Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Лекции для очной формы обучения



 

Лекция 1. Введение в курс истории России. Возникновение государственности у восточных славян. Русь-Россия в IX-XV вв. - 2 часа

Предмет, задачи, методология, историография курса.

Древнерусское государство в X-XII вв. Социально-экономическое, политическое и культурное развитие. Русские земли в период феодальной раздробленности. Возвышение Москвы. Основные направления объединительной политики московских князей. Иван III.

При подготовке к лекции студентам следует ознакомиться с соответствующими разделами учебника, обратить внимание на исторические источники, непосредственно отражающие исторический процесс и дающие возможность изучать прошлое человечества, вспомогательные дисциплины, которые изучают определенные виды или отдельные формы и содержание этих источников. Уделить внимание таким вопросам, как основные этапы становления государственности у славян, специфика формирования единого российского государства, роль московской династии в отечественной истории (И.Калита, Д.Донской, Иван III).

Лекция 2. Россия в XVI-XVII вв. – 2 часа

Русское государство в XVI в. Иван IV. Россия на рубеже XVI-XVII вв. Смута.

Социально-экономическое, политическое развитие России в XVII в.

При подготовке к данной лекции следует ознакомиться соответствующими разделами учебника, акцентировать внимание на реформах правительства Ивана IV, уделить внимание причинам смутного времени, ликвидациям его последствий, вопросам внутренней и внешней политики в XVIIв.

 

Лекция 3. Основные проблемы отечественной истории XVIII в.– 2 часа

Россия в конце XVII в.- первой четверти XVIII в. Реформы Петра. Россия во второй половине XVIII в. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Внешняя политика России в XVIII в.

При подготовке к данной лекции следует внимательно изучить материал, помещенный в соответствующих разделах учебника.

 

Лекция 4. Российское государство в XIX веке – 2 часа

Реформы и контрреформы в XIX в. Успехи и неудачи внешней политики России. Идейная борьба и общественное движение в России.

Задание для подготовки к лекции: ознакомиться с соответствующими материалами учебника. Обратить внимание на тот факт, что в содержании либеральных реформ 60-70-х гг. имелись элементы, породившие контрреформы. Уясните понятия «теория официальной народности», славянофильство, западничество, народничество, марксизм.

 

Лекция 5. Россия на рубеже XIX-XX вв.– 2 часа

Индустриальная модернизация России. Внутриполитическое положение и общественное движение в начале XX в. Революция 1905-1907гг. Программа модернизации России П.А.Столыпина. Внешняя политика России в начале XX в.

При подготовке к данной лекции следует уделить внимание экономическому развитию России в конце XIX- начале XX в., разобраться в таких понятиях, как промышленный переворот, индустриализация, протекционизм, финансовый капитал, картель, синдикат, трест, концерн. Иметь представление о социальной, национальной, внешней политике правительства России в 1900-1917 гг.

 

Лекция 6. Революции 1917 г. в России и их последствия – 2 часа

Февральская революция 1917 г. Октябрьская революция 1917 г. и создание

Советского государства (установление Советской власти). Гражданская война и иностранная интервенция.

Задание для подготовки к лекции: ознакомиться с соответствующими разделами учебника, изучить вопросы для самопроверки к экзамену, обозначить для себя непонятные темы, чтобы разобраться с ними на лекции с помощью преподавателя.

Лекция 7. Советское государство в 1920-1930- е годы ХХ века – 2 часа

Социально-экономическое развитие страны в 20-е годы. Нэп. Образование СССР. Политика индустриализации. Переход к коллективизации. Культурная жизнь страны в 20-30-е гг. Внешняя политика.

При изучении данной темы следует проанализировать ситуацию в стране после ее выхода из гражданской войны, уделить внимание содержанию новой экономической политики, ее особенностям. Иметь представление о внутриполитической борьбе за власть в 20-е гг. и победе сторонников свертывания нэпа. Разобраться в таких понятиях, как индустриализация, коллективизация, культурная революция, тоталитарный режим.

 

Лекция 8. Советское государство и общество в 1941-1964-е гг.- 2часа

СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны. Внутриполитическое положение СССР в первые послевоенные десятилетия. Первые попытки реформ. XX съезд КПСС. Изменения во внешней политике СССР.

Задание к данной теме: ознакомиться с соответствующими разделами учебника, изучить вопросы для самопроверки к экзамену.

