные методы применять только в соответствующих местах. Рекомендую Вам для этой цели арестовать лиц, распространяющих такие вести и под другими предлогами отдать их под трибунал".

18 ноября 1915 г. Министр внутренних дел Талаат

 

№ 691 В префектуру Алеппо

"Уничтожайте тайными средствами любого армянина восточных провинций, которого Вы найдете в Вашей области".

23 ноября 1915 г. Министр внутренних дел Талаат

 

Шифрованная депеша министра внутренних дел в префектуру Алеппо

"Хотя по сообщениям в уничтожении сомнительных лиц проявлено особое усердие, нам стало известно, что они высланы в сомнительные места - Сирию и Иерусалим. Подобная снисходительность - непростительная ошибка. Место их высылки- небытие. Я советую вам действовать согласно этому указанию".

1 декабря 1915 г. Министр внутренних дел Талаат,

 

№ 745

"Разрешается принимать депеши, направленные властям известными лицами с жалобами на обращение с ними. Но заниматься расследованием этих дел - означает потерю времени. Скажите жалобщикам, что свои жалобы относительно потерянных прав они могут подать в месте депортации".

9 декабря 1915 г. Министр внутренних дел Талаат

 

№ 745 Шифрованная депеша министра внутренних дел в префектуру Алеппо

"Нам стало известно, что некоторые корреспонденты армянских газет, которые находятся в нашей области, раздобыли документы и фотографии, изображающие трагические события и вверили их американскому консулу вашей местности. Примите меры к аресту и ликвидации опасных лиц такого рода".

11 декабря 1915 г. Министр внутренних дел Талаат

 

№ 762 Ответ на депешу от 2 декабря 1915 г.

"Сообщите армянам, которые с целью избежания общей депортации хотят принять ислам, что они могут принять мусульманство только на месте своей ссылки".

17 декабря 1915 г, Министр внутренних дел Талаат

 

№ 809 В префектуру Алеппо

"Нам стало изустно, что иностранные офицеры фотографируют трупы известных лиц, которые им встречаются вдоль дорог. Приказываю немедленно закопать эти трупы и больше не оставлять на дорогах".

19 декабря 1915 г, Министр внутренних дел Талаат

 

№ 840

"Нам стало известно, что начиная от окрестностей Интилли и Айран до Алеппо, на всех дорогах находятся от 40 до 50.000 армян, в большинстве женщины и дети. Самым строгим образом должны быть наказаны все те, кто допускают скопления этих нищих в таких, важных для передвижения войск пунктах. Отошлите немедленно всех этих армян вместе с армянами из провинции Адана пешком на место их ссылки, не разрешая проходить через Алеппо. С нетерпением жду через неделю вашего сообщения о результатах".

16 января 1916 г. Министр внутренних дел Талаат

 

В префектуру Алеппо (Дополнение к телеграмме № 840 от 16 января 1916 г.)

"Армян, оставшихся в Интилли и Айране и работающих на строительство дороги, депортировать только после завершения работ. Но так как их совместное проживание со своими семьями не разрешается, то разместить их в окрестностях Алеппо временно в подходящих помещениях. Женщин и детей, оставшихся без средств, немедленно депортировать согласно ранее полученной телеграмме".

Министр внутренних дел Талаат

 

№ 860 В префектуру Алеппо (Ответ на шифрованное донесение от 27 января 1916 г.)

"Внушите им, что их мужья позже придут к ним и вышлите их на место ссылки".

Министр внутренних дел Талаат

 

Никакие доводы, оправдывающие жестокую антиармянскую политику властей, невозможно принять, когда речь заходит об их обращении с детьми. Неужели дети могли представлять военную опасность, заниматься шпионажем в пользу русских или подготовкой заговоров и восстаний? Но турецкие палачи были особенно озабочены именно их судьбой. Часть детей, вместо того, чтобы отправиться на смерть вместе с караваном депортированных, была распределена по приютам, где большинство постарались обратить в ислам. Постепенно самых красивых мальчиков раздали или распродали туркам-крестьянам, а самых красивых девочек отправили в публичные дома. Но даже те, кто оказался в уважаемых мусульманских семьях, не были в безопасности: многих с течением времени тоже забирали и подвергали депортации. Преступлением этих детей была их П А М Я Т Ь.

Так решил Талаат еще 12 декабря 1915 года.

Шифровка № 830.

Министр внутренних дел префекту Алеппо.

"Берите на попечение только тех сирот, которые не могут помнить убийство своих родителей. Остальных отправляйте вместе с караванами".
КОПИЯ №6

Министр внутренних дел Талаат

В другой шифрованной телеграмме от 15 января 1916 года он добавляет:

"До нас дошли сведения, что приюты, открытые в некоторых населенных пунктах, принимают также детей известных лиц. Правительство считает, что их существование приносит только вред; соответственно, кормить этих детей, защищать их, проявлять жалость - значит, действовать наперекор нашей воле, независимо от того, вызвано ли это непониманием нашей основной цели или прямым саботажем. Рекомендую отныне не принимать в приюты ни одного из этих детей и не открывать новых приютов специально для них".

"Такой приют для сирот не нужен. Сейчас не время терять время на то, чтобы кормить их (сирот) и продлевать им жизнь, поддаваясь влиянию чувств. Отправьте их и сообщите нам об этом."

21 сентября 1915 г. Министр внутренних дел Талаат

№ 603 В префектуру Алеппо

"Нам стало известно, что маленькие дети известных лиц, депортированных из провинций Сивас, Мамурет ул-Азиз, Диарбекнр и Эрзерум, будучи сиротами и лишенными средств к существованию вследствие смерти своих родителей, усыновлены мусульманскими семьями или взяты в качестве слуг. Мы требуем разыскать этих детей и отправить их на место ссылки; кроме того, разъяснить населению этот приказ удобными для вас способами".

