Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Диалог на занятии по профориентации в школе



Содержание

 

Предисловие. 3

Тема 1. Профессии. 4

Диалог на занятии по профориентации в школе. 4

Из словаря профориентации. 19

Руководство к действию.. 20

Домашнее задание. 20

Тема 2. Выбор профессии. 21

Диалог на занятии по профориентации в школе. 21

Из словаря профориентации. 26

Руководство к действию.. 26

Домашнее задание. 26

Тема 3. Профессии и рынок труда. 28

Диалог в очереди к инспектору Центра занятости. 28

Диалог на занятии по профориентации в школе. 31

Из словаря профориентации. 33

Руководство к действию.. 33

Домашнее задание. 33

Тема 4. Личность и профессии. 34

Диалог на занятии по профориентации в школе. 34

Из словаря профориентации. 66

Руководство к действию.. 67

Домашнее задание. 67

Тема 5. Образование и профессии. 68

Диалог на занятии по профориентации в школе. 68

Из словаря профориентации. 78

Руководство к действию.. 78

Домашнее задание. 78

Тема 6. Поиск работы.. 80

Диалог между безработной и инспектором Центра занятости. 80

Диалог на занятии в Клубе ищущих работу. 82

«Как составить резюме» — памятка. 89

Диалог в фирме по подбору персонала. 94

Диалог на занятии в Клубе ищущих работу. 95

Из словаря профориентации. 106

Руководство к действию.. 107

Домашнее задание. 107

Тема 7. Трудоустройство. 108

Диалог между работодателем с инспектором Центра занятости. 108

Диалог на занятии в Клубе ищущих работу. 110

Из словаря профориентации. 121

Руководство к действию.. 121

Тема 8. Сохранение работы.. 123

Диалог на занятии в Клубе ищущих работу. 123

Руководство к действию.. 127

Тема 9. Действия при потере работы.. 128

Диалог между психологом и работниками предприятия перед сокращением.. 128

Диалог между юристом и работниками предприятия перед сокращением.. 133

Диалог между инспектором Центра занятости и работниками предприятия перед сокращением 136

Из словаря профориентации. 137

Литература. 138

Об авторах. 139

 


 

Предисловие

Я интересуюсь будущим,

потому что собираюсь провести в нем

всю оставшуюся жизнь.

Чарльз Кеттерлинг

 

Эта книга посвящена одному из важнейших вопросов, который возникает в жизни каждого человека — вопросу правильного выбора профессии. Нам представляется, что правильный ответ на этот вопрос сегодня — в условиях постоянно меняющейся экономики — чрезвычайно актуален. Все мы видим, насколько радикально в последние годы изменились экономические условия в России, насколько быстро изменяется рынок труда. Это означает, что молодым людям становится все труднее воспользоваться советом и опытом своих родителей, учителей или друзей. Сегодня каждый, кому небезразличен свой жизненный путь, и как следствие, уровень благосостояния и удовлетворенности жизнью, должен пройти путь выбора профессии самостоятельно. Это не простое, но очень важное дело. Важно, чтобы выбор профессии, учебного заведения и дальнейшей работы были спланированы не только свободно, но и абсолютно осознанно. И мы надеемся, что книга, которую вы держите в руках, поможет вам в этом.

Книга написана так, чтобы читатель получил максимальное количество информации о мире профессий, о рынке труда, о возможностях профессиональной карьеры, а также о тех опасностях, которые могут подстерегать человека на пути профессионального выбора. Поэтому, если вас беспокоят вопросы о том, какую профессию выбрать, где ее приобрести и какой уровень квалификации необходим, если вы хотите поточнее разобраться в своих желаниях и оценить свои способности с помощью специальных психологических тестов — эта книга для вас.

Все методические подходы, идеи и размышления, которые вы встретите в этой книге, являются результатом работы многих людей: педагогов, психологов, практических работников системы образования, труда и занятости. Поэтому, эта книга является практическим руководством по выбору профессии.

