Информационная безопасность выходит на первый план в системе обеспечения национальной безопасности России:
· национальные интересы, угрозы им и обеспечение защиты от этих угроз выражаются, реализуются и осуществляются через информацию и информационную сферу;
· человек и его права, информация и информационные системы и право на них – это основные объекты не только информационной безопасности, но и основные элементы всех объектов безопасности во всех ее областях;
· решение задач национальной безопасности связано с использованием информационного подхода как основного научно-практического метода;
· проблема национальной безопасности имеет ярко выраженный информационный характер.
Укрепление информационной безопасности названо в концепции национальной безопасности РФ в числе важных долгосрочных задач. Роль информационной безопасности и ее место в системе национальной безопасности страны определяется также тем, что государственная информационная политика тесно взаимодействует с государственной политикой обеспечения национальной безопасности страны через систему информационной безопасности.
Государственная информационная политика представляет собой совокупность целей, отражающих национальные интересы России в информационной сфере, стратегических направлений их достижения и систему мер их реализации. Она является важной составной частью внешней и внутренней политики государства и охватывает сферы жизнедеятельности общества.
В рамках такой политики должны быть заложены основы для решения таких крупных задач, как формирование единого информационного пространства России и ее вхождение в мировое информационное пространство, обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства, формирование демократически ориентированного массового сознания, становление отрасли информационных услуг, расширение правового поля регулирования общественных отношений, в том числе связанных с получением, распространением и использованием информации.
В любой классификационной системе видов безопасности нельзя добиться их полной независимости. Между различными видами безопасности всегда существуют взаимосвязи, определяемые сущность, целостностью самих объектов безопасности (личность, общество и государство) и природой экономических, социальных, политических, экологических и других сфер жизни общества, обеспечивающих функционирование страны.
Так, информационная сфера, являясь системообразующим фактором практически всех реальных сфер общества в значительной мере определяет и эффективно влияет на состояние экономической, оборонной, социальной, политической и других составляющих национальной безопасности. В то же время информационная безопасность представляет собой самостоятельную составляющую национальной безопасности, роль и значение которой с каждым годом неуклонно растет.
Поэтому можно уверенно утверждать, что информационная безопасность может рассматриваться как важнейший компонент национальной безопасности.
А теперь рассмотрим, какую же роль и место занимает информационная безопасность среди важнейших составляющих национальной безопасности России. Итак.
Экономическая безопасность – это состояние, в котором народ (через государство) может уверенно, без вмешательства и давления извне, определять пути и формы своего экономического развития.
Сеть экономической безопасности состоит в обеспечении экономического развития России с целью удовлетворения социальных и экономических потребностей граждан РФ при оптимальных затратах труда и природоохранительном использовании сырьевых ресурсов и окружающей среды.
Сегодня основу экономики развитого государства начинают составлять информационные ресурсы. Понятие национальных информационных ресурсов претендует на роль новой экономической категории. Информационные ресурсы – это непосредственный продукт интеллектуальной деятельности. Еще в 1971 году президент Академии наук США Ф. Хендлер заявил: «Наша экономика основана не на естественных ресурсах, а на умах и применении научного знания».
В связи со сказанным, ущерб, наносимый информационным ресурсам государства, непосредственно затрагивает интересы экономической безопасности.
Особую опасность для экономики страны, для будущего России на современном этапе представляет:
· существенным сокращением внутреннего валового продукта;
· снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала;
· упадком аграрного сектора;
· разбалансированием банковской системы;
· большой внутренний и внешний долг;
· преобладание в экспорте – нефть, газ, лесные ресурсы и т.д.;
· преобладание на рынке импортных товаров;
· разрушение науки, новых информационных ресурсов;
· Невостребованность научных результатов в стране, утечка умов, «ноу-хау» за рубеж;
· нищенское существование интеллектуальной элиты, и как результат, деградация научных школ.
В связи с этим можно говорить о новой форме безопасности – интеллектуальной безопасности.
Говоря об экономической безопасности и информационных ресурсах как основе экономического могущества надо иметь в виду особенность последних, их нематериальный характер, отсутствие сегодня четкого законодательства, определения права интеллектуальной собственности.
В настоящее время наметилась тенденция к созданию единого информационного пространства России, к интеграции ее в единое информационное пространство мира. Одним из основных средств достижения этой цели являются компактные сети типа Интернет. И через эти сети и другие каналы уходит утечка информации за рубеж. Необходимо упорядочить «движение информационных потоков», выработать определенные правила, создать службы, таможни и т.д.
