Целью определения монопольного (доминирующего) положения субъектов хозяйствования на рынке является получение информации, необходимой для принятия решений по вопросам развития и защиты экономической конкуренции, в частности демонополизации экономики, антимонопольного регулирования, контроля за согласованными действиями, концентрацией; контроля за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции; защиты интересов субъектов хозяйствования, групп субъектов хозяйствования и потребителей от его нарушений.
Определение монопольного положения включает в себя следующие этапы согласно таблице № 3.1
Таблица № 3.1
Этапы определения монопольного положения
1.
Общие положения (Закон Украины “Об Антимонопольном комитете Украины”; Закон Украины “О защите экономической конкуренции”; Методика определения монопольного (доминирующего) положения субъектов хозяйствования на рынке, Рекомендации по определению основных типов товарных рынков).
2.
Определение монопольного (доминирующего) положения.
3.
Определение объекта анализа для определения монопольного (доминирующего) положения (субъекта хозяйствования, группы субъектов хозяйствования, конкретного товара).
4.
Определение перечня товаров и основных продавцов, покупателейэтих товаров, в отношении которых определяется монопольное (доминирующее) положение.
5.
Определение товарных границ рынка(товар, совокупность товаров, в границах которой потребитель легко переходит от потребления одного товара на другой).
6.
Определение территориальных (географических) границ рынка (с учетом барьеров на ввоз и вывоз; территория со сферой отношений купли-продажи в границах которой потребитель легко удовлетворяет свой спрос на определенный товар).
7.
Определение временных границ рынка(время стабильности рынка, когда структура рынка, соотношение спроса и предложения не меняются).
8.
Расчет доли субъектов хозяйствования на рынке (расчет ННІ, коэффициентов рыночной концентрации CR, определение типа рынка).
9.
Определение потенциальных конкурентов(с учетом барьеров для вступления потенциальных конкурентов на рынок).
10.
Установление монопольного (доминирующего) положениясубъекта хозяйствования, группы субъектов хозяйствования.
11.
Источники информации для определения монопольного (доминирующего) положения
Количество и последовательность приведения этих этапов может меняться в зависимости от фактических обстоятельств.
Объектами анализа при определении монопольного (доминирующего) положения являются: субъект хозяйствования, группа субъектов хозяйствования или конкретный товар (продукция, работы, услуги), который (которые) выпускается, поставляется, продается, приобретается (используется, потребляется) этим (этими) субъектом (субъектами) хозяйствования.
Перечень товаров, в отношении которых должно определяться монопольное (доминирующее) положение субъекта хозяйствования, состоит из товаров (товарных групп), которые имеют оборот в Украине или на соответствующей части ее территории и которые имеют для продавцов (поставщиков, производителей), покупателей (потребителей, пользователей) признаки одного (подобного, аналогичного) товара (товарной группы).
Определение признаков одного (подобного, аналогичного) товара (товарной группы) осуществляется исходя из сходства, в частности:
1. Потребительских характеристик:
• функционального назначения;
• физических характеристик;
• технических и эксплуатационных характеристик;
• степени новизны товара.
2. Условий потребления, которые определяются:
• необходимостью энергоснабжения, водоснабжения и т.п.;
• специфичностью размещения, монтажа и т.п.;
• І уровнем технического обслуживания, транспортного обеспечения.
3. Условий реализации:
• через систему оптовой торговли или по индивидуальным, прямым договорам, в том числе бартерным или давальческим схемам расчетов;
• через систему розничной торговли, в том числе через сеть фирменной торговли;
• объемов дополнительных услуг и льгот для покупателей.
4.Уровня повышения цен.
Необходимо отметить, что не рассматриваются как товар промежуточные результаты деятельности субъектов хозяйствования, которые не реализуются на рынке, а потребляются в технологическом процессе их собственного производства.
Перечень основных продавцов (производителей), покупателей (потребителей) может составляться путем определения субъектов хозяйствования, которые имеют значимые объемы, продажи, приобретения (потребления) товаров (товарных групп), которые имеют оборот в Украине или на соответствующей части ее территории.
