Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Практические занятия для заочной формы обучения



Тема 1. Русь-Россия в X-XVI вв. -2 часа

1. Древнерусское государство в X-XII вв. Социально-экономическое, политическое и культурное развитие.

2. Русские земли в период феодальной раздробленности. Основные политические центры.

3. Возвышение Москвы. Основные направления объединительной политики московских князей. Иван III, Василий III.

4. Русское государство в XVI в. Иван IV. Россия на рубеже XVI –XVII вв.

Смута.

При подготовке к занятию студентам следует ознакомиться с соответствующими разделами учебника, источников. Уделить внимание таким вопросам, как основные этапы становления государственности у славян, специфика формирования единого российского государства, роль московской династии в отечественной истории (И.Калита, Д.Донской, Иван III).

Рассмотреть дискуссионные вопросы. Можно ли считать опричнину Ивана Грозного кризисом российской государственности?

При изучении данной темы следует проанализировать комплекс факторов социально-экономического, политического, геополитического, идеологического характера, которые позволили Московскому княжеству стать центром новой государственности на Руси, рассмотреть этапы объединительного процесса, методы деятельности московских князей, уметь дать характеристику политическому строю Российского государства в конце XV - начале XVI в. Изучая историю становления единого русского (Московского) государства, уделить внимание русской православной церкви, ее роли в этом процессе. Изучая данный период московской государственности, необходимо уделить внимание социально-экономическому строю (фактическому установлению государственной системы крепостного права в конце XVI в), реформам, проводимым Избранной радой, правительством Ивана IV. Рассмотреть дискуссионный вопрос: можно ли считать опричнину Ивана Грозного кризисом российской государственности? государства). Иметь представление о периоде глубокого социально-экономического, политического и духовного кризиса русского общества, который получил в русской истории название «Смутное время» (причины, этапы, последствия).

 

 

Тема 2. Россия в XVII-XVIII вв.– 2 часа

1.Социально-экономическое, политическое развитие России в XVII в.

2. Россия в конце XVII в.- первой четверти XVIII в. Реформы Петра I.

3.Россия во второй половине XVIII в. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II.

4. Внешняя политика России в XVIII в.

При подготовке к данному занятию следует внимательно изучить материал, помещенный в соответствующих разделах учебника. Уделить внимание дискуссионным вопросам. Что дает основание исследователям определять XVII в. как начало «нового времени» в истории России? Чем объяснить, что XVII в. стал временем серьезных социальных конфликтов, «бунташным» веком русской истории?

Какое влияние оказали народные выступления на правительственную политику? Следует уяснить шаги к абсолютизму, сделанные властью во второй половине XVII в. Необходимо исследовать вопрос об основных направлениях внешней политики России в данный период, ответить на вопрос об историческом значении для России и Украины вхождения Левобережной Украины в состав России.

Рассмотреть основные реформы в области экономики, социальных отношений, управления государством, в области просвещения и культуры в XVIII в. Отмечая значение данных преобразований, следует учитывать дискуссионный характер данной темы.

Тема 3. Российское государство в XIX веке –2 часа

1. Реформы и контрреформы в XIX в.

2.Успехи и неудачи внешней политики России.

3.Идейная борьба и общественное движение в России.

 

Задание для подготовки к занятию

При рассмотрении данной темы следует уделить внимание основным направлениям внутренней политики России в первой половине XIX в. в сфере государственно-административной и социальной, необходимо исследовать изменения в первой четверти XIX в. в эпоху императора Александра I и проследить изменения в этой области в эпоху императора Николая I второй четверти XIX в., необходимо уделить внимание политическим проектам, государственной деятельности М.М.Сперанского.

Изучая внешнюю политику России в первой половине XIX в. надо представлять основные направления, события и результаты внешней политики Александра I и Николая I. Следует разобраться в причинах формирования антисамодержавной и антикрепостнической идеологии среди передовых представителей дворянства, вошедших в историю как «декабристы», иметь представление об основных направлениях общественной мысли во второй четверти XIX в. (консервативное, либеральное, демократическое).

Уделить внимание задачам, которые стояли перед властью во второй половине

XIX в. Знать этапы реформирования страны, особое внимание уделить крестьянской реформе 1861г., реформам местного управления, суда, армии, печати, образования, указать положительные стороны преобразований и недостатки. При рассмотрении содержания контрреформ Александра III понять их направленность: экономическая модернизация, укрепление государственности (самодержавия) и социальной стабильности консервативно-административными методами.

Уяснить понятия «теория официальной народности», освободительное движение, славянофильство, западничество».

Тема 4. Россия в начале XX в. Становление и развитие советского общества (конец 1917 г. - 1990-е гг.) -2 часа

1. Россия в начале XX в. Оформление конституционной монархии в России.

2. Революции 1917 г.: причины и последствия.

3. Советское государство в 20- 30-е гг. XX в. (Социально-экономическое

развитие страны в 20-е годы. Нэп. Образование СССР. Политика индустриализации. Переход к коллективизации страны в 20-30-е гг. Внешняя политика. Культурная революция).

