Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Документы кадастрового и технического учета



Объекты недвижимости в ЕГРП должны быть описаны на основании данных технического учета (инвентаризации) для зданий, строений, сооружений, жилых и нежилых помещений и кадастрового учета для земельных участков. В зависимости от объекта заявляемого на регистрацию права или предмета сделки обязательным приложением к документам, необходимым для регистрации прав, являются план земельного участка, участка недр и (или) план объекта недвижимости. План земельного участка должен быть удостоверен органом, ответственным за проведение кадастровых работ, а планы другого недвижимого имущества - соответствующим органом учета.

В документах кадастрового и технического учета проверяется наличие наименования организации, удостоверившей план, должности, фамилии и подписи должностного лица, печати организации. Также проверяется соответствие наименования и места нахождения (адреса) объекта сведениям, указанным в заявлении на государственную регистрацию и в правоустанавливающем документе.

Следует подчеркнуть, что кадастровые планы участков и технические паспорта недвижимости не являются правоустанавливающими документами. Сведения в них о правообладателях не имеют юридической силы. Поэтому, если в этих документах указан прежний собственник (или вообще не указан), это не препятствует государственной регистрации сделки и прав нового собственника. План - источник сведений об объекте недвижимости, но не о правах на него. Повторного изготовления копии технического паспорта или переоформления его на нового правообладателя не требуется.

Для государственной регистрации ранее возникших прав необходимы сведения о правообладателе и наличии (отсутствии) арестов, запретов, прочих ограничений (обременений) прав, имеющиеся в организациях технического учета и иных органах, осуществлявших регистрацию недвижимости до начала деятельности учреждения юстиции (его филиала). При отсутствии у заявителя таких документов учреждение юстиции может самостоятельно обратиться за информацией, необходимой для государственной регистрации, в соответствии с п. 3 ст. 8 Закона о регистрации прав. После регистрации прав в учреждении юстиции для регистрации дальнейших сделок с данным объектом и перехода прав на него документы организаций, ранее осуществлявших регистрацию недвижимости, о принадлежности имущества и об отсутствии ограничений (обременений) не требуются.

Документы технического учета (БТИ). На здания и сооружения, как правило, БТИ выдает копию технического паспорта в полном объеме. Технический паспорт на здание должен содержать поэтажные планы и подробные экспликации к ним (чертежи комнат и помещений на каждом этаже с обозначением номера и площади, а также общую площадь помещений на этаже и во всем здании). Копия технического паспорта может выдаваться и на такие объекты технического учета, как домовладение или имущественный комплекс (например, складской, оздоровительный, производственно-технологический), когда на одной территории находится несколько объектов недвижимого имущества. В этом случае в составе технического паспорта должен быть инвентарный план земельного участка, все объекты на таком плане должны быть обозначены различными литерами (буквами). При наличии такого паспорта может быть зарегистрировано право на любой объект, описанный в нем. Для регистрации права на часть жилого дома может быть представлен технический паспорт на весь жилой дом. Технический паспорт должен иметь инвентарный номер.

На жилые и нежилые помещения в зданиях, как правило, выдаются выписки из технических паспортов. Выписки должны также содержать план и экспликацию помещения, инвентарный номер, инвентаризационную оценку. Копии технических паспортов и выписок должны быть заверены подписью должностного лица и печатью БТИ.

Желательно, чтобы в плане (техническом паспорте) был указан кадастровый номер объекта. Но отсутствие кадастрового номера само по себе не является препятствием для государственной регистрации. Учреждение юстиции в таком случае самостоятельно присваивает объекту недвижимости условный номер.

В соответствии с Положением о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 N 1301 <*> и Положением об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 N 921 <**> плановая техническая инвентаризация проводится не реже 1 раза в 5 лет. Документы технического учета действительны в течение данного срока. Однако в регионах может быть установлен иной "срок действительности" документов БТИ (3 года, год, 6 месяцев и пр.). Если со дня составления технического описания объекта до даты его представления в учреждение юстиции срок действительности истек, дополнительно может потребоваться справка БТИ об отсутствии изменений в объекте. Но, строго говоря, истечение произвольно установленного "срока действительности" технического плана не является основанием для отказа в приеме документов и в государственной регистрации. Учреждение юстиции вправе самостоятельно запросить необходимые сведения у БТИ.

