Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Советское общество накануне перестройки



Неэффективность экономики и деформация общественI но-политической жизни вызывали глубокую озабоченность в руководстве страны. В официальных документах декларировалась необходимость борьбы с взяточничеством и

спекуляцией. В них содержались призывы к преодолению перекосов в распределительной сфере. Но реальных шагов по оздоровлению экономики не осуществлялось.В ноябре 1982 г. умер Л. И. Брежнев. Во главе партии и

государства стал Ю. В. Андропов, который достаточно хорошо представлял себе сложность ситуации, сложившейся в стране к началу 1980-х гг. Его жизненный опыт, в который входили и раннее начало трудовой жизни, и комсомольская работа, и дипломатическая деятельность в Вен-грии в трудном 1956 г., и заведование отделом ЦК, и,наконец, руководство КГБ, позволил ему составить свое | представление о путях выхода из создавшегося положения. I С приходом Ю. В. Андропова к руководству страной iв официальных документах и выступлениях появились реалистические оценки, победные реляции стали уступать Iместо критике и тревоге за будущее. Уже в самых первых 'речах Ю. В. Андропова в качестве генерального секретаря |прозвучали требования ускорить интенсификацию произ- .

водства, практически перейти к решению вопроса о расширении самостоятельности объединений и предприятий, колхозов и совхозов, добиваться повышения производительности труда.

Самостоятельность и концептуальность мышления ярко проявилась в известной статье Ю. В. Андропова «Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР», оставившей заметный след в течественном обществоведении. Она представляла собой определенный шаг от догматического понимания марксизма-ленинизма.Больш. значение имело признание интересов важнейшим ориентиром и регулятором развития экономики,наличие при социализме противоречий и, наконец, указание на значительную историч ескую дистанцию, отделяющую советское общество от высшей стадии коммунистической формации.Идеи Ю. В. Андропова в свое время прозвучали свежо И динамично, пробудив надежды на большие перемены к лучшему.

Тем не менее, выделив и оценив основные, Ю. В. Андропов не успел или не смог охватить их в комплексе и предложить адекв атные меры преодоления негативных тенденций. Для того чтобы переломить негативные явления,

нужны были колоссальные ресурсы, но их источники обнаружить не удалось.В феврале 1984 г. Ю. В. Андропов скончался, не успев реализовать свое видение перемен в стране. Мало что изменилось и в период правления К. У. Черненко.

 

Перестройка 85-91.

10 марта 1985 г. умер К. У. Черненко. Не мс

чем через сутки Пленум ЦК КПСС избрал гене-

ральным секретарем ЦК М. С. Горбачева.

Выступив с инициативой обновления социализма, Горбачев М. С. верил в высокий потенциал социалистической системы и ни в коем случае не собирался ее разрушать.Впервые новый курс был провозглашен в апреле 1985 г.на пленуме ЦК, конкретизирован и одобрен на XXVI I съез-де КПСС (1986 г.). Он получил название «ускорения социально-экономического развития». Успех ускорения связывался с более активным использованием достижений науки и техники, децентрализацией управления народным хозяйством, расширением прав предприятий, вне-

дрением хозрасчета, укреплением порядка и дисциплины на производстве. Приоритетное внимание уделялось машиностроительным отраслям. С их подъемом предполагалось добиться технической реконструкции всего народнохозяйственного комплекса.По вопросам ускорения научно-технического прогресса

в июне 1985 г. было проведено в ЦК КПСС специальное совещание. Но вопрос о механизме реализации поставленных задач в те годы звучал достаточно робко и в общей форме.Показательным для данного этапа реформ являлось проведение антиалкогольной кампании. Реализация данной

идеи сулила политические дивиденды. Хотя в руководстве партии были представители, указывающие на бессмысленность данной кампании, указывая на бюджетные

резоны, но сторонники борьбы против пьянства тоже опирались на экономические расчеты: сокращение потерь от пьянства на производстве должно было минимизировать потери бюджета от кампании. В реальной действительности негативные последствия антиалкогольной кампании намного превзошли ее плюсы.

Руководство страны серьезные намечало изменения в социальной области - в сфере образования, здравоохранения, системе социального обеспечения и заработной

платы, в сфере жилищного строительства. Направленныена это решения, по мнению современных авторов, породили «революцию ожиданий», сыгравшую позднее злую

шутку с инициаторами апрельского курса, когда большая часть обещаний оказалась невыполненной.Но данные решения были инициированы под давлением ожиданий, идея ускорения, собственно, принята была для решения проблемы повышения благосостояния народа, обеспечения быстрого прогресса в данном направ-

лении. Намечалось осуществить ряд мер по повышению заработной платы. Была принята Комплексная программа развития производства товаров народного потребления и сферы услуг. Программа «Жилье» предусматривала обеспечение квартирами каждой семьи к 2000 г. Развитие стратегии реформ К 1987 г. концепция еформирования советского общества получила дальнейшее развитие. Принципиально

