Помощничек
Главная | Обратная связь

...

Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Этнические барьеры связаны с особенностями культуры, традициями общества, религиозными канонами.



Наличие хотя бы одного барьера вступления на рынок, кото­рый не может быть преодолен субъектом хозяйствования на протяже­нии 1-2 лет, вследствие невозможности компенсации за это время за­трат, необходимых для вступления на рынок, рассматривается как признак того, что субъект хозяйствования не является потенциаль­ным конкурентом.

Важным условием установления монопольного положения субъектов хозяйствования на рынке согласно части 2 пункта 5 статьи 12 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» является необходимость доказательства того, что он (они) должны доказать, что не испытывают значительную конкуренцию в следствие определённых частью 1 пункта 4 этой же статьи условий.

Поэтому на стадии предварительных выводов по анализу монопольного положения субъектов хозяйствования на рынке эти выводы должны быть направлены субъектам(у) хозяйствования, которые(й) имеют признаки монопольного положения.

Антимонопольными органами монопольным (доминирующим) положением субъекта (субъ­ектов) хозяйствования признается положение, когда:

1. Доля одного субъекта хозяйствования на рынке превы­шает 35 процентов, если он не доказал, что имеет конкурента(ов) на рынке, испытывает значительную конкуренцию вследствие отсут­ствия ограниченности возможностей доступа других субъек­тов хозяйствования относительно закупки сырья, материалов и сбыта товаров, отсутствия барьеров для вступления на ры­нок иных субъектов хозяйствования, отсутствия льгот или иных обстоятельств.

2. Совокупная доля на рынке трех или двух субъектов хозяйствования, которым на рынке принадлежат самые большие доли, превышает 50 процентов, пяти или четырех субъектов хозяйствования, которым на рынке принадлежат самые большие доли, превышает 70 про­центов, если они не доказали, что, во-первых, между ними существует значительная конкуренция, во-вторых, они вместе взятые имеют конкурента(ов) на рынке и испы­тывают значительную конкуренцию вследствие отсутствия ограниченности возможностей доступа других субъектов хо­зяйствования относительно закупки сырья, материалов и сбы­та товаров, отсутствия барьеров для вступления на рынок иных субъектов хозяйствования, отсутствия льгот или иных обстоятельств.

3. Доля одного субъекта хозяйствования на рынке меньше 35 процентов, если он не опроверг доводов органов Антимоно­польного комитета Украины о том, что он не испытывает значи­тельной конкуренции, в частности, вследствие сравнительно небольшого размера долей рынка, принадлежащих конкурен­там.

4. Если два или больше субъектов хозяйствования (кроме случаев, предусмотренных пунктом 2) не опро­вергли доводов органов Антимонопольного комитета Украины о том, что между ними нет конкуренции или есть незначительная кон­куренция; они вместе взятые не имеют ни одного конкурента на рынке или испытывают значительную конкуренцию вследствие от­сутствия ограниченности возможностей доступа других субъ­ектов хозяйствования относительно закупки сырья, материа­лов и сбыта товаров, отсутствия барьеров для вступления на рынок иных субъектов хозяйствования, отсутствия льгот или иных обстоятельств.

Субъект хозяйствования не испытывает зна­чительной конкуренции, если благодаря своей рыночной власти име­ет способность не допускать, устранять или ущемлять конку­ренцию, либо ущемлять интересы других субъектов хо­зяйствования или потребителей.

Признаками рыночной власти, в частности, являются: способность субъекта (субъектов) хозяйствования, который (которые) не являются единым (едиными) производителем (по­ставщиком) соответствующего товара (товарной группы), ди­ктовать свои условия при продаже товара (товарной группы), заключении договора о поставках, навязывать потребителю невыгодные условия; а также способность субъекта (субъектов) хозяйствования путем мо­нополизации рынка снабжения производственных ресурсов ог­раничивать конкуренцию, вытеснять с рынка других предпри­нимателей, которые производят соответствующие товары (товарные группы) с применением этих производственных ре­сурсов, или создавать барьеры вступления на рынок. Кроме того, рыночная власть проявляется в способности субъекта (субъектов) хозяйствования сокра­щать или ограничивать выпуск товаров (товарных групп) и по­ставки их на рынок сбыта с целью получения односторонней пользы при купле или продаже товаров, при заключении договоров и соглашений о снабжении товарами, а другие субъекты хозяйствования, являющиеся его конкурентами, способны компенсировать создавшийся де­фицит товаров (товарных групп); а также способность субъекта хозяйствования повышать цены на товары и поддерживать их на уров­не, превышающем уровень, обусловленный конкуренцией на рынке.

Как дополнительные признаки наличия рыночной власти также исследуются высокий уровень концентрации рынка, высокие барьеры вступления на рынок потенциальных конку­рентов, продолжительный период закрытости рынка для вступления новых субъектов хозяйствования, существенное численное превосходство доли субъекта (субъе­ктов) хозяйствования над долями других конкурентов при усло­вии стабильности структуры рынка на протяжении продол­жительного периода, значительные доли субъекта (субъектов) хозяйствования на вертикально смежных рынках (ресурсов, транспортных услуг, торговых услуг, рекламных услуг и т.п.) и территориально смежных рынках, наличие у объекта анализа особых прав, полномочий, льгот, в частности предоставленных органами власти, органами ме­стного самоуправления, органами административно-хозяйст­венного управления и контроля или другими субъектами хозяй­ствования, которые занимают монопольное (доминирующее) положение.

