Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

НАСИЛИЕ В ШКОЛЕ - ОДНА ИЗ ПРОБЛЕМ СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ

Алпатов Р. Ю. курсант 931 учебной группы Рязанского филиала Московского университета МВД России

Научный руководитель: Хамидова И.В., кандидат психологических наук, доцент, начальник кафедры социально-гуманитарных дисциплин Рязанского филиала Московского университета МВД России

Сегодня нас всех волнует вопрос о ближайшем будущем России. И это будущее напрямую зависит от того, состоится ли духовно-нравственное обновление нашего общества или нет. Важным становится выявление духовных основ развития общества и понимания того, к чему мы придем, опираясь на них. Особенно значимо формирование мировоззренческих принципов молодежи, которая уже в недалеком будущем будет находиться на различных ключевых постах общества, и перенимать эстафету управления и принятия, руководящих и значимых для нашего существования решений. На каких ценностных основах будет воспитываться наша молодежь, таким мы и увидим наше общество через каких-нибудь лет пятнадцать-двадцать.

Решающее значение для этого процесса имеет образование и воспитание, которое в ближайшие годы получит молодежь. Ведь воспитание нравственно здорового человека имеет стратегическое значение, является основой безопасности России. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения составляет одно из величайших зол нашего времени.

Помимо этого, необходимо отметить, что возрастает количество преступлений совершенных несовершеннолетними. Так же изменяется и их характер в сторону повышения агрессивности, жестокости, озлобленности и враждебности. Причем появляются все новые виды отклоняющегося поведения. Молодежь участвует в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, занимается проституцией, совершает экономические преступления, проявляет нетерпимость к лицам другой национальности.

Можно говорить о несовершенстве законов, об экономических трудностях нашей страны, о крушении мировоззрения и видеть в этом главные причины такого поведения несовершеннолетних. Но причины такого поведения лежат также в дефектах процессов воспитания и социализации, в частности, в семье и школе[1].

С течением времени, появилась и ещё одна проблема, которую необходимо решать, так как эта проблема является первопричиной отклоняющегося поведения подростков. Это проблема насилия в школе (буллинг). На сегодняшний день она волнует весь мир. В переводе с английского слово буллинг означает хулиган, драчун, насильник. А под самим термином «буллинг», как правило, подразумевают запугивание или же своеобразный физический и психологический террор одних людей по отношению к другим с целью подчинения их себе на почве страха, преднамеренно вызванного преследователями у их жертв, т. е. ребенка обижают в школе, бьют, унижают психологически, вымогают, толкают на преступление.

Система взаимоотношений в школе крайне важна для дальнейшего становления подростка, соответственно и насилие в школе требует самого пристального внимания, так как именно ситуация в школе во многом детерминирует дальнейшее развитие подростков и формирование свойств личности. Но проблема буллинга долгое время умалчивалась, о ней было не принято говорить, не было даже специального научного термина, так как слово «травля» едва ли можно отнести к терминам. Особенно остро вопрос буллинга встает в подростковом возрасте, потому что, усвоив определенные формы поведения, например, поведение «жертвы», подросток может следовать им всю последующую жизнь. При этом негативно ситуация буллинга влияет не только на «жертв», но и на «агрессоров», так как если проявляемая агрессия оказывается эффективной, то она может закрепиться в качестве стиля поведения в будущем[2].

Школьное насилие (буллинг) — это вид насилия, при котором имеет место применение силы между детьми или учителями по отношению к ученикам, и в нашей культуре — крайне редко учениками по отношению к учителю. Школьное насилие подразделяется на эмоциональное и физическое.

Эмоциональное насилие вызывает у жертвы эмоциональное напряжение, унижая его и снижая его самооценку.

Виды эмоционального насилия:

• насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания и необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей и пр.;

• отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и т. д.).

Под физическим насилием подразумевают применение физической силы по отношению к ученику, в результате которого возможно нанесение физической травмы.

