Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Ключ к «секретам» управления 1 страница



Генеральным управляющим крупнейшего отделения второй в мире автомобильной компании я был назначен в 36 лет.

Вместе с тем я практически не имел никакой извест­ности. Обо мне не знала даже половина сотрудников фир­мы «Форд». Многие не могли произнести правильно мою фамилию. В декабре 1960 года я был приглашен в кабинет Генри Форда. Я готовился лицезреть самого Господа Бога. Это был первый настоящий разговор с Фордом, хотя до этого мы несколько раз обменивались рукопожатием.

Идея назначить меня руководителем исходила не от Генри, а от Макнамары и Бичем. Об этом они сами мне сказали, но просили не говорить о том, что это не извес­тно. Генри преподнесет мое назначение как собственное желание. Это обстоятельство поставило меня в достаточно щекотливое положение, хотя я был очень взволнован та­ким повышением.

Итак, я возглавил привилегированное отделение ком­пании мирового уровня. Лично Генри Форд доверил мне драгоценные жемчужины в короне этой махины. Получи­лось, что я обошел по служебной лестнице многих стар­ших по возрасту и опыту менеджеров. Многие из них были недовольны таким взлетом в моей карьере. К тому же я не имел никаких чисто личных открытий в производстве автомобилей. Еще не существовало машины «от Якокка». Но все было впереди. В своем активе я имел бесценный опыт работы с человеческим фактором в бизнесе. Я дол­жен был использовать его в дальнейшей работе с людьми, в частности, в системе продаж и маркетинга. Мне пред­стояло вспомнить и претворить в жизнь все, чему учили меня отец, Бичем, что подсказывал мой ум, да и просто здравый смысл. Пришел час очередных испытаний.

В 1956 году «Форд мотор компани» преобразовалась в акционерную компанию. Довольно большая группа акци­онеров стала владелицей компании и была серьезно за­интересована в ее процветании. Таким же образом работа­ли и прочие компании.

Каждые три месяца мы представляли акционерам подробный финансовый отчет, через который они контролировали нашу деятельность. Дивиденды с наших доходов мы выплачивали также каждый квартал, т.е. че­тыре раза в год.

Обдумывая систему квартальных отчетов нашей фир­мы, я пришел к выводу, что ее можно внедрить и среди управляющих. Я сам разработал эту систему и внедряю ее и поныне. Моя система включает следующие, на мой взгляд, достаточно элементарные вопросы: «Каковы ваши цели на ближайшие три месяца? Что здесь является прио­ритетным и что вы намерены предпринять для их осущес­твления?». Именно по такой схеме мои главные специа­листы работали много лет подряд.

Может создаться впечатление, что такая практика достаточно примитивна — обязывать служащих представ­лять боссу отчеты о своей работе. Но это только на первый взгляд. Главная цель в том, что система квартальных отчетов заставляет служащих отчитываться друг перед другом. Каждый менеджер, хочет он этого или нет, обду­мывает цели своей работы, способы их достижения. Практически же это выглядело следующим образом. Раз в три месяца каждый менеджер со своим непосредственным начальником подводил итоги сделанного и обсуждал на­меченные цели на следующий квартал. Если все проходи­ло в полном взаимопонимании, составлялся специальный письменный документ, завизированный начальником.

В разговоре можно было излагать всякие идеи, даже самые смутные и нелепые. Но вот на бумаге сделать это гораздо труднее — с человеком происходит что-то необъ­яснимое, что заставляет его вникать во все подробности. Становится просто невозможным ввести себя и других в заблуждение.

Помните, я говорил вам о требовании Макнамары все излагать письменно? Этот урок я усвоил хорошо, а сей­час начал даже преподавать его другим. И не безуспешно. Как показала жизнь, система квартальных докладов очень эффективна по ряду реальных причин. Во-первых, она позволяет человеку быть себе самому хозяином и ставить перед собой задачи. Во-вторых, она заставляет проявлять инициативу, а значит, делает его труд более плодотворным. В-третьих, способствует активному про­движению идей.

Кроме того, эта система создает ситуацию, когда каж­дый человек всегда на виду. А это очень немаловажно для деятельности крупной компании. Становится невозмож­ным затеряться, когда нужно отчитываться каждый квар­тал непосредственно перед начальником, и не только пе­ред ним. Косвенно ваш отчет предстает перед его боссом и боссом его босса.