Работа антимонопольных органов по исследованию рынков и определению монопольного положения субъектов хозяйствования на нём находит своё логическое завершение в составлении и ведении перечней монополистов, которое осуществляется в соответствии с Положением о перечне монополистов.

В зависимости от территориальных (географических) границ рынка, на котором субъекты хозяйствования занимают монопольное положение Перечни составляются и ведутся на общегосударственных рынках, на межрегиональных рынках и региональных рынках.

В зависимости от товарных границ рынков, на которых субъекты хозяйствования занимают монопольное положение, перечни составляются и ведутся на рынках, которые находятся в состоянии естественной монополии — перечень субъектов природных монополий; на рынках с смежными рынками, которые пребывают в состоянии природных монополий, и других товарных рынках — перечень других субъектов хозяйствования, которые занимают монопольное (доминирующее) положение на рынке.

Определение товарных границ рынков осуществляется с учётом каталогов наименований товаров (товарных групп) в сфере природных монополий и на других рынках, где вероятнее существование монопольных образований.

Наличие полноты информации о положении субъектов хозяйствования на товарных рынках обусловливает необходимость ведения двух перечней: субъектов хозяйствования, которые занимают монопольное положение, и субъектов хозяйствования, которые имеют структурные признаки монопольного (доминирующего) положения.

Субъекты хозяйствования имеют структурные признаки монопольного (доминирующего) положения в случаях, когда их доля на соответствующих товарных рынках превышает у одного субъекта –35%; у двух или трёх субъектов - 50%; у четырёх или пяти субъектов - 70%. При этом антимонопольные органы не предоставили возможности этим субъектам доказать, что они не имеют конкурентов и (или) не ощущают значительной конкуренции.

Составление и ведение перечней осуществляется на общегосударственном рынке Антимонопольным комитетом Украины, на межрегиональных рынках — АМКУ с привлечением территориальных отделений, а на региональных рынках — территориальными отделениями.

Составление перечней субъектов хозяйствования, которые занимают монопольное (доминирующее) положение на общегосударственных, межрегиональных и региональных рынках, осуществляется путём принятия соответствующим органом АМКУ распоряжения об утверждении базового списка субъектов хозяйствования, которые занимают монопольное положение на соответствующих рынках.

Ведение перечней субъектов, которые занимают монопольное положение на рынке, осуществляется антимонопольными органами в процессе исследования рынков и определения положения субъектов хозяйствования на нём в соответствии с Методикой определения монопольного положения. По результатам исследования, органы Комитета уведомляют субъект хозяйствования о наличии признаков его монопольного положения листом уведомлением.

В случае, когда после проведения проверок соблюдения законодательства о защите экономической конкуренции у субъекта выявлено наличие признаков монопольного положения, однако не установлено нарушение, субъект уведомляется о наличии признаков его монопольного положения.

После получения ответа от субъекта хозяйствования с опровержением наличия признаков монопольного положения антимонопольные органы проверяют полученную информацию, и в случае необходимости готовятся представление и проект распоряжения о включении субъекта в соответствующий перечень.

Ведение Перечней осуществляется также по результатам рассмотрения представлений по результатам рассмотрения дел, а также проектов решений о предоставлении разрешений на согласованные действия и концентрацию.

По результатам рассмотрения заявлений субъектов хозяйствования, включенных в Перечень монополистов, планового исследования товарных рынков антимонопольные органы могут признать их такими, что не занимают монопольное положение и исключить из соответствующего перечня.

Типология рынка

Следующим за определением монопольного положения субъектов хозяйствования на рынке является исследование рыночной структуры, выделение разных типов (моделей) рынка в зависимости от рыночного поведения предприятий, формирования рыночных цен, объектов сбыта, спроса и предложений на товары того или иного качества.

Рыночная структура включает в себя также внутренние связи между частями единого целого — рынка: отношения продавцов и покупателей друг с другом и между собой, отношения потенциальных продавцов с потенциальными покупателями и конкурентами.

Экономическая теория выделяет четыре типа рынка: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия (таблица 3.1).

Совершенная конкуренция — форма организации рынка, которая предполагает конкуренцию большого количества продавцов и покупателей и при этом состязание между субъектами хозяйствования с целью получения, благодаря собственным достижениям преимуществ, над другими субъектами хозяйствования происходит так, что потребители имеют возможность выбирать между продавцами, а отдельный субъект хозяйствования не может определять условия оборота товаров на рынке.

Объёмы рынка по сравнению с предложением и спросом отдельных продавцов так значительны, что повлиять на условия оборота товара, в том числе и на цену, не может никто из субъектов рынка. Субъекты рынка многочисленны, независимы и каждый из них занимает незначительную долю. Барьеры входа на рынок и выхода с рынка отсутствуют. В этих условиях один субъект хозяйствования на рынке не располагает рыночной


 

Таблица 3.1




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.