Итак, если вы хотите получить ответы на вопросы: на что необходимо ориентироваться при выборе профессии, как можно оценить свои профессиональные склонности и способности, как найти им соответствие в мире профессий, что такое современный рынок труда, как он устроен и как работает, как спланировать свое профессиональное будущее, кто может помочь вам в этом, на что следует ориентироваться и чего избегать на рынке труда, как успешно продемонстрировать себя и свои рабочие качества потенциальному нанимателю — то постарайтесь прочитать эту книгу спокойно и вдумчиво, выполняя все задания, рекомендации и упражнения.

И последнее. Каждый читающий эту книгу сделает профессиональный выбор для себя лично. И здесь нет хороших и плохих выборов. Важно, чтобы вы сделали свой единственный, удовлетворяющий вас профессиональный выбор и наметили свой собственный профессиональный маршрут. И если вы сделаете это осознанно и ответственно, то успех в вашей профессии и благосостояние в жизни вам обеспечены.


 

Тема 1. Профессии.

Ну, я вижу, достался мне матрос! Ни в зуб ногой! Уж я — на что человек спокойный, но тут и меня зло взяло.

— Эй вы Фукс, — говорю я, — какой же вы к черту матрос?

— А я, — ответил он, — не матрос, я сейчас просто так, застрял на мели, а друзья мне посоветовали климат переменить…

— Позвольте, — перебил я, — а как же мне Лом говорил, что вы в картах умеете разбираться?

— О, это сколько угодно, — отвечает он. — Карты — это моя специальность, карты — это мой хлеб, только не морские, а, простите, игральные карты. Я, если хотите знать, карточный шулер по профессии.

А. Некрасов, «Приключения капитана Врунгеля».

Диалог на занятии по профориентации в школе.

— (Психолог) Здравствуйте. Наше сегодняшнее занятие мы начнем с небольшой игры. Я прошу вас с помощью совместного обсуждения составить список профессий, которые необходимы для создания телевизионной передачи. Начали…

— Кто самый главный на телевидении?

— Режиссер!

— Диктор!

— Подождите, тут много людей участвуют.

— Нужен оператор, чтобы снимать.

— А звук записывать?

— Художник, который декорации в студии оформляет.

— Наверное, репортеры.

— А кто там, на телефонах сидит?

— А костюмы придумывает?

— Кто-то музыку пишет, композитор. Пожалуй, музыканты.

— Нет, но музыканты же не в любой передаче участвуют!

— Ну и что? Нам же не сказали, какую передачу снимают!

— Подождите, а что если мы попробуем представить, что это мы передачу делаем. Кто нам понадобится?

— Ну, наверное, актеры.

— Но ведь актеры — это в театре, в кино. А здесь — просто телепередача.

— Что значит — просто? Новости, что ли?

— Нет, давайте иметь в виду любую передачу. Без кого мы не можем обойтись?

— Наверное, кто-то должен сначала текст написать.

— Это сценарист.

— Кто-то должен выступать!

— Но выступать могут разные люди. Смотря, о чем передача.

— А если — «В мире животных»?

— Ну, тогда — слоны, медведи …

— Дрессировщики.

— Ну, куда нас понесло? А если серьезно?

— А если серьезно, то мы вообще мало знаем о профессиях.

— Кто-то должен спецэффектами заниматься.

— Это все на компьютере делается.

— А рекламные ролики кто делает?

— Так их сначала придумать надо.

— Внимание, «Рекламная пауза»!

— Так ведь в передаче и зрители могут быть.

— Но зритель — это же не профессия! А нам профессии нужно придумать.

— Ну, тогда — директор телестудии.

— Кажется, мы выдыхаемся. Что еще можно вспомнить?

— Все, мы сдаемся.