Хорошие работники не могут, остаться незамеченны­ми, а плохие не могут спрятаться за спину первых. Но са­мое главное в этой системе — взаимодействие менеджера и его босса. Ведь идеальные отношения между ними не так часты, особенно в мире бизнеса. И если менеджер и его руководитель не очень ладят друг с другом, то им все же приходится к этому стремиться. Ведь четыре раза в год им необходимо вместе садиться за стол и решать, что предстоит сделать в ближайшие месяцы. Возможности избежать этой встречи просто нет. В результате их отно­шения существенно улучшаются и работа налаживается.

Босс обязан высказать свое отношение к каждому пла­ну. Он может сказать своему сотруднику: «Ваш план достаточно рискован, но если вы уверены, что у вас все это получится, то можете попытаться». Или: «В целом ваш план разумен, но приоритеты, на мой взгляд, неприемле­мые. Давайте обсудим этот вариант еще раз». Беседа мо­жет носить различный характер, но может измениться и роль босса. Он может быть более опытным советчиком, сослуживцем, а не только лицом сугубо начальственным. К примеру, я — босс Дэйва. Нашу беседу начинаю с воп­роса, на какие результаты он рассчитывает в ближайшие три месяца. Трудности здесь маловероятны, но расхожде­ния могут возникнуть не из-за того, что именно следует осуществить, а из-за того, как это осуществить.

Большинство начальников неохотно позволяют своим подчиненным чрезмерно рисковать. Но здесь надо учиты­вать, что высокопрофессиональный, имеющий энергич­ную поддержку руководителя сотрудник добивается боль­ших успехов.

Правда, многие сотрудники просто из кожи вон лезут, чтобы получить одобрение босса или доказать эффектив­ность средств достижения результата. Когда же цель не достигнута, то боссу и говорить об этом не приходится. Об этом скажет система отчетов.

Если по истечении квартала работник не справлялся с делами, то он просто приходил ,ко мне и сам объявлял о своей, неудаче, подыскивая к ней оправдания. В случае нескольких таких неудач он уже сам сомневался в соб­ственной способности справиться с делом. Он понимал, что причина не в боссе. Она была в нем самом. Но и здесь есть возможность выбора. Если парень толковый, то его можно перевести на другую работу. Очень хорошо, когда служащий понимает это сам. Он еще имеет шанс добиться больших успехов в службе, а компания не потеряет квали­фицированного работника.

Значение имеет и временной фактор. Чем раньше вы­явлена проблема, тем больше шансов на ее решение. Ина­че создается ситуация, когда менеджер копит обиду на своего босса. От всего этого страхует действующая систе­ма докладов.

Бывают случаи, когда менеджер воображает, что босс имеет на него зуб. Мне приходилось наблюдать много случаев, когда люди занимали посты, абсолютно не со­ответствующие их должности. Но администрация просто не знала об этом или слишком поздно это выявляла. По большому счету я лично не одобряю переброску людей с места на место без видимых на то причин и абсолютно скептически отношусь к последовательному перемеще­нию специалистов из одного отдела в другой.

Ошибочно считать, что все профессионалы взаимоза­меняемы. К примеру, отличный специалист в области кардиологии не может заменить акушера, принимающего роды. Это разные специальности.

Любой высококлассный специалист легко докажет вам, что мастерство и опыт в одной отрасли не преобразу­ются в мастерство и опыт в другой. Это просто невозмож­но в любой отрасли, в том числе и в бизнесе. Систему квартальных отчетов я применял не только в фирме «Форд», но затем добивался ее внедрения в корпорации «Крайслер». Я заявил своим подчиненным, что таким образом собираюсь контролировать ход дел. «Я не настаиваю, но вам придется предложить мне какую-либо другую систе­му, столь же эффективную». Используя эту систему на протяжении многих лет, я открыл существование еще двух проблем. Первая заключается в том, что люди иногда откусывают кусок гораздо больший, чем могут прожевать.

