Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Роль и место информационной безопасности в системе национальной безопасности



Информационная безопасность выходит на первый план в системе обеспечения национальной безопасности России:

· национальные интересы, угрозы им и обеспечение защиты от этих угроз выражаются, реализуются и осуществляются через информацию и информационную сферу;

· человек и его права, информация и информационные системы и право на них – это основные объекты не только информационной безопасности, но и основные элементы всех объектов безопасности во всех ее областях;

· решение задач национальной безопасности связано с использованием информационного подхода как основного научно-практического метода;

· проблема национальной безопасности имеет ярко выраженный информационный характер.

Укрепление информационной безопасности названо в концепции национальной безопасности РФ в числе важных долгосрочных задач. Роль информационной безопасности и ее место в системе национальной безопасности страны определяется также тем, что государственная информационная политика тесно взаимодействует с государственной политикой обеспечения национальной безопасности страны через систему информационной безопасности.

Государственная информационная политика представляет собой совокупность целей, отражающих национальные интересы России в информационной сфере, стратегических направлений их достижения и систему мер их реализации. Она является важной составной частью внешней и внутренней политики государства и охватывает сферы жизнедеятельности общества.

В рамках такой политики должны быть заложены основы для решения таких крупных задач, как формирование единого информационного пространства России и ее вхождение в мировое информационное пространство, обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства, формирование демократически ориентированного массового сознания, становление отрасли информационных услуг, расширение правового поля регулирования общественных отношений, в том числе связанных с получением, распространением и использованием информации.

В любой классификационной системе видов безопасности нельзя добиться их полной независимости. Между различными видами безопасности всегда существуют взаимосвязи, определяемые сущность, целостностью самих объектов безопасности (личность, общество и государство) и природой экономических, социальных, политических, экологических и других сфер жизни общества, обеспечивающих функционирование страны.

Так, информационная сфера, являясь системообразующим фактором практически всех реальных сфер общества в значительной мере определяет и эффективно влияет на состояние экономической, оборонной, социальной, политической и других составляющих национальной безопасности. В то же время информационная безопасность представляет собой самостоятельную составляющую национальной безопасности, роль и значение которой с каждым годом неуклонно растет.

Поэтому можно уверенно утверждать, что информационная безопасность может рассматриваться как важнейший компонент национальной безопасности.

А теперь рассмотрим, какую же роль и место занимает информационная безопасность среди важнейших составляющих национальной безопасности России. Итак.

Экономическая безопасность – это состояние, в котором народ (через государство) может уверенно, без вмешательства и давления извне, определять пути и формы своего экономического развития.

Сеть экономической безопасности состоит в обеспечении экономического развития России с целью удовлетворения социальных и экономических потребностей граждан РФ при оптимальных затратах труда и природоохранительном использовании сырьевых ресурсов и окружающей среды.

Сегодня основу экономики развитого государства начинают составлять информационные ресурсы. Понятие национальных информационных ресурсов претендует на роль новой экономической категории. Информационные ресурсы – это непосредственный продукт интеллектуальной деятельности. Еще в 1971 году президент Академии наук США Ф. Хендлер заявил: «Наша экономика основана не на естественных ресурсах, а на умах и применении научного знания».

В связи со сказанным, ущерб, наносимый информационным ресурсам государства, непосредственно затрагивает интересы экономической безопасности.

Особую опасность для экономики страны, для будущего России на современном этапе представляет:

· существенным сокращением внутреннего валового продукта;

· снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала;

· упадком аграрного сектора;

· разбалансированием банковской системы;

· большой внутренний и внешний долг;

· преобладание в экспорте – нефть, газ, лесные ресурсы и т.д.;

· преобладание на рынке импортных товаров;

· разрушение науки, новых информационных ресурсов;

· Невостребованность научных результатов в стране, утечка умов, «ноу-хау» за рубеж;

· нищенское существование интеллектуальной элиты, и как результат, деградация научных школ.

В связи с этим можно говорить о новой форме безопасности – интеллектуальной безопасности.

Говоря об экономической безопасности и информационных ресурсах как основе экономического могущества надо иметь в виду особенность последних, их нематериальный характер, отсутствие сегодня четкого законодательства, определения права интеллектуальной собственности.

В настоящее время наметилась тенденция к созданию единого информационного пространства России, к интеграции ее в единое информационное пространство мира. Одним из основных средств достижения этой цели являются компактные сети типа Интернет. И через эти сети и другие каналы уходит утечка информации за рубеж. Необходимо упорядочить «движение информационных потоков», выработать определенные правила, создать службы, таможни и т.д.

