Древнерусское государство в X-XII вв. Социально-экономическое, политическое и культурное развитие. Русские земли в период феодальной раздробленности. Возвышение Москвы. Основные направления объединительной политики московских князей. Иван III.
При подготовке к лекции студентам следует ознакомиться с соответствующими разделами учебника, обратить внимание на исторические источники, непосредственно отражающие исторический процесс и дающие возможность изучать прошлое человечества, вспомогательные дисциплины, которые изучают определенные виды или отдельные формы и содержание этих источников. Уделить внимание таким вопросам, как основные этапы становления государственности у славян, специфика формирования единого российского государства, роль московской династии в отечественной истории (И.Калита, Д.Донской, Иван III).
Лекция 2. Россия в XVI-XVII вв. – 2 часа
Русское государство в XVI в. Иван IV. Россия на рубеже XVI-XVII вв. Смута.
Социально-экономическое, политическое развитие России в XVII в.
При подготовке к данной лекции следует ознакомиться соответствующими разделами учебника, акцентировать внимание на реформах правительства Ивана IV, уделить внимание причинам смутного времени, ликвидациям его последствий, вопросам внутренней и внешней политики в XVIIв.
Лекция 3. Основные проблемы отечественной истории XVIII в.– 2 часа
Россия в конце XVII в.- первой четверти XVIII в. Реформы Петра. Россия во второй половине XVIII в. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Внешняя политика России в XVIII в.
При подготовке к данной лекции следует внимательно изучить материал, помещенный в соответствующих разделах учебника.
Лекция 4. Российское государство в XIX веке – 2 часа
Реформы и контрреформы в XIX в. Успехи и неудачи внешней политики России. Идейная борьба и общественное движение в России.
Задание для подготовки к лекции: ознакомиться с соответствующими материалами учебника. Обратить внимание на тот факт, что в содержании либеральных реформ 60-70-х гг. имелись элементы, породившие контрреформы. Уясните понятия «теория официальной народности», славянофильство, западничество, народничество, марксизм.
Лекция 5. Россия на рубеже XIX-XX вв.– 2 часа
Индустриальная модернизация России. Внутриполитическое положение и общественное движение в начале XX в. Революция 1905-1907гг. Программа модернизации России П.А.Столыпина. Внешняя политика России в начале XX в.
При подготовке к данной лекции следует уделить внимание экономическому развитию России в конце XIX- начале XX в., разобраться в таких понятиях, как промышленный переворот, индустриализация, протекционизм, финансовый капитал, картель, синдикат, трест, концерн. Иметь представление о социальной, национальной, внешней политике правительства России в 1900-1917 гг.
Лекция 6. Революции 1917 г. в России и их последствия – 2 часа
Февральская революция 1917 г. Октябрьская революция 1917 г. и создание
Советского государства (установление Советской власти). Гражданская война и иностранная интервенция.
Задание для подготовки к лекции: ознакомиться с соответствующими разделами учебника, изучить вопросы для самопроверки к экзамену, обозначить для себя непонятные темы, чтобы разобраться с ними на лекции с помощью преподавателя.
Лекция 7. Советское государство в 1920-1930- е годы ХХ века – 2 часа
Социально-экономическое развитие страны в 20-е годы. Нэп. Образование СССР. Политика индустриализации. Переход к коллективизации. Культурная жизнь страны в 20-30-е гг. Внешняя политика.
При изучении данной темы следует проанализировать ситуацию в стране после ее выхода из гражданской войны, уделить внимание содержанию новой экономической политики, ее особенностям. Иметь представление о внутриполитической борьбе за власть в 20-е гг. и победе сторонников свертывания нэпа. Разобраться в таких понятиях, как индустриализация, коллективизация, культурная революция, тоталитарный режим.
Лекция 8. Советское государство и общество в 1941-1964-е гг.- 2часа
СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны. Внутриполитическое положение СССР в первые послевоенные десятилетия. Первые попытки реформ. XX съезд КПСС. Изменения во внешней политике СССР.
Задание к данной теме: ознакомиться с соответствующими разделами учебника, изучить вопросы для самопроверки к экзамену.