— (П) Закончили? Ну что ж, вы назвали довольно много профессий. Вы перечислили профессии режиссера, оператора, звукооператора, диктора, композитора, музыканта, художника, журналиста и телерепортера, сценариста, специалистов по рекламе, компьютерным эффектам, монтажу. Все эти специалисты принимают непосредственное участие в создании телевизионных передач. А теперь, кто нужен для обслуживания этих людей?

— Мы еще осветителя забыли.

— Да, точно, еще — парикмахеры, гримеры, костюмеры.

— (П) Конечно, а еще?

— Мне кажется, мы всех перечислили. Разве нет?

— (П) Хорошо, давайте по порядку. Для создания и выпуска телепередачи требуется большое количество техники. Какая это техника, кто ее должен разрабатывать, производить и обслуживать?

— А-а! Всякие инженеры, техники.

— (П) Не только. Действительно, нужны связисты, радиоинженеры, видеоинженеры, электромеханики, электромонтажники, электронщики, акустики, оптики. Но кто-то еще должен заниматься изготовлением этой техники — сборщики радиоэлектронной аппаратуры, контролеры, наладчики, химики, лаборанты, технологи. Кто-то должен заниматься строительством, ремонтом и эксплуатацией здания и оборудования телецентра: архитекторы, прорабы, машинисты башенных кранов и строительных машин, бетонщики, каменщики, кровельщики, слесари, плотники, сантехники, электромонтеры, вентилляционщики, операторы котельных, специалисты по компьютерам, сигнализации, пожарные, уборщики, водители.

— Вот это хозяйство! Столько техники, а мы и забыли.

— (П) Но и это еще не все. Всем этим нужно руководить, все это надо охранять. И поэтому …

— Менеджеры, администраторы …

— Милиционеры, охранники …

— Гардеробщики.

— А секретарей-то забыли!

— (П) Хорошо, молодцы, идем дальше. Создание телепередачи — это дело, связанное с деньгами, следовательно …

— Точно, нужны бухгалтеры, экономисты, кассиры, инкассаторы.

— (П) Совершенно верно. И могу вас уверить, это еще далеко не все. Существуют сотни профессий, без которых такая, казалось бы, специальная задача как выпуск телевизионной передачи, была бы немыслимой. А сейчас, не могли бы вы ответить на вопрос: «Что такое профессия?"

— Наверное, это то, чем человек занимается?

— (П) Допустим, есть такое понятие — род занятий человека. Некоторые люди по роду занятий — студенты, пенсионеры, домохозяйки. Но является ли такой род занятий — профессией?

— Наверное, нет. Ведь для овладения профессией нужно учиться.

— (П) Согласен с вами. Профессия предполагает, что человек владеет специальными знаниями и навыками, имеет квалификацию. А теперь — представим такую ситуацию. Я окончил водительские курсы, получил права. Я приобрел знания дорожного движения, узнал об устройстве автомобиля, научился выявлять неисправности и ремонтировать машину, овладел навыками вождения. Значит ли это, что я стал профессионалом?

— Пожалуй, еще не стали. Ведь у вас еще недостаточно опыта.

— (П) Достаточно, я уже два года как езжу на своей машине. И все-таки, насколько меня можно считать профессиональным водителем?

— Наверное, вас можно назвать любителем.

— (П) Согласен. А почему меня нельзя назвать профессионалом?

— Так вы же деньги не получаете за то, что вы ездите.

— (П) Попали в десятку! Вы совершенно правы. Профессией можно назвать такой вид трудовой деятельности человека, которая требует особой подготовки, и которая является источником доходов.

Как вы понимаете, не любой человеческий труд может считаться профессиональным. Например, уход за своими собственными детьми не является профессиональной деятельностью, хотя его и можно назвать трудом. А вот уход за детьми в детском саду, который осуществляет няня, является в полном смысле этого слова профессиональным.

Итак, трудовая деятельность человека является профессиональной, если выполняются, по крайней мере, еще два условия.

Во-первых, профессия характеризуется наличием определенного уровня квалификации, мастерства, умения, профессиональной подготовки, специально полученных знаний и навыков, которые часто подтверждаются специальными документами о профессиональном образовании: дипломами, свидетельствами, аттестатами, сертификатами.