Чтобы достичь цели, человек выкладывается полно­стью, но иногда даже частичный успех кажется победой. Управляющие предпочитают иметь дела с более активны­ми специалистами, чем с теми, кто ограничивает себя в действиях. Поэтому, как говорится, не бывает худа без добра. Вторая проблема — стремление подчиненного вме­шаться в работу босса слишком рано, вместо того чтобы сделать это своевременно. В начале своей карьеры я был плохим боссом и постоянно подталкивал сотрудника в его делах. Однако со временем я избавился от этого качества, так как сам накопил опыт руководящего работника. Не­мало помогла мне в этом система квартальных докладов. Она обладает неоценимым свойством регулирования и невмешательства в ход работы подчиненного. Конструк­тивная взаимосвязь людей осуществляется чисто автома­тически. Можно ли желать чего-либо лучшего?!

Но все же главное достоинство менеджера — эта ре­шительность. Даже самые совершенные компьютерные системы не заменят это качество. Можно собрать всю информацию воедино, написать самый гениальный план, но действовать способен только человек! Я вовсе не при­зываю действовать поспешно, молниеносно. Пресса лю­бит представлять меня реактивным лидером, менеджером, молниеносно принимающим решения, будто я мгновенно нажимаю кнопки на пульте управления. Я согласен, что иногда произвожу такое впечатление, но не более того. Мой стиль управления достаточно консервативен. Рискую я только в том случае, если имею достаточно факторов, подкрепляющих мое чутье в удаче. Я способен доверять собственной интуиции, когда имею ряд исследований -технологических решений. Иначе я никогда не достиг бы удачи в бизнесе. Многие менеджеры позволяют себе дол­гую раскачку в процессе принятия решения.

Многим из них «мешает» образование. После моего ухода из компании «Форд» я сказал Филипу Колдуэллу, возглавившему компанию: «Вы окончили Гарвад, и в этом ваша беда, Фил. Вас учили не переходить к действиям, пока не станут ясны все факты. Вы имеете 95 процентов этих фактов, но чтобы добыть недостающие 5 процентов, затрачиваете еще полгода. Когда наконец вы их добыли, оказывается, что они давно и безнадежно устарели. В ры­ночной ситуации по-другому не бывает. Время — вот главный фактор». Истинный руководитель не может действовать по такой схеме, хотя желание получить исчерпы­вающую информацию и все факты — желание вполне естественное и очень даже похвальное. Должны же вы иметь гарантии надежности в реализации какой-то кон­кретной программы, особенно если в нее вкладывается 300 миллионов долларов. Вот здесь и вспоминаешь, что в проекте все выглядит прекрасно, но ведь жизнь может внести свои коррективы.

Менеджеры просто обязаны собрать побольше всевоз­можной информации для прогнозных оценок. Но без интуиции и риска здесь не обойтись. Во-первых, потому, что даже самое правильное решение может в любой мо­мент стать ошибочным, если вы промедлили с его приня­тием. Во-вторых, нет такого понятия, как абсолютная уве­ренность, ее просто не существует в природе. Здесь можно уподобиться мальчику и побежать за собакой туда, куда она поведет. Что такое достаточная информация для при­нятия решения? Ее количественное выражение невоз­можно, но существует все-таки твердое правило: нельзя действовать, располагая только 50 процентами информа­ции. Этого слишком недостаточно! Если дела складыва­ются именно так, то здесь два варианта: либо вам очень повезет, либо вы понесете огромные потери. Рискнуть, конечно, можно, бывают такие моменты. Однако я насто­ятельно не советую делать это системой в своем бизнесе. Другое дело, что нельзя собрать 100 процентов информации.

Как и другие современные отрасли, автомобильный бизнес подвержен непрерывным изменениям. Надо уметь предвидеть, что могут пожелать покупатели через три года. Это сложнейшая проблема. Бывает и так, что можно спрогнозировать спрос покупателя на автомобили через три-четыре года, но не предсказать их запросы буквально в следующем месяце. Когда я читаю в газете, что Ли Якокка любит принимать молниеносные реше­ния, то произношу: «Этот парень принимал решения только потому, что точно знал, как достигнуть желанной цели». Даже не имея всех фактов, я опирался на соб­ственный опыт и внутреннее чутье. Я люблю настоящий бой и не могу сидеть и бесконечно заниматься выработ­кой стратегии.

Нынешнее поколение бизнесменов имеет дипломы магистров по управлению предприятием. Они с опаской относятся к принятию интуитивных решений. Отчасти они правы, ведь в действительности интуиция не является достаточным основанием к действию.