Внеплановая инвентаризация проводится при изменении технических или качественных характеристик объекта учета (перепланировка, реконструкция, переоборудование, возведение, разрушение, изменение уровня инженерного благоустройства, снос), а также при совершении сделок, подлежащих государственной регистрации.

После регистрации подлинники документов, содержащих техническое описание объекта, должны быть возвращены правообладателю. В дальнейшем при совершении сделок технический паспорт объекта или выписка из него может передаваться правообладателем приобретателю одновременно с передачей недвижимости в соответствии с п. 2 ст. 456 ГК.

В целом для оформления недвижимости, в том числе для государственной регистрации, необходимы следующие документы БТИ:

· план регистрируемого объекта (техпаспорт, поэтажный план с экспликацией);

· справка о правообладателе и отсутствии ограничений (обременений) (только в случае регистрации прав, возникших до начала деятельности учреждения юстиции в данном регионе);

· справка об отсутствии изменений в объекте (только в случае истечения "срока действия" планов и техпаспортов, определенного учреждением юстиции);

· справка об инвентаризационной стоимости объекта (в случае нотариального удостоверения сделки, наследования и дарения недвижимости).

Подсчет площадей зданий и помещений при инвентаризации. Учреждения юстиции часто отказывают в регистрации прав в случае несоответствия площади объекта по правоустанавливающему документу и плану БТИ, мотивируя тем, что право приобретено "не на ту площадь", "не в том объеме". Однако недвижимость - вещь, определяемая индивидуальными, а не родовыми признаками. Для недвижимости площадь и объем имеют скорее техническое и экономическое, но не юридическое значение, поскольку право приобретается не на квадратные метры и строительные объемы, а на конкретную вещь. Объект прав - недвижимость, а не ее площадь.

Необходимость указания в правоустанавливающем документе площади объекта недвижимости гражданским законодательством не установлена. Например, согласно ст. 554 ГК для определения предмета в договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого имущества (т.е. точный адрес). В случае определения цены на единицу площади или иного показателя размера общая цена покупки определяется исходя из фактического размера переданного покупателю имущества (п. 3 ст. 555 ГК), т.е. на момент продажи площадь может быть точно не определена. Поэтому повсеместное указание в договоре площади отчуждаемого жилого дома, квартиры, нежилого здания или помещения является условием, существенным в силу соглашения сторон как критерий определения цены недвижимости, а не в силу требований закона.

Указание площади недвижимости не является обязательным и в нотариальных свидетельствах о праве на наследство. В соответствии с Приказом Минюста России от 10.04.2002 N 99 "Об утверждении форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах" (в ред. от 28.07.2003) <*> указывается объект наследования, его характеристика, стоимость, а в отношении недвижимого имущества - его местонахождение и кадастровый номер.

Не требовалось точного указания площади в соответствии с законодательством о приватизации государственного и муниципального имущества и в договорах безвозмездной передачи, приложениях к планам приватизации государственных (муниципальных) предприятий, поскольку для отчуждения этих объектов не требовалось технической инвентаризации. Площадь, указываемая в актах ввода завершенных строительством объектов в эксплуатацию, в распоряжении о закреплении государственного и муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, также может не соответствовать данным технической инвентаризации.

В соответствии с п. 43 Методических рекомендаций Минюста от 01.07.2002 при выявлении расхождений сведений по объекту в правоустанавливающих документах и документах технического учета рекомендуется приостановить регистрацию, о чем уведомить заявителя, и направить запрос в орган кадастрового или технического учета.

Вероятными причинами расхождения площади недвижимости по техническому паспорту и по правоустанавливающему документу могут быть:

а) отсутствие инвентаризации на момент приобретения имущества;

б) уточнение данных обмера по результатам последующей инвентаризации, в том числе в случае ошибки подсчета площади;

в) использование различной методики подсчета площади для разных целей: включение или исключение площади балконов, лестниц, встроенных шкафов, подвалов и пр.

г) градостроительные изменения объекта: реконструкция, перепланировка и пр.

