Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ



Описанные в предыдущих главах разнообразные психологические пробле­мы, возникающие в жизни ребенка с недоразвитием речи, — достаточно вес­кий аргумент, свидетельствующий, что таким детям помощь психолога необ­ходима. Дети с отклонениями в развитии речи являются группой повышенного риска возникновения аффективных расстройств, неврозов, нарушений пове­дения. К сожалению, как организационные, так и методические аспекты пси­хологической помощи таким детям мало разработаны и в литературе почти не представлены. К числу редких работ, затрагивающих эту проблему, относится исследование В. Prizant, L. Audet, G. Burke, L. Hummel, S. Maher, G. Theadore (1990). Рассматривая речевые расстройства как маркеры высокого риска пси­хиатрических расстройств, авторы намечают меры психологической первич­ной и вторичной профилактики последних. Они приводят рекомендации Ко­митета по предупреждению нарушений языка, речи и слуха при Американской Ассоциации слуха и речи (ASНА). Подчеркивается важность психологической и социальной поддержки родителей детей с коммуникативными нарушения­ми как средства предупреждения развития у детей эмоциональных и психиат­рических расстройств. По мнению авторов, современные данные о ранних симптомах речевых нарушений позволяют выявлять детей группы риска еще на предречевом этапе и оказывать помощь уже в этот период. Нельзя не согла­ситься с точкой зрения авторов, что тактика «давайте подождем, понаблюдаем» на современном этапе уже неприемлема. При существующих ныне програм­мах «раннего вмешательства», разработанных методиках медико-психологи­ческой помощи детям 0—2 лет бездействие недопустимо. В США оказание та­кого рода помощи регламентировано законодательным актом 99—457. Главным объектом внимания в системе ранней помощи является семья.

Практический опыт работы с такими детьми позволяет наметить три ос­новных направления психологического сопровождения:

1) психологическое консультирование родителей;

2) психологическая помощь ребенку;

3) психологическое консультирование педагогов, работающих с такими детьми.


НвобХОДИМОСТЬ В Так называемом «психологическом СОПрОВОЖДСНИИ»" по i пикает практически с момента появления первых симптомов МОДОразвИТИЯ речи. В реальной практике все три направления объединяются в единый ком плекс, так как в равной мере необходимы. Мы разделяем их здесь лишь дня того, чтобы подчеркнуть особенности каждого из них.

10.4.1. Психологическое консультирование родителей

Наиболее часто в практике встречаются два основания, по которым возни­кает такая необходимость:

О формирование адекватной родительской позиции в отношении такого

недостатка, как отставание в речевом и коммуникативном развитии; □ помощь родителям в выборе адекватного стиля их коммуникативного

поведения по отношению к ребенку для создания оптимальных условий

компенсации отклонений в развитии.

По существу, одно с другим довольно тесно взаимосвязано. Родители перс живают факт отклонения в развитии у своего ребенка подчас так же, как соб­ственное заболевание, а часто даже более остро. Поэтому вполне уместно опи­сывать характер этих переживаний в той же терминологии, что и otholuciпи-больного к собственной болезни, то есть как «нозогнозию». Анализ родительских реакций на речевой недостаток у ребенка позволяет выделить несколько их типо­логических вариантов: гипонозогнозию, гипернозогнозиюи нормонозогнозию(Иса­ев Д. Н., 1984). Степень озабоченности родителей проблемой ребенка зависит от тяжести его состояния. Чем грубее проявляется отставание в развитии речи, тем раньше родители начинают понимать, что развитие ребенка протекает атипично и необходимо обратиться к специалисту за помощью. По нашим на­блюдениям, в дошкольном возрасте среди родительских реакций количественно превалирует гипонозогнозия. В школьном возрасте у детей с нарушениями пись­менной речи чаще встречаются родительские реакции по типу гипернозогнозии.

Гипонозогнозия, то есть игнорирование проблемы или недооценка ее серьез­ности, особенно часто наблюдается у родителей на втором-третьем годах жиз­ни ребенка. В первые три года жизни ребенка многие из них не принимают всерьез отставание в развитии речи, считая это вариантом нормы. Выжида­тельная тактика оказывается причиной позднего оказания помощи, упуска­ются возможности раннего вмешательства. При этом, как отмечалось выше, манера коммуникативного поведения родителей создает эффект депривации. Многие непроизвольно упрощают, обедняют речевое общение с ребенком. По существу, взрослый общается на уровне речевого возраста ребенка и этим не­произвольно'обедняет коммуникативное содержание общения с ним.

27 Данное понятие в последние годы стало широкоупотребительным в практической психологин, но остается недостаточно конкретизированным и методологически разработанным.