Однако есть люди, которые часто бросаются в другую крайность. Всякую хозяйственную проблему они склонны бесконечно исследовать и в результате свести к анализу типичной хозяйственной ситуации. Этим можно зани­маться только на занятиях в учебных заведениях, но не в практической деятельности. Найдется кто-то, кто обяза­тельно скажет: «Ребята, от слов переходим к действию!».

Я часто и много читаю о второй мировой войне и ее сражениях, при этом сделал для себя открытие:

«Эйзенхауэр не раз бывал на грани того, чтобы упус­тить нужный момент, так как долго колебался. Но в один момент отдавал приказ: »Невзирая на погоду, выступать будем именно сейчас. Дальнейшее выжидание грозит опасностью».

«Только вперед!» Эта методика применима и к дея­тельности корпораций.

Всегда найдутся специалисты, которые потребуют еще несколько месяцев на дополнительную разработку формы крыши нового автомобиля. Может, это в действительнос­ти необходимо и результат отсрочки будет положитель­ным, но производственные графики будут нарушены. Это та ситуация, когда вы можете оказаться во власти закона убывающей доходности. Вот почему определенная сте­пень риска бывает совершенно необходима.

Другое дело, что риск не всякому доступен. Существу­ет категория людей, которые и в яркий солнечный день выходят из дому, захватив зонтик. Но не забывайте: жизнь не станет ждать, пока вы попытаетесь предугадать воз­можные потери.

Целесообразно пойти на риск, а допущенные ошибки исправить по ходу дела.

В 60—70-е годы эти «правила игры» не имели такого существенного значения, как сейчас. В те времена авто­индустрия и без того была подобна курице, несущей золо­тые яйца. В бизнесе деньги делались без особых на то уси­лий. Сегодня же ситуация резко изменилась. Предприя­тие не может позволить себе промедление в принятии решений, касается ли это специалиста (особенно менед­жера), оказавшегося не на своем месте, или планирования новых моделей автомобилей на следующие пять лет.

Учебники по бизнесу утверждают, что самые важные решения в корпорациях принимаются коллективными органами, комитетами, а не отдельными личностями. Я же с этим не совсем согласен, поскольку всегда придер­живался принципов демократизма, но, оговорюсь, лишь до принятия окончательного решения.

В этот ответственный момент я становился беспри­страстным: «Ваше мнение я выслушал, — говорил я. — А теперь выслушайте мое решение». На заседаниях комите­тов люди обмениваются мнениями, излагают свои идеи, поэтому работа таких комитетов целесообразна.

Однако они нередко тормозят работу менеджеров, осо­бенно если последние инициативны и самостоятельны.

Компания «Форд» насчитывает большее количество комитетов, нежели «Дженерал моторе», соответственно и производительность у них начала падать раньше. Обще­известно, что в мире ничто не остается постоянным, все находится в непрерывном движении, изменяется. Все это подобно охоте на диких уток. Утку можно взять на при­цел и держать ее в поле зрения. Но сделать это будет не просто — ведь птица находится в постоянном движении. Попасть в утку можно только держа ее на прицеле, а для этого необходимо непрерывно смещать ружье.

Аналогичная ситуация: комитет, оказавшись перед не­обходимостью своевременно принять нужное решение, зачастую не способен быстро реагировать на изменение событий.

В тот момент, когда комитет будет готов поразить цель, неожиданно окажется, что утка уже далеко — она улетела.

Умение своевременно принимать решение — далеко не главное условие успешной деятельности менеджеров. В период моей работы на посту генерального управляю­щего отделения «Форд» я был приглашен для выступле­ния в Массачусетском технологическом институте перед слоунскими стипендиатами в школе управления имени Альфреда П.Слоуна. Я должен был держать речь перед группой очень талантливых студентов, обучавшихся по прекрасно составленной программе. Она включала не­дельное пребывание в Западной Европе с целью изуче­ния «общего рынка», затем с той же целью неделю на Уолл-стрите, неделю в Пентагоне и т.д. Каждый четверг студенты встречались с представителем мира бизнеса или промышленности.