К физическому насилию относятся избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, порча и отнятие вещей и др. Обычно физическое и эмоциональное насилие сопутствуют друг другу. Насмешки и издевательства могут продолжаться длительное время, вызывая у жертвы длительные травмирующие переживания.

Типичные жертвы буллинга также имеют свои характерные черты :

· они пугливы, чувствительны, замкнуты и застенчивы;

· они часто тревожны, не уверены в себе, несчастны и имеют низкое самоуважение;

· они склонны к депрессии и чаще своих ровесников;

· они часто не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются со взрослыми, нежели со сверстниками;

· если это мальчики, они могут быть физически слабее своих ровесников.

Вместе с тем существует и другая, численно меньшая, категория жертв буллинга, так называемые провокативные жертвы или булли-жертвы. Часто это дети, испытывающие трудности в учебе, письме и чтении и / или страдающие расстройствами внимания и повышенной возбудимостью. Хотя эти дети по природе не агрессивны, их поведение часто вызывает раздражение у многих одноклассников, учителя их тоже не любят, что делает их легкой добычей и жертвами буллинга и способствует закреплению социально невыгодных психологических черт и стиля поведения.

Целесообразно выделять следующие типы буллинга:

• прямой (и физический, и вербальный);

• косвенный (социальная депривация, сплетни, заговоры и т. п.).

Причем прямой физический буллинг наиболее характерен для мальчиков, а косвенный и социальная депривация – для девочек. Мальчики значительно чаще принимают участие в буллинге, нежели девочки[3].

Практически в каждом классе имеются дети, которые являются мишенью («козлами отпущения») для окружающих. Их постоянно дразнят, обругивают, унижают или бьют. Их вещи и предметы разбрасывают по классу или прячут. На переменах им постоянно приходится скрываться от кого-нибудь или находиться рядом со взрослыми (учителями), для них свойственны нестандартные поступки и замкнутость. На Западе эту форму насилия среди школьников называют моббингом (в России можно использовать термин «прессинг»). Агрессия и прессинг, исходящие от окружающих людей, ввергают таких детей в депрессивное состояние, которое отрицательно сказывается не только на развитии психики, но приводит к снижению самооценки, мотивации, потере аппетита, различным фобиям, в особо экстремальных случаях — к суициду. Вследствие всех этих явлений наблюдается общее снижение работоспособности, изоляция от окружающих, бегство из школы или активное враждебное отношение к ней, асоциальные поступки[4].

Школьное насилие оказывает на детей прямое и косвенное влияние[5]:

Во-первых, длительные школьные издевки сказываются на собственном «Я» ребенка. Падает самооценка, он чувствует себя затравленным, падает его эмоциональное и физическое состояние. Такой ребенок в дальнейшем пытается избегать отношений с другими людьми. Часто бывает и наоборот — другие дети избегают дружбы с жертвами насилия, поскольку боятся, что сами станут жертвами, следуя принципу: «Каков твой друг — таков и ты». В результате этого формирование дружеских отношений может стать проблемой для жертвы, а отверженность в школе нередко экстраполируется и на другие сферы социальных отношений. Такой ребенок и в дальнейшем может жить по «программе неудачника».

Во-вторых, попадание в роль жертвы является причиной низкого статуса в группе, проблем в учебе и поведении. У таких детей высок риск развития нервно-психических и поведенческих расстройств. Для жертв школьного насилия чаще характерны невротические расстройства, депрессия, нарушения сна и аппетита, в худшем случае возможно формирование посттравматического синдрома.

В-третьих, длительный стресс порождает чувство безнадежности и безысходности, что, в свою очередь, является благоприятной почвой для возникновения мыслей о суициде.

