Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях. Труд был и остается необходимым и важным средством развития психики и нравственных представлений личности. Трудовая деятельность должна стать для человека естественной физической и интеллектуальной потребностью. В условиях общеобразовательной школы решаются следующие задачи трудового воспитания: формирование положительного отношения к труду, развитие познавательного интереса к знаниям, стремления применять знания на практике, вооружение учащихся трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда. Трудовое воспитание составляет фундамент творческой активности и результативности в учебной деятельности, в гражданском и нравственном становлении личности.
Организация работы по воспитанию физической культуры направлена на решение следующих задач: 1. Содействие правильному физическому развитию, повышению работоспособности. 2. Развитие основных двигательных качеств. Приучая детей преодолевать неуверенность, страх и усталость, мы воспитываем у них не только физические, но и моральные качества. 3. Формирование жизненно важных двигательных умений и навыков. 4. Воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физической культурой. 5. Приобретение необходимого минимума знаний в области гигиены и медицины, физической культуры и спорта.
К основным средствам воспитания физической культуры относятся физические упражнения, природные и гигиенические факторы.
Тщательно составленный и систематически выполняемый режим дня помогает сохранить баланс между расходом и восстановлением затраченных сил, укрепляет здоровье, создает бодрое, жизнерадостное настроение, воспитывает аккуратность, точность, организованность, дисциплинированность, чувство времени, побуждает к самоконтролю.
В совокупности средств физического воспитания и развития особая роль принадлежит естественным силам природы (солнце, воздух и вода). В комплексе с физическими упражнениями они усиливают оздоровительное воздействие. Солнечные лучи, воздух, вода должны быть по возможности неотъемлемым компонентом всех видов двигательной деятельности и действенным фактором специально организованных процедур — солнечных и воздушных ванн, обтираний, обливаний.
Формирование эстетической культуры — это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. Он предусматривает выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, воспитание эстетической чуткости и вкуса. Формирование эстетической культуры это не только расширение художественного кругозора, списка рекомендуемых книг, кинофильмов, музыкальных произведений, но организация человеческих чувств, духовного роста личности, поведения.
Немало эстетических впечатлений может дать и дает деятельность учения. Есть своя эстетика в искренних, здоровых, человечных взаимоотношениях между людьми.
В обиход детской жизни важно вводить элементы эстетического оформления ближайшего окружения и быта. Важно пробудть у детей стремление утверждать красоту в школе, дома, всюду, где они проводят свое время, занимаются делом или отдыхают.
Богатейший материал для развития эстетического чувства, наблюдательности, воображения дает природа.
Искусство воплощает все особенности эстетического отношения человека к действительности. Эстетическое развитие личности средствами искусства принято в педагогике называть художественным воспитанием.
Возможности художественного образования и эстетического воспитания учащихся могут быть расширены в системе дополнительного образования (беседы, лекции, встречи). Углублённому изучению художественной литературы и искусства содействуют факультативные курсы. Большую роль в формировании эстетической культуры играют кино, телефильмы и театр. Задачам эстетического воспитания служат также физическая культура и спорт, направленные на формирование эстетики движений, красоты тела. Туризм предоставляет широкие возможности ознакомления с шедеврами искусства, памятниками истории и культуры, расширяет эстетическое восприятие природы