Информационные технологии сегодня могут использоваться как эффективно оружие преступления, в т.ч. в интересах государственной экономики (современный промышленный шпионаж).
В международной сфере:
· стремление отдельных государств и международных объединений принизить роль ООН и ОБСЕ;
· ослабление политического, экономического и военного влияния России в мире;
· укрепление военно-политических блоков и союзов, прежде всего расширение НАТО на восток;
· появление в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов;
· распространение оружия массового поражения и средств его доставки;
· ослабление интернациональных процессов в СНГ;
· возникновение и эскалация конфликтов вблизи государственной границы РФ;
· притязания на территорию РФ.
Угрозы в информационной сфере:
· стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве;
· вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка;
· в разработке рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира;
· в нарушении функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности и информационных ресурсов;
· получение несанкционированного доступа к ним.
Что касается угроз в других сферах и прежде всего в военной, экологической, социальной попробуйте определить сами.
В содержательном план национальная безопасность дифференцируется на ряд самостоятельных направлений, таких как: геополитическая, оборонная, политическая, социальная, экономическая, продовольственная, демографическая, экологическая, информационная, психологическая (сознание человека как объект национальной безопасности.
Первая наиболее естественная составная часть национальной безопасности – это военная или оборонная безопасность. Она распадается на проблему границ государства, проблему вооруженных сил, проблему сдерживания, проблему оборонного потенциала и оборонной промышленности.
Оборонная безопасность.
Наиболее существенным объектом безопасности являются информационные ресурсы и информационная структура оборонного потенциала страны. Современные средства вооружения, воной техники, системы управления войсками и оружием являются системами критических положений с высоким уровнем компьютеризации. Они могут оказаться весьма уязвимыми с точки зрения воздействия информационного оружия как в мирное, так и в военное время (Персидский залив) Ирак – не смог применить закупленные во Франции системы ПВО, потому, что их программное обеспечение содержало логические бомбы.
Информационное оружие может изменить характер будущих войн. Они могут превратиться по существу в «компьютерные войны», с массовым применением компьютерных роботов и роботизированного оружия.
Предполагается, что основу боевой экипировки солдата в будущем образует боевой компьютер.
В свою очередь эффективность воздействия компьютерного оружия будет в виде программы вирусов…
Геополитическая безопасность – ее суть состоит в защищенности государственных геополитических интересов, территориального, политического и информационного пространства в системе глобальных политических отношений.
Политическая безопасностьхарактеризуется состоянием, при котором обеспечивается массовая поддержка конституционного политического режима, обеспечивающая его устойчивость и защищенность граждан от произвола государства, а также состоянием, при котором политический плюрализм и связанная с ним политическая борьба не приобретает характер антагонистического противостояния, поддерживающего основы существования и государства, и общества.
Социальная безопасность – это состояние по защите интересов страны и народа в социальной сфере, развития социальной структуры и отношений в обществе, системы жизнеобеспечения и социализации людей, образа жизни в соответствии с потребностями прогресса, нынешних и будущих поколений.
Суть социальной безопасности состоит в прочном гражданском мире, построенном на справедливом распределении общественного богатства.
Она характеризуется: Ростом преступности, снижением уровня жизни, ростом безработицы, разрушением старой системы оборудования, падением престижа науки и инженерного дела, расслоением общества, ухудшением отношений между людьми.
Гарантом должны быть - Конституция, государство, Президент. Главные объекты социальной безопасности – личность и общество, их социальные интересы и социальные отношения, а с учетом информационного аспекта их права на получение и использование соответствующей информации, а также система формирования общественного сознания.
Существующие и перспективные информационные средства и технологии могут практически полностью контролировать информационное взаимодействие людей. Речь идет о потенциальных возможностях подслушивания (и др.) разговоров, осуществление контроля за перепиской, создания компьютерных баз данных о каждом человеке, включая его конфиденциальную информацию и т.д.
Современные информационные технологии позволили резко повысить эффективность средств воздействия на психику людей и общественное сознание, создать новые формы «тихого» («скрытного») манипулирования индивидуальным, групповым и массовым сознанием. Не случайно за СМИ закрепилось сегодня понятие – четвертая власть.
Существенное расширение возможностей СМИ. Появилось новое междисциплинарное направление в проблеме безопасности – информационно-психологической безопасности. Появление психотронного оружия, сетевой технологии, позволяющие получать доступ к различной негативной информации, в т.ч. порнографического, националистического и другого характера, современные компьютерные игры – влияют на сознание человека.