 




Однако нам встречались случаи, когда имела место обратная картина; ро­дители не считали нужным адаптировать свою речь даже с'учетом нормы кон­кретного возраста, разговаривая с ребенком «по-взрослому», используя взрос­лую лексику и речевые обороты. Это не позволяет ребенку использовать речь взрослых как образец для подражания и совершенствования собственной речи, так как слишком велика дистанция между речевыми возможностями ребенка (как в понимании, так и в порождении речи) и используемыми речевыми обо­ротами у взрослых.

Психологическое консультирование таких родителей имеет несколько ос­новных целей. Первая по значимости — формирование готовности к понима­нию и поддержке своего ребенка.Как правило, у таких родителей обнаружива­ется недостаточная включенность в душевную жизнь ребенка, эмоциональная закрытость. Создающаяся ситуация эмоциональной депривации особенно бо­лезненна для ребенка, если перечисленные черты свойственны матери. Иног­да мать переживает свою неспособность полностью раскрыться в отношениях с ребенком как собственную невротическую проблему. Как правило, это быва­ет связано саналогичными сложными отношениями матери с собственными родителями в детстве. Опыт консультирования таких семей демонстрирует по­разительно высокую частоту совпадений в двух-трех поколениях характера эмо­циональных проблем в детско-родительских отношениях. Задача психолога или психотерапевта — формирование у родителей открытой позиции в общении с ре­бенком,умения выражать свои чувства понятным ребенку образом и в конеч­ном счете изменение сценария родительского поведения в позитивном направ­лении. Для этой же цели может быть использована техника, описанная А. Крафтом Г. Лэндретом в книге «Родители как психотерапевты». Основным в данной методике является обучение родителей адаптированной форме игро­вой терапии, которая осуществляется ими в домашних условиях. Для этого с родителями проводятся групповые аналитические семинары, на которых об­суждается опыт их игровых занятий в домашних условиях. Главным является постижение родителями языка поведения ребенка, умения адекватно интер­претировать его поступки, эмоциональные реакции.

Гипернозогнозический тип отношения. При этом переживание родителями неблагополучий у ребенка выглядит чрезмерным, утрированным, неадекват­ным серьезности проблемы. Это может проявляться в разной форме. Одни ро­дители демонстрируют высокий уровень тревожности, переоценивают тяжесть отклонений в развитии, пессимистически смотрят на перспективы компенса­ции. В беседе со специалистом они настойчиво интересуются прогнозом, хотят получить категоричные заверения в том, что все недостатки будут устранены. При этом такая высокая степень озабоченности далеко не всегда сопровожда­ется готовностью помочь своему ребенку. Многие предпочитают, чтобы всю работу выполнил специалист. В других случаях преобладает оценочная позиция. Озабоченность родителей в основе имеет переживание недуга у ребенка как своеобразного «негативного маркера» семьи: «У всех дети как дети, а у нас до сих пор не говорит», «Я в этом возрасте уже стихи наизусть читала, а сын еще гово­рить не научился». Подобная позиция порой приводит к скрытому неприятию ребенка, третированию его, создает психотравмирующую ситуацию в семье.


ИНОГДП НеДОрйЭВИТИе речи пережинается родителями как при так иеПОЛ ноценности ребенка, Чем старше ребенок, тем сильнее это выражено Ча< го это усугубляется затруднениями в обучении, сыпанными с недоразвитием речи. Таким образом, одно из направлений психологической поддержки семьи заключается в повышении степени толерантности родителей к особенностям ребенка, формированию психологического принятия его и достижения осо­знания, что он способен к более глубокому пониманию и общению, чем ка­жется родителям. Важно показать им, насколько велики внутренние ресурсы ребенка и насколько значительна их собственная роль в создании условий для максимальной реализации этих ресурсов. Необходимо перенести фокус их ни и мания с негативных явлений на позитивные качества личности ребенка.

Как отмечалось выше, качество общения родителей с ребенком с HP имеет важное абилитационное значение. Поэтому обучение их партнерским, пеан торитарным формам коммуникации, игровому общению и игровому взаимо­действию с ребенком является необходимой задачей при любых вариантах ро­дительской позиции. Важно помочь родителям научиться понимать ребенка даже на уровне невербальной коммуникации.

Нормонозогнозия представляет собой достаточно сбалансированный вари­ант родительской позиции. При этом деловая озабоченность трудностями, воз­никшими у ребенка, сопровождается активной его психологической поддерж­кой, принятием, желанием сотрудничать со специалистом в коррекциониой работе. По существу она и является конечной целью психологической помощи.

10.4.2. Психологическая помощь ребенку

Содержание психологической помощи, ориентированной непосредствен­но на ребенка с HP, определяется психологическими особенностями дизонто-генеза, характером психопатологической симптоматики, формой недоразви­тия речи. Выше отмечалось, что у многих детей с HP дезадаптация усугубляется личностной незрелостью, низкой коммуникативной компетентностью, зани­женной самооценкой, наличием вторичных невротических расстройств. Все возможные варианты помощи можно свести к двум основным направлениям: когнитивно ориентированному и ориентированному на эмоциональные и ком­муникативные проблемы.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.