Таинство крещения, достигаемое троекратным погружением в воду во имя Отца и Сына и Святого Духа, после чего человек умирает для плотской жизни и рождается для жизни духовной, было установлено Иисусом Христом, принявшим его от Иоанна Предтечи (Крестителя). Прошедший таинство крещения очищается от первородного греха, связанного с самим фактом рождения человека. При крещении человек получает имя, какое носит святой угодник, считающийся с этого момента его небесным покровителем. После троекратного погружения в воду новокрещенного одевают в белую рубашку, символизирущую чистоту и незапятнанность новорождённой христианской души. Вместе с одеждой надевается нательный крест как символ приобщения к Церкви Христовой.
Таинство миропомазания совершается сразу вслед за крещением. Священник крестообразно смазывает миром (ароматическим маслом) лоб для освящения разума; глаза, уши и губы — для служения в правильном выборе праведного пути; руки — для трудовой деятельности; ноги для продолжения того пути, по которому шёл Иисус Христос; грудь – для внутренней крепости души в противостоянии силам зла и искушениям дьявола. Через таинство миропомазания происходит сошествие Святого Духа на душу человека, как он сошел на Иисуса Христа в виде голубя во время крещения.
Таинство покаяния сопровождается исповедью и говением (постом) и представляет собой исповдание грехов в присутствии священника перед крестом и евангелием. По окончании исповеди священник покрывает голову исповедующегося епитрахилью — полотном из набора обязательных облачений священника и читает над кающимся «разрешительную молитву». В момент исповеди человеку прощаются все грехи, что достигается при искренности покаяния.
Таинство причащения (или евхаристии) означает приобщение верующего к Христу. Оно совершается во время литургии посредством употребления небольших порций хлеба и вина, в которых воплощены согласно евангельской традиции «плоть и кровь Христовы». Первую евхаристию совершил сам Иисус Христос во время Тайной Вечери. Накануне предания в руки врагов Он раздал апостолам хлеб и вино, которые, благословив, назвал своим телом и кровью.
Таинство священства (по-гречески хиротония) представляет собой иерархическое рукоположение над поставляемым во диакона, пресвитера (священника) и епископа во время литургии. Во время рукоположения поставляемый в сан становится на колени перед алтарем, а двое или более епископов одновременно кладут ему на голову свои руки, призывая благодать Святого Духа. Смысл священства заключается в наделении принявшего возможностью совершения таинств.
Таинство венчания (брака) благословляет жениха и невесту на совместную праведную жизнь, рождение и воспитание детей и включает обручение и венчание, которые сейчас проводятся одновременно. Основным требованием к вступающим в брак является принадлежность жениха и невесты к православной церкви, то есть они должны быть крещенными православными людьми. Если один из вступающих в брак не принадлежит к православной церкви, венчание возможно с разрешения епархиального архиерея. Запрещается венчание родственникам (до четвёртого колена), со сторонниками других религий (ислама, буддизма и др.), с некрещеными и убеждёнными атеистами. Не вступают в брак священники и диаконы (их брак совершается до принятия сана) и принявшие монашеские обеты. Православная церковь не допускает повторных браков; если вступающие в брак являются некрещёными и если один из будущих супругов состоит в браке с другим лицом. Для венчания необходимы свидетельство о гражданском браке, новое белое полотенце, золотые (для невесты может быть серебряное) кольца без драгоценных камней, венчальные свечи, парные иконы Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. Для совершения венчания необходимо присутствие шаферов (свидетелей) со стороны жениха и невесты: они провожают венчающихся в церковь, а во время венчания держат над их головами венцы. Церковь не поощряет разводов, но допускает их в исключительных случаях — если брак был разрушен грехом прелюбодеяния; если один из супругов пропал без вести или отсутствует в течение длительного времени (трех лет); если один из супругов скончался или в случае отсутствия у супругов детей.
Для спасения, кроме непременного соблюдения христианских заповедей, христианин должен перед смертью пройти таинства покаяния, елеосвящения и погребения. Елеосвящение представляет собой таинство, при котором при семикратном помазании тела человека елеем на него спускается Божья благодать. Елеосвящение может совершаться не только над умирающим, но и больным человеком, находящимся в состоянии тяжелого душевного кризиса. После смерти человека совершаются обряды отпевания и панихиды (поются в ночное время).
Долгое время число священных обрядов оставалось зыбким. Кроме крещения, исповеди и причастия, все они еще носили вспомогательный характер. Так, не носил подлинно сакраментального характера обряд бракосочетания; новая его регламентация вступила в силу только в XII в. Точно так же обстояло и с помазанием миром; вначале оно входило в обряд крещения и только потом стало самостоятельным ритуалом. Вера в дьяволов, которую питало превращение языческих божеств в демонические существа, тоже получила повсеместное распространение. Более или менее стихийное обращение в христианство воинственных народов из германских и славянских земель только увеличило наслоение народных верований.