2. Способствовать выработке элементарных умений и навыков правового анализа предпринимательской деятельности, ориентирования в предпринимательских правоотношениях на практике, а также формированию уважения к институту собственности, повышению правовой грамотности и правовой культуры в целом.
План изучения нового материала:
1. Правовые основы предпринимательства.
2. Организационно-правовые формы предпринимательства.
3. Как открыть свое дело.
Ход урока:
Проверка домашнего задания
Учебный материал, относящийся к первому вопросу плана, необходимо построить вокруг понимания предпринимательства как правового явления и изучения базового понятия предпринимательских правоотношений.
Необходимо дать понимание предпринимательства как явления с точки зрения права. При этом необходимо обратиться к общему понятию правоотношения, и в ходе изложения конкретизировать понятие предпринимательских правоотношений.
Следует более подробно познакомиться с участниками предпринимательских правоотношений - субъектами предпринимательского права, в качестве которых могут выступать граждане, коммерческие организации или государство:
- хозяйственные товарищества: полные товарищества, товарищества на вере.
- хозяйственные общества: общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества.
- производственные кооперативы
Государство:
- государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Такое достаточно подробное описание ряда наиболее распространенных форм предпринимательской деятельности дает возможность подвести учащихся к их сопоставлению, сравнению. Организовать работу учащихся с текстом поможет сравнительная таблица, заполнение которой предложено им в задании 1 к параграфу.
Организационно-правовая форма
Участники
(кем создается)
Учредительные документы
Капитал
Ответственность
Индивидуальный предприниматель без образования юридического лица
(ИПБОЮЛ)
Физические лица
(граждане)
-
Не оговорен
По всем обязательствам отвечает своим имуществом
Товарищество полное
Юридические лица (ИПБОЮЛы) и коммерческие организации
Учредительный договор
Не оговорен
По всем обязательствам товарищества отвечают своим имуществом солидарно
Товарищество на вере
Юридические лица (ИПБОЮЛы и коммерческие организации) и участники-вкладчики
Учредительный договор
Не оговорен
По всем обязательствам товарищества юридические лица отвечают своим имуществом солидарно; участники-вкладчики- в пределах внесенных вкладов
Общество с ограниченной ответственностью (ООО)
Физические и юридические лица (граждане) и коммерческие организации
Устав. Учредительный договор
Не менее ста минимальных размеров оплаты труда
По всем обязательствам отвечают в пределах внесенных вкладов
Открытое акционерное общество (ОАО)
Физические и юридические лица (граждане) и коммерческие организации по количеству выпущенных акций
Устав
Не менее тысячи минимальных размеров оплаты труда
Акционер не отвечает по обязательствам общества
Закрытое акционерное общество (ЗАО)
Физические и юридические лица (граждане) и коммерческие организации по количеству выпущенных акций
Устав
Не менее ста минимальных размеров оплаты труда
Акционер не отвечает по обязательствам общества
Государственные и муниципальные организации и предприятия
Руководитель предприятия - исполнительный орган
Устав
Является государственной или муниципальной собственностью
Отвечает перед государственной или муниципальной властью
Следует предложить учащимся проанализировать взаимосвязь организационных форм предпринимательской деятельности и степень заинтересованности работающего. Для этого следует обратиться к фрагменту текста российского экономиста В. Попова «Работник и отношения собственности» (Дидактические материалы», 10-11 кл., с.117).
Учащиеся сами обозначат значимость грамотного правового оформления предпринимательской деятельности. Также следует использовать работу с источниками и организовать сравнение условий успешного бизнеса, выделенных М. Смоллом и Дж. Рокфеллером («Дидактические материалы», 10-11 кл., с. 129-130). Целесообразно вместе с учащимися разобрать высказывание П. Друкера (задание №5 к параграфу) и прокомментировать его.
Полученные знания необходимо применить на практике. Следует предложить следующую информацию. Экономисты выделяют разные виды предпринимательства: производственное, коммерческо-торговое, финансово-кредитное, страховое, посредническое. Учащимся предлагается подумать над вопросом: будет ли принципиально различаться правовое оформление предприятий коммерческо-торгового, производственного или финансово-кредитного профиля?
Далее урок продолжит выполнение задания №3 к параграфу - составление памятки «Для начинающего предпринимателя». Эта часть организуется как самостоятельная работа учащихся. В результате, памятка должна приобрести следующий вид:
I. Принятие решения и его оформление
-Издание постановления государственной власти о создании предприятия.
-Протокол заседания учредителей- решение о создании предприятия.
-Единоличное решение человека заняться предпринимательской деятельностью.
II. Подготовка учредительных документов
-Разработка Устава
-Составление Учредительного договора.
III. Проверка фирменного наименования на неповторимость.
IV. Формирование уставного капитала, паевого фонда, уставного фонда.
- Документы, подтверждающие уплату государственной пошлины.
VI. Оформление свидетельства о государственной регистрации и внесение юридического лица в Единый государственный реестр.
VII. Регистрация в органах статистики.
VIII. Открытие расчетного счета в банке.
IX. Изготовление печати.
X. Постановка на учет в налоговом органе
- Присвоение идентификационного номера налогоплательщика (ИНН предприятия)
-Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
-Занесение в государственный реестр предприятий
XI. Постановка на учет в государственных внебюджетных социальных фондах
-Пенсионный фонд
-Фонд обязательного медицинского страхования
-Фонд государственного социального страхования
Завершая изучение темы, следует поставить вопросы:
- Какое дело вы бы решили открыть?
- Почему выбор остановился на предприятии коммерческо-торговой (производственной или финансово-кредитной) сферы деятельности?
- Какая организационно-правовая форма наиболее приемлема для реализации задуманного?
- Каков будет алгоритм оформления вашей фирмы?
Систематизировать полученные знания поможет повторное обращение к практическим выводам по теме - о существующих правилах достижения успеха в предпринимательской деятельности и значимости ее грамотного правового оформления.
Выполнение задания №5 к параграфу и работа с вопросами для самопроверки может служить домашним заданием. Также следует предложить учащимся написать эссе на заданную тему (по образцу работы с материалами ЕГЭ). Учащимся, интересующимся рассмотренной темой, можно рекомендовать для дополнительного чтения книгу: Ершова И.В. Предпринимательское право. Вопросы и ответы.- М., 2002,- Гл. I-IV.