Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Структура законодательства России в области защиты информации

Рис. 5. Структура законодательства России в области защиты информации

Современные условия требуют и определяют необходимость комплексного подхода к формированию законодательства по защите информации, его состава и содержания, соотнесения его со всей системой законов и правовых актов РФ.

Требования информационной безопасности должны органически включаться во все уровни законодательства, в том числе и в конституционное законодательство, основные общие законы, законы по организации государственной системы управления, специальные законы, ведомственные правовые акты и другие. В литературе приводится такая структура правовых актов, ориентированных на правовую защиту информации.

Первый блок – конституционное законодательство. Нормы, касающиеся вопросов информатизации и защиты информации, входят в него как составные элементы.

Второй блок – общие законы, кодексы (о собственности, о недрах, о земле, о правах граждан, о гражданстве, о налогах, об антимонопольной деятельности), которые включают нормы по вопросам информатизации и информационной безопасности.

Третий блок – законы об организации управления, касающиеся отдельных структур хозяйства, экономики, системы государственных органов и определяющие их статус. Они включают отдельные нормы по вопросам защиты информации. Наряду с общими вопросами информационного обеспечения и защиты информации конкретного органа эти нормы должны устанавливать его обязанности по формированию, актуализации и безопасности информации, представляющей общегосударственный интерес.

Четвертый блок – специальные законы, полностью относящиеся к конкретным сферам отношений, отраслям хозяйства, процессам. В их число входит и Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации». Именно состав и содержание этого блока законов и создает специальное законодательство как основу правового обеспечения информационной безопасности.

Пятый блок – законодательство субъектов РФ, касающееся защиты информации.

Шестой бок – подзаконные нормативные акты по защите информации.

Седьмой блок – это правоохранительное законодательство России, содержащее нормы об ответственности за правонарушения в сфере информатизации.

Специальное законодательство в области безопасности информационной деятельности может быть представлено совокупностью законов. В их составе особое место принадлежит базовому Закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», который закладывает основы правового определения всех важнейших компонентов информационной деятельности:

· информации информационных систем;

· субъектов – участников информационных процессов;

· Правоотношений производителей – потребителей информационной продукции;

· владельцев (обладателей, источников) информации – обработчиков и потребителей на основе отношений собственности при обеспечении гарантий интересов граждан и государства.

Этот закон определяет основы защиты информации в системах обработки и при использовании с учетом категорий доступа к открытой информации и к информации с ограниченным доступом. Этот закон содержит, кроме того, общие нормы по организации и ведению информационных систем, включая банки данных государственного назначения, порядка государственной регистрации, экспертизы, лицензирования, сертификации, а также общие принципы защиты и гарантий прав участников информационного процесса.

В дополнение к базовому закону в мае 1992 г. были приняты Законы «О правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных» и «О правовой охране топологии интегральных микросхем». Оба закона устанавливают охрану соответствующих объектов с помощью норм авторского права, включая в перечень объектов авторского права наряду с традиционными базами данных топологии интегральных микросхем и программы для ЭВМ.

Вопросы правового режима информации с ограниченным доступом реализуются в двух самостоятельных законах о государственной и коммерческой (проект) тайнах. Кроме того, этот аспект раскрывается и в ГК РФ ст. 139 «Служебная и коммерческая тайна».

1. Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.

2. Информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными настоящим кодексом и другими законами.

Вторая часть ст. 139 определяет правовые основы ответственности за несанкционированное получение информации или причинение ущерба. Звучит это так: «Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору».

Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 определяет понятие и содержание конфиденциальной информации.

Таким образом, правовая защита информации обеспечивается нормативно-законодательными актами, представляющими собой по уровню иерархическую систему от Конституции РФ до функциональных обязанностей и контракта отдельного конкретного исполнителя, определяющих перечень сведений, подлежащих охране, и меры ответственности за их разглашение.

Одним из новых для нас направлений является страховое обеспечение. Оно предназначено для защиты собственника информации и средств ее обработки кА от традиционных угроз (кражи, стихийные бедствия), так и от угроз, возникающих в ходе работы с информацией. К ним относятся: разглашение, утечка и несанкционированный доступ к конфиденциальной информации.

Целью страхования является обеспечение страховой защиты физических и юридических лиц от страховых рисков в виде полного или частичного возмещения ущерба и потерь, причиненных стихийными бедствиями, чрезвычайными происшествиями в различных областях деятельности, противоправными действиями со стороны конкурентов и злоумышленников путем выплат денежной компенсации или оказания сервисных услуг (ремонт, восстановление) при наступлении страхового события.

В основе российского законодательства лежит Закон РФ «О страховании». Он призван гарантировать защиту интересов страхователей, определять единые положения по организации страхования и принципы государственного регулирования страховой деятельности.

Закон «О страховании» дает следующее понятие страхования; «Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов».

Действия по защите информации от утечки по техническим каналам регламентируются следующими правовыми документами:

1. ГОСТ 29339-92 «Информационная технология. Защита информации от утечки за счет ПЭМИН при ее обработке СВТ». (ПЭМИН – побочные электромагнитные излучения и наводки.).