Во-вторых, профессия является своего рода товаром, который человек может продавать на рынке труда. Причем, товаром, который пользуется спросом, за который другие люди готовы платить. То есть профессиональная деятельность может служить источником доходов человека.

Но профессия — это не только вид трудовой деятельности человека. Это — еще и особая его социальная характеристика, определенный признак человека.

Люди характеризуются большим количеством социальных признаков. Занимая различное положение в экономической, политической и культурной структуре общества, они принадлежат к разным социальным группам, категориям населения. Так, человек может быть учащимся, работающим, безработным, пенсионером, инвалидом, руководителем, подчиненным, предпринимателем, преступником, следователем, учителем, строителем, родителем, супругом и т. п. Классовая, этническая, религиозная, семейная, профессиональная принадлежность — это наиболее важные социальные характеристики любого человека.

По профессиональному признаку люди делятся на большие группы или категории людей, занимающихся одинаковым видом трудовой деятельности. Следовательно, выбрать себе профессию — значит не только выбрать себе работу, но и быть принятым в определенную группу людей, принять ее этические нормы, правила, принципы, ценности, образ жизни. Профессия — это социальная характеристика человека, указывающая на его принадлежность к определенной категории людей, которые занимаются одинаковым видом трудовой деятельности.

 

Одно из самых удивительных заблуждений – что счастье человека в том, чтобы ничего не делать.

Лев Николаевич Толстой

 

— А скажите, пожалуйста, откуда взялось слово «профессия»?

— (П) Термин «профессия» происходит от латинского корня. Обратимся к истории.

Очень давно, у первобытных людей, когда еще не существовало разделения труда, не было и разных профессий. Каждый человек вынужден был всем заниматься сам. Впрочем, кое-какое разделение труда все-таки было — между мужчинами и женщинами. Мужчины, как правило, охотились на животных, строили жилище, делали оружие, орудия, лодки. Женщины — собирали съедобные растения, готовили пищу, делали одежду, растили детей.

Потом по мере развития общества стали возникать рыночные отношения между людьми, и появилась специализация людей по видам труда. Одни люди становились охотниками, другие — рыбаками, третьи — земледельцами, четвертые — строителями, пятые — ткачами, шестые — гончарами, седьмые — кузнецами, восьмые — знахарями, колдунами, шаманами. Они обменивались друг с другом продуктами своего труда. Накопленные в каждой группе людей знания и навыки передавались из поколения в поколение. Появилось разделение труда, возникли профессии. И люди начали становиться профессионалами каждый в своем деле. Появились профессиональные военные, моряки, купцы, писцы, крестьяне, пастухи, жрецы, художники.

Профессионал — это квалифицированный человек, продающий результаты своего труда. Профессионалов следует отличать от дилетантов, не имеющих достаточной квалификации, и от любителей, не использующих свой труд для получения доходов.

В отличие от профессионала, дилетант — это человек, характеризующийся отсутствием требуемого стандартного уровня профессиональной квалификации. Напротив, любитель — это человек, занимающийся каким-либо видом трудовой деятельности не ради заработка, а для собственного удовольствия. Это не мешает некоторым любителям достигать уровня профессиональной компетентности и качества деятельности, не уступающего уровню многих профессионалов.

Например, если человек занимается спортом ради своего удовольствия, то мы считаем его просто любителем, а если он зарабатывает этим себе на жизнь — то он профессиональный спортсмен.

— А скажите, должна ли профессия обязательно нравиться человеку? Или профессия — просто вынужденный труд, который не обязательно должен быть приятным и интересным? Ведь в жизни часто бывает, что человек работает только ради заработка, а для души увлекается чем-то другим.