В чем же причина такой немотивированной агрессии? На агрессивное поведение детей влияет комплекс факторов:

• персональные факторы (низкий уровень воспитания, неадекватная заниженная самооценка, высокая импульсивность, злоупотребление алкоголем, наркотиками, компьютерными играми, готовность к риску, ограниченное чувство самосохранения);

• поведенческие факторы (поведение, создающее помехи для окружающих, вандализм, бесцельное времяпровождение, прогулы и слабая успеваемость в школе, ранние сексуальные контакты, приводы в милицию и ранняя судимость);

• социальные факторы (культ насилия в обществе, влияние СМИ, отклоняющееся поведение родителей, низкий социально-экономический статус семьи, зависимость от социальной помощи, смена воспитателей (отчим, мачеха), семейное и сексуальное насилие, друзья с отклоняющимся поведением)[6].

Есть огромное количество методик и рекомендаций по решению данной проблемы. Существует правовое регулирование данного вопроса.

Конституция России говорит нам о том, что: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления» (Статья 21, пункт 1.)

В соответствие со ст. 32 Закона "Об образовании" образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье (физическое и психическое) учеников во время образовательного процесса. Школа будет нести ответственность за причинение вреда (вред здоровью, имуществу, моральный вред) ученику, если не докажет, что вред причинен не по ее вине.

Декларация прав ребенка провозглашает, что:

־ Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. (Принцип 9).

־ Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена со­циальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравствен­но, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. (Принцип 2).

Помимо этого необходима коррекция поведения подростков. Акцент здесь необходимо сделать на развитие коммуникативных навыков, формирование системы ценностей, адекватной самооценки. К этой работе обязательно должны быть подключены и родители, и учителя, и администрация школы.

Таким образом можно выделить 4 принципа, предполагающих создание школьной (а в идеале – и домашней) среды, характеризующейся:

· теплом, положительным интересом и вовлеченностью взрослых;

· твердыми рамками и ограничениями неприемлемого поведения;

· последовательным применением некарательных, нефизических санкций за неприемлемое поведение и нарушение правил;

· наличием взрослых, выступающих в качестве авторитетов.

Я недавно прочитал статью одной учащейся, которая называлась «Чучело прости нас!». Девушка пишет: «Чу-че-ло!.. Чу-че-ло!» - неслось над городком и эхом взрывалось у Ленки в ушах... Это отрывок из произведения В. Железнякова «Чучело». Эта книга о животной жестокости детей, об издевательствах, насмешках, физическом насилии, моральном избиении личности. Кучка озлобленных, возомнивших себя вершителями правосудия школьников решают проучить свою «странную» одноклассницу Лену. За что? А за то, что она взяла чужую вину на себя, за доброту, за доверие. Можно сказать, что все закончилось благополучно. Лена вместе с дедушкой уезжает, а ее одноклассник большими неровными буквами выводит мелом на доске: «Чучело, прости нас!»

Тяжелая история, грустная, но это в книге. А когда подобное происходит рядом с нами, по соседству, в параллельном классе, или даже в твоем коллективе? Как жить в страхе, догадках, что же они сделают сегодня: порвут куртку, сломают пенал или изобьют, заплюют?

Но это еще не самое страшное. Страшнее всего то, что взрослые (учителя, родители) не замечают проблем ребенка, считая, что у него все хорошо, что ночные кошмары, постоянная напряженность, страх в глазах - это все «переходный возраст» и со всеми так бывает. Ну, а если вдруг ребенок осмелится попросить помощи, то слышит в ответ: «Сам виноват! Просто так ничего не бывает! Решай свои проблемы сам!»

Хочется кричать, звать на помощь... что-то делать, но что? Как достучаться до черствых людских сердец, если вы, взрослые, спокойно смотрите, когда о других вытирают ноги, когда «проходят» по людским душам, перемешивая их с грязью? Вы привыкли жить, принимая как должное, что никому нет дела до чужого горя. А мы, ваши дети? Как быть с нами? Мы ведь имеем право на особую заботу и помощь. И это наше законное право провозглашено Организацией Объединенных Наций во Всеобщей Декларации прав человека! Человечество обязано давать ребенку самое лучшее! (Декларация прав ребенка). Так помогите же нам защитить себя, не сломаться, вырасти сильными, решительными, без злости и обиды, без боязни и страха, заложенного еще со школьной скамьи. Ведь детские психические травмы накладывают тяжелый отпечаток на всю дальнейшую жизнь. А школа - это самый опасный период в жизни, ведь именно здесь идет распределение ролей, деление на вожаков стаи и затравленных своими же од­ноклассниками неудачников.

