Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПОРТРЕТ ГРЯДУЩЕЙ ЭПОХИ



"Широк человек – я бы сузил", – говорит один из героев Достоевского, родившегося, как известно, в год Змеи. Во многом эти слова стали девизом очень талантливого, активного, но чрезвычайно бедного энергетически знака. Мужчины, родившиеся в год Змеи, обладают поразительной способностью занижать свои таланты, наступать на горло собственной песне и выпадать в осадок при появлении малейших препятствий.

Понять до конца эту особенность знака было бы невозможно, если бы не возрастной гороскоп. Возраст Змеи начинается около 40 лет, и каждый активно живущий и работающий мужчина в этом возрасте переживает глубочайший кризис. Усталость, неожиданные болезни, неудовлетворенность условиями жизни, разочарование в прежних идеалах... Большинство мужчин понимает, что грандиозные планы неосуществимы, сил нет и пора превращать большие возможности в маленькие успехи. Отсюда идут всевозможные самоограничения, минимизация и чрезмерная осторожность.

Всему свое время. Во время зарождения структурного гороскопа мне было 30 с небольшим, и тогда очень пригодились напор, безграничная энергия, амбициозность, вера в свою правоту и даже некоторая остервенелость, столь характерные для возраста Собаки. Теперь, когда теория в целом создана и вот-вот выйдет "Астрология без звезд", суммирующая все главные направления структурного гороскопа, можно позволить себе сократить число публикаций, не искать самому новых контактов, а главное – полностью прекратить работу в стол!

За спокойные тихие радости возраста Змеи приходится платить потерей былого энтузиазма, потерей ни с чем не сравнимого восторга первооткрывателя, восторга прикосновения к неизведанному.

Очень странный этот возрастной переход. Внешне мало что меняется: та же семья, те же дети, та же работа, та же внешняя оболочка, а внутри пустыня, как будто всю начинку вынули... В возрасте Змеи третий раз все приходится начинать заново, с нуля, новые цели, новые средства. Подобную по масштабу перемену человек переживает лишь в кризисе 12 лет.

А теперь представьте, что такие же мучительные и малопонятные превращения ожидают все человечество в целом, которое также пребывает в излете возраста Собаки.

Еще недавно мир был полон борьбы: колониальные войны, один передел мира, другой, Первая мировая война, Вторая, весь мир разделяется на коалиции. И вдруг противостояние исчезает, войны окончательно теряют смысл, становится ясно, что ничего не выиграть, никого подчинить уже невозможно. В XXI веке последняя крупная политическая империя – Россия подключается к ритму Запада, мир переходит в стабильное состояние. Безусловный успех, но одновременно потеря всех прежних целей, стремлений. Как жить дальше, к чему стремиться? Нет врагов, но нет и друзей – ведь друг познается в беде. Не случайно символы Собаки – "Три мушкетера" Дюма, "Три товарища" Ремарка. Герои Змеи – унылые одиночки – князь Мышкин, Раскольников, Акакий Акакиевич...

За все надо платить, мир и благополучие обернутся для человечества потерей энергии, депрессией, разочарованием. Конечно, не тоска по войнам, будь они прокляты, вызовет уныние человечества, но потеря агрессивности произойдет одновременно с потерей энтузиазма; пресечется стремление к прогрессу, открытию новых сфер деятельности – одним словом, возраст Змеи. Если нужны иллюстрации, то можете перечитать "Возвращение со звезд" Станислава Лема, там достаточно подробно описаны последствия потери агрессивности.

Все сплетается в единый клубок в возрасте Змеи – потеря агрессивности, остановка прогресса, всеобщее усреднение интеллекта, наступление долгожданного матриархата. Собственно, женщина во многом и есть портрет грядущей эпохи. Среди женщин мало гениев, но мало и откровенно убогих; женщины медленно умнеют, но дольше сохраняют ясность мысли; женщины мало занимаются государственными делами и много семейными. Все это признаки грядущего возраста Змеи. Мужчинам будет в таком мире скучно; впрочем, женщинам тоже не очень понравится столь явная деградация сильного пола – ни тебе гениев, ни тебе воинов, одни лишь понурые нытики. Боролись за равенство, а получат довольно внушительное преимущество.

Но не слишком ли увлекся структурный гороскоп, описывая мир властных хранительниц очага и вялых кормильцев? Думается, что нет. И доказательством тому положение вечных народов, являющихся вестниками третьей эпохи в нашем времени. Евреи уже две тысячи лет как стали вечным народом. Их трудно обвинить в отсутствии гениальных мужчин. Однако подавляющее большинство этих гениев творило в чужих культурах, на чужой энергетике (в этом, собственно, главное предназначение вечного народа), свою же культуру евреи смогли лишь поддерживать в стабильном состоянии.