— (П) Да, верно. Но бывает и наоборот. Ваше увлечение может стать профессией. Равно как ваша профессия может быть для вас увлекательной. Любое ваше увлечение может быть ценным с профессиональной точки зрения. И если вы умеете делать красивые вещи, шить, вкусно готовить, стричь, делать массаж или уколы, выращивать цветы или разводить домашних животных, ремонтировать бытовую технику, писать компьютерные программы, играть в шахматы, ходить в туристические походы, заниматься восточными единоборствами, танцуете, то вы не только имеете возможность полноценно отдыхать, общаться с интересными людьми и быть интересным собеседником. Любое ваше увлечение может стать поводом для завязывания деловых знакомств, источником дополнительного дохода или даже поворотным пунктом для выбора новой профессии.

Конечно, идеальным вариантом для человека является случай, когда его профессия является одним из его увлечений, хобби. В этом случае человек получает от своей профессии максимум удовольствия и ходит на работу с желанием и энтузиазмом. Если это не так, то человек ищет возможности реализации своих интересов и склонностей где-то еще. А к профессии относиться как к вынужденной деятельности, средству удовлетворения других потребностей.

Профессия, которую мы выбираем, должна соответствовать не только спросу на рынке труда, требоваться работодателям. Она должна еще и нравиться, быть интересной. А, забегая вперед, скажу, что она должна соответствовать еще и нашим возможностям. Но об этом чуть позже. А пока мы с вами говорим о профессиях.

Разумеется, прежде чем выбрать какую-либо профессию, необходимо достаточно хорошо узнать про нее. Каким образом это можно сделать? Существует несколько путей поиска и сбора информации о профессиях.

Во-первых, вы можете попросить рассказать об интересующих вас профессиях знающих людей.

Во-вторых, вы имеете возможность прочитать о разных профессиях в литературе или узнать о некоторых из них в фильмах.

В-третьих, в некоторых случаях можно понаблюдать за трудовой деятельностью специалистов на их рабочем месте.

В-четвертых, иногда есть возможность попробовать поработать самому.

— А кто может лучше всего рассказать о профессиях. Кто про них лучше всего знает? Кого лучше об этом спросить?

— (П) Опрос людей, осведомленных в области тех или иных профессий, представляет собой наиболее простой, привычный и быстрый способ познакомится с профессиональной деятельностью. Однако не все люди одинаково хорошо владеют профессиональной информацией. Есть смысл обратиться за помощью к психологам-профконсультантам, например, ко мне. Могут помочь школьные учителя, преподаватели профессиональных учебных заведений, специалисты тех профессий, которые вас интересуют, родители, родственники или знакомые.

Наиболее полная и точная информация о профессиях имеется в распоряжении специалистов, занимающихся профессиональным консультированием. Профконсультированием могут заниматься школьные психологи, психологи центров профориентации, специалисты районных центров занятости, консультанты коммерческих фирм. Они знают особенности и требования широкого круга профессий. А если в чем-то сомневаются, могут обратиться к различным информационно-справочным материалам, которые должны находиться у них под рукой. Однако подробные сведения о какой-то конкретной профессии у них могут отсутствовать.

 

 

Школьные учителя, как правило, владеют неполной информацией о профессиях, но могут помочь вам при описании школьных и педагогических специальностей, а также, если это учителя-предметники, они могут рассказать вам о тех профессиях, с которыми связан предмет, который они преподают. В остальных случаях их мнение о тех или иных профессиях основано на их собственном личном опыте и может быть достаточно субъективным.

Преподаватели профессиональных учебных заведений в большинстве случаев очень хорошо осведомлены об особенностях тех профессий, которым они учат. Большинство из них сами имеют опыт работы по этим специальностям. Они обычно знают, какие требования предъявляет их профессия к здоровью, знаниям, навыкам и способностям человека и иногда могут оценить ваши профессиональные возможности в овладении профессией.