4.Основные направления развития советской государственности (1940-1990-е гг.).

 

Задание для подготовки к занятию: ознакомиться с материалами учебника, обширным документальным материалом, помещенным в хрестоматии, изучить вопросы для самопроверки к экзамену, обозначить для себя непонятные проблемы, чтобы разобраться с ними на практическом занятии с помощью преподавателя.

При рассмотрении данной темы следует представлять основные задачи российского общества на рубеже XIX – XX вв. по модернизации страны, политические силы российского общества в годы революции 1905-1907 гг. и предлагаемые ими пути преобразований. Необходимо представлять цели внутренней и внешней политики императора Николая II.,основные этапы внутриполитической жизни России в период его царствования. Важно познакомиться с различными оценками историков реформаторской деятельности правительства П.А. Столыпина и сформировать собственную точку зрения по данному вопросу. Раскрывая содержание событий февраля-октября 1917 г., следует рассмотреть основные причины их ускорившие, ход, итоги революций.

При подготовке вопроса о создании Советского государства следует изучить решения, принятые на II Всероссийском съезде Советов 1917 г., основные мероприятия большевиков в первые месяцы Советской власти, осуществление политики военного коммунизма в 1918-1920 гг. Обратить внимание на особенность Гражданской войны в России - ее тесное переплетение с антисоветской военной интервенцией стран Антанты. Раскрыть истоки сохранения Советской власти в ходе гражданской войны.

Следует проанализировать ситуацию в стране после ее выхода из гражданской войны, уделить внимание содержанию новой экономической политики, ее особенностям. Иметь представление о внутриполитической борьбе за власть в 20-е гг. и победе сторонников свертывания нэпа. Разобраться в таких понятиях, как индустриализация, коллективизация, культурная революция, тоталитарный режим.

Надо знать этапы Великой Отечественной войны, крупнейшие военные операции в ходе войны, военно-политические и экономические меры Советского правительства для отражения агрессии. Представлять основную цель внешней политики СССР в 1941-1945 гг.: создание антигитлеровской коалиции и открытие второго фронта в Европе; раскрыть источники, значение, цену Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне.

При рассмотрении вопроса: Советский Союз в первые послевоенные десятилетия (1945-1964 гг.) следует уделить внимание послевоенным годам (политический режим, экономическая сфера, культура, внешняя политика). Важно представить страну к концу сталинской эпохи: итоги и перспективы. Представляют интерес реформы периода хрущевской «оттепели» в общественно-политической, экономической и социальной сферах, их итоги: либерализация политического режима, временный подъем и последующий спад объемов промышленного и сельскохозяйственного производства (продовольственный кризис 1962-1963 гг.); повышение жизненного уровня населения (массовое жилищное строительство, отмена платы за обучение др.).

В середине 1960- середине 1970 –х гг. проводятся политические и экономические преобразования. В сфере экономики: свертывание хрущевских реформ, проведение экономической реформы в 1965 г. В области идеологии и политики: разработка концепции развитого социализма (принятие Конституции СССР 1977 г.), законодательное закрепление руководящей роли КПСС. В поисках выхода из нарастающего кризиса (начала 80-х гг.) проводятся кадровые перестановки в хозяйственном и партийном руководстве, принимаются меры по укреплению трудовой дисциплины, пропагандируются идеи «совершенствования социализма». Итоги данной политики: повышение социальной напряженности, неспособность модернизации экономики в соответствии с требованиями НТР, нарастание кризисных явлений в обществе. В области внешней политики следует обратить внимание на отношения СССР с капиталистическими странами (политика «разрядки» международной напряженности (до конца 70-х гг.), соглашение в Хельсинки по безопасности и сотрудничеству в Европе 91975 г.) и углубление конфронтации между СССР и странами Запада (с конца 70-х гг.), политическое, экономическое и культурное сотрудничество со странами «третьего мира», поддержка национально-освободительного движения, участие в афганской войне.

В данной теме также надо уяснить, какой период называется перестройкой (обновление социализма путем демократических преобразований), иметь представление о реформах, которые были предприняты в это время, чтобы осуществить «всестороннее совершенствование социализма». Рассмотреть итоги данной политики: углубление экономического кризиса; рост социальной напряженности в обществе. Уделить внимание причинам обострения межнациональных отношений в СССР (вторая половина 1980-начало 1990-х гг.) и результату: распад СССР. Рассмотреть принципы «нового политического мышления» в сфере международных отношений.

Следует рассмотреть особенности развития общества в 1990- е гг., иметь представление о проводимой в нем радикальной социально-политической модернизации, о приятии новой Конституции РФ в 1993 г. Уделить внимание основным шагам России во внешней политики в данный период: образование Содружества Независимых Государств (СНГ), подписание Декларации СССР и США о прекращении состояния «холодной войны» (1992 г.), сотрудничество с государствами Юго-Восточной Азии, признание нового политического порядка в Странах Восточной Европы и др.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.