Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Финансовые результаты в страховании и тарифная политика. 6 страница



Необходимость погашения государственного долга требует изыскания дополнительных ресурсных поступлений в бюджет, а они могут быть получены (если не считать новых займов) только с помощью налогов. К тому же погашение долговых обязательств и уплата процентов по ним отвлекает часть бюджетных доходов от производительного использования, сокращает возможности наращивания производственного и интеллектуального потенциала общества, за что расплачиваются уже будущие поколения.

Государственные займы можно классифицировать по ряду признаков:

• по субъектам заемных отношений – займы, размещаемые центральным и территориальными органами власти;

• по обращению на рынке – рыночные, которые свободно покупаются и продаются, и нерыночные, которые не могут менять своих владельцев;

• по валюте заимствований – внутренние и внешние;

• в зависимости от срока привлечения средств – краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет и выше);

• по методу определения дохода – долговые обязательства государства бывают с твердым или плавающим доходом;

• по обеспеченности – закладные и беззакладные;

• по характеру выплачиваемого дохода – выигрышные, процентные, беспроигрышные;

• и другие.

Наличие государственного долга предполагает управлением им. Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.

Управление госдолгом осуществляется Правительством РФ в пределах полномочий, устанавливаемых Федеральным Собранием РФ.

Основными целями управления государственным долгом являются:

• сохранение объема государственного долга на экономически безопасном уровне;

• сохранение стоимости обслуживания государственного долга;

• обеспечение исполнения обязательств государства в полном объеме по более низкой стоимости на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Выплата доходов по займам и их погашение обычно производятся за счет бюджетных средств. Однако в условиях значительного роста государственной задолженности и нарастающих бюджетных трудностей страна может прибегнуть и к рефинансированию государственного долга.

Под рефинансированием понимается погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов. На достижение эффективности государственного кредита направлены такие меры в области управления государственным долгом, как конверсия, консолидация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирования займов.

Под конверсией обычно понимается изменение доходности займов. Увеличение срока действия уже выпущенных займов может быть достигнуто за счет консолидации государственного долга.

Унификация займов – это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа.

В исключительных случаях правительство может провести обмен облигаций по регрессивному соотношению, т.е. когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации. Отсрочка погашения займа или всех ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не имеет финансовой эффективности для государства. Конверсия, консолидация, унификация государственных займов и обмен облигаций государства обычно осуществляются только в отношении внутренних займов. Что касается отсрочки погашения обязательств, то эта мера возможна и по отношению к внешней задолженности. Отсрочка погашения внешних займов, как правило, проводится по согласованию с кредиторами. При этом отсрочка погашения долга может и не повлечь приостановку выплаты процентов по нему.

Под аннулированием государственного долга понимается мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам (внутренним, внешним или по всему государственному долгу).

При управлении государственным долгом используется также его реструктуризация. Под реструктуризацией долга понимается погашение долговых обязательств с согласия кредиторов, с рассрочкой платежа (т.е. принятии других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков погашения (пересмотр сроков платежей, списание части долга).

В мировой практике известны четыре основных схемы реструктуризации суверенного долга:

• обмен одних долговых обязательств на другие (схема «облигации-облигации»);

• обмен долговых обязательств на акции в рамках государственной программы приватизации (схема «облигации-акции»);

• досрочный выкуп долговых обязательств с дисконтом (схема «выкуп»);

• списание части долговых обязательств.

Мероприятия по выплате процентов по долгу и постепенному погашению основной суммы долга называются обслуживанием долга.

В целях управления государственным долгом и его снижения в России разрабатывается программа государственных внешних заимствований РФ на очередной финансовый год с указанием цели, источников и объемов заимствований, а также сроков возврата и программа государственных внутренних заимствований РФ на покрытие дефицита.

Все средства, поступающие в бюджет от заимствований, включая средства, расходуемые на обслуживание и погашение государственного долга, отражаются в бюджете как источники финансирования дефицита бюджета.

Система управления государственным долгом представляет собой взаимосвязь бюджетных, финансовых, учетных, организационных и других процедур, направленных на эффективное регулирование государственного долга и снижение влияния долговой нагрузки на экономику страны.