Специалисты, работающие по той или иной профессии, как правило, достаточно хорошо знают цели, средства и условия труда, особенности трудовых действий, требующееся образование, содержание профессиональных знаний и навыков. Они могут рассказать об учебных заведениях, где можно этому научиться. Но их мнение о требованиях профессии к способностям и психологическим особенностям человека могут быть пристрастны. Некоторые из таких специалистов являются энтузиастами своей профессии, а некоторые, напротив, крайне недовольны ей. Их отношение к профессии может оказать влияние на то, что они вам про нее рассказывают. Будьте внимательны.

Родители, родственники и знакомые могут служить полезным источником информации только по тем профессиям, по которым они сами являются специалистами. По всем остальным профессиям они вряд ли могут быть экспертами, и, как правило, или вообще с ними не знакомы, или знают о них понаслышке. Их мнение по профессиям, которыми они сами не владеют, часто является предубеждением, стереотипом, основанным на собственной оценке их привлекательности.

— А насколько можно верить тому, что написано о профессиях. И где об этом можно почитать?

— (П) Информационные материалы о профессиях, опубликованные в различных изданиях, являются наиболее полными и точными. Однако не везде и не всегда в вашем распоряжении может иметься удобный доступ ко всем этим материалам. Кроме того, поиск необходимой информации может быть достаточно трудным занятием, требующим определенных навыков и терпения. Иногда может потребоваться помощь других людей. Наибольший интерес могут представлять книги, газеты и журналы, телевидение и радио, видеофильмы, информация на компьютерных дисках, информация в Internet.

Книги, учебники, справочники, энциклопедии, которые содержат систематические сведения о разных профессиях, можно найти в библиотеках, книжных магазинах, на книжных полках у своих знакомых. Иногда в поиске и выборе необходимых книг могут помочь библиотекари, продавцы, преподаватели и профконсультанты. Литературные данные о профессиях являются самыми объективными и исчерпывающими, хотя не всегда они в должной мере современны.

В газетах и журналах иногда публикуется информация об отдельных профессиях, но чаще сообщается о конкретных представителях этих профессий, описываются события, в которых они участвовали. Читая любой самый обыкновенный репортаж или интервью, можно получить информацию о том, какие профессии и специальности встречаются в нашей жизни. Правда, не все профессии в одинаковой мере представлены в прессе, а только те, которые привлекают самих журналистов и интересуют читателей. Иногда некоторые профессии освещаются пристрастно, односторонне, в зависимости от моды, или в угоду общественному мнению. Кроме того, в больших городах существуют специальные газеты, которые кроме объявлений о приеме на работу и учебу рассказывают о конкретных профессиях, занятиях и видах трудовой деятельности.

Могут быть также специальные телевизионные и радиопередачи, с помощью которых можно получить много полезной информации о разных профессиях, учебных заведениях и рабочих местах. Однако, даже общеинформационные, учебные и развлекательные передачи часто касаются тех или иных профессий. Если вы будете внимательно следить за тем, кого показывают на телеэкранах, кто и о ком рассказывает по радио, вы, несомненно, получите наглядное представление о широком круге профессий. Но это представление, наверное, будет не слишком полным. К тому же, представители некоторых профессий редко попадают в эфир.

В наше время, наряду с большим количеством художественных, развлекательных и музыкальных видеофильмов начинают появляться видеокассеты и видеодиски с учебными фильмами. Некоторые из них представляют собой видеоописания конкретных профессий. Вы можете узнать, как познакомиться с такими фильмами, у профконсультантов в центрах занятости населения. Разузнайте, есть ли такая возможность в вашей школе, в библиотеках и студиях видеозаписи.

Если у вас или у ваших знакомых есть доступ к компьютеру или даже сам компьютер, то огромное количество информации вы можете найти на компьютерных дисках. Особенно, на компьютерных CD и DVD, которые в больших количествах продаются в книжных и компьютерных магазинах. Среди дисков с многочисленными компьютерными играми и программным обеспечением вы можете обнаружить многочисленные базы данных, тексты, электронные версии книг, справочники, энциклопедии, обучающие программы, психологические тесты. В том числе, содержащие сведения о разных профессиях.