новым было то, что на данном этапе основное внимание концентрировалось не на изменениях в экономике, а на преобразованиях политической системы, которые в конечном итоге должны были дать мощный импульс социально-экономическому и духовному развитию общества1987 г. стал переломным, многие исследователи начало горбачевской перестройки связывают с дан-

ным периодом.Исходный импульс реформе политической системы страны был дан на январском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС,на котором были поставлены задачи «дальнейшей демократизации советского общества», совершенствования избирательной системы, выборов руководителей различных рангов на альтернативной основе, необходимости

разработки правовых актов, гарантирующих гласностьПровозглашение политики гласности ускорило все социально-политические процессы в обществе, породило плюрализм мнений относительно реконструкции общества. Ее активное освоение привело к подрыву идеологи-

ческой неоспоримости партийных решений и оценок. В печати развернулась критика не только отдельных сторонсоветской действительности, но социализма в целом. Гласность завоевывала все новые и новые сферы, управлять ею становилось все труднее.Переломным рубежом в политической жизни страны стала XIX партийная конференция (1988 г.), на которой достаточно откровенно обсуждался вопрос о политической

реформе общества и которая выявила разногласия по вопросам ее осуществления.На конференции был провозглашен курс на создание правового государства, образование постоянно действующего и реально функционирующего парламента (в советской форме), способного контролировать деятельность правительства, намечалась радикальная демократизация выборов партийных и советских органов, разделение законодательной, исполнительной и судебной властей, разрешалось свободное развитие общественных организаций.

В соответствии с решениями XIX Всесоюзной партийной конференции были учреждены новые высшие органы законодательной власти - Съезд народных депутатов СССР и избранный из делегатов съезда Верховный Совет. роводившиеся в марте 1989 г. выборы народных депутатов проходили по новому избирательному закону,

позволившему представить в депутатском корпусе практически все группы и слои населения, в результате был сформирован первый в истории страны профессионально работающий парламент - Верховный Совет СССР, председателем Президиума которого был избран М. С. Горбачев.

 

 

Распад СССР

После того как Союзный центр исчерпал возможности приостановить центробежный процесс, IV съезд народ-ных депутатов СССР (декабрь 1990 г.) принял постановление о проведении всесоюзного референдума для ре-

шения вопроса о дальнейшем существовании Советского Союза. По результатам референдума 17 марта 1991 г.76,4% населения высказалось за сохранение СССР. Но в переговорах с Президентом СССР М. С. Горбачевым по

выработке нового Союзного договора согласились участвовать руководители только 9 республик.

23 апреля 1991 г. в заявлении Президента СССР и руководителей высших государственных органов союзных республик («9 +1») было сказано, что каждая республика это суверенное гос-во, а новый Союз должен стать союзом суверенных осударств. Лидеры 9 республик под председательством Президента СССР в подмосковной усадьбе Ново-Огарево занялись выработкой Союзного договора. Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 г.Публикация и обсуждение проекта нового союзного договора углубили раскол в обществе. Приверженцы М. С. Горбачева видели в этом акте возможность снижения уровня

конфронтации и предотвращения опасности гражданской войны в стране. Но были силы, недовольные проектом договора. Этот документ расценивался ими как результат капитуляции центра перед требованиями национал-сепа-

ратистских сил в республиках. За несколько дней до подписания нового союзного договора силами оппозиции была предпринята попытка положить конец политике реформ и остановить развал государства.В ночь на 19 августа Президент СССР М. С. Горбачев был отстранен от власти. Группа государственных деятелей заявила о невозможности М. С. Горбачева в связи с со-

стоянием его здоровья исполнять президентские обязанности. В стране вводилось чрезвычайное положение. Было объявлено о создании ГКЧП - Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР. Его главной задачей было восстановление порядков, существовавших

в СССР до 1985 г.Центром августовских событий стала Москва. В город были введены войска. Но Президент Рос Б. Н. Ельцин

призвал граждан поддержать законно избранные власти.Действия ГКЧП были расценены им как антиконституци-онный переворот. 22 августа члены ГКЧП были арестованы. Одним из указов Б. Н. Ельцина запрещалась деятельность КПСС.

В декабре 1991 г. в Беловежской пуще (Белоруссия)состоялось совещание руководителей Рос, Украины и Белоруссии. 8 декабря они заявили о прекращении действия Союзного договора 1922 г. Распад СССР стал фактом. 25 декабря 1991 г. М. С. Горбачев сложил с себяполномочия Президента СССР.

 

 

Развитие Р и Укр 1991-2000.