Когда мне предложили выступить на такой встрече, а произошло это в 1962 году, я был польщен, но и несколько встревожен. «Волноваться не стоит, — сказали мне. — Встреча состоится после обеда в комнате отдыха студентов. Вы расскажете об автомобильном бизнесе и ответите на их вопросы». Довольно кратко я рассказал о производстве и сбыте автомобилей и предложил задавать вопросы сво­им слушателям. Признаться, был очень удивлен, услышав вопрос: «Сколько людей работает в корпорации «Форд»?» «Примерно одиннадцать тысяч», — ответил я. «Вы отсут­ствуете два дня, — продолжал студент. — Кто же заставля­ет в эти дни трудиться это огромное число людей, причем трудиться отлично?». Выражение лица студента, задавшего этот вопрос, я помню до сих пор. Он попал в самую суть управления — побуждать людей к труду. Я, конечно же, не мог знать лично все одиннадцать тысяч своих работников. Здесь была бессильна известная система квартальных докладов, даже она не могла заставить трудиться такую массу людей. Но все же я стоял на той точке зрения, что единственный способ настроить людей на продуктивную трудовую деятельность — это общение с ними.

Большую помощь в этом деле мне оказало участие в школьном дискуссионном клубе, когда я еще побаивался выступать перед публикой. Даже в первые годы трудовой деятельности я был замкнут и застенчив. Но это было до того, как я прошел курс ораторского искусства в институ­те Карнеги. Я был назначен на пост руководителя отдела производственного обучения по разделу грузовых машин компании «Форд» и включен в группу менеджеров для обучения ораторскому искусству, созданную при упомя­нутом институте. Обучение началось с отработки приемов держаться непринужденно перед публикой.

Я отношусь к категории людей, способных говорить, когда их слушают один или два человека, но выступать пе­ред большой аудиторией они не в состоянии, поскольку испытывают чувство нервозности. Одно из упражнений, которое мы должны были усвоить в начале обучения, состояло в следующем. Несколько минут надо было гово­рить о каком-либо совершенно нам не известном предме­те или явлении. Главная цель состояла в том, чтобы на­учиться думать на ходу, постоянно импровизирую. Начи­нали мы, зачастую совершенно не зная, что сможем сказать, но все же продолжали дискуссии, заполняя ин­формацией установленное время. В результате мы усвои­ли многие приемы публичных выступлений, а я до сих пор с успехом применяю их на деле.

Могу порекомендовать одно из правил общения с аудиторией, особенно если она окажется недостаточно внимательной. Начните непосредственно с информации, которую вы намерены сообщить собравшимся. Далее из­ложите ее суть, а в заключение повторите то, что вы уже сказали. Еще один важный прием состоит в том, чтобы вы смогли побудить аудиторию к потребности действовать, т.е. сделать что-то реально: написать письмо конгрессме­ну, сделать необходимый звонок соседу или обдумать ка­кое-то дело. Вы должны покинуть трибуну в уверенности, что организовали аудиторию и подчинили ее своей цели. Через несколько недель учебы я чувствовал себя уверенно и готов был подниматься с места и говорить, даже когда мне этого не предлагали.

Главная задача нашей учебы заключалась в том, чтобы мы стали менее замкнутыми, заторможенными. Обучение пошло мне впрок. Начав выступление, я уже был не в состоянии остановиться (даже если бы этого захотели не­которые слушатели). Я оказался человеком речистым. Да и сейчас остаюсь большим поклонником института Кар­неги. У меня было много знакомых инженеров, владев­ших блестящими идеями, но, к сожалению, не умевших изложить их публично. Убежден, что образованному чело­веку должно быть стыдно из-за неумения выступить с докладом перед советом директоров или комитетом. Поэ­тому курс обучения публичной речи при институте Кар­неги был направлен на исправление этого недостатка у грамотного человека.

После окончания школы не многие ребята обладают способностью ясно и доступно излагать свои мысли. Именно в институте Карнеги за счет компании прошли обучение десятки таких скованных в своей речи молодых людей.

