1. Навигационные знаки и огни предназначены для создания безопасных условий плавания судов и обеспечения сохранности искусственных сооружений на внутренних водных путях.
2. Навигационные огни на сооружениях должны действовать от захода до восхода солнца.
3. При латеральной системе типы, основные параметры и размеры, цвет и вид окраски навигационных знаков, а также характер, цвет и взаимное расположение сигнальных огней определяются в установленном порядке.
4. При кардинальной системе цвет и вид окраски плавучих знаков, их топовые фигуры и характер огней определяются действующей системой ограждения на ВВП разрядов «М» и «О»
Состав и назначение навигационных знаков
1. Навигационные знаки подразделяются на береговые и плавучие.
2. В состав береговых знаков входят знаки ограждения (обозначения) судового хода и знаки информационные.
К береговым знакам обозначения положения судового хода относятся: створные, перевальные, ходовые, весенние, знаки «ориентир», указатели высоты подмостового габарита и кромок судового хода в судоходных пролетах мостов, путевые огни судоходных каналов, а также опознавательные знаки и маяки.
3. В состав плавучих знаков входят буи, бакены, вехи.
4. Плавучие навигационные знаки подразделяются на кромочные, поворотные, свальные, разделительные, осевые, поворотно-осевые и знаки опасности.
5. На реках наименование правой и левой кромок (сторон) судового хода принимают по направлению течения воды.
На транзитных судовых ходах водохранилищ наименование сторон принимают по направлению от зоны выклинивания подпора к плотине.
На подходах к портам, пристаням, убежищам, а также на судовых ходах притоков, впадающих в водохранилище, наименование правой и левой кромок судового хода принимают по направлению к транзитному судовому ходу.
На каналах и озерах наименование сторон на судовых ходах принимается условно при проектировании транспортного освоения этих водных путей.
Характер навигационных огней
1. Постоянный.
2. Проблесковый – периодически повторяющиеся проблески.
3. Двухпроблесковый – периодически повторяющиеся группы из двух проблесков.
7. Прерывисто-пульсирующий – периодически повторяющиеся группы.
8. Затмевающийся – периодически повторяющиеся проблески и кратковременные затмения.
Плавучие навигационные знаки и огни для обозначения границ судового хода.
Кромочный для обозначения кромок судового хода
1. Правая сторона:
красный прямоугольный буй;
красный круглый бакен;
красная веха с черной топовой фигурой;
красный огонь, постоянный или проблесковый.
2. Левая сторона:
белый или черный треугольный буй;
белый треугольный бакен;
белая веха без топовой фигуры;
зеленый, желтый или белый огонь, постоянный или проблесковый.
3. Разделение судовых ходов: для обозначения разделения судового хода
разделительный буй с красно-белыми или красно-черными вертикальными полосами;
парный красный и белый бакены;
огни – красный и зеленый или красный и белый, или желтый и красный проблесковые огни используют парами друг над другом.
4. Знаки, ограждающие опасные места и навигационные препятствия:
правый берег:
красный прямоугольный буй с одной белой или черной вертикальной и одной горизонтальной полосами (крестообразный);
огонь – красный, проблесковый или двухпроблесковый;
левый берег:
белый треугольный буй с одной черной вертикальной и одной горизонтальной полосами (крестообразный);
огонь – зеленый, проблесковый или двухпроблесковый.
Примечание:Указанные знаки выставляются для обозначения особо опасных мест ( скрытые под водой выправительные и водозаборные сооружения, камни-одинцы, затонувшие суда, и т.п., находящиеся вблизи кромки судового хода) у кромки судового хода в качестве дублирующего у кромочного знака.
Знаки опасности используются также в местах, где часто сбиваются плавучие знаки.
красный прямоугольный буй с широкой горизонтальной белой или черной полосой;
огонь – красный, проблесковый или частопроблесковый;
левый берег:
белый или черный треугольный буй с широкой горизонтальной черной или белой полосой;
огонь – белый, желтый или зеленый, проблесковый или частопроблесковый.
Примечание:Поворотные кромочные плавучие знаки, обозначающие поворот судового хода, выставляются в местах крутых поворотов, когда рельеф берегов или их залысенность не позволяет видеть расположенные за поворотом навигационные знаки. Как правило, их выставляют у выпуклого берега. В этом случае красный буй обозначает правый поворот, белый - левый (считая по течению реки.
6. Сигнальные знаки, обозначающие ось судового хода и одновременно его кромку для разделения встречных потоков судов:
белый треугольный буй с двумя горизонтальными широкими черными или красными полосами, веха белая с двумя черными полосами, топовая фигура черная круглого силуэта;
огонь – белый или желтый двухпроблесковый
7. Сигнальные знаки, поворотно-осевые для обозначения поворота оси судового хода. Красный треугольный буй с двумя белыми или черными широкими горизонтальными полосами. Огонь белый или желтый группочастопроблесковый. Веха – две черные (или белые) и три красные равные по ширине, горизонтальные полосы. Топовая фигура круглого силуэта черная.
8.Свальные знаки – для обозначения свального течения, несовпадающего с направлением судового хода:
правый берег прямоугольный буй верхняя половина красная, нижняя – черная (или белая)
огонь красный группочастопроблесковый или проблесковый;
левый берег треугольный буй верхняя половина белая, нижняя черная
огонь зеленый группочастопроблесковый или проблесковый.