Специалисты в качестве недостатков системы управления государственным долгом России выделяют отсутствие:

• законодательного закрепления целей государственных заимствований;

• порядка применения операций реструктуризации, обмена долговых обязательств на инвестиции, конверсии и консолидации займов;

• ответственности за эффективность принятых решений при осуществлении государственных заимствований;

• пределов полномочий и ответственности Правительства РФ, органов федеральной исполнительной власти, Банка России и банков агентов;

• системы и механизма планирования в области управления государственным долгом;

• системы анализа и оценки рисков, связанных со структурой государственного долга;

Отношения, связанные с функционированием государственного кредита и государственного долга, нуждаются в государственном регулировании. Основополагающим документом, регламентирующим отношения, возникающие в процессе функционирования государственного кредита, безусловно, является Бюджетный Кодекс РФ, определяющий понятие госдолга.

Государственным долгом РФ являются ее долговые обязательства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ.

Государственный долг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

По уровням бюджетной системы различают: государственный долг РФ, долг субъекта РФ и муниципальный долг.

Долговые обязательства РФ могут существовать в форме:

• кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

• государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

• договоров и соглашений о получении РФ бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

• договоров о предоставлении РФ государственных гарантий;

• соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

Долговые обязательства РФ могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет). Они погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет. Долговые обязательства муниципального образования погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 10 лет.

Предельный объем государственных внешних заимствований РФ не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга РФ.

Предельный объем государственного долга субъекта РФ, муниципального долга не должен превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ. При этом предельный объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ или муниципального долга не должен превышать 15 процентов объема расходов бюджета соответствующего уровня.

Бюджетный кодекс РФ регламентирует отражение в бюджетах поступлений средств от заимствований и расходов на обслуживание и погашение государственного или муниципального долга.

Государственные заимствования осуществляются путем эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг. Решение об эмиссии государственных ценных бумаг РФ, субъектов РФ или муниципальных ценных бумаг принимается соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в соответствии с предельными объемами дефицита бюджета и государственного или муниципального долга.

РФ предоставляет государственные или муниципальные гарантии, под которыми признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно РФ, субъект РФ или муниципальное образование-гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная или муниципальная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично.

Письменная форма государственной или муниципальной гарантии является обязательной. Несоблюдение этого условия влечет ее недействительность (ничтожность).

В государственной или муниципальной гарантии должны быть указаны:

• сведения о гаранте, включающие его наименование (РФ, субъект РФ, муниципальное образование) и наименование органа, выдавшего гарантию от имени указанного гаранта;

• определение объема обязательств по гарантии.

Срок гарантии определяется сроком исполнения обязательств, по которым предоставлена гарантия. Гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе. Гарант по государственной или муниципальной гарантии несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству.

Внутренние и внешние заимствования отражающиеся в соответствующих программах РФ, субъектов РФ и муниципальных образований на очередной финансовый год.

В рамках международного сотрудничества Россия предоставляет кредиты иностранным государствам, в результате которых у них возникает долг перед РФ.

Государственными кредитами, предоставляемыми РФ иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, являются кредиты (займы), по которым у иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций возникают долговые обязательства перед РФ как кредитором.

Указанные государственные кредиты формируют государственные внешние активы РФ.

Сведения о размерах и структуре долга иностранных государств перед РФ по видам долговых обязательств и по заемщикам представляются в Государственную Думу в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

В федеральном законе о федеральном бюджете утверждаются:

· верхний предел государственного внутреннего долга;

· предельный объем государственных внешних заимствований;

· программа государственных внутренних заимствований;

· программа государственных внешних заимствований;

· программа государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте;

· государственных гарантий Российской Федерации в валюте РФ;

· предельный размер долга иностранных государств на конец финансового года;

· предельный объем государственных кредитов, предоставляемых РФ иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям

В соответствии с требованиями БК РФ разрабатывается Программа предоставления РФ государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям. Она представляет собой перечень кредитов на очередной финансовый год с указанием цели предоставления кредитов, наименования получателей кредитов, общего объема кредитов, объема кредитов, предоставленных в данном финансовом году и утверждается при рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год во втором чтении в качестве отдельного приложения к этому закону.

В третьем вопросе необходимо отметить основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики Российской Федерации на 2012 – 2014 гг. К ним относятся:

· макроэкономические условия реализации долговой политики РФ;

· низкий уровень государственного долга;

· состояние внутреннего рынка капитала;

· размер государственных гарантий Российской Федерации;

· сохранение потребности в привлечении зарубежного заемного капитала со стороны корпоративного сектора.