Объем рынка, на котором определяется монопольное (доминирующее) положение, определяется как общий объем поступления товара на рынок по формуле
n
QPT = ∑ Qj ,
j=1
где n — количество субъектов хозяйствования, которые продают (поставляют, производят) или приобретают (потребляют, используют) товары (товарные группы), входящие в товарные границы рынка;
Qj — объем товаров (товарных групп), которые продаются (поставляются, производятся) или приобретаются (потребляются, используются) j-м субъектом хозяйствования на протяжении времени, составляющего временные границы рынка; qpt — объем рынка.
Количественные показатели QPT и Qj определяются в натуральных и/или стоимостных показателях. Натуральные показатели применяются в случаях, когда возможно использовать общий показатель для всех товаров, составляющих товарные границы рынка, в иных случаях — используются стоимостные показатели.
Объем товаров (товарных групп), которые продаются (поставляются, производятся) или приобретаются (потребляются, используются) j-м субъектом хозяйствования, определяется как общий объем проданных или приобретенных товаров (товарных групп), входящих в товарные границы рынка, в течение времени, составляющего временные границы рынка по формуле:
m
Qj = ∑ Qji ,
i=1
где m — количество товаров (товарных групп], которые входят в товарные границы рынка, и продаются (поставляются, производятся) или приобретаются (потребляются, используются) j-м субъектом хозяйствования;
Qji — объем i-го товара (товарной группы), который продается (поставляется, производится) или приобретается (потребляется, используется) j-м субъектом хозяйствования.
Объем товара (товарной группы), который продается (поставляется, производится) или приобретается (потребляется, используется) j-м субъектом хозяйствования, определяется по формуле:
Qji = QBji -∆Qзji — QBHji — Qeji + Qiji
где Qji- объем i-го товара (товарной группы), который продается (поставляется, производится) или приобретается (потребляется, используется) j-м субъектом хозяйствования;
∆Qзji —изменения объема запасов i-го товара (товарной группы) у j-го субъекта хозяйствования на протяжении времени, составляющего временные границы рынка;
QBHji — объемы i-го товара (товарной группы), использованные j-м субъектом хозяйствования в технологическом процессе собственного производства;
Qeji —объемы вывоза (экспорта) i-го товара (товарной группы) за пределы соответствующего рынка j-м субъектом хозяйствования;
Qiji — объем ввоза (импорта) i-го товара (товарной группы) на соответствующий рынок j-м субъектом хозяйствования.
Объем i-го товара (товарной группы), который приобретается (потребляется, используется), определяется, как объем товара (товарной группы), купленный j-м субъектом хозяйствования на протяжении времени, составляющего временные границы рынка.
Доля субъекта хозяйствования на рынке рассчитывается по формуле:
Рj =
Qj
х 100 [%]
QPT
где Pj — доля на рынке j-го субъекта хозяйствования (j — 1,2,..., п); Qj — объем товаров (товарной группы), который продается (поставляется, производится) или приобретается (потребляется, используется) j-м субъектом хозяйствования; объем рынка.
Совокупная доля на рынке нескольких субъектов хозяйствования, в частности пяти, четырех, трех и двух самых больших субъектов хозяйствования, исчисляется по формуле:
m
SPn = ∑ Pnj [%] ,
j=1
где m = 2, 3, 4, 5 — количество субъектов хозяйствования, доли которых учитываются при расчете совокупной доли на рынке, в частности субъектов хозяйствования, которые имеют одну из пяти, четырех, трех или двух самых больших долей на рынке;
Pnj — доля на рынке j-го субъекта хозяйствования;
SPn — совокупная доля на рынке, в частности совокупная доля соответственно 5, 4, 3, 2 субъектов хозяйствования, которые имеют самые большие доли на рынке.
Потенциальными конкурентами считаются субъекты хозяйствования которые имеют материально-техническую базу, кадры, технологии и т.п., но по различным причинам не реализуют эти возможности, или же новые субъекты хозяйствования, которые могут вступить на рынок.
Существуют следующие барьеры для вступления потенциальных конкурентов на соответствующий рынок: административные, экономические и этнические.
Административные барьеры — это ограничения со стороны органов власти, органов административно — хозяйственного управления и контроля, лицензирование видов деятельности, квотирование; решение о запрете ввоза (вывоза) товаров и т.п.
Экономические барьеры вступления на рынок включают: эффективность капитальных затрат; значительные затраты нового производства по сравнению с затратами действующих предприятий; сроки окупаемости нового производства; эффект масштаба производства (снижение затрат на единицу продукции при увеличении объема производства).