Правообладателям недвижимости можно дать практический совет: во избежание препятствий в государственной регистрации, вызванных несоответствием площади объекта, составлять правоустанавливающие документы и заявление в учреждение юстиции в соответствии с данными технической инвентаризации. Если указание точной площади объекта не установлено законом или соглашением сторон, в документах возможно указывать площадь с оговоркой "приблизительно", "может быть уточнена по данным технической инвентаризации", а в заявлении на государственную регистрацию можно писать "площадь согласно техническому паспорту (плану, выписке) БТИ". Рекомендуется также заранее подготовить и представить в учреждение юстиции документ БТИ, объясняющий расхождение учетных характеристик объекта.

Реконструкция объектов. Вместе с тем существенное изменение характеристик объекта (не только площади, но и этажности) вследствие реконструкции неизбежно влечет вопрос о наличии права на него. Для решения вопроса необходимо дать оценку реконструкции с точки зрения гражданского права. Что происходит с объектом при реконструкции: уничтожение существующего объекта (соответственно, прекращение права на него (п. 1 ст. 235 ГК РФ)) и создание нового объекта права либо изменение объекта без прекращения права на него?

В зависимости от вида строительных работ возможны следующие варианты.

1) Если строительные работы привели к созданию нового объекта, то необходима регистрация возникновения права на основании акта приемки в эксплуатацию.

2) Если право на объект было зарегистрировано учреждением юстиции и произошло архитектурно-строительное изменение недвижимости (в том числе перепланировка, переоборудование помещений), в описание объекта в ЕГРП на основании нового технического плана БТИ должны быть внесены изменения: указаны новая площадь, этажность и назначение объекта. Правообладателю может быть выдано новое свидетельство о регистрации права.

3) Если право не было зарегистрировано до проведения строительных работ, проводится его регистрация в ЕГРП на основании имеющихся правоустанавливающих документов. В ЕГРП и свидетельстве о регистрации права указываются новые характеристики объекта по плану БТИ независимо от их значения в правоустанавливающем документе.

Самовольные строительные работы. В случае самовольных построек в домовладениях и несогласованных строительных работах в зданиях и помещениях в документах технического учета проставляются штампы: "На возведение или переоборудование (литера, квартира, комната) разрешение не предъявлено".

Действия учреждений юстиции в случае самовольных строительных работ зависят от ответа на вопрос, происходит ли при этом создание нового объекта или изменение характеристик существующего. Как установлено ст. 222 ГК, самовольной постройкой является недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном порядке, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Если при строительных работах произошло уничтожение существующего объекта, а новый объект создан без надлежащих разрешений, он является самовольной постройкой. Если же объект претерпел только архитектурно-градостроительные изменения, то право собственности на него не прекратилось даже при отсутствии необходимых согласований строительных работ. Такой объект нельзя признать самовольной постройкой и лишить собственника прав на него.

Бесспорно, самовольные строительные работы являются административным и жилищным правонарушением и влекут установленную законодательством ответственность. Но не согласованные в установленном порядке строительные работы в зданиях и помещениях не влекут прекращения имущественных прав и не должны препятствовать регистрации.

Например, в Учреждении по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории города Москвы (Мосрегистрация) инструктивным письмом установлен следующий порядок. Если изменились внешние границы объекта (реконструкция) и иные параметры, ранее внесенные в ЕГРП, необходимо представить разрешительную документацию на произведенные работы и документы, подтверждающие ввод объекта в эксплуатацию в установленном порядке. Если внешние границы объекта не изменились (реконструктивные работы, переоборудование, перепланировка), для регистрации необходимо предварительное изменение описания объекта в ЕГРП. Но если данные работы не согласованы в установленном порядке, в описании объекта в ЕГРП и свидетельстве о государственной регистрации права указывается: "Произведена перепланировка, не согласованная в установленном порядке" <*>.

Самовольное возведение вспомогательных построек и пристроек в домовладении также не влечет прекращения прав на основное строение - жилой дом. Поэтому отметки БТИ в техническом паспорте домовладения о самовольных сараях, гаражах, верандах и пр. не могут являться основанием для отказа в государственной регистрации прав на жилой дом.

