129. Основной судовой ход - судовой ход, являющийся главным по отношению к другим судовым ходам в данном районе;
- дополнительный судовой ход – судовой ход, отходящий от основного, а затем соединяющийся с ним, а также судовой ход, отходящий от основного и предназначенный для подхода к берегу, причалам, затонам и т.п.;
- основной судовой ход притока является дополнительным по отношению к основному судовому ходу реки, в которую этот приток впадает;
Комментарий: Основной или дополнительный судовой ход может быть определен Дополнениями к Правилам плавания по ВВП РФ и указан в речных картах, и на местности знаком «разделение судового хода». Это же относится к равнозначным судовым ходам.
- полоса движения – часть судового хода между его осью и правой или левой кромкой судового хода;
- ось судового хода – условная линия, проходящая в средней части судового хода, или линия, обозначенная навигационными знаками;
Комментарий: Ось судового хода обычно совпадает с линией створ или линией осевых буев.
На участках с двухсторонним движением, где отсутствуют указанные навигационные знаки (в плесовых участках, в вогнутых ярах и т.п.), судоводители могут условно определять полосы движения и ориентировочно ось судового хода по карте водного пути. При этом ось судового хода, изображенная на карте, может смещаться от середины реки в сторону наибольших глубин и более четких ориентиров (мысов, яров и т.п.).
- кромка судового хода – условная линия, ограничивающая судовой ход по ширине;
Комментарий: Если кромка судового хода не обозначена знаками судоходной обстановки, то ее можно определить по навигационной карте. При этом следует иметь в виду, что во временной инструкции по содержанию навигационного оборудования внутренних судоходных путей утвержденной в 1996 году говорится: «препятствия ограждают…, когда они находятся в пределах полосы, ширина которой, считая от оси судового хода, на реках I группы равна полуторной гарантированной ширине судового хода, на реках II группы равна одной гарантированной ширине, а на реках III группы 0,75 значения гарантированной ширины судового хода». На основании этой записи можно сделать вывод, если кромочные знаки в указанной полосе не выставляются, т.е. не предусмотрены схемой расстановки знаков, то в пределах этой полосы препятствий нет.
В этой же инструкции говорится: «берег считается ходовым (приглубым), если ширина примыкающей к нему несудоходной полосы не превышает 10 м при ширине судового хода до 50 м, 20 м при ширине судового хода до 150 м и 30 м при ширине судового хода более 150 м, На водохранилищах и в низовьях крупных рек, где ширина судового хода более 300 м берег считается приглубым, если ширина несудоходной полосы не превышает 70 м». Здесь ширина судового хода указана в данном месте реки, где расположен ходовой берег. По указанным в этой инструкции расстояниям, с учетом масштаба навигационной карты, можно определить кромку судового хода в местах, где кромочные знаки не предусмотрены. При наличии осевой обстановки левая кромка определяется линией осевых буев.
- встречное плавание – движение двух судов, двигающихся навстречу друг другу;
Комментарий:Встречное плавание следует понимать как движение одного судна вверх по течению, другого – вниз или встречное движение на противоположных или почти противоположных курсах в районах с кардинальной системой судоходной обстановки или движение в противоположных направлениях в узкости.
- расхождение – маневр, связанный с прохождением одного судна относительно другого при встречном плавании;
- обгон – приближение обгоняющего судна к другому (обгоняемому) в направлении под углом более 22,5º позади траверза обгоняемого судна и обгон его;
Комментарий:Обгон начинается с момента согласования и обмена сигналами и заканчивается, когда судно обгоняющее оставит позади судно обгоняемое.
На участках с кардинальной системой судоходной обстановки обгон считается, когда обгоняющее судно опережает в движении обгоняемое судно, при этом может подходить к нему с любого направления более 22,50 позади траверза обгоняемого судна. Смотри комментарий к пунктам 152-155, 221 Правил.
- пересекающиеся курсы – пересечение курсов двух судов таким образом, что может возникнуть опасность столкновения;
- пропуск – частный случай расхождения или обгона.