Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Какие у нас были циклы

Наличие циклов

Анализ статистических данных по экономике России позволяет сделать два очень важных открытия.

Открытие первое заключается в том, что экономика страны развивается цик­лично. Начиная с 1999 года мы статисти­чески видим волны, средняя продолжи­тельность которых составляет 31-36 ме­сяцев.. Содержательно это означает, что на­шей хозяйственной деятельности присущ естественный ритм, скорее всего связан­ный с протяженностью наших хозяйст­венных планов, которые, в свою очередь, есть функция от тех ресурсов, которыми мы располагаем при осуществлении сво­ей хозяйственной деятельности: творче­ских, людских, инфраструктурных, де­нежных и прочих. Что касается импуль­сов из внешней экономики, то они лишь делают динамику более выраженной — ужесточая кризисы и усиливая подъемы. Однако как проникнуть глубже в сущест­во цикла? Как понять, почему экономиче­ская активность периодически замирает?

Чтобы ответить на эти вопросы, надо понять функциональные связи внутри экономической системы. От чего зави­сит ИПП? Будучи поклонниками денеж­ного подхода к циклам, мы предположи­ли, что основной фактор, определяющий динамику промышленного производст­ва, это динамика инвестиций, а инвести­ции, в свою очередь, зависят от динами­ки количества денег в обращении. Это, естественно, так и оказалось. Агрегат М2 жестко коррелирует с инвестициями, а те являются важнейшим фактором, оп­ределяющим динамику промышленного производства. Открытием стало другое: вы­сокий уровень ИПП или инвестиций в определенной точке через двадцать ме­сяцев оказывает подавляющее действие на самих себя! Это может быть интер­претировано только через фактор конеч­ности всех ресурсов, которые необходи­мы для определенной хозяйственной де­ятельности. И именно эту конечность ресурсов мы наблюдаем, видя рост из­держек и падающую рентабельность и просто не зная, что делать дальше.

 

Какие у нас были циклы

Первый цикл: январь 1999 года — май 2002 года. В нем рост продолжался до сен­тября 2001-го, а стагнация —■ до апреля 2002-го, то есть семь месяцев.

Второй цикл: май 2002 года — апрель 2005 года. Рост — до июня 2004 года. Стагнация - девять месяцев.

Третий цикл: апрель 2005 года по на­стоящее время. Рост до февраля 2007 го­да. Стагнация - предположительно боль­ше года.

Как нам кажется, все три цикла со­держательно связаны единым стерж­нем — последовательным увеличением мощности того сегмента экономики, который обслуживает внутренний рос­сийский рынок. Да, преуспевание экс­портеров было более наглядным, но структурные изменения в экономике, принципиальное обновление основного капитала определялись прежде всего игроками, чья активность была сосре­доточена на внутреннем рынке.

Первый цикл был связан со становле­нием игроков внутреннего рынка «пер­вой лиги», которые по разным причи­нам первыми смогли воспользоваться эффектом девальвации: пищевка, роз­ница, телекоммуникации, СМИ, дерево­обработка, мебель, парфюмерия и кос­метика — в большинстве отраслей, пре­жде всего традиционных, появились заметные игроки. Центром их развития стали московский и питерский рынки. Помимо них драйверами роста первого цикла стали нефтяные компании, в те годы тщательно работавшие над эффек­тивностью своего бизнеса.

Второй цикл был связан с региональной экспансией игроков «первой лиги» — в первую очередь на Урал, в мень­шей степени в Сибирь и в Поволжье. В тот же период в самих регионах в том же наборе традиционных отраслей стали появляться свои местные лидеры, в значительной степени копировавшие схемы работы игроков «первой лиги». Нефтя­ные компании также продолжали вносить свой вклад в рост, по-прежнему повышая эффективность своей работы. Именно в те годы происходила активнейшая конкуренция ЮКОСа и «ЛУКойла» за первое место по добыче, а «Сибнефть» обыгрывала ЮКОС по эффективности добычи

Наконец, в третьем, текущем цикле происходило резкое нарастание конкуренции во всех сегментах внутреннего рынка прежде всего за счет развития игроков «второй лиги» и теперь уже их попыток региональной экспансии, К тому же этот цикл был отмечен резким замедленна внутреннего развития нефтегазовой отрасли и бурным расцветом строительства инфраструктуры по всей России. Собственно, это наложение региональной экспансии игроков «первой и второй лиг» вызвало рост строительства.

Таким образом, мы видим, что в тече­ние этих трех трехлетий происходит во­влечение в сходную хозяйственную дея­тельность все большего количества игро­ков, что приводит как к исчерпанию рыночных ниш, так и к заметному дефи­циту ресурсов, необходимых для разви­тия. Оба процесса ведут к заметному па­дению доходности бизнеса и, как следст­вие, к кризису.

Однако же удивительной особенно­стью настоящего момента является то, что кризиса никто не признает и не хочет замечать (по крайней мере не хотел заме­чать до кризиса ликвидности нынешним летом). Рынок пребывает в эйфории. Причина ее очевидна: денег в стране бы­ло очень много, и мало кто верил, что, во-первых, они могут закончиться , а во-вто­рых, что деньги без новых идей не работают, а лишь способствуют дальней­шему падению рентабельности.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.