Таким образом, несоответствие площади здания (помещения) по правоустанавливающему документу и техническому паспорту (плану) БТИ вследствие уточнения результатов технической инвентаризации допускается и само по себе не препятствует государственной регистрации прав на объект. При существенном расхождении площади (и иных параметров объекта) при правовой экспертизе должны быть исключены сомнения в индивидуализации объекта в том, что в правоустанавливающем документе и плане БТИ описан один и тот же объект и что не произошло уничтожения старого объекта (и прекращения права на него) и создания нового объекта.

В целом следует отметить, что учреждения юстиции ведут Единый государственный реестр прав, а не реестр объектов недвижимости. При государственной регистрации юридическое значение имеет вопрос о наличии или отсутствии прав на объект, а не его технические характеристики. Поэтому в регистрации может быть отказано по причине отсутствия прав на объект, а не просто по причине несоответствия площади.

Документы кадастрового учета. Для регистрации прав и сделок с земельными участками в учреждения юстиции должны предоставляться кадастровые планы участков, заверенные уполномоченными органами кадастрового учета - кадастровыми земельными центрами и палатами. Планы участков с натурным описанием границ в настоящее время не годятся ни для сделок, ни для регистрации прав. Такие участки в случае совершения сделок с ними или регистрации ранее возникших прав должны пройти землеустройство и кадастровый учет в соответствии с действующим ныне земельным законодательством.

Кадастровая карта (план) участка содержит следующие основные сведения (ст. 14 Закона о земельном кадастре) <*>: кадастровый номер; местоположение (адрес); площадь; категорию земель и разрешенное использование земельного участка; описание границ участка и его отдельных частей; экономические характеристики (в том числе размеры платы за землю); качественные характеристики (в том числе показатели состояния плодородия для отдельных категорий земель); наличие объектов недвижимого имущества.

Вещные права и ограничения (обременения) указываются в кадастровом плане при наличии сведений о них в органе кадастрового учета. В кадастровый план, необходимый для государственной регистрации прав, сведения о правообладателях не вносятся.

Представление кадастрового плана земельного участка не требуется, если он уже ранее представлялся в учреждение юстиции и хранится в деле правоустанавливающих документов на данный участок. Кадастровый план не имеет срока действия.

Для регистрации прав на обычные объекты недвижимости - здания, строения, сооружения, индивидуальные жилые, дачные и садовые дома предоставление кадастрового плана земельного участка не требуется. Право на недвижимость не всегда зависит от наличия права на земельный участок, а тем более от его кадастрового учета. Напротив, в некоторых случаях приобретение прав на землю зависит от наличия права на недвижимость (например, ст. 36 ЗК). Поэтому для регистрации прав на недвижимость необходимы планы этой недвижимости, а не занятых ею земельных участков.

Однако для регистрации сделок с недвижимостью, прочно связанной с земельным участком, и прав на вновь построенные объекты необходимы правоустанавливающие документы на участок. Проверка наличия права на землю при отчуждении или залоге недвижимости необходима для обеспечения принципа единства судьбы земли и недвижимости (ст. 1, ст. 35 ЗК). Предоставление земельного участка для строительства является необходимым условием приобретения прав на постройку (ст. ст. 222, 263 ГК).

При государственной регистрации прав на участок (как при межевании и государственном кадастровом учете) проверяется соответствие фактической площади участка и площади, указанной в правоустанавливающем документе (постановлении, свидетельстве, договоре и пр.). Несоответствие площадей не должно превышать допустимую погрешность определения площади при межевании. Допустимые расхождения площадей определяются в зависимости от категории земель и площади участков. Например, на землях городов допустимое расхождение на участке 6 соток составляет 9 кв. м, 10 соток - 11 кв. м, 50 соток - 25 кв. м. На землях сельских населенных пунктов и пригородных зон, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства, допустимое расхождение на участке 6 соток - 18 кв. м, 10 соток - 22 кв. м, 25 соток - 36 кв. м, 50 соток - 50 кв. м. Для земель сельскохозяйственного назначения для участка в 10 га расхождение не может превышать 0,055 га, в 100 га - не более 0,18 га, 1000 га - не более 0,53 га. Погрешность определения площади указывается в межевом деле.