Гениальность евреев распределена очень неравномерно по различным сферам жизни и также много говорит нам о будущем. Не преуспев в политике и не слишком прославившись в армии, вечный народ оказался незаменим в разведывательной деятельности. Так что в светлом будущем, прекратив сражаться, будем всего лишь шпионить друг за другом. Другой перекос: необычайное число блестящих исполнителей классической музыки и почти полное отсутствие композиторов-классиков, в лучшем случае легкая музыка. Выводы делайте сами: куда пойдет музыка будущего?

Особенно прославились евреи в поэзии (Гейне, Мандельштам, Пастернак, Бродский) и философии (Спиноза, Бергсон, Маркс, Фрейд), творцов такого масштаба в прозе нет. Так что в будущем с исчезновением империй вместе с большой правдой уйдет и большая литература. А вот поэзия выживет, что совершенно неудивительно, если учесть, что за возрастом Змеи последуют Дракон, Кот, Тигр – поэтические, взлетные знаки.

Точно такую же информацию о будущем можно получить, анализируя жизнь англичан XX века, также ставших вечным народом. Кстати, именно на их примере хорошо видно, как в не столь уж далеком будущем власть от мужчин перейдет к женщинам: королева – женщина, лучший политик – женщина, лучшие детективы – женщины, священники и те женщины ну и т. д.

Через каких-то тридцать лет русские тоже станут вечным народом, русские женщины станут писать чудесную прозу, а русские спортсмены выступать все хуже. Мгновенно рассыплется государственное сознание, уступив сознанию мировому. И тут начнется самое интересное – идеологическое чудо. Так же как на заре нашей эры в Палестине, в России начнут появляться все более сильные пророки, создаваться все более глобальные учения. То, что произойдет в России XXI века, – это последняя вспышка человеческого гения перед тем, как погрузиться в царство покоя, независимости и одиночества. Вспомним роман, написанный в возрасте Змеи.

"- Слушай беззвучие, – говорила Маргарита Мастеру, и песок шуршал под ее босыми ногами, – слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, – тишиной. Смотри, вон впереди твой вечный дом, который тебе дали в награду. Я уже вижу венецианское окно и вьющийся виноград, он поднимается к самой крыше. Вот твой дом, вот твой вечный дом".

Однако перед тем, как мы увидим (точнее, заметим) венецианское окно и вьющийся виноград, нам еще предстоит написать самый великий роман в истории человечества, роман, в котором будет дана свобода Понтию Пилату, ибо будет создана новая религия, третья религия человечества.

До сих пор все религии, все учения и верования принадлежали лишь двум мирам: ритмические природные учения языческого мира и линейные учения мира прогресса (в частности, все монотеистические религии). В возрасте Змеи человечество перейдет в новую веру, выйдет из подчинения Богу, станет богоравным, действующим с ним заодно, сможет постичь устройство человека и человеческого общества и создаст новый разум.

Казалось бы, такая вера сродни атеизму, однако смысл ее будет противоположен: атеизм активен, ибо основан на незнании судьбы и допускает выбор между множеством вариантов, новая же вера сделает человечество крайне пассивным, ибо будет основана на довольно точном знании судьбы. Причем речь, скорее всего, не о научных методах познания судьбы, к которым относится и структурный гороскоп, а о массовом умении заглядывать в собственное будущее. Такая вот странная перспектива для наших правнуков.

Ну а нам все-таки, если мы не хотим забегать вперед, остается быть детьми своего времени, любить точные науки, прогресс, родную империю и искать высочайшую правду жизни, заложенную в Слове. Тем более, что всему этому скоро придет конец...

 