5 ноября 1916 г. Министр внутренних дел Талаат

"Под предлогом того, что управление по депортации позаботится о них, и не возбуждая подозрений, захватить всех детей известных лиц, убранных этапными отрядами по приказу военного министерства, и всех уничтожить. Ждем донесений".

7 марта 1916 г. Министр внутренних дел Талаат
КОПИЯ №7

В депешах, отправляемых от имени министра внутренних дел, армяне для конспирации именуются "известными лицами" или "лицами, о которых идет речь".

Шифровка № 853

"Министр внутренних дел префекту Алеппо. Ныне, когда тысячи мусульман-беженцев и вдов погибших солдат нуждаются в питании и заботе, считаем нецелесообразным расходовать средства на поддержание жизни детей известных лиц, которые в будущем не принесут нам ничего, кроме вреда. Согласно нашему последнему предписанию их следует определить в караваны, депортируемые в Сивас".

23 января 1916 г. министр внутренних дел Талаат
КОПИЯ №8

За немногими исключениями турецкие семьи принимали армянских детей отнюдь не из благотворительных побуждений. Дети использовались как прислуга, которой достаточно было платить куском черствого хлеба и несколькими ударами палки. Но даже эти дети в глазах властей представляли опасность. Кто знает, не станут ли они, когда вырастут, настоящими армянами?

Поэтому было приказано: выявить их и отправить на смерть.

Шифровка № 603.

Министр внутренних дел префекту Алеппо.

"Нам стало известно, что дети известных лиц, выселенные из вилайетов Сиваса, Мамурет-уль-Азиза, Диарбекира, Эрзерума и оставшиеся сиротами в результате гибели родителей, были усыновлены или приняты на положение слуг некоторыми мусульманскими семьями. Вам предписывается выявить всех этих детей и отправить их в места депортации, а населению дать объяснения, которые вы сочтете наиболее удобными".

5 ноября 1915 т. Министр внутренним дел Талаат

Министр обороны Энвер-паша в начале 1916 года встретил группу голодных и полуодетых детей, бродивших по дорогам Палестины. Он приказал военным властям дать им убежище и накормить, однако Талаат-паша отреагировал на это незамедлительно:

Префекту Алеппо.

"Детей известных лиц, получивших кров и пищу по приказу военного министерства, собрать, сославшись на то, что они должны быть сданы в распоряжение ведомства по депортации, а затем уничтожить. Не вызывать ненужных подозрений. По исполнении сообщить".

7 марта 1916 г. Министр внутренним дел Талаат

Неизвестно, сколько армянских детей за 1915 - 1918 гг. было зарезано, задушено, утоплено, сожжено заживо. Только в Битлисе за один день на глазах у толпы была сожжена тысяча армянских детей, и только одна десятая часть их дошла до пустынь Сирии, где их будто бы ожидала ссылка.

Поскольку разнообразные средства истребления, использованные на дорогах депортации, не давали удовлетворительного результата, Нури-бей направил следующую телеграмму в адрес генеральной дирекции по расселению депортированных:

"На наш запрос был получен ответ, что из всех депортированных армян едва ли десять процентов добрались до назначенных места, остальные погибли в дороге от голода, болезней и по другим причинам, оставляющим впечатление естественных. Надеюсь, что аналогичный результат будет получен и в отношении оставшихся в живых при условии достаточно строгого обращения с ними".

10 января 1916 г. Абдуллахад-Нури.

Еще перед насильственным переселением армянам объявили, что на новом месте им будут предоставлены все условия для жизни. Жестокая ирония! Ведь почти все мужчины были призваны в армию и убиты. Что могли сделать одни только женщины и дети? Для строительства в своих колониях армяне якобы должны были получить необходимые материалы и орудия, однако на деле их ждали только обжигающие пески пустыни и лагеря смерти…

Как уже было сказано, приведенные телеграммы были опубликованы в книге "Официальные документы об армянских погромах" на французском языке ("Dосumentes officials concernant les Massacres armeniens") публицистом Арамом Антоняном. Перевод с турецкого был сделан в Лондоне, а переданные защитой пять депеш в оригинале были проверены в языковом отношении. Правильность перевода (особо важных) депеш, изготовленных Антоняном в факсимиле может проверить любой человек, владеющий турецким языком. Из пяти депеш в оригинале, переданных суду защитой, четыре воспроизведены Антоняном в факсимиле. Точность воспроизведения Антоняном этих четырех депеш в факсимиле установлена путем сопоставления.

Антонян получил телеграммы из рук главного секретаря ведомства по депортации в Алеппо, Наим-бея. Он познакомился с Наим-беем в концентрационном лагере в Мескене, где тот за деньги устраивал освобождение богатых армянских семей. В действительности бей делал это не из алчности, а в порядке скрытого сопротивления правительству, приказам которого он вынужден был поневоле подчиняться. Обычно он брал за спасение небольшую сумму; случалось, освобождал и тех, у кого не было денег. После долгих переговоров, Наим-бей отдал Араму Антоняну основную часть документов, имевшихся у него.

Все эти телеграммы по своему содержанию полностью соответствуют показаниям свидетелей иностранцев и аналогичны тем распоряжениям, которые, по их собственному признанию, получали и другие турецкие чиновники. Среди чиновников были и такие, которые отказывались подчиняться и пытались сопротивляться приказам о насильственной депортации. Подобную позицию занял губернатор Алеппо Джелал-паша, который отказался организовать депортацию по приказу комитета "Союз и Прогресс". Личность Джелал-паши, так же, как и его свидетельские показания, не оставляют никакого сомнения в том, чему в действительности подвергались армяне.

Петр Петров

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.