 

Лекция 9. СССР в годы «коллективного руководства» (1965-1984 гг.) -2 часа

Политика и экономика: от реформ – к «застою». СССР на международной арене. Углубление кризисных явлений в СССР.

Задание для подготовки к лекции: ознакомиться с соответствующими разделами учебника и обширным документальным материалом, помещенным в хрестоматии.

 

 

Лекция 10. От СССР к России (1985- 1990-е гг.) -2 часа

Изменения в социально-экономической, политической системе в период перестройки второй половины 1980-х годов. Политические преобразования в России в первой половине 90-х гг.

При подготовке к лекции следует ознакомиться с материалами учебника, уяснить, какой период называется перестройкой, иметь представление о реформах, которые были предприняты в это время, чтобы осуществить «всестороннее совершенствование социализма», а также об особенностях развития общества в 1990-е годы, о проводимой в нем радикальной социально-политической модернизации.

 

3.3.2. Лекции для очно-заочной формы обучения

Лекция 1. Русь-Россия в X-XVI вв. - 2 часа

Предмет, задачи, методология, историография курса.

Древнерусское государство в IX-XII вв. Социально-экономическое, политическое развитие. Русские земли в период феодальной раздробленности.

Возвышение Москвы. Основные направления объединительной политики московских князей. Иван III, Василий III.

Русское государство в XVI в. Иван IV. Россия на рубеже XVI-XVII в. Смута.

При подготовке к лекции студентам следует ознакомиться с соответствующими разделами учебника, обратить внимание на исторические источники, непосредственно отражающие исторический процесс и дающие возможность изучать прошлое человечества, вспомогательные дисциплины, которые изучают определенные виды или отдельные формы и содержание этих источников. Уделить внимание таким вопросам, как основные этапы становления государственности у славян, специфика формирования единого российского государства, роль московской династии в отечественной истории (И. Калита, Д. Донской, Иван III).

Рассмотреть дискуссионные вопросы. Можно ли считать опричнину Ивана Грозного кризисом российской государственности?

Лекция 2. Россия в XVII-XVIII вв. – 2 часа

Социально-экономическое, политическое развитие России в XVII в.

Россия в конце XVII в.- первой четверти XVIII в. Реформы Петра I.

Россия во второй половине XVIII в. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Внешняя политика России в XVIII в.

 

При подготовке к данной лекции следует внимательно изучить материал, помещенный в соответствующих разделах учебника. Уделить внимание дискуссионным вопросам. Что дает основание исследователям определять XVII в. как начало «нового времени» в истории России?

Лекция 3. Российское государство в XIX веке – 2 часа

Реформы и контрреформы в XIX в. Успехи и неудачи внешней политики России. Идейная борьба и общественное движение в России.

Задание для подготовки к лекции: ознакомиться с соответствующими материалами учебника. Обратить внимание на тот факт, что в содержании либеральных реформ 60-70-х гг. имелись элементы, породившие контрреформы.

Уяснить понятия «теория официальной народности», освободительное движение, славянофильство, западничество, народничество, марксизм.

Лекция 4. Россия в начале XX в. Становление и развитие советского общества (конец 1917- начало 1941гг.) -2 часа

Индустриальная модернизация России. Внутриполитическое положение и общественное движение в начале XX в. Внешняя политика России. Революция 1905-1907гг. Программа модернизации России П.А.Столыпина. Революции 1917 г. и создание Советского государства. Гражданская война и иностранная интервенция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е годы. Нэп. Образование СССР.

Курс на строительство социализма в одной стране. Социально-экономические преобразования в 1930-е годы. Модернизация экономики и укрепление обороноспособности страны.

«Страна победившего социализма»: экономика, социальная структура, политическая система. Внешняя политика Советского государства в 1920-1930-е гг.

При подготовке к данной лекции следует ознакомиться с соответствующими разделами учебника, уделить внимание экономическому развитию России в конце XIX- начале XX в., Рассмотреть содержание аграрной реформы 1906-1910 гг., ее цели, методы, результаты. Иметь представление о социальной, национальной, внешней политике правительства, знать ход революционных событий 1905-1907гг., хронику событий революции 1917г. Познакомиться с обширным документальным материалом, который даст представление о становлении советского государства и развитии советской государственности в 1918-1930-е гг. Изучить вопросы для самопроверки к экзамену, обозначить для себя непонятные темы, чтобы разобраться с ними на лекции с помощью преподавателя.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.