Немногие из тех, кто подвергался издевательствам в детстве, смогли вновь поверить в себя, а кого-то уже просто нет. Они не вынесли, не выдержали, ушли... Знаете, о чем думает такой ребенок, в чем он видит выход из создавшегося положения? Смерть!

Представьте себе картину: маленький ранимый человечек, не видевший в жизни ничего хорошего, сидит, сгорбившись в углу. Слезы текут по лицу, перед глазами стоит пелена, в голове стучит уже давно преследующая мысль: «Я ничто! Я ошибка! Я больше не могу так жить! И разве это жизнь? Нет... Это лишь какое-то бессмысленное существование... Меня никто не понимает, не принимает, не любит. Да, наверное, никто и не заметит, что меня нет!». Все как будто во сне...одно резкое движение, и острая бритва разрезает тонкую нежную кожу, и горячая кровь, обжигая руку, хлещет из раны... А дальше темно и легко, все кончилось...

А затем учителя, знакомые и родители, сердца которых испепеляет нестерпимая боль потери самого дорогого, любимого, светлого - их ребенка - пытаются предположить, что же произошло, что подтолкнуло его на такой шаг? Ах, эти ужасные иностранные фильмы, несущие в себе насилие! Ах, это порочное телевидение со своей свободой слова! Так и хочется спросить: а вы когда-нибудь пытались поговорить со своим ребенком по душам, просто так, выслушать его, вместе посмеяться? Нет! Было достаточно немногословного ответа, что все хорошо...

Больно, горько и просто страшно...

Прочитав эту статью, я посмотрел фильм, который снял Роллан Быков.

Он действительно актуален и будет актуальным всегда, ведь его социальная тематика, а именно детская жестокость, проблемы подрастающего поколения, и по сей день тревожат общество.

Можно также привести пример насилия в школе на основе зарубежного кинематографа - фильма «Класс» (2007 г.) эстонского режиссера Ильмара Раага.

В данном фильме обычная эстонская школа, выпускной класс. Парень по имени Йозеп постоянно терпит насмешки и издевательства со стороны одноклассников. Никогда не отвечая на выпады, он провоцирует их заходить в глупых «шутках» все дальше и дальше, до тех пор, пока за него не заступился один из бывших насмешников — Каспар. В классе начинается противостояние, которое постепенно накаляется, приближая неминуемую развязку.

Не могу сказать, что сегодняшние школьники более жестокие, чем те, что в данных фильмах. Они, сегодняшние, разные, такие же, как и вчерашние. И, конечно, тут в фильмах показана одна из крайностей. Но, увы, такие крайности в реальной жизни были и есть, а чтобы их стало меньше, надо обязательно посмотреть эти фильмы, и детей своих почаще видеть, обнимать и разговаривать с ними о таких фильмах как «Чучело» и «Класс».


[1] Хамидова И.В. Анализ основных проблем духовно-нравственного развития молодежи в России / Формирование духовно-нравственных ценностей молодежи как условие развития современного российского общества. - Рязань, 2010,. – С. 7-10.

[2] Глазман О. Психологические особенности участников буллинга // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2009. — № 105. — С. 159-165.

[3] См.: Глазман О.Психологические особенности участников буллинга // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2009. — № 105. — С. 159-165.

[4] См.: Зиновьева Н. О., Михайлова Н. Ф. «Психология и психотерапия насилия». Ребенок в кризисной ситуации. СПб.: Речь, 2003.

[5] См.: Там же.

[6] См.: Гребенкин Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе. - Ростов-на-Дону, Феникс», 2006.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.