Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Главные формы организации православного воспитания и образования



Духовные учебные заведения

Духовные учебные заведения, готовят служителей религиозных культов и дают теологическое (богословское) образование. В России духовные учебные заведения ведут начало с 1030 г., когда по указу Ярослава Мудрого при епископской кафедре в Новгороде было основано училище православных священников. Однако в последующие столетия духовные учебные заведения не получили развития. Подготовка клириков православной церкви осуществлялась в немногих братских школах при монастырях и отдельных школах при архиерейских домах. Единственной богословской школой была Киевская духовная академия (основана в 1632). В конце 17 в. в Москве была основана монастырская школа, а затем на её базе — Славяно-греко-латинская академия. Изданный Петром I «Регламент Духовной коллегии» (1721) обязал епископов «иметь в своих домах школы для приготовления священников» Во 2-й четверти 18 в. архиерейские школы с 8-летней программой обучения стали называться семинариями (17 в 1740). Одна из первых семинарий основана Феофаном Прокоповичем в Петербурге (1725). С конца 18 в. подготовка священнослужителей осуществлялась в Петербургской и Казанской духовных академиях (обе основаны в 1797), в 1809 стала действовать Московская духовная академия, реорганизованная из Славяно-греко-латинской. В 1913 функционировало 4 академии (около 1 тыс. студентов), 57 духовных семинарий (22 тыс. учащихся), 186 духовных училищ (24 тыс. учащихся), а также 85 женских духовных учебных заведений. В отличие от других стран, духовное образование осуществлялось в России только в духовных учебных заведениях; богословских (теологических) факультетов в составе русских университетов не было (богословие и церковная история изучались на всех факультетах университетов наряду с другими обязательными учебными дисциплинами).

В 1970 подготовку духовенства для русской православной церкви осуществляли Московская (в Загорске) и Ленинградская духовные академии и духовные семинарии в Загорске, Ленинграде и Одессе. При Московской академии имелся сектор заочного образования по курсу семинарии и академии и аспирантура. Выпускники академии и приходское духовенство, имеющее высшее богословское образование, после защиты соответствующих диссертаций получали степени магистра и доктора богословия. В связи с тем, что в РФ церковь отделена от государства и школа от церкви (декрет СНК РСФСР от 21 января 1918), духовные учебные заведения не входят в государственную систему народного образования.

Воскресные школы

Наиболее распространенным видом церковных образовательных учреждений и базой для всей православной образовательной системы являются воскресные школы. Как правило, они создаются при крупных городских храмах. Численность учащихся в такой школе в среднем — 30 человек.

Эти школы должны раскрывать детям и подросткам основы вероучения, помогать осваивать Библию, давать представления о главных церковных праздниках и святых. Эту работу можно назвать катехизаторской, или вероучительной. В современной российской практике программы подобных школ рассчитаны, как правило, на год-два обучения (либо три года для совсем маленьких детей). В основном в этих школах обучаются дети прихожан, примерно четвертую часть от общего числа учащихся составляют взрослые. Дети учатся по-школьному, сидя за партами и слушая поучения наставника. Во взрослых группах обучение часто строится по принципу «клуба» — с чаепитиями и разговорами.

При приходских храмах Воронежской и Борисоглебской епархии существует около 125 воскресных школ. Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий (Фомин) считает, что, по его мнению, необходимо открывать, кроме детских, специализированные воскресные школы для разных возрастных групп населения — подростков, молодежи и взрослых.

Внешкольные формы

К внешкольным формам организации православного воспитания и образования относятся всевозможные детские клубы, проведение рок-концертов, спорт (причём не только занятия, но и встречи с известными спортсменами, организация летних палаточных лагерей, в которых проходят импровизационно-деятельные игры на историко-патриотическую тему, проводение занятий по истории России, походной практике, спортивные игры, воссоздание движения организаций российских православных скаутов-следопытов как формы внешкольного воспитания детей и молодежи на принципах гуманизма и поощрения религиозного воспитания.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.