Информационные технологии сегодня могут использоваться как эффективно оружие преступления, в т.ч. в интересах государственной экономики (современный промышленный шпионаж).

В международной сфере:

· стремление отдельных государств и международных объединений принизить роль ООН и ОБСЕ;

· ослабление политического, экономического и военного влияния России в мире;

· укрепление военно-политических блоков и союзов, прежде всего расширение НАТО на восток;

· появление в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов;

· распространение оружия массового поражения и средств его доставки;

· ослабление интернациональных процессов в СНГ;

· возникновение и эскалация конфликтов вблизи государственной границы РФ;

· притязания на территорию РФ.

Угрозы в информационной сфере:

· стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве;

· вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка;

· в разработке рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира;

· в нарушении функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности и информационных ресурсов;

· получение несанкционированного доступа к ним.

Что касается угроз в других сферах и прежде всего в военной, экологической, социальной попробуйте определить сами.

В содержательном план национальная безопасность дифференцируется на ряд самостоятельных направлений, таких как: геополитическая, оборонная, политическая, социальная, экономическая, продовольственная, демографическая, экологическая, информационная, психологическая (сознание человека как объект национальной безопасности.

Первая наиболее естественная составная часть национальной безопасности – это военная или оборонная безопасность. Она распадается на проблему границ государства, проблему вооруженных сил, проблему сдерживания, проблему оборонного потенциала и оборонной промышленности.

Оборонная безопасность.

Наиболее существенным объектом безопасности являются информационные ресурсы и информационная структура оборонного потенциала страны. Современные средства вооружения, воной техники, системы управления войсками и оружием являются системами критических положений с высоким уровнем компьютеризации. Они могут оказаться весьма уязвимыми с точки зрения воздействия информационного оружия как в мирное, так и в военное время (Персидский залив) Ирак – не смог применить закупленные во Франции системы ПВО, потому, что их программное обеспечение содержало логические бомбы.

Информационное оружие может изменить характер будущих войн. Они могут превратиться по существу в «компьютерные войны», с массовым применением компьютерных роботов и роботизированного оружия.

Предполагается, что основу боевой экипировки солдата в будущем образует боевой компьютер.

В свою очередь эффективность воздействия компьютерного оружия будет в виде программы вирусов…

Геополитическая безопасность – ее суть состоит в защищенности государственных геополитических интересов, территориального, политического и информационного пространства в системе глобальных политических отношений.

Политическая безопасностьхарактеризуется состоянием, при котором обеспечивается массовая поддержка конституционного политического режима, обеспечивающая его устойчивость и защищенность граждан от произвола государства, а также состоянием, при котором политический плюрализм и связанная с ним политическая борьба не приобретает характер антагонистического противостояния, поддерживающего основы существования и государства, и общества.

Социальная безопасность – это состояние по защите интересов страны и народа в социальной сфере, развития социальной структуры и отношений в обществе, системы жизнеобеспечения и социализации людей, образа жизни в соответствии с потребностями прогресса, нынешних и будущих поколений.

Суть социальной безопасности состоит в прочном гражданском мире, построенном на справедливом распределении общественного богатства.

Она характеризуется: Ростом преступности, снижением уровня жизни, ростом безработицы, разрушением старой системы оборудования, падением престижа науки и инженерного дела, расслоением общества, ухудшением отношений между людьми.

Гарантом должны быть - Конституция, государство, Президент. Главные объекты социальной безопасности – личность и общество, их социальные интересы и социальные отношения, а с учетом информационного аспекта их права на получение и использование соответствующей информации, а также система формирования общественного сознания.

Существующие и перспективные информационные средства и технологии могут практически полностью контролировать информационное взаимодействие людей. Речь идет о потенциальных возможностях подслушивания (и др.) разговоров, осуществление контроля за перепиской, создания компьютерных баз данных о каждом человеке, включая его конфиденциальную информацию и т.д.

Современные информационные технологии позволили резко повысить эффективность средств воздействия на психику людей и общественное сознание, создать новые формы «тихого» («скрытного») манипулирования индивидуальным, групповым и массовым сознанием. Не случайно за СМИ закрепилось сегодня понятие – четвертая власть.

Существенное расширение возможностей СМИ. Появилось новое междисциплинарное направление в проблеме безопасности – информационно-психологической безопасности. Появление психотронного оружия, сетевой технологии, позволяющие получать доступ к различной негативной информации, в т.ч. порнографического, националистического и другого характера, современные компьютерные игры – влияют на сознание человека.