В соответствии со сценарными условиями и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 – 2014 гг. реализация долговой политики в предстоящий период будет осуществляться в условиях ускорения темпов роста национальной экономики, постепенного снижения инфляции, умеренного роста цен на нефть и относительной стабильности курса рубля. Основные макроэкономические показатели РФ на период 2012 – 2014 гг. представлены в табл. 1.

 

Таблица 1

Основные макроэкономические показатели в 2012 – 2014 гг.

 

Показатель 2012 г. 2013 г. 2014 г.
ВВП (млрд р.) 57 532,0 63 436,0 70 409,0
Темпы роста ВВП к предыдущему году (%) + 3,5 + 4,2 + 4,6
Цена на нефть (долл./ барр.) 93,0 95,0 97,0
Инфляция (%) 6,0 5,5 5,0
Курс руб./долл. США 27,9 27,9 28,0

 

Подавляющую часть нефтегазовых доходов бюджета планируется направлять на финансирование расходов и лишь незначительную долю – на пополнение Резервного фонда: в 2012 г. – 3,3 %, в 2013 г. – 1,0 %, в 2014 г. – 0 %.

Пополнение Фонда национального благосостояния (ФНБ) в предстоящий период не планируется. Динамика объемов суверенных фондов представлена на рис. 3.

 

Рис. 3. Объем Резервного фонда

и Фонда национального благосостояния, млрд р.

 

Дефицит федерального бюджета сохранится на протяжении всего планового периода, увеличиваясь в абсолютном выражении в 2012 – 2013 гг. и снижаясь в 2014 г. В относительном выражении в первые два года дефицит составит 2,7 % ВВП, а в 2014 г. снизится до уровня 2,3 % ВВП.

Основным источником финансирования дефицита федерального бюджета в 2012 – 2014 гг. выступят государственные заимствования. При этом планируется, что в среднем на 90 % дефицит будет покрываться за счет государственных внутренних заимствований, объем валового привлечения по которым составит свыше 2 трлн р. ежегодно (табл. 2).

 

 

Таблица 2

 

Источники финансирования дефицита федерального бюджета

в 2012 – 2014 гг., млрд р. [14]

 

Показатель 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Дефицит федерального бюджета 1 570,5 1 744,3 1 648,4
Государственные заимствования, в том числе: 1 592,3 1 601,7 1 626,1
привлечение 2 181,7 2 284,0 2 474,1
погашение - 589,4 - 682,3 - 848,0
Государственные внутренние заимствования, в том числе: 1 459,0 1 465,7 1 486,2
привлечение 1 977,9 2 082,2 2 273,6
погашение - 518,9 - 616,5 - 787,4
Государственные внешние заимствования, в том числе: 133,3 136,0 139,9
привлечение 203,8 201,8 200,5
погашение - 70,5 - 65,8 - 60,6
Использование Резервного фонда - 164,0 - 51,4 0,0
Использование ФНБ 7,5 10,0 10,0
Приватизация 276,1 309,4 300,0
Исполнение государственных гарантий РФ - 120,2 - 85,8 - 248,7

 

Вторым фактором, определяющим характер и направления долговой политики Российской Федерации на 2012 – 2014 гг. является низкий уровень государственного долга.

По состоянию на 1 июля 2011 г. объем государственного долга Российской Федерации составил 4,6 трлн р., в том числе государственный внутренний долг – 3,6 трлн р., государственный внешний долг – 36,8 млрд долл. США (эквивалентно 1,0 трлн р.). В 2012 – 2014 гг. величинп государственного долга будет ежегодно возрастать, достигнув к концу 2014 г. уровня 12 трлн р. или 17 % ВВП. Объем внешних обязательств государства вырастет почти в 2 раза, внутренних – в 2,8 раз, что составит соответственно 2,0 трлн р. и 10 трлн р. (рис. 4).

 

 

Рис. 4. Динамика объема государственного

долга Российской Федерации [14]

 

Внутренний рынок капитала стал рассматриваться в качестве основного источника финансирования бюджетного дефицита с 2009 г.

До кризиса 2008 г. внутренние заимствования составляли относительно небольшую величину – 170 – 250 млрд р. в год, что объясняется наличием устойчивого профицита федерального бюджета. Выпуск облигаций федеральных займов (ОФЗ) осуществлялся, исходя из технических (поддержание функционирования рынка, создание безрисковой кривой доходности и пр.), а не из финансовых соображений.

