Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

VI. 2. Оценки воззрений Дидима



VI. 2. 1. Защитники Дидима.

Особое почитание к личности Дидима можно видеть среди многих западных исследователей. Истоком такого почитания является решение Фереро–Флорентийского собора (1439), «который обнаружит, что Дидим вовсе не закоренелый оригенист»,[882] что, по мнению Дутерло, для Слепца «было слишком поздно» [883].

Многие из западных ученых признавая то, что Дидим был последователем и почитателем Оригена, считают, что ему пришлось смягчить свое учение, особенно относительно Святой Троицы, «до уровня практически полного сходства с превалирующим Православием (курсив мой – И. К.), которое лишило всех свободы[884] веры»[885]. Барду считает причиной осуждения Дидима на V Вселенском Соборе его «преданность своему предшественнику Оригену и защиту его трудов»[886]. Исследователь Дидима Гош хотя и признавал осуждение Дидима по причине «близких отношений, которые связывали его имя с именем Оригена»[887], но считал неоправданным его забвение, несмотря на почетнейшее место, выделенное Дидиму «Папой Пием XI среди великих христианских учителей»[888]. Дутрелау считает, что если бы блаж. Иероним «не поднимал шума, вокруг дидимовского комментария на «Периархон» и не распространял бы мнения, что мысль Дидима была такой же безумно дерзкой, как и у Оригена, не пришла бы идея сначала Юстиниану, а затем через него отцам 2-го Константинопольского собора напасть также и на Дидима, осуждением которого они хотели задавить Оригена»[889]. Автор приводит в защиту Дидима свидетельства многих современников Слепца и сравнивает его с Василием Великим и Григорием Богословом[890]. Причиной же осуждения Дидима Дутрело считает «смешение памяти о нем с памятью об Оригене», а последующие соборы из опасения возврата оригенизма, «поддерживали одно и то же решение»[891]. Брайт также задавался вопросом правомочности обвинения Дидима в оригенизме по причине отсутствия «в сохранившихся работах Дидима утверждения мнения Оригена о предсуществовании душ»[892]. По мнению автора, Дидим «постоянно утверждает о безусловности существования вечного наказания после смерти, но существует мнение, что Дидим верил в то, что некоторые из падших ангелов занимают промежуточное положение между ангелами и демонами и в конечном счете будут прощены»[893]. По отношению же к «предполагаемому» осуждению» Брил «ввиду того, что его имя не упоминается ни в каких Актах Собора», придерживается мнения, «что осуждение Оригена в одиннадцатой анафеме синода могло предполагать и осуждение всех авторов, которые ассоциируются с его школой воззрений»[894]. Херон хотя и признавал осуждение мыслей Дидима о предсуществовании душ, но считал, что он сам не был предан анафеме[895]. Н. О. Лосский считал, что Дидим придерживался образа мыслей Оригена «в той или иной степени»[896]. Это мнение более подробно рассматривает Карташов: «“Дело об оригенизме” палестинского монашества возникло ещё в 539 году, и Юстиниан лично в 543 году написал обвинительный трактат с анафематизмами. Причём Юстиниан взял на себя инициативу церковно-догматических суждений и приговоров, ставя Церковь в положение “добровольно присоединившейся”. Свой эдикт Юстиниан адресовал Константинопольскому патриарху Мине (“с просьбой одобрить через постоянный собор при патриархате”, а потом навязать этот эдикт в обязательном порядке всем епископам и игуменам монастырей (курсив мой –И. К.), а также другим патриархам и папе Вигилию. Никто из адресатов не отказался от одобрения эдикта императора»[897].

«На V-ом Вселенском Соборе, – пишет прот. Г. Флоровский, – его эсхатология была предана анафеме, – остается неясным, был ли анафематствован сам Дидим. Во всяком случае, имя его было опорочено»[898].

С древних времен до нашего времени позицию Оригена, Григория Нисского и Дидима разделяли в большей или меньшей степени Диодор Тарский, Феодор Мопсуестский, Иоанн Скот Эуригена, Сторонниками этого учения в ХХ столетии являлись, например, такие видные представители русской религиозной философии, как В. Соловьев, Н. Бердяев[899], протоиерей о. Сергий Булгаков[900] и П. Евдокимов[901].

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.