Наконец, один из самых мощных источников информации — это глобальная компьютерная сеть Internet. В настоящее время в Internet можно найти практически любую информацию, какая только существует в мире. В ней можно найти, в частности, сведения об учебных заведениях, о профессиях, по которым они обучают, о рабочих местах и т. д. Компьютерная сеть позволяет не только получать любую информацию с различных узлов сети — компьютеров-серверов, но и обмениваться сообщениями с различными людьми с помощью электронной почты, а в некоторых случаях даже получать высшее образование прямо за своим компьютером.

— А может быть лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать?

— (П) Может быть. Принято считать, что человек запоминает 10 % того, что слышит, 50 % того, что видит, и 90 % того, что делает.

Наблюдение за работой профессионалов предоставляет вам возможность получить собственное впечатление о некоторых профессиях. Побывать на рабочем месте специалиста хотя бы в течение нескольких часов — значит не только понять, но и наглядно представить себе, что он делает, с помощью чего, в каких условиях, в каком состоянии он может находиться. Постарайтесь представить себя на его месте. Что вы будете видеть, слышать, чувствовать? О чем вы будете думать? Что вам будет мешать работать? От чего в работе вы сможете получить удовлетворение?

Подумайте, у кого из знакомых вы могли бы побывать на работе. С кем из его коллег или сотрудников вы могли бы познакомиться? Договоритесь, когда им было бы удобно принять вас на своей работе и показать свое рабочее место. Можно ли, кроме того, попросить его рассказать о своей профессии?

— А как насчет того, чтобы попробовать самому? Ведь человек при этом запомнит и поймет 90 % информации. Вы же сами сказали.

— (П) В конечном счете, только собственный опыт работы по профессии является наиболее точным и правильным. Вы можете испытать себя в роли специалиста по какой-либо профессии, или испытать саму эту профессию на предмет того, насколько вы соответствуете друг другу. Кроме того, даже если ваша работа для пробы не станет для вас окончательным профессиональным выбором, все равно она может представлять определенную ценность для вашей будущей профессиональной карьеры. Ведь в процессе работы вы приобретаете не только профессиональные знания и навыки, становитесь не только квалифицированным специалистом. Вы приобретаете, во-первых, жизненный и трудовой опыт, во-вторых, деловые связи и знакомства, Наконец, в третьих, материальную основу для дальнейшего профессионального роста.

Однако, собственный опыт — это наиболее дорогая и длительная форма знакомства с профессией. Можно позволить себе поучиться и поработать для пробы только в том случае, если овладение профессией не требует значительных затрат времени, сил и средств. Это имеет смысл сделать тогда, когда вы не уверены в выборе более сложной специальности, или жизненные обстоятельства заставляют вас отложить на какой-то срок серьезное профессиональное образование.

-(П) А теперь мы поиграем еще в одну игру.

Я прошу вас сесть по три человека лицом друг к другу. В каждой тройке необходимо решить, кто будет играть первым, кто — вторым, кто — третьим. Решили? Правила игры заключаются в следующем. Первый — молча задумывает название какой-нибудь профессии, но никому не сообщает об этом. Задача второго — с помощью вопросов отгадать, что за профессию задумал первый. Разрешается задавать только такие вопросы, на которые первый может отвечать: «да» или «нет». Третий — следит за соблюдением правил игры и считает, сколько вопросов задаст второй прежде, чем отгадает задуманную профессию. После того, как профессия отгадана, меняемся местами. Таким образом, каждый должен попробовать себя в роли задумывающего, отгадывающего и наблюдателя. Задание понятно? В таком случае — начали!

— Ну, как, задумал?

— Сейчас, минуточку. Есть. Задавай свои вопросы.

— Что бы такое спросить? Эта профессия — мужская или женская?

— И мужская, и женская.

— Стоп, так нельзя! Он должен сказать: «да» или «нет». А на твой вопрос так не ответить.