Глава 14

ИНТЕГРАЛЬНАЯ НАУКА

"Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина..." – так начинается, может быть, самый знаменитый в России роман. Недавно в продаже появилась грандиозная "Булгаковская энциклопедия" Бориса Вадимовича Соколова, в значительной степени посвященная источникам, питавшим этот роман. Данная энциклопедия еще раз, с немыслимой глубиной и достоверностью доказала, что Булгаков был грандиозным завершителем, великим обобщителем культурного наследия. В этом смысле роман "Мастер и Маргарита" сам является энциклопедией мировой культуры и весь обращен в прошлое человечества. Речь же пойдет о будущем, причем довольно далеком, а потому обратимся к другому произведению. "Белый июльский зной, небывалый за последние два столетия, затопил город. Ходили марева над раскаленными крышами, все окна в городе были распахнуты настежь, в жидкой тени изнемогающих деревьев потели и плавились старухи на скамеечках у подъездов..." – так начинается одно из самых глубоких и неисчерпаемых произведений братьев Стругацких "За миллиард лет до конца света". Произведение братьев-фантастов, как это и положено, целиком обращено не в прошлое, а в будущее человечества, что не помешало авторам продемонстрировать, где возможно, связи с романом Михаила Булгакова. Подробного анализа не будет, однако можно вспомнить, как у Булгакова "соткался из воздуха" человек в кургузом пиджачке, знаменуя самое первое появление нечистой силы. В "Миллиарде" первый гонец неведомых сил, принесший Малянову шикарный продуктовый заказ, также был в кургузом пиджачке. Следующий гость был в огромных противосолнечных очках, что отсылает нас к булгаковскому Абадонне. К Вайнгартену является рыжий – "маленький медно-красный человечек с очень бледным личиком", "что напоминает нам об Азазелло ("Маленького роста, пламенно-рыжий, с клыком..."). Ну и так далее.

Зачем братьям Стругацким, писателям беспредельной фантазии, понадобилось столь прозрачно намекать на великий роман? Может быть, затем, чтобы мы поняли, наконец, что великие обобщения могут относиться не только к прошлому, но и к будущему.

Смысл обобщения состоит в том, что где-то в далеком будущем сойдутся все самые разнородные знания (маляновская диффузная материя, вайнгартеновская ревертаза, феддинги Губаря, культурное влияние Глухова...), "и это, наверное, будет очень странная точка пересечения"...

Вообще-то мысль о неизбежности создания интегральной науки бродит по миру уже давно. Видимо, с тех самых пор, когда всем стало очевидно, что единая в былом наука о природе все более и более дробится, мельчит и навсегда разделяет ученых на химиков, физиков и биологов, потом на более специализированных биохимиков, нефтехимиков, кристаллохимиков... а потом разделяет уже просто по отдельным проблемам, делая ученых все более глухими к проблемам друг друга.

Логично предположить, что если был период дробления науки, все большей специализации, дифференциального подхода к проблеме, то будет и период воссоединения науки в единое целое, как говорится: время собирать камни и время разбрасывать, точнее, наоборот – разбросали науки, теперь будем собирать. Дифференциальная наука, увлекшись чисто практическими проблемами, резала единое знание по тематическому принципу. Необходимо решать оптические проблемы – возникает оптика, необходимо решать механические проблемы – возникает механика, нужно сделать ядерную бомбу – стремительно развивается ядерная физика, взбрело кому-то в голову, что все горести и радости человеческие запрятаны в генах, – бросились "геном человека" манипулировать.

Совершенно понятно, что интегральная наука движущей своей силой будет иметь все тот же человеческий интерес к решению насущных проблем. Никакие вопли о необходимости единого знания не повернут науку от дифференциальных процессов к интегральным. Всего-навсего наступит момент, когда очередные прикладные проблемы потребуют не разъятия крупных блоков знаний на мелкие, а, напротив, поиска связей между уже существующими доктринами, системами, науками. Псевдоинтеграционные процессы уже идут в науке, когда возникают проблемы, требующие присутствия многих технологий (например, космос), однако новая наука при этом пока не рождается. Так когда же родится интегральная наука, которая, по фигуральному выражению Стругацких, приведет через миллиард лет (а на самом деле всего лишь через 1600 лет) к концу света (а на самом деле всего лишь к концу синхронной истории человечества)?

Согласно структурному гороскопу, правильнее было бы дифференциальную науку назвать ортодоксальной наукой, а интегральную, соответственно, закрытой. Ортодоксальная наука – значит формальная, формульная, ибо только благодаря максимальной формализации наука может стать общеупотребительной, единой для разных людей, для разных народов. Чем меньше в такой науке личного, потаенного, очевидного лишь для избранных, тем лучше. Язык такой науки всегда крайне формален – математические символы и знаки, химические формулы, физические уравнения, конструкторские чертежи и т. д.

