Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ВТОРИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИЙ



Она заключается в следующем:

1. Своевременное выявление группы риска, к которой правомерно относить следующих детей:

а) с «цепочкой» пе­ри- и постнатальных вредностей; б) с поздним и аномаль­ным развитием устной речи; в) с задержкой психического развития; г) с выраженной незрелостью изобразительных способностей; д) с билингвизмом. Выявление указанного кон­тингента детей в оптимальном варианте должно быть про­ведено до начала обучения в школе.

С детьми, имеющими повышенный риск возникновения дисграфии, проводится коррекционно-профилактическая ра­бота.

2.Исправление фонетико-фонематических нарушений.

3. Формирование функционального базиса письма по опи­санной выше методике.

4.Дети из группы риска нуждаются в индивидуализа­ции темпов и методов обучения письму.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подытоживая материалы настоящей книги, мы считаем необходимым еще раз подчеркнуть некоторые ее ключевые моменты.

Многолетние собственные исследования и наблюдения ряда других авторов позволяют утверждать, что дислексия и диеграфия являются не только педагогической, но и в равной мере медицинской проблемой. Эти нарушения письменной речи у всех детей! оказываются включенными в сложные синдромы психопатологических нарушений в виде психического инфантилизма и психоорганической симптоматики, явлений незрелости ряда психических функций, таких, как сукцессивные операции, изобразительные навыки, вербализация пространственных представлений, языковой незрелости и фонологических нарушений. С нозологической точки зрения, дислексия и дисграфия являются разновидность» парциальных задержек психического развития, имеющих общее свойство — способность вызывать стойкие трудности при овладении письмом и чтением. Дифференцированный подход к диагностике задержек психического развития и выделение среди них! специфических нарушений письма и чтения являются оправданными как с теоретической, так и с практической точек зрения.! Качественные особенности интеллектуальной и речевой деятельности, незрелость ряда предпосылок интеллекта, типичные для таких состояний, отличают их как от возрастной нормы, так и от других вариантов задержки психического развития.

В ходе исследования выяснилось, что в большинстве случаев этиология таких состояний поликаузальна. Эта особенность, на наш взгляд, носит закономерный характер. Патогенетической основой дислексии и дисграфий является сочетание биологических нарушений и функциональной недостаточности церебральных систем с трудными для данного ребенка условиями жизни и обучения. Последнее обстоятельство при адекватном к нему отношении позволяет надеяться, что возникновение указанных расстройств отнюдь не является фатальным даже при наличии биологических и функциональных к тому предпосылок.

Психологический анализ умственной деятельности позволяет объяснить причины возникновения столь избирательных и стой­ких затруднений. Перцептивные и сенсомоторные процессы ха­рактеризуются у описываемых детей определенной незрелостью, которая проявляется не столько в конечном результате, сколько в способе выполнения заданий. Обнаруживается слабость ориен­тировочной фазы действия и контроля за выполнением, который направлен у них в основном на окончательный результат, а не на процесс действия. Дети ориентируются в пространственных свой­ствах предметов, звуковой и языковой стороне речи недостаточно осознанно. Незрелость зрительных и слуховых представлений, их неустойчивость сочетаются с низкой способностью к вербализа­ции соответствующих понятий. Это обычно затрудняет выработ­ку фонематических представлений. У многих детей с дислексией и дисграфией имеется слабость межанализаторной интеграции и межсенсорного переноса, незрелость высших форм произвольной зрительно-моторной координации. При усвоении звуко-буквенной символики это создает определенные трудности. Дефицит сукцессивных способностей резко затрудняет овладение фонематическим анализом, письмом и чтением.

У каждого из детей с дислексией и дисграфией перечисленные нарушения образуют определенные типичные сочетания, которые не встречаются у здоровых сверстников и детей с другими вари­антами задержек психического развития. Неполноценность одно­временно нескольких звеньев, составляющих функциональный ба­зис чтения и письма, приводит к избирательным тяжелым и довольно стойким их нарушениям. Если у ребенка страдает лишь незначительная часть этих предпосылок, то дислексии и дисграфий не возникает, но латентная предрасположенность к ним имеется. Она может актуализироваться при возникновении обстоятельств, способных дезадаптировать ребенка: астении, педагогической за­пущенности, билингвизме, хронической конфликтной ситуации в семье и др.

С нейропсихологической точки зрения вышеизложенное озна­чает, что полифакторная* модель является наиболее адекватной для понимания происхождения расстройств письменной речи. Да­же при недоразвитии устной речи (если оно не слишком тяжелое) специфические нарушения письма и чтения возникают только то­гда, когда сопровождаются неполноценностью ряда других нере­чевых функций, составляющих функциональный базис этих на­выков.

* Термин «фактор» здесь используется в понимании А. Р. Лурия (1969), т. е. как обозначение нарушенной функциональной системы мозга, даю­щей качественно специфичный вклад в синдром.

Знание этих закономерностей открывает широкие возможно­сти создания диагностических и скрининговых методик. Некото­рые из них приведены в этой книге. Однако нужды практик* убеждают, что их ассортимент должен быть много шире.

Дислексия и дисграфия являются серьезной социальной про блемой. От'уровня грамотности граждан зависит благосостояние государства, его научный и культурный потенциал. В ряде страв (США, Англия, Франция, Чехия и др.) разработаны и реализуют-1 ся национальные программы борьбы с подобными расстройства-) ми.

У нас в стране в этой сфере остается еще много нерешенных | вопросов.

1. Практически отсутствует система отбора групп риска по дислексии. Отбор детей, угрожаемых по дисграфии, ведется только силами логопедов и охватывает преимущественно тех, кто посе­щает детские сады. Существующие скрининговые методики не­многочисленны и используются в весьма ограниченных масшта­бах. Врачи в отборе этого контингента не участвуют.

2. Вторичная профилактика организована слабо и распро­страняется преимущественно на детей с нарушениями устной речи, т. е. охватывает менее половины нуждающихся.

3.Реабилитация детей с дислексией и дисграфией проводится весьма узконаправленно — только логопедическими методами. Практически не используются психотерапевтические методы и в
ограниченном объеме — клинические методы реабилитации.

4.Не разработаны организационные формы коррекции дис­лексии. Сравнительно небольшая их часть попадает в группы де­тей, страдающих дисграфией, которые комплектуются на школь­ных логопунктах. Специальных групп или классов для детей с дислексией не выделяется. Потребность же в этом велика, так
как методика коррекционной работы при нарушениях чтения та­кого рода существенно отличается от той, что проводится в груп­пах детей с дисграфией.

Мы надеемся, что настоящая книга не только привлечет вни­мание специалистов к проблеме, но и позволит более эффективно оказывать помощь детям с дислексией и дисграфией.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.