Продовольственная безопасность– это важный компонент национальной безопасности. Страна обязана обеспечить свою независимость в любых условиях и в этом и состоит суть продовольственной безопасности.
Демографическая безопасность России состоит в сохранении стабильной этно-пропорциональной структуры, генетически здорового народонаселения страны, исключением межнациональной миграции населения.
Экологическая безопасность. Ее суть состоит в обеспечении устойчивого и оптимального на длительных отрезках времени равновесия между природными и антропогенными экосистемами, техносферой и населением экосистем.
Весьма сложная проблема – неразрывно связана с экономической, правом, военным делом и другими сферами общественной жизни.
До сегодняшнего дня сохраняется определенная информационная закрытость процесса формирования экологической политики страны, «которая не обсуждается с большой наукой, ведется узким кругом лиц без достаточного информирования научной общественности. В связи с этим не всегда ясно, значится ли экология в числе приоритетов деятельности законодательных и исполнительных органов РФ или же экологические проблемы используются спекулятивно в предвыборных баталиях или в борьбе за власть между отдельными группировками. Наиболее характерные примеры: Чернобыльская АЭС, «экологическая возня» вокруг строительства скорой железной дороги С-П-Москва.
Обсуждая экологические проблемы, специалисты часто пользуются «формулой глобального развития» Мероуза:
I = P x A x T
Где: I – нагрузка на окружающую среду;
P – численность населения;
A – уровень благосостояния (потребности на душу населения);
T – технология (ущерб среде, наносимый при производстве единицы продукции с использованием определенной технологии).
Данная формула позволяет обнаружить прямую связь между информацией и информационными технологиями и нагрузкой на среду необходимо улучшение технологий, необходим переход к «экологически чистым» технологиям. А это возможно при коренной перестройке экономики за счет информатизации, разработки и широкого внедрения новых информационных технологий в сфере экономики, в т.ч. в сфере материального и энергетического производства, добывающей промышленности.
Бесспорно, что СМИ могут и должны сыграть здесь значительную роль. Решение большинства экологических проблем и задач связано со сбором и обработкой информации о состоянии природной среды, с моделированием масштабных и глобальных процессов
Информационная безопасность. Ее суть состоит в проведении правовых, организационных и технических мероприятий при формировании и использовании информационных технологий, инфраструктуры и информационных ресурсов, защите информации и прав субъектов, участвующих в информационной деятельности.
Психологическая безопасность.Ее суть состоит в защите сознания и подсознания человека от несанкционированного воздействия с целью изменения его психического восприятия внешнего мира.
Источники угроз национальной безопасности.
Существуют три основных источника угроз национальной безопасности:
-геополитические противники
-компрадорски ориентированная часть российской элиты
-организованная преступность.
Наибольшую опасность представляет вмешательство внешних сил во внутренние дела России, с тем, чтобы навязать путь развития в выгодном для зарубежья направлении:
· недопущение функционирования обрабатывающей промышленности и агрокомплекса в режиме расширенного воспроизводства
· ориентация России на экспорт сырья и импорт оборудования, товаров народного потребления, продовольствия
· удушение индустрии, науки, сельского хозяйства
· утечка капиталов
· недопущение России на мировые рынки
перекачка ресурсов и др. природных явлений.
Таким образом, проблема национальной безопасности носит ярко выраженный информационный характер с двумя специфическими аспектами.
Первый – отражает то обстоятельство, что одним из основных элементов объектов безопасности во всех сферах жизнедеятельности государства является человек, информационные ресурсы и информационные системы. Сегодня активно развиваются средства информационного воздействия на эти элементы. Поэтому можно утверждать, что проблема информационной безопасности по отношению к другим видам безопасности носит межвидовой, а по некоторым вопросам невидовой, характер. Этот факт должен учитываться при формировании государственной и региональной политики в области национальной и информационной безопасности, при разработке соответствующих концепций и программ, при организации конкретных работ в области безопасности.
Второй – связан с использованием информационного подхода как основного научно-практического метода решения задач национальной безопасности. Эти сложные задачи, связанные со сбором и анализом огромного объема разнородной информации, с моделированием экономических, экологических, … процессов в интересах оценки состояния, прогнозирования и принятия решений по важнейшим государственным проблемам, по своей природе являются информационными, требуют для своего решения привлечения новых информационных технологий и средств.