Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ



ОБ ЭТИОЛОГИИ И ПАТОГЕНЕЗЕ

ДИСЛЕКСИИ И ДИСГРАФИЙ

Концептуальный подход к проблеме этиологии специ­фических нарушений письма и чтения, как и других нерв­но-психических расстройств, за последнюю четверть века существенно изменился, стал глубже и сложнее. Монокау­зальные модели в настоящее время уже не выдерживают критики. «Линейное» понимание этиологии не объясняет всей сложности возникновения психических расстройств, как, впрочем, и любых других [Давыдовский И. В., 1962]. Клинический и экспериментальный опыт свидетельствует, что любая из возможных причин болезненного состояния вызывает патологические изменения лишь при наличии определенных внутренних условий. К последним относят­ся наследственные задатки, иммунологические и реактив­ные ресурсы организма, возрастные и половые особенно­сти мозговых тканей, их резистентность и пластичность, характер церебральной нейродинамики, т. е. комплекс при­знаков, традиционно относимый к понятию «конституция». Сюда же следует добавить и возможные последствия ранее перенесенных заболеваний. Состояние психической дезадап­тации обычно возникает лишь после того, как к комплек­су этиологических факторов присоединяется еще один ком­понент. Условия жизни индивида оказываются таковыми, что предболезненное состояние, возникшее вследствие со­вокупности вышеназванных обстоятельств, переходит в бо­лезнь или болезненное состояние. Под условиями жизни подразумеваются микро- и макросоциальные ее аспекты. Более или менее высокий уровень требований, который социальное окружение предъявляет к индивиду, сущест­венно влияет на то, перейдет «патос» в «нозос» или нет. При благоприятном стечении обстоятельств, несмотря на наличие патологических изменений в ЦНС, он может удер­жаться на стадии предболезни [Семичев С. Б., 1987]. Основываясь на таких представлениях, мы полагаем, что анализ этиологии и патогенеза расстройств письменной ре­чи у детей должен затрагивать три группы вопросов: а) кон­ституциональные предпосылки, значимые для овладения чтением и письмом; б) экзогенные повреждающие воздей­ствия и их возможные последствия и в) условия обучения и лингвистические особенности письменной речи того или ино­го языка, а также необходимый для овладения ею базис психологических навыков с учетом применяющихся мето­дов обучения чтению и письму.

Еще Hinshelwood (1917) обратил внимание на наличие повторных случаев дислексии в одних и тех же семьях. Позд­нее многие авторы подтвердили наличие так называемой «семейной» дислексии. В исследовании В. Наllgren (1950) этот вопрос подвергнут специальному изучению. Были по­лучены подробные генеалогические сведения более чем в ста семьях, имевших повторные случаи дислексии. Генетико-статистический анализ показал, что дислексия наследу­ется преимущественно по моногибридному аутосомному до­минантному типу. Это означает, что тип наследования не сцеплен с полом, а для проявления фенотипических при­знаков дислексии достаточно получить соответствующий аномальный ген от одного из родителей. Автор различает четыре типа семей: а) семьи с повторными случаями у сибсов пробанда и обоих родителей (3% от всех случаев семей­ной дислексии); б) семьи, где сибсы пробанда и один из родителей страдают дислексией (91%); в) семьи, где роди­тели здоровы, а дислексия встречается у сибсов пробанда, сибсов родителей или у прародителей (7%); г) одиночные случаи. По данным М. Zahalkova и соавт. (1972), наслед­ственная отягощенность по дислексии составляет 45%. Сле­дует отметить, что о связи расстройств чтения с наследст­венной предрасположенностью многие авторы говорят и в тех случаях, когда у родственников имеются такие наруше­ния, как заикание, левшество, недоразвитие устной речи. При таком подходе показатели наследственной отягощенности оказываются весьма высокими. По нашим данным, среди детей с дислексией в 60% случаев наследственность была отягощена широким кругом пограничных психических расстройств у ближайших родственников и только в 25% — нарушениями непосредственно письменной речи.

 

Дети с дислексией (n = 35)

Число 13 9 9

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.