Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ



В нашей стране охрана природы всегда рассматривалась как важная государственная задача. Созданы правительственные, научно-исследовательские и общественные организации, спе­циально занимающиеся проблемами охраны природы. Издан ряд законодательных актов.

Во многих промышленно развитых странах, в том числе и в нашей стране законодательным порядком или распоряжением соответствующих ведомств установлены предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ. Уровни ПДК включены в стандарты, санитарные нормы и другие нормативные докумен­ты, обязательные для использования на всей территории этих стран; их учитывают при проектировании технологичес­ких процессов, оборудования, очистных устройств и пр.

Надзор за чистотой атмосферного воздуха, за работой действующих очистных сооружений в нашей стране осуществ­ляет санитарно-эпидемиологическая служба через сеть тер­риториальных санитарно-эпидемиологических станций (СЭС).

Необходимая степень очистки сточных вод и условия спуска сточных вод в водоемы регламентированы в нашей стране "Правилами охраны поверхностных' вод от загрязнения сточными водами".

К сожалению, далеко не все ранее принятые в нашей стране решения оказались реализованы. В результате оказа­лось необходимым разработать специальный закон "Об охране окружающей природной среды".

Закон устанавливает, что природа и ее богатства явля­ются национальным достоянием народов России, естественной основой их устойчивого социально-экономического развития и благосостояния человека.

В Законе определены основные принципы охраны окружаю­щей природной среды.

К их числу относятся:

приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспече­ние благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;

научно обоснованное сочетание экологических и экономи­ческих интересов общества, обеспечивающих реальные гаран­тии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающих природную среду;


 




рациональное использование природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окру­жающей природной среды и здоровья человека.

Закон включает 15 разделов.

В разделе I рассмотрены общие положения Закона, компе­тенция законодательной и исполнительной властей.

В разделе II содержится ряд статей, определяющих право граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду, в том числе обязанность граждан принимать участие в охране окружающей природной среды, соблюдать требования природоохранного законодательства и т.д.

В разделе III Закона рассмотрен экономический механизм охраны окружающей природной среды (планирование и финан­сирование природоохранных мероприятий, установление нор­мативов платы и размеров платежей за использование при­родных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ, возмещение вреда, причиненного окружающей среде и здо­ровью человека).

IV раздел Закона рассматривает проблемы нормирования качества окружающей природной среды (нормативы ПДК вред­ных веществ, уровня радиационного воздействия, применения агрохимикатов, остаточных количеств химических веществ в продуктах питания, норм нагрузки на окружающую природную среду, а также нормативы санитарных и защитных зон и эко­логические требования к продукции).

В разделе V перечислены основные цели и принципы госу­дарственной экологической экспертизы, которая проводится с целью проверки соответствия хозяйственной или иной дея­тельности экологической безопасности общества.

В разделе VI содержатся экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов. Законом запрещается ввод в эксплуатацию объек­тов, не обеспеченных современными технологиями, сооруже­ниями и установками по очистке, обезвреживанию и утилиза­ции вредных отходов, выбросов и сбросов до уровня пре­дельно допустимых нормативов, средствами контроля за за­грязнением окружающей природной среды, без завершения за-


проектированных работ по охране природы, рекультивации земель, оздоровлению окружающей природной среды.

В разделе VII перечислены основные экологические тре­бования при эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов.

В разделе VIII рассмотрены случаи, связанные с объяв­лениями отдельных зон зонами чрезвычайной экологической ситуации.

В разделе IX устанавливаются правила образования и функционирования особо охраняемых природных территорий и объектов.

Раздел X включает перечень задач, стоящих перед эколо­гическим контролем.

В разделе XI рассмотрены вопросы экологического воспи­тания, образования, научных исследований. Законом опреде­лено, что в соответствии с профилем в специальных средних и высших учебных заведениях предусматривается препода­вание специальных курсов по охране окружающей среды и ра­циональному природопользованию.

В разделах XII, XIII и XIV рассмотрены вопросы, свя­занные с разрешением споров в области охраны окружающей природной среды, ответственность за экологические право­нарушения и возмещением вреда, причиненного экологичес­кими правонарушениями.

XV-й раздел Закона посвящен международному сотрудни­честву в области окружающей природной среды.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.