Если расхождение площадей участка, определенное при межевании и указанное в правоустанавливающем документе, превышает допустимую погрешность, то перед кадастровым учетом участка и государственной регистрацией прав на него требуется "юридическое оправдание" увеличения площади - внесение изменений в правоустанавливающий документ или документ о дополнительном предоставлении участка.

Возможность "юридического оправдания" зависит от способа и времени приобретения права на участок.

Например, гражданин купил в 1996 г. земельный участок размером 10 соток, по данным межевания 2003 г. площадь участка составила 14 соток. По общему правилу внесение изменений в договор купли-продажи возможно только по соглашению продавца и покупателя, но данный договор прекратил действие в 1996 г. после расчета сторон и оформления участка на покупателя, внесение изменений в него в 2004 г. невозможно. В учреждение юстиции необходимо представить обоснование увеличения площади купленного участка на 4 сотки, например постановление органа местного самоуправления о предоставлении дополнительного участка. В противном случае в регистрации права на участок в 14 соток на основании договора купли-продажи участка в 10 соток может быть отказано на основании того, что правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект (п. 1 ст. 20 Закона о регистрации прав). Напомним, что земельный участок таков, каким он учтен в земельном кадастре. По данным кадастрового учета существует участок размером 14 соток, но правоустанавливающий документ на него отсутствует. Граждане, "расширившие" участок переносом ограждений, дорожек, канав, зеленых насаждений, усложняют себе оформление прав на участок и сделок с ним.

При внесении изменений в правоустанавливающий документ важное значение имеют общая площадь участка и размер ее превышения по сравнению с указанной первоначально. Общая площадь участка не должна превышать предельного максимального размера участков, приобретаемых в соответствии с порядком, действовавшим во время и в месте приобретения участка. Расхождение площади не должно быть больше не только погрешности землеустройства, но и минимального размера участка, предоставляемого для данного вида использования.

Например, по постановлению главы местной администрации гражданину в 1993 г. безвозмездно предоставлен садовый участок площадью 6 соток. По данным межевания 2003 г. площадь участка составила 10 соток. Даже внесением изменений в постановление главы 1993 г. невозможно будет обосновать "увеличение площади" участка, если в 1993 г. максимальный размер садоводческих участков в данной местности составлял 6 соток. Кроме того, 4 сотки могут быть самостоятельным участком, приобретение которого возможно только на возмездной основе. В данном случае необходимо не внесение изменений в постановление десятилетней давности, а новый документ о предоставлении (выкупе) дополнительного участка.

Площадь земельного участка является его важной, но не единственной характеристикой, индивидуализация участка проводится также по кадастровому номеру и местоположению (адресу). Земельный участок как объект недвижимого имущества таков, каким он учтен в Государственном земельном кадастре. Если в кадастровом плане указано, что "площадь ориентировочная, подлежит уточнению при межевании", это не препятствует приобретению и государственной регистрации прав на участок. Споры о границах участка также не препятствуют государственной регистрации прав (п. 2 ст. 20 Закона о регистрации прав). Указанные споры касаются только определения границ (расположения ограждений, межевых знаков, насаждений), но не принадлежности участков. Споры о границах участков - это не имущественные споры о праве, это исключительно земельные споры. В соответствии с п. 4 ст. 18 Закона о регистрации прав уточненные границы и площадь земельного участка могут быть внесены в ЕГРП без повторной регистрации при наличии письменного согласия правообладателя.

В целом для государственной регистрации необходимы следующие документы, описывающие земельный участок:

· кадастровый план (если ранее права и сделки с данным участком не регистрировались в учреждении юстиции);

· справка из земельного комитета о правообладателе и отсутствии ограничений (обременений) (только в случае регистрации прав на участок, возникших до начала деятельности учреждения юстиции в данном регионе);

· справка землеустроительной организации (выписка из межевого дела) о погрешности определения площади участка (в случае превышения фактической площади участка по сравнению с правоустанавливающим документом);

· справка о кадастровой стоимости участка или нормативной цене земли (для нотариального удостоверения сделки, наследования, дарения участка; данные сведения могут быть указаны в кадастровом плане).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.