После распада Союза ССР на первый план вышла задача сохранения территориальной целостности РСФСР.31 марта 1992 г. большинство субъектов страны подписали Федеративный договор, разграничивавший полномочия федеральных и региональных органов власти. Руководители Татарстана и Чеченской Республики отказались

от подписания Федеративного договора.21 апреля 1992 г. было изменено официальное название Российского государства. РСФСР была переименована в Российскую Федерацию - Россию (РФ).В 1992-1993 гг. в РФ действовали три ветви власти:Съезд народных депутатов Рос и двухпалатный Верховный Совет РФ -аконодательная власть; президент страны и назначенное им прав-во - исполнительная власть; Конституционный суд - судебная власть. Пределы компетенции ветвей власти были недостаточно четкими, что порождало конфликтные ситуации.

В 1993 г. противоречия между исполнительной и законодательной властями обострились. Обе стороны боролись за упрочение своих позиций в делах внутренней и внешней политики. По сути, борьба велась за расширение собственных полномочий каждой из сторон. В январе

1993 г. Б. Н. Ельцин предложил руководителям Верховного Совета подписать конституционное соглашение. Но,не найдя среди них поддержки, он предложил вынести вопрос о путях разрешения конституционного кризиса на общероссийский референдум, который состоялся 25 апреля 1993 г. Большинство участников голосования поддержало реформаторский курс Б. Н. Ельцина. Это усилило

противостояние властей. 21 сентября 1993 г. Б. Н. Ельцин объявил о роспуске представительных органов власти - Верховного Совета РФ и Съезда народных депутатов. На 12 декабря были назначены выборы нового парламента. Часть депутатов отказалась признать законность действий президента и заявила об отстране-нии его от власти. Был приведен к присяге новый прези-

дент - А. В. Руцкой, до того момента занимавший пост вице-президента РФ.23 сентября Съезд народных депутатов принял решение не покидать здание Верховного Совета РФ. 3-4 октября 1993 г. в Москве развернулось вооруженное противоб орство между сторонниками президента и Верховного Совета. Б. Н. Ельцин объявил в столице чрезвычайное положение и приказал ввести войска. 4 октября был про-изведен обстрел из танковых орудий здания Верховного

Совета. Вскоре оно было взято штурмом спецподразде-лениями, а находившиеся там депутаты арестованы.После этих событий Б. Н. Ельцин объявил о прямомпрезидентском правлении до момента проведения выбо-

ров в Федеральное Собрание. Деятельность Советов пре-кращалась. Российская Конституция 1993 г.12 декабря 1993 г. всенародным голосованием былапринята Конституция Росийской Федерации. Россия объявлялась демократическим федеративным правовым

гос-вом с республиканской формой правления.

Главой государства являлся избираемый всенароднымголосованием президент. Были определены принципы построения высших органов государственной власти и уп-равления. Законодательно закреплялась двухпалатная

структура Федерального Собрания - постоянно дей-ствующего законодательного органа РФ. Подчеркивалась самостоятельность органов трех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной. Согласно Конституции президент страны как глава государства является Главнокомандующим Вооруженными Силами Рос.

Он имеет право назначать выборы, распускать Государственную Думу, вносить в нее законопроекты, принимат указы и распоряжения. В соответствии с новой Конституцией президент избирается на четыре года и не более чем на два срока подряд.Основная функция президента по Конституции - охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости, государственной целостности, обеспечение согласоанного функционирования и взаимодействия органов

государственной власти.Федеральное Собрание составляют две палаты: СоветФедерации и Государственная Дума.По Конституции исполнительная власть принадлежит

правительству.В Конституции законодательно закреплены политическая многопартийность, право частной собственности. Права и свободы человека признаются высшей ценностью, их соблюдение и защита - главной обязанностью государства.Конституцией разграничиваются полномочия между органами власти РФ и ее субъектами.Конституция закрепила новое государственное устройство страны, чтобы прекратить споры и противостояния

политических сил и ветвей власти.Но Конституция 1993 г. имеет более широкое значение.

Она задумывалась как мировоззренческая основа российского общества, как государственно-политическа платформа единения, согласия всех конструктивных политических сил, наций и народностей Рос.Конечно, в этой Конституции все статьи не могли быт детализированы, особенно если учесть, что страна находилась в состоянии системного реформирования. Данный процесс не завершен и ныне. Идут преобразования

общественной жизни, политических институтов. Но Конституция не исчерпала своих возможностей и может еще служить законным основанием для дальнейшего развития российской государственности.В настоящее время для российского общества актуальна проблема реализации положений Конституции, приня-

тия мер по ее соблюдению. Продолжение курса

экономических реформСостоявшийся в ноябре 1991 г. V Съезд народных депутатов предоставил президенту Ю. Н. Ельцину широкие полномочия для проведения в стране экономических реформ. Большинство депутатов российского парламента

в этот период поддерживали курс на складывание рыноч-ной экономики. В конце 1991 г. прав-во, возглавляемое Е. Т. Гайдаром, разработало программу радикальных реформ по переводу экономики на рыночные методы хозяйствования.