Лекция 9. СССР в годы «коллективного руководства» (1965-1984 гг.) -2 часа
Политика и экономика: от реформ – к «застою». СССР на международной арене. Углубление кризисных явлений в СССР.
Задание для подготовки к лекции: ознакомиться с соответствующими разделами учебника и обширным документальным материалом, помещенным в хрестоматии.
Лекция 10. От СССР к России (1985- 1990-е гг.) -2 часа
Изменения в социально-экономической, политической системе в период перестройки второй половины 1980-х годов. Политические преобразования в России в первой половине 90-х гг.
При подготовке к лекции следует ознакомиться с материалами учебника, уяснить, какой период называется перестройкой, иметь представление о реформах, которые были предприняты в это время, чтобы осуществить «всестороннее совершенствование социализма», а также об особенностях развития общества в 1990-е годы, о проводимой в нем радикальной социально-политической модернизации.
Древнерусское государство в IX-XII вв. Социально-экономическое, политическое развитие. Русские земли в период феодальной раздробленности.
Возвышение Москвы. Основные направления объединительной политики московских князей. Иван III, Василий III.
Русское государство в XVI в. Иван IV. Россия на рубеже XVI-XVII в. Смута.
При подготовке к лекции студентам следует ознакомиться с соответствующими разделами учебника, обратить внимание на исторические источники, непосредственно отражающие исторический процесс и дающие возможность изучать прошлое человечества, вспомогательные дисциплины, которые изучают определенные виды или отдельные формы и содержание этих источников. Уделить внимание таким вопросам, как основные этапы становления государственности у славян, специфика формирования единого российского государства, роль московской династии в отечественной истории (И. Калита, Д. Донской, Иван III).
Рассмотреть дискуссионные вопросы. Можно ли считать опричнину Ивана Грозного кризисом российской государственности?
Лекция 2. Россия в XVII-XVIII вв. – 2 часа
Социально-экономическое, политическое развитие России в XVII в.
Россия в конце XVII в.- первой четверти XVIII в. Реформы Петра I.
Россия во второй половине XVIII в. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Внешняя политика России в XVIII в.
При подготовке к данной лекции следует внимательно изучить материал, помещенный в соответствующих разделах учебника. Уделить внимание дискуссионным вопросам. Что дает основание исследователям определять XVII в. как начало «нового времени» в истории России?
Лекция 3. Российское государство в XIX веке – 2 часа
Реформы и контрреформы в XIX в. Успехи и неудачи внешней политики России. Идейная борьба и общественное движение в России.
Задание для подготовки к лекции: ознакомиться с соответствующими материалами учебника. Обратить внимание на тот факт, что в содержании либеральных реформ 60-70-х гг. имелись элементы, породившие контрреформы.
Уяснить понятия «теория официальной народности», освободительное движение, славянофильство, западничество, народничество, марксизм.
Лекция 4. Россия в начале XX в. Становление и развитие советского общества (конец 1917- начало 1941гг.) -2 часа
Индустриальная модернизация России. Внутриполитическое положение и общественное движение в начале XX в. Внешняя политика России. Революция 1905-1907гг. Программа модернизации России П.А.Столыпина. Революции 1917 г. и создание Советского государства. Гражданская война и иностранная интервенция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е годы. Нэп. Образование СССР.
Курс на строительство социализма в одной стране. Социально-экономические преобразования в 1930-е годы. Модернизация экономики и укрепление обороноспособности страны.
«Страна победившего социализма»: экономика, социальная структура, политическая система. Внешняя политика Советского государства в 1920-1930-е гг.
При подготовке к данной лекции следует ознакомиться с соответствующими разделами учебника, уделить внимание экономическому развитию России в конце XIX- начале XX в., Рассмотреть содержание аграрной реформы 1906-1910 гг., ее цели, методы, результаты. Иметь представление о социальной, национальной, внешней политике правительства, знать ход революционных событий 1905-1907гг., хронику событий революции 1917г. Познакомиться с обширным документальным материалом, который даст представление о становлении советского государства и развитии советской государственности в 1918-1930-е гг. Изучить вопросы для самопроверки к экзамену, обозначить для себя непонятные темы, чтобы разобраться с ними на лекции с помощью преподавателя.