За последние 10 лет внутренний рынок государственных ценных бумаг продемонстрировал устойчивый рост, превратившись в ключевой сегмент финансового сектора страны: по объему обращающихся ценных бумаг на рынок ОФЗ сегодня приходится значительная доля – 37 % – всего долгового рынка России. При этом только за последние 2,5 года объем рынка ОФЗ увеличился с 1,1 до 2,5 трлн р., то есть более чем в 2 раза.

Государственные гарантии на современном этапе развития российской экономики играют значительную роль, выступая в качестве важного инструмента экономической политики. В последнее время многие, если не большинство программных документов (отраслевых стратегий, федеральных целевых программ) содержат ссылки на государственные гарантии Российской Федерации как главное условие привлечения денежных ресурсов для финансирования проектов в сфере модернизации экономики, инфраструктуры, частно-государственного партнерства, поддержки экспорта высокотехнологичной отечественной продукции.

В федеральном бюджете на 2011 г. было предусмотрено предоставление государственных гарантий Российской Федерации в общем объеме около 551,1 млрд р. (рис. 5).

 

Рис. 5. Объем предоставления государственных гарантий

Российской Федерации, млрд р. [14]

 

Принятие обязательств по государственным гарантиям оказывает существенное влияние на основные параметры федерального бюджета. Объем предоставленных гарантий формирует условные обязательства государства и включается в общий объем государственного долга Российской Федерации.

Объем государственного долга Российской Федерации по государственным гарантиям имеет устойчивую тенденцию к росту. В 2009 г. на долю госгарантий приходилось около 8,6 % всех долговых обязательств Российской Федерации, в 2011 г. этот показатель увеличился до 17,5 % при устойчивой тенденции к росту во все последующие годы. Следовательно, объемы предусматриваемых в федеральном бюджете средств на исполнение государственных гарантий Российской Федерации постоянно увеличиваются.

Таким образом, в 2012 – 2014 гг. государственная долговая политика будет строиться, с одной стороны, исходя из необходимости поддержания способности корпоративных российских заемщиков привлекать финансирование на внешнем и внутреннем рынках на максимально благоприятных условиях, а с другой – эффективного мониторинга долговой ситуации негосударственного сектора.

 

 

Вопросы для самопроверки темы

 

1. Какие источники государственных доходов Вы знаете?

2. Что понимается под государственным кредитом и чем обусловлена его необходимость?

3. По каким признакам классифицируются внутренние займы?

4. Что понимается под управлением государственным долгом?

 

 

Тест

 

1. Процентная ставка по кредитам на межбанковском рынке называется…

6) Банковской процентной ставкой;

7) Межбанковской процентной ставкой;

8) Кредитной процентной ставкой;

9) Учетной процентной ставкой.

2. Функция кредита – замещение наличных денег в обращении – связана с существованием…

1) Мировых денег;

2) Межбанковских расчетов;

3) Наличных расчетов;

4) Кредитных денег.

 

3. Государственный долг является следствием…

1) государственных гарантий, данных кредитору, при невыполнении обязательств заемщиком средств;

2) муниципальных заимствований;

3) государственных заимствований;

4) государственных кредитов.

 

4. К формам государственного кредита в Российской Федерации согласно действующему законодательству относятся государственные ...

1) займы, выпускаемые Российской Федерацией;

2) гарантии, предоставленные Российской Федерацией иностранным юридическим лицам;

3) кредиты, предоставляемые иностранным государствам;

4) кредиты, предоставляемые международным организациям;

5) заимствования Российской Федерации.

5. Обязательства, включаемые в состав внутреннего долга субъекта РФ – это…

1) задолженность по долговым ценным бумагам Правительства РФ;

2) задолженность по долговым ценным бумагам Правительства (администрации) субъекта РФ;

3) задолженность по долговым ценным бумагам органов местного самоуправления;

4) не погашенная в срок задолженность предприятий по банковским кредитам, полученным под гарантию Правительства субъекта РФ;

5) обязательства по компенсации вкладов населения в Сбербанке РФ.

 

6. Критерий, в соответствии с которым государственный долг Российской Федерации подразделяется на внутренний и внешний – это…

1) специфика кредита;

2) специфика заемщика;

3) валюта, в которой оформлены долговые обязательства;

4) вид долгового обязательства.

 

7. Отличия государственных заимствований от государственного кредита состоят в том, что государственные заимствования...