Важное место в программе занимала либерализация цен - освобождение их из-под контроля государства. Переход на свободные (рыночные) цены и тарифы был начат

с января 1992 г. Либерализация цен вызвала резкий скачок инфляции. За год потребительские цены выросли почти в 26 раз. Снизился уровень жизни населения по сравнению к уровню жизни 1980-1990-х гг. почти на 50%. Уже к весне 1992 г. такой шаг российского руководства вызвал мощный социальный взрыв.Основная роль в процессе перехода к рынку отводилась приватизации (разгосударствлению) собственности. Ее

результатом должно было стать превращение частного сектора в преобладающий сектор экономики. Изменение формы собственности не повысило эффективности экономики. Напротив, в стране начался резкий Бспад производства.

В декабре 1992 г. Е. Т. Гайдар был снят с поста премьер-министра. Новым главой правительства был назначен В. С. Черномырдин.Прав-во В. С. Черномырдина заявило о поддержке курса реформ, но обещало внести в него «определенные

коррективы». Но экономический кризис преодолеть не удалось. Затруднительно стало даже выплачивать зарплату работникам и пенсии. Кабинет В. С. Черномырдин подвергся реорганизации.К осени 1997 г. Россия вступила в очередной этап реформирования. Символом стабилизации, по замыслу но-

вых реформаторов, должна была стать деноминация рубля - единовременное повышение его покупательной способности в тысячу раз. Однако 17 августа 1998 г. правительство объявило дефолт, в результате которого разорились многие предприятия. Этот обвал привел к новому витку экономической и политической нестабильности,

привел к обнищанию миллионов граждан. С целью стабилизации ситуации в стране с апреля 1998 г. по март 2000 г.на должности Председателя правительства РФ сменились 5 человек: С. В. Кириенко, В. С. Черномырдин, Е. М. Примаков, С. В. Степашин, В. В. Путин.Смена лидеров правительства не меняла положения

в стране.31 декабря 1999 г. Б. Н. Ельцин, не дожидаясь истечения срока президентских полномочий, подал в отставку.Одной из причин такого решения было резко ухудшившееся состояние здоровья, но главное - тупиковая ситуа-

ция, в которой оказалась страна.

 

Россия и Укр 2001-2009

26 марта 2000 г. на всероссийских выборах В. В. Путин был избран Президентом Российской Федерации.Приход к власти В. В. Путина совпал со сложной ситуацией, сложившейся в стране. Кризис экономики и социальных структур приобрел экстремальные формы. Отчуж-

дение населения от власти приближалось к критическому уровню. Разрушение дминистративной вертикали сделало вероятным распад российской государственности.

Серьезно были подорваны внешнеполитические позиции Рос.В. В. Путину предстояло восстановить российскую государственность и правопорядок, оздоровить социальную

обстановку в стране, разрешить конфликты между законодательной и исполнительной ветвями власти.Для этого была разработана и реализована достаточно нестандартная программа действий.

В качестве основной проблемы было избрано преодоление болезненной реакции общества на утрату статуса великой державы, на возможность дальнейшего расчленения страны, на ренебрежительное отношение к Российскому государству со стороны США, других европей-

ских государств и государств, входивших в состав СССР,а затем ставших независимыми.

К 2001 г. определились главные черты политического курса В. В. Путина.

Во-первых, это готовность продолжить решительные действия по пресечению попыток подорвать территориальную целостность страны.

Во-вторых, это твердость при защите внешнеполитических интересов Рос. В-третьих, это намерение восстановить разрушенную

вертикаль власти и тем самым упрочить управляемость страны. В этих целях была проведена целая серия административных реформ. Были сформированы 7 федераль-

ных округов. Был изменен порядок формирования верхней палаты Федерального Собрания - Совета Федерации,представляющего интересы регионов. Но проблема взаимоотношений центра и регионов по-прежнему пока не нашла кардинального решенияВ-четвертых, это усилия по дальнейшей стабилизации политической системы.В результате принятых мер была достигнута определенная стабильность. Но ситуация остается и ныне непро-

стой. Позитивную роль сыграло повышение в 1999 г. мировых цен на энергоносители, в первую очередь на нефть и нефтепродукты. В новом тысячелетии наметился рост ВВП и объема промышленного производства. Но в стране

сохраняются тревожные факторы, которые могут оказаться неблагоприятными для будущего развития страны.Так, большинство производимых в стране товаров продолжают по качеству отставать от зарубежных. Технологический и машинный парк устарел и требует замены.

Проблемным остается вопрос нахождения источников для инвестиций и правильного их использования.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.