Совсем другое дело – наука закрытая, она же интегральная, у нее нет цели быть единой в своих символах и знаках. Интегральная наука допустила бы несколько систем химических элементов, несколько систем классификации животного мира и т. д. У закрытой науки нет цели достичь единой для всех истины, нет системы объективных критериев, нет главного божества ортодоксальной науки – системы экспериментальной, опытной проверки научных данных. (Именно соответствие теории эксперименту позволяет ученым легко договариваться друг с другом.) Закрытая наука будет в значительной степени эстетизирована и индивидуализирована и в этом смысле станет посередине между наукой и искусством. Грубо говоря, научные статьи станут высокой прозой или даже поэзией, а чертежи будут скорее предметами живописи. Вместо понятия тождества главными станут понятия подобия и аналогичности. Критерием истины станет не многократно проведенный один и тот же эксперимент, а многократно и многосторонне (из разных систем) проработанная аналогия. В этом смысле интегральная наука оторвется от земли и станет в определенном смысле религиозной, ибо будет апеллировать к неким принципам бытия. Красота станет важнее точности, некрасиво – значит, неверно. Таким образом, закрытая, интегральная наука объединит науку, искусство и религию.

Столь серьезная разница между двумя науками должна демонстрировать и принципиальное отличие в объектах исследования. Но где же взять для новой науки новый объект? Все очень просто – объектом в новой науке будет тот, кто в старой науке был субъектом. Необходимо признать, что великая, могучая и непобедимая дифференциально-ортодок­сальная наука, добившись грандиозных успехов в расщеплении ядра, распознании вирусов и бактерий, а также прокладывании борозд в космическом пространстве, необычайно слабо выступила в гуманитарных науках. Более чем скромны достижения в философии, психологии, нет науки о семье, о коллективе, историческая наука не двинулась дальше описательного этапа, не все так уж хорошо в медицине.

Провал дифференциальной науки в изучении человека можно было бы объяснить слишком малой мощностью усилий. Конечно, смысл жизни менее важен для мировых держав, чем ядерная бомба. Однако дело не только в финансировании, не только в актуальности тех или иных задач. Изначальные неудачи ортодоксальных историков, философов и психологов породили целый комплекс, комплекс непознаваемости истории, непознаваемости человека. Истоки этого комплекса в том, что человек и все, что с ним связано, принадлежит к иному миру, иной стихии, чем природа. В природе все так или иначе воспроизводимо, отсюда преклонение перед опытными исследованиями, экспериментом. Человек же невоспроизводим принципиально; невоспроизводимо общество, государство, невоспроизводима история. Человеку нельзя дать формулу, как серной кислоте или закону всемирного тяготения. Невозможность определить человека вообще потребует создания многих систем аналогий, подобий, поиска, на пересечении которых и будет расшифрована загадка бытия.

Можно брать различные стороны научной жизни, и везде интегральная наука будет действовать противоположным образом. Так, если дифференциальная наука ставит крупную задачу, а затем дробит ее на тысячи мелких, решая их последовательно, то интегральная наука пойдет другим путем – она будет решать частные задачи (задачи личности), постепенно укрупняя их масштаб, пока эти задачи не укрупнятся до масштаба Вселенной.

Необходимо отметить некоторые принципиальные особенности интегральной науки. Beдущую роль в этой науке будет играть не мужчина, как это было в науке дифференциальной, а женщина. Это вытекает из многих положений, в частности изучения о третьей эпохе. Главная особенность женского мышления состоит в способности отказа от единой системы мировосприятия, в стремлении к совмещению на первый взгляд несовместимых систем. Именно эти особенности мешали женщинам быстро продвинуться в науке дифференциальной, требующей абсолютно цельного мышления, но помогут в науке интегральной, гораздо менее принципиальной. Кроме того, объект новой науки – человек (точнее, мужчина) гораздо интереснее именно женщинам, чем мужчинам, более тяготеющим к явлениям и таинствам природы.

Другой особенностью науки будет ее русское (российское) происхождение. Быть может, 1000-летнее существование имперской Руси главной своей целью имеет именно создание для человечества интегральной науки о смысле бытия. Не будем забывать, "что дифференциальную науку человечеству подарила имперская Англия, живущая под знаком эмпирической Крысы. Россия же обозначена знаком Лошади, прославленной бесконечным поиском структур (Норберт Винер, Грегор Мендель, Дмитрий Менделеев).

Ну и, наконец, последнее замечание. Начало интегральной науки надо полагать, положит медицина, поскольку проблема здоровья наиболее четко сформулирована, наиболее актуальна. Кроме того, в XXI веке человечество вступает в медицинский возраст Змеи. Ну и, наконец, самое главное – интегральная наука станет гораздо более возрастной, а для этого необходимо оздоровить народ, иначе ему будет не до науки.

Пока же нам очень важно сбросить скорость продвижения и привыкать к тому, что в интегральной науке штурм не дает ничего, а самый короткий путь – это движение петляющее, те самые "глухие кривые окольные тропы", которыми заканчивается книга братьев Стругацких.

 

 

Содержание

 

Предисловие

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.