Впоследствии большинству из них обучение принесло большую пользу и очень помогло в профессиональной дея­тельности. Полагаю, нужно создать еще и институт, в кото­ром люди учились бы слушать. Хороший менеджер должен уметь не только хорошо говорить, но и так же хорошо слу­шать. Ведь истинное общение — это процесс двусторон­ний, и хотелось бы, чтобы люди это понимали. Каждый ра­ботник нашей корпорации поставлен в такие условия, что он сам стремится изыскивать способы и проявлять иници­ативу в делах, направленных на общее благо. Даже если сотрудник не согласен с чьим-то конкретным предложени­ем, он обязан проявить интерес к обратившемуся к нему человеку. Если этого не сделать — обойтись, к примеру, без похлопывания по плечу или восклицания о том, какая, мол, интересная идея у посетителя, то он никогда больше к вам не обратится. Почаще давайте людям почувствовать, что они действительно чего-то стоят. Умение внимательно слушать поможет внушить работающим у вас людям стрем­ление трудиться еще лучше, проявлять инициативу. Только в этом случае вы имеете шанс увидеть разницу между компанией посредственной и компанией выдающейся.

Я бывал очень доволен, когда видел, как работник, ко­торого в управлении считали посредственным или бездар­ным, начинал стараться и добивался признания именно благодаря тому, что нашелся человек, который его выслу­шал, вник в его проблемы, оказал помощь или просто по­советовал, как с ними справиться.

Простейший и самый распространенный способ уста­новить контакт со своими сотрудниками — беседовать не с каждым из них в отдельности, а с группами. Наилучший способ вдохновить на эффективный труд группу людей — это публичная речь, а не разговор с каждым наедине. Однако увлечь, заинтриговать и заставить действовать группу людей — дело достаточно сложное, требующее серьезной подготовки. Стоит подумать, как наилучшим образом все организовать и провести. Дело в том, что ора­тор может быть отлично информирован, но если он тща­тельно не обдумал, что и в какой форме намерен препод­нести данной аудитории, то я не советую ему отнимать у людей столь драгоценное время. Лучше всего говорить с людьми на «их языке». Если вы сможете это сделать, то слушатели скажут: «Он произнес то, о чем я думал сам». Если вы поможете им почувствовать уверенность в соб­ственных силах, они станут вас не только уважать, но мо­гут быть вашими попутчиками и соратниками. Причина не в вашей таинственности и недоступности, а наоборот, в том, что вы их понимаете и поддерживаете.

Именно такому принципу неукоснительно следует эстрадный артист Боб Хоуп. Перед выступлением его антрепренер тщательно изучает аудиторию. После этого ар­тист включает в программу выступления шутки, ориенти­рованные на настроения именно этих слушателей. В отли­чие от телевизионной передачи живая сидящая перед вами аудитория хорошо воспримет вас как оратора имен­но потому, что вы сумели кое-что о ней узнать. Конечно, не всякий выступающий может послать «на разведку» антрепренера, но все-таки старайтесь избегать «безадрес­ных» выступлений. Они, как правило, малоэффективны. Я могу держать речь без предварительной подготовки не менее двух часов, хотя всегда имею заготовленный текст выступления.

Исходя из собственного опыта, я выбрал вариант, где сочетаю заранее написанный текст с отступлениями от него, когда вижу в этом необходимость. И зависит это от публики, т.е. моих слушателей. В деловых выступлениях перед большой аудиторией фирмы «Крайслер» я не позво­лял себе большого количества острот и шуток. Такое бы­вало только за банкетным столом. Мое выступление не­посредственно перед сотрудниками всегда было предель­но четким и достаточно откровенным. Я раскрывал перед ними план действий, разъяснял, какие задачи ставлю пе­ред самим собой. Именно таким образом создавая у со­трудников деловое настроение, делал их сознательными участниками построения и реализации своего плана. Счи­таю, что и другие менеджеры должны собственные цели формулировать вместе с персоналом. Если сотрудники успешно справляются с поставленными задачами и дости­гают определенных результатов, то компания просто обя­зана воздавать должное своим сотрудникам. И хорошо, если это будет сделано не только при помощи хороших слов и высоких отзывов, но и денежного вознаграждения, повышения в должности. Когда работник получает повы­шение, то круг его обязанностей увеличивается, к нему предъявляются более высокие требования. В этот момент он на подъеме, а вы не только вознаграждаете его за уже сделанное, но в то же время побуждаете сделать еще боль­ше. Если же дела не заладились, то не стоит действовать слишком жестко. Он и так расстроен собственной неуда­чей, а вы можете и вовсе выбить его из колеи и лишить всякого желания исправить дело. «Если хотите похвалить человека, то сделайте это в письменном виде, а когда хо­тите устроить ему разнос, лучше сделайте это по телефо­ну» — так советовал мой незабываемый наставник Чарли Бичем. Он не рекомендовал менеджеру брать все на себя. «Не стремись сделать все сам, — говорил он. — Учись пе­репоручать дело другим. Ты мой лучший сотрудник и даже заменяешь двух специалистов сразу. Но это только два человека. На тебя сейчас работает сотня людей. Представь, что произойдет, если это будет десять тысяч». Эти слова оказались пророческими. В компании «Форд» в моем под­чинении оказалось одиннадцать тысяч. Чарли Бичем при­учил меня не делать работу, которую должны выполнять другие. Только благодаря ему я научился ставить перед своими сотрудниками определенные цели, а также на­страивать их на достижение этих целей.