1) связаны с привлечением дополнительных средств в распоряжение органов государственной власти, а государственный кредит – с инвести-рованием государственных средств в зарубежные активы;

2) это часть государственного кредита;

3) ведут к образованию государственного долга, а государственный кредит – позволяет со временем получить обратно и сумму долга и проценты по ней;

4) нет правильного ответа.

 

Тема 13. Международные финансы

 

1. Особенности функционирования финансовых систем в экономически развитых странах.

2. Международные финансовые организации.

 

В первом вопросе следует рассмотреть, модели построения финансовых систем, особенности их функционирования, направления совершенствования финансовых систем.

Финансовые системы развитых стран представляют в экономике каждого государства сферу накопления – аккумуляции денежных средств в централизованных и децентрализованных фондах денежных средств. Можно выделить континентально-европейскую (банковскую), американскую (фондовую) финансовые системы.

Общая структура финансовых систем зарубежных стран включает:

· государственные финансы;

· корпоративные финансы;

· финансы домохозяйств, которые формируют и используют финансовые ресурсы централизованных и децентрализованных фондов.

Национальные особенности систем определяются своеобразием организации финансовых потоков, обусловленным спецификой государственного, политического и экономического строя, исторических, географических и других факторов.

Финансовые системы экономически развитых стран состоят из следующих подсистем:

1. Централизованные финансы. Ведущее звено – государственный бюджет. За 200 лет его существования доля средств, перераспределяемых через бюджет, возросла в 2 – 3 раза, через него проходит более 40 % национального дохода.

Бюджетная система – совокупность элементов внутренней структуры государственного бюджета.

Государство может иметь: двухзвенную бюджетную систему, характерную для унитарных государств (Великобритании, Италии, Франции, Японии). Действуют центральные и муниципальные бюджеты; трехзвенную бюджетную систему, существующую в федеративных государствах (Канаде, США, Германии). Включает в себя федеральный бюджет, региональные бюджеты федеральных единиц (штата, провинции, земли) и местные бюджеты.

Базовые принципы построения бюджетной системы:

· самостоятельность территориальных бюджетов;

· равенство территориальных бюджетов в отношениях с вышестоящими бюджетами;

· разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы.

Характерен такой способ построения, при котором обеспечивается высокий уровень самостоятельности местных бюджетов. Степень автономности определяется типом бюджетной системы: американский тип – практически полная независимость всех звеньев; западноевропейский тип – относительная самостоятельность, при которой существует межбюджетное перераспределение финансовых ресурсов.

В федерациях применяется симметричная модель, когда права всех субъектов равны, но отдельным регионам в связи с их важным значением может быть присвоен отдельный статус.

2. Внебюджетные фонды – социальные, научно-исследова-тельские, экономические, военно-политические. Наиболее значимыми являются фонды социального страхования. Особенность: существование кредитных внебюджетных фондов, пользователями которых являются исполнители государственных заказов или государственных программ.

Принципы построения:

· обязательность страхования;

· объединение рисков;

· эквивалентность трудового вклада и выплат;

· бюджетное дотирование;

· государственные гарантии.

3. Децентрализованные финансы являются главным источником мобилизации финансовых ресурсов.

Между существующими на Западе финансовыми институтами и их российскими аналогами имеются весьма существенные различия. Это касается и финансовых рынков, их основных участников – банков, крупнейших компаний, институциональных инвесторов (пенсионных фондов, страховых компаний, инвестиционных фондов), населения и государства. В отличие от России, ведущую роль на современных финансовых рынках Запада играют так называемые институциональные инвесторы, к которым относятся страховые компании, пенсионные фонды и институты коллективного инвестирования (инвестиционные и паевые фонды и др.).

В банковской (континентально-европейской) финансовой системе основными финансовыми посредниками являются депозитные институты (коммерческие и сберегательные банки, кредитные союзы), которые концентрируют потоки сбережений и на их основе осуществляют финансирование инвестиций в экономике.

В фондовой (американской) финансовой системе наблюдается более прямая связь первичных собственников капитала (сбережений) и предприятий, реализуемая через рынки капитала. При этом финансовые посредники, как правило, представлены страховыми компаниями, пенсионными и взаимными фондами. Для России также актуальным остается определение роли и места банковского и фондового финансирования хозяйственного развития с учетом международного опыта.

Во втором вопросе следует отметить, что международные финансовые организации (МФО)создаются путем объединения странами-участницами финансовых ресурсов для достижения определенных целей в области развития мировой экономики. Этими целямимогут быть:

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.