Организация взаимодействия субъектов системы профилактики по предупреждению фактов жестокого обращения с детьми
Насилие в семье является одной из самых острых и распространенных социальных проблем. Однако отсутствие четких определений, исчерпывающей информации о масштабах и причинах применения силы создают препятствия для усилий, направленных на разрешение этой проблемы.
В России женщины и дети составляют 70% всех жертв уголовных посягательств. По данным статистики, 75% мужей хотя бы раз ударили свою жену, причем четверо из пяти на этом не останавливаются.
Мотивы бытовой преступности часто обусловлены неспособностью государства и общества решить те или иные социальные и экономические проблемы, что отражается на росте конфликтов в семье. В России до сих пор не принят отдельный закон о насилии в семье. Уголовный кодекс РФ не выделяет домашнее насилие в отдельную статью. До сих пор у нас нет официальной статистики по проблемам насилия в семье, что не дает возможности объективно оценивать масштабы этого явления. Насилие в семье наносит вред обществу и человеческой личности, подрывает принципы семейного воспитания, основанного на гуманизме и уважении. В норму у подрастающего поколения входят жестокость, безнравственность; насилие провоцирует безнадзорность, бродяжничество, преступность детей.
Как известно, психотравмирующее влияние насилия на детей, подростков и взрослых имеет психологический, социальный, юридический и медицинский аспекты. Это означает, что системный подход при вмешательстве и предотвращении насилия в семье может быть обеспечен специалистами этих четырех секторов, сотрудничающих в одном социальном пространстве.
Усилия общества должны быть направлены на повышение осведомленности его членов о проблеме домашнего насилия, на предотвращение данного явления и необходимое для этого просвещение людей. Важно сделать акцент на первичной профилактике домашнего насилия, что позволит разрешить и многие другие социальные и психологические проблемы в обществе (например, снизить уровень депрессии и самоубийств и т. д.).
Общество должно противостоять насилию. Для результативной системной борьбы с насилием в семье необходимы новые социальные технологии на основе партнерства государственных и неправительственных структур.
Формы жестокого обращения с детьми в семьях
Удовлетворение потребности ребенка в любви и привязанности настолько же важно для нормального роста и развития, как и для удовлетворения его физических потребностей. В некоторых семьях о детях хорошо заботятся физически, но при этом они страдают от эмоционального пренебрежения. Между тем эмоциональное пренебрежение трудно определить и задокументировать.
Жестокое обращение с детьмивключает в себя любую форму плохого обращения, допускаемое родителями, опекунами, попечителями (другими членами семьи ребенка), педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.
Жестокое обращение с детьми формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия по отношению к детям является дальнейшее воспроизводство самой жестокости, поскольку жертвы часто становятся насильниками.
Различают 4 основные формы жестокого обращения с детьми:физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.
Физическое насилие - преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку. Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида ребенка и характеру травм:
- внешние повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги и т.п.);
- повреждения внутренних органов или костей, которые не могли бы быть следствием несчастных случаев.
Физическое насилие, имеющее систематический характер, позволяют распознать особенности психического состояния и поведения ребенка:
- боязнь физического контакта со взрослыми;
- стремление скрыть причину травм;
- плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;
- негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными;
- суицидальные попытки.
Сексуальное насилие (или развращение) – вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.
Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.
Сексуальное насилие можно заподозритьпри следующих особенностях внешнего вида, заболеваний и травм ребенка:
- повреждения областей половых органов;
- заболевания, передающиеся половым путем;
- беременность.
Сексуальное насилие позволяют распознатьособенности состояния и поведения ребенка:
- ночные кошмары, страхи;
- несвойственные характеру сексуальные игры, несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении;
- стремление полностью закрыть свое тело;
- депрессия, низкая самооценка;
- проституция, беспорядочные половые связи.
Психическое (эмоциональное) насилие - это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
К психической форме насилия относятся:
- открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
- угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме;
- замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
- преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
- ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;
- однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.
Психическое насилие позволяют заподозритьследующие особенности состояния и развития ребенка:
- задержка физического и умственного развития ребенка;
- нервный тик, энурез;
- постоянно печальный вид;
- различные соматические заболевания.
Особенности поведения ребенка, вызванные психическим насилием:
- беспокойство, тревожность, нарушения сна;
- длительно сохраняющееся подавленное состояние;
- агрессивность;
- склонность к уединению, неумение общаться;
- плохая успеваемость.
Пренебрежение нуждами ребенка – отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
К пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся:
- отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощь;
- отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.
Недостаток заботы о ребенке может быть непредумышленным. Он может быть следствием болезни, безработицы, хронической бедности, неопытности родителей или их невежества, следствием стихийных бедствий или социальных потрясений.
Заброшенными могут оказаться и дети, находящиеся на полном государственном обеспечении.
Признаки, по которым можно заподозрить “заброшенность” ребенка:
- утомленный, сонный вид;
- санитарно-гигиеническая запущенность;
- отставание в физическом развитии;
- частая вялотекущая заболеваемость;
- задержка речевого и моторного развития.
Заброшенность ребенка можно заподозрить при следующем состоянии и поведении ребенка:
- постоянный голод;
- кража пищи;
- требования ласки и внимания;
- низкая самооценка, низкая успеваемость
- агрессивность и импульсивность;
- антиобщественное поведение, вплоть до вандализма.
Заброшенность детей. В отличие от насилия над детьми, пренебрежение родительскими обязанностями это, скорее, проблема упущений. Специфические типы пренебрежения к детям включают следующее:
1) отказ от детей;
2) отсутствие внимания к детям, даже если они живут в грязи, без необходимой одежды и пищи, предоставлены сами себе;
3) пренебрежительное отношение к образованию, когда ребенок часто отсутствует на школьных занятиях;
4) отсутствие заботы о здоровье ребенка, лишение ребенка медицинского обслуживания.
Заброшенным детям уделяется гораздо меньше внимания со стороны общества, чем детям, подвергающимся насилию. Часто родителями заброшенных детей бывают люди с отклонениями в психике или образе жизни, социально изолированные, представители бедных слоев населения или маргиналы.