Театр в Греции стал подлинным воспитателем народа, он формировал взгляды и убеждения свободных граждан. Греческая трагедия в образах мифов отразила борьбу народа с внешними врагами, за политическое равенство и социальную справедливость.
В Афинах существовала развитая система образования: дети с семи до шестнадцати лет обучались в частных платных школах, где преподавались грамота, литература, музыка и математика. Большое внимание уделялось физическому воспитанию.
Архитектура V в. до н. э. развивала и совершенствовала тип периптера — здания, окруженного колоннами. Героический характер искусства классики ярко проявляется в скульптурных украшениях храмов, на фронтонах которых размещали высеченные из мрамора статуи, в которых мастера стремились передать обобщенный образ совершенной человеческой красоты. В Афинах в 445 — 427 гг. был воздвигнут ансамбль Афинского Акрополя, ставший символом античной Греции.
Великий скульптор V века — Фидий отлил скульптурную группу из 13 фигур для Дельфийского храма Аполлона. Но подлинную славу ему принесла колоссальная статуя Зевса для храма в Олимпии 13 метров в высоту. Лицо, руки и полуобнаженное тело Зевса были сделаны из слоновой кости, глаза — из драгоценных камней, плащ и сандалии — из золота.
Культура Древнего Рима (периодизация и достижения)
Первоначально Рим (осн. 21 апреля 753 г. до н. э.) существовал как разбойничье поселение. В период своего становления и процветания Рим, в отличие от Афин, не создал высокой культуры. Народ, его свобода и долг перед Римом были основными моральными ценностями. I — II вв. для Рима были эпохой наивысшего технического прогресса, строительства мостов, водопроводов (Акведук в современном Риме), грандиозных архитектурных сооружений (Римский Колизей, маяк Геркулеса в Галисии, Испания), дорог (Аппиева дорога). Однако материальный прогресс опережал духовное развитие. Тем временем в Палестине созревал монотеизм (единобожие) — единственное учение, которое осталось неизменным во времена всеобщей романизации. Христиан римляне не любили, обвиняли в убийствах детей, в том, что вызывают засуху, преследовали и казнили. Однако гонения дали противоположный эффект: возникло сострадание к жертвам, и император Константин признал христианство как равноправную с другими религию, а Феодосий в 392 г. официально запретил языческие культы, и христианство стало единственной государственной религией. В 395 г. Феодосий разделил Римскую империю между сыновьями на Западную и Восточную (Византию). В 476 г. восставшие наемники-варвары свергли его сына Ромула, правившего Западной Римской империей, что и ознаменовало её конец.
Место античности в мировой культуре
Античная (греко-римская) культура была построена на вере в силу освобожденного человеческого духа, в знание и правду жизни. Развиваясь под влиянием ранней цивилизации, культура античности внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Дошедшие до нас памятники архитектуры и скульптуры, шедевры живописи и поэзии имеют значение не только как произведения искусства, но и социально-нравственное значение. И сейчас сформулированные в них мысли о добре, зле, чести и бесчестии являются современными. На почве античной культуры впервые появились и стали развиваться категории научного мышления. Именно поэтому античная философия и наука сыграли столь важную роль в возникновении науки нового времени, развитии техники. В целом же культура античности явилась основой для дальнейшего развития мировой культуры.
Лекция 3
Тема 5. КУЛЬТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Византийская культура
В 658 г. до н. э. у пролива Босфор была основана колония Рима Византия, которая собирала пошлину с судов, шедших из Эгейского в Черное море и вела интенсивную торговлю с европейскими и азиатскими странами. В 330 г. римский император Константин перенёс столицу в Византию, которую переименовал в Константинополь. Так появилась Восточная римская империя, которая позже стала называться Византией, но ее население продолжало называть себя римлянами. Основные признаки византийской культуры: постепенная замена латинского языка греческим; оригинальное мировоззрение, сложившееся под влиянием греческих и восточных философских идей; присутствие мистики (т. е. веры в существование сверхъестественных сил, с которыми связан и может общаться человек) и консервативных тенденций. Специфическую роль в процессе её формирования сыграла также славянская иммиграция. Особую роль играла православная идеология, в конце Х в. воспринятая у Византии Киевской Русью. История Византии включает борьбу с варварами (готами и гуннами), организацию отношений со славянами, иконоборчество, которое в 842 г. закончилось победой сторонников иконопочитания, и захватнические крестовые походы под предлогом освобождения святой земли (Палестины) и гроба господня от мусульман. В 1204 г. в ходе 4 крестового похода вместо обретения Святой Земли крестоносцы овладели Константинополем и поделили Византию между собой. На ее месте возникла Латинская империя, просуществовавшая до 1261 г., когда греки вернули себе Константинополь. Но в 1453 г. он был взят турками и переименован в Стамбул, а Византия навсегда прекратила существование.