Я всегда считал талантливым менеджера, который смог побудить к энергичной деятельности хотя бы одного человека. Вы можете выполнять работу за двоих, но двумя специалистами сразу быть не можете. Лучше подтолкнуть к деятельности своего подчиненного и заставить его по­буждать к трудовой и творческой активности остальных сотрудников и подчиненных. Только в таком случае ваше предприятие будет двигаться вперед.

У меня был друг — легендарный футбольный тренер Вэнс Ломбарди. Однажды за обедом я спросил у него, как он представляет себе формулу успеха. Из ответа на этот вопрос я хотел подробно узнать, как создается команда-победительница. Его ответ подходит не только к миру спорта, но и бизнеса. «Сначала происходит обучение са­мым элементарным вещам, — рассказывал Ломбарди. — Игрок должен знать основные правила и приемы игры и уметь выбрать верную позицию на игровом поле. Правила он должен выполнять неукоснительно. Это главное требо­вание дисциплины. Игру надо вести дружной командой, а не неорганизованной кучкой индивидуальных игроков. Солистов в команде просто не должно быть». После неко­торой паузы он добавил: «Однако есть немало хороших футбольных команд и их тренеров, где игроки владеют техникой игры и строго соблюдают дисциплину, но тем не менее терпят поражение. Есть еще одно, третье требова­ние: чтобы команда была сыгранной, ее члены должны бережно относиться друг к другу. И не только. Они должны любить друг друга. Каждый игрок обязан думать об играющем рядом коллеге и уметь в нужный момент сказать себе: «Я должен остановить того настырного парня из команды противников, иначе Полу могут сломать ноги. Если я хорошо справлюсь со своей ролью, то Пол сможет так же справиться со своей». «Команду сплачивает дух товарищества, — утверждал Ломбарди. — Когда игро­ки проникаются этим духом, знайте, что вам удалось соз­дать команду-победительницу. Поэтому постарайтесь от­личить посредственность от таланта». Немного погодя он смущенно спросил: «А зачем я все это рассказывал вам. Ли? Ведь вы управляющий компанией и это все равно — руководить футбольным клубом или корпорацией. Ведь автомобиль не создает только один человек?».

Однажды Ломбарди изъявил желание побывать на предприятиях «Форд», чтобы увидеть, как изготавливают­ся знаменитые автомобили. Я пообещал пригласить его в Детройт, но, к сожалению, эта наша беседа оказалась пос­ледней: ему пришлось лечь в больницу с неизлечимой бо­лезнью. Иногда я вспоминаю еще одно из высказываний этого знаменитого футболиста: «Каждый игрок на фут­больном поле должен отдаваться игре целиком — с головы до пят. Играть должен каждый дюйм его тела. Старайтесь быть первым среди тех, кто владеет в данный момент тем или иным приемом. Но самое главное — игра требует полной душевной самоотдачи. Если тебе повезет и ты найдешь парня, способного и головой играть и всю душу в эту игру вкладывать, считай, что тебе повезло по-крупно­му. Такой парень уйдет с поля только победителем».

Высказывания Ломбарди имели глубокий смысл. Я встречал в жизни немало умных и талантливых людей, ко­торые были совершенно не способны играть в команде. Сюда относятся и те менеджеры, о которых обычно гово­рят: «Неудивительно, что он не продвинулся дальше». Да и каждый из нас знает таких менеджеров, которые, на первый взгляд, имеют все достоинства, но не достигли больших успехов.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.