2. ГОСТ Р 50752 «Информационная технология. Защита информации от утечки за счет ПЭМИН при ее обработке средствами вычислительной техники. Методы испытаний».

3. Нормы эффективности и защиты АСУ и ЭВМ от утечки информации за счет ПЭМИН.

4. Специальные требования и рекомендации по защите ЭВТ « и № категории от утечки информации за счет ПЭМИН.

Действия по защите информации от несанкционированного доступа (НСД) регламентируют Постановление Правительства РФ от 15.09.93 № 912-51 «положение о государственной системе защиты информации от иностранной технической разведки и от утечки по техническим каналам», а также Указы Президента РФ «О создании государственной технической комиссии при Президенте РФ» (от 05.01.92 № 9); «О защите информационно-телекоммуникационных систем и баз данных от утечки конфиденциальной информации по техническим каналам связи» (от 08.05.93 № 644); «О мерах по соблюдению законности в области разработки, производства, реализации и эксплуатации шифровальных средств, а также предоставления услуг в области шифрования информации» (от 03.04.95 № №№;); «Положение о государственной системе защиты информации в РФ».

Правовыми документами являются и государственные стандарты на информационную деятельность с учетом обеспечения ее безопасности, в частности ГОСТ Р 50739-95 «СВТ. Защита от НДС к информации»; ГОСТ 28147-89 «Системы обработки информации. Защита криптографическая. Алгоритм криптографического преобразования»; ГОСТ Р. 34.10-94 «Процедуры выработки и проверки электронной подписи на базе асимметрического криптографического алгоритма»; ГОСТ Р,34.11-94 «Функция хэширования»; ГОСТ Р.В. 50170-92 «Противодействие ИТР. Термины и определения».

Опираясь на государственные правовые акты и учитывая ведомственные интересы на уровне конкретного предприятия (фирмы, организации), разрабатываются собственные нормативно-правовые документы, ориентированные на обеспечение информационной безопасности.

К таким документам относятся:

· положение о сохранении конфиденциальной информации;

· перечень сведений, составляющих конфиденциальную информацию;

· положение о специальном делопроизводстве и документообработке;

· перечень сведений, разрешенных к опубликованию в открытой печати;

· положение о работе с иностранными фирмами и их представителями;

· обязательство сотрудника о сохранении конфиденциальной информации;

· памятка сотруднику о сохранении коммерческой тайны.

Указанные нормативные акты направлены на предупреждение случаев неправомерного оглашения (разглашения) секретов на правовой основе, и в случае нарушения должны приниматься соответствующие меры воздействия.

В зависимости от характера информации, ее доступности для заинтересованных потребителей, а также экономической целесообразности конкретных защитных мер могут быть избраны следующие формы защиты информации:

· патентировании;

· авторское право;

· признание сведений конфиденциальными;

· товарные знаки;

· применение норм обязательственного права.

Основные принципы международного права в сфере информационной безопасности.

1 принцип:(основополагающий)

Деятельность государств и иных субъектов международного права в международной информационной сфере должна способствовать всеобщему социальному и экономическому развитию и осуществлению в соответствии с задачами сохранения глобальной стабильности и безопасности, при соблюдении суверенитета других государств, а также принципа мирного урегулирования споров и конфликтов, а также невмешательства в дела других стран и государств.

Любое государства и иные субъекты международного права должны иметь равные права на защиту своих информационных ресурсов и систем, а также жизненно важных структур от незаконного, несанкционированного информационного вмешательства и от незаконного использования. При этом эти субъекты могут рассчитывать на поддержку мирового сообщества.

2 принцип: (касается обязательств государств в сфере информационной безопасности)

Государства должны стремиться сдерживать угрозы в сфере международной информационной безопасности и должны воздержаться от следующих действий:

· подрывать психологическую и духовную обстановку в обществе

· разрушать традиционные, культурные, моральные, этические ценности

· разрабатывать, создавать и применять средства воздействия или нанесения ущерба информационным ресурсам и системам другого государства

· использовать информацию для подрыва политической, экономической и социальной системы других государств

· психологическое манипулирование населения с целью его дестабилизации.

· запрещение доступа к новейшим информационным технологиям и создание ситуации, в которой другие государства попадают в противоречащую их интересам технологическую информационную зависимость в информационной сфере.

Этот принцип: связан с формированием законодательной базы в сфере информационной безопасности и какие основные задачи должны решаться:

· создание международной системы мониторинга для отслеживания угроз в сфере информации и механизма соблюдения этих условий;

· создание международной системы и механизма сертификации информационных и телекоммуникационных технологий и средств, включая технику и программное обеспечение, с целью их информационной безопасности;

· создание системы международного сотрудничества с целью предотвращения и борьбы с преступлениями в информационной сфере;

· разработка законодательных процедур взаимного оповещения и предотвращения несанкционированного использования информации для воздействия на другие государства.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.