Продовольственная безопасность это важный компонент национальной безопасности. Страна обязана обеспечить свою независимость в любых условиях и в этом и состоит суть продовольственной безопасности.

Демографическая безопасность России состоит в сохранении стабильной этно-пропорциональной структуры, генетически здорового народонаселения страны, исключением межнациональной миграции населения.

Экологическая безопасность. Ее суть состоит в обеспечении устойчивого и оптимального на длительных отрезках времени равновесия между природными и антропогенными экосистемами, техносферой и населением экосистем.

Весьма сложная проблема – неразрывно связана с экономической, правом, военным делом и другими сферами общественной жизни.

До сегодняшнего дня сохраняется определенная информационная закрытость процесса формирования экологической политики страны, «которая не обсуждается с большой наукой, ведется узким кругом лиц без достаточного информирования научной общественности. В связи с этим не всегда ясно, значится ли экология в числе приоритетов деятельности законодательных и исполнительных органов РФ или же экологические проблемы используются спекулятивно в предвыборных баталиях или в борьбе за власть между отдельными группировками. Наиболее характерные примеры: Чернобыльская АЭС, «экологическая возня» вокруг строительства скорой железной дороги С-П-Москва.

Обсуждая экологические проблемы, специалисты часто пользуются «формулой глобального развития» Мероуза:

 

I = P x A x T

 

Где: I – нагрузка на окружающую среду;

P – численность населения;

A – уровень благосостояния (потребности на душу населения);

T – технология (ущерб среде, наносимый при производстве единицы продукции с использованием определенной технологии).

Данная формула позволяет обнаружить прямую связь между информацией и информационными технологиями и нагрузкой на среду необходимо улучшение технологий, необходим переход к «экологически чистым» технологиям. А это возможно при коренной перестройке экономики за счет информатизации, разработки и широкого внедрения новых информационных технологий в сфере экономики, в т.ч. в сфере материального и энергетического производства, добывающей промышленности.

Бесспорно, что СМИ могут и должны сыграть здесь значительную роль. Решение большинства экологических проблем и задач связано со сбором и обработкой информации о состоянии природной среды, с моделированием масштабных и глобальных процессов

Информационная безопасность. Ее суть состоит в проведении правовых, организационных и технических мероприятий при формировании и использовании информационных технологий, инфраструктуры и информационных ресурсов, защите информации и прав субъектов, участвующих в информационной деятельности.

Психологическая безопасность.Ее суть состоит в защите сознания и подсознания человека от несанкционированного воздействия с целью изменения его психического восприятия внешнего мира.

Источники угроз национальной безопасности.

Существуют три основных источника угроз национальной безопасности:

-геополитические противники

-компрадорски ориентированная часть российской элиты

-организованная преступность.

Наибольшую опасность представляет вмешательство внешних сил во внутренние дела России, с тем, чтобы навязать путь развития в выгодном для зарубежья направлении:

· недопущение функционирования обрабатывающей промышленности и агрокомплекса в режиме расширенного воспроизводства

· ориентация России на экспорт сырья и импорт оборудования, товаров народного потребления, продовольствия

· удушение индустрии, науки, сельского хозяйства

· утечка капиталов

· недопущение России на мировые рынки

перекачка ресурсов и др. природных явлений.

Таким образом, проблема национальной безопасности носит ярко выраженный информационный характер с двумя специфическими аспектами.

Первый – отражает то обстоятельство, что одним из основных элементов объектов безопасности во всех сферах жизнедеятельности государства является человек, информационные ресурсы и информационные системы. Сегодня активно развиваются средства информационного воздействия на эти элементы. Поэтому можно утверждать, что проблема информационной безопасности по отношению к другим видам безопасности носит межвидовой, а по некоторым вопросам невидовой, характер. Этот факт должен учитываться при формировании государственной и региональной политики в области национальной и информационной безопасности, при разработке соответствующих концепций и программ, при организации конкретных работ в области безопасности.

Второй – связан с использованием информационного подхода как основного научно-практического метода решения задач национальной безопасности. Эти сложные задачи, связанные со сбором и анализом огромного объема разнородной информации, с моделированием экономических, экологических, … процессов в интересах оценки состояния, прогнозирования и принятия решений по важнейшим государственным проблемам, по своей природе являются информационными, требуют для своего решения привлечения новых информационных технологий и средств.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.