Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ВО ВРЕМЕНИ, В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ



ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЯ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ - определенные в нормативных ак​тах общие правила их вступления в силу, распространения на территорию и находящихся на ней лиц, прекращения действия.

Действие нормативного акта (вступление его в силу) начинается со срока, указанного при его издании. Если такой срок не указан, то российские законы начинают действовать по истечении 10 дней, а Указы Президента и Постановления Правительст​ва - но истечении 7 дней после их первой официальной публикации (в “Российской газете” или в специальном журнале - “Собрание законодательства Российской Федера​ции”). Акты федеральных министерств и ведомств вступают в силу по истечении 10 дней после публикации и подлежат обязательной регистрации Министерством юсти​ции Российской Федерации.

По общему правилу действие нормативных актов распространяется только на те отношения, которые возникли после их вступления в силу. Обратная сила нормативного акта, т.е. его распространение на ранее возникшие отношения, специально в нем оговаривается. При этом не могут иметь обратной силы нормативные акты, устанавли​вающие новые виды санкций или усиливающие предусмотренную ими ответствен​ность. Напротив, нормативные акты, отменяющие санкции или смягчающие преду​смотренную ими ответственность, имеют безусловную обратную силу.

Действие нормативных актов в пространстве определено территориальными границами государства, а также сферой властной компетенции органа, принявшего нормативный акт. Федеральные нормативные акты действуют, как правило, на всей территории страны, нормативные акты субъектов федерации и органов местного самоуправления - в пределах соответствующих административных границ.

Особый статус экстерриториальности имеется у посольств и консульств иностранных государств. На их территориях действуют источники права соответствующе​го иностранного государства.

Вступивший в силу нормативный акт действует в отношении всех субъектов, находящихся на территории государства. Исключения касаются лиц, обладающих должностной неприкосновенностью (они не могут быть привлечены к уголовной и некоторым видам административной ответственности без согласия соответствующего органа, например, парламента для депутатов), а также лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом (они не привлекаются на территории страны пребывания к уголов​ной и административной ответственности).

Действие нормативного акта прекращается путем его официальной отмены или фактической замены, когда для регулирования данных общественных отношений принимается новый нормативный акт той же или более высокой юридической силы.

Тема 3. ЮРИДИЧЕСКАЯ НОРМА. ЕЕ ПРИЗНАКИ, ВИДЫ, СТРУКТУРА, СООТНОШЕНИЕ С НОРМОЙ ПРАВА

ЮРИДИЧЕСКАЯ НОРМА. ЕЕ ПРИЗНАКИ и ВИДЫ.

ЮРИДИЧЕСКАЯ НОРМА (норма права, правовая норма) - элемент права, выраженный в виде отдельного общеобязательного и формально определенного правила поведения, обеспеченного возможностью государственного принуждения в случае его невыполнения.

Юридическая норма представляет собой элементарную частицу права, которая в той или и ной мере сохраняют свойства права в целом. Как самостоятельное правовое явление юридическая норма имеет ряд признаков, отличающих ее от других социальных норм. К главным из них относятся:

- общеобязательность юридических норм; юридические нормы определяют правила поведения в виде прав и обязанностей для всех субъектов общественной жизни, оказавшихся в предусмотренной нормой типичной ситуации, устанавливая ответственность за нарушение предусмотренного ими правила;

- формальная определенность юридических норм; юридические нормы созда​ются в результате сложного процесса, включающего в себя правотворческую деятель​ность субъектов гражданского общества и органов государства, и внешне всегда вы​ражены в официальных источниках права, специальных письменных документах;

- системностьюридических норм; любая норма охватывает регулированием лишь отдельные стороны общественного отношения; однако юридические нормы, объединяясь в систему с четко определенной структурой, оказываются способными регулировать целые комплексы общественных отношений;

- государственная гарантированность юридических норм; юридическими нормами являются только такие правила поведения, которые признаны государствен​ной властью, т.е. санкционированы или установлены ее законодательными, исполнительными или судебными органами; в структуре государства имеется ряд специальных органов (суды, прокуратура, органы внутренних дел и др.), основной задачей которых является охрана юридических норм от нарушений.

Классификация юридических норм на виды определяется по различным критериям.

В зависимости от принадлежности к той или иной отрасли права юридические нормы подразделяются на нормы конституционного, гражданского, административного, уголовного и других отраслей права.

В зависимости от способа воздействия на общественные отношения нормы права подразделяются на регулятивные и охранительные.

В зависимости от характера сформулированного в норме правила поведения они могут быть управомочивающими, обязывающими и запрещающими.

В зависимости от формы выражения нормы права подразделяются на нормы законов и нормы подзаконных актов и т.д.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.