— Да, действительно. Ну, тогда, такой вопрос. Это — трудная профессия?

— Да ну, тебя! Откуда я знаю? Это для кого как. Для меня — трудная.

— Ладно, она требует специальной одежды?

— Нет.

— Это — работа в помещении?

— В основном, да. Хотя — не только.

— Хм. Она требует высшего образования?

— Да.

— Она связана с техникой?

— Нет.

— Это обслуживание кого-нибудь?

— Да.

— Это — современная профессия?

— Да. Но она — древняя?

— Что ты хочешь этим сказать? Древнейшая профессия, что ли?

— Какой вопрос, такой и ответ.

— Лицам этой профессии можно работать дома?

— Да, иногда можно и дома.

— Это — ночная работа?

— Нет, в основном — нет.

— Вот черт, окончательно запутался! Так. Ну ладно, это опасная профессия?

— Нет.

— Это — работа с людьми?

— Да.

— Это — медицинская профессия?

— Нет.

— Она связана с образованием?

— Да.

— Это — преподаватель?

— Нет.

— Вот тебе и раз! Приехали! Что же теперь делать?

— Ты не угадал, продолжай дальше.

— Ну, держись! Это — подвижная работа?

— Да, подвижная. Языком.

— А ты не подсказывай!

— Я понял! Переводчик?

— Точно.

— (П) После того, как мы поиграли, мне бы хотелось, чтобы вы ответили на некоторые вопросы. Сначала — к тем, кто отгадывал. Насколько трудно вам было отгадывать задуманную профессию?

— Да, нелегко пришлось.

— (П) А почему, как вы думаете?

— Очень трудно придумывать новые вопросы.

— Слов не хватает.

— Бывает, придет в голову какая-то одна профессия, вот и проверяешь только ее, никак от нее не избавиться, крутится в голове, да и только.

— (П) А как вы думаете, могли бы вы отгадать профессию быстрее, чем вы это сделали?

— Да, конечно.

— (П) И что бы могло вам в этом помочь?

— Иметь бы какую-то систему в голове. А то путаешься, забываешь. Профессий много, и они все разные.

— (П) Так, понятно. А теперь — вопросы к отвечавшим. Как вам кажется, какие вопросы отгадывающих были самыми удачными, полезными, быстрее всего продвинули их к цели?

— Хорошим был вопрос об образовании, которое требуется.

— Еще про то, связана ли работа с людьми, с техникой, с информацией.

— Физическая или умственная работа.

— Где работает: на производстве, в школе, в медицине.

— (П) Итак, вы поняли, что бывает трудно разобраться в мире профессий, не имея в голове систематической информации, знаний о том, что объединяет между собой казалось бы разные виды профессиональной деятельности.

Планируя свою карьеру, неизбежно приходится собирать сведения о разных профессиях, оценивать их, сравнивать между собой. Для того чтобы не упустить никакой важной информации о профессиях, желательно, чтобы признаки, на которые вы ориентировались при сборе профессиональных сведений, были наиболее существенными, и количество этих признаков было достаточно полным и исчерпывающим.

Любую профессию можно подробно описать с помощью довольно большого количества признаков. Для простоты понимания все характеристики профессии можно условно разделить на несколько больших категорий: технологические, экономические, педагогические, медицинские и психологические.

Технологические характеристики профессии включают в себя описание следующих вещей:

  • Каков предмет труда? На что преимущественно направлена трудовая деятельность специалиста? Это могут быть другие люди, техника, информация, искусство или природа.
  • В чем заключаются цели труда? Может быть это материальное производство, создание каких либо духовных ценностей, обслуживание и уход за людьми, техникой или природой?
  • С помощью каких средств осуществляется трудовая деятельность? Какие ручные, механизированные и автоматизированные средства используются в процессе труда?
  • Какие трудовые операции применяются в ходе деятельности? Какие физические, умственные и социальные действия приходится выполнять специалисту?
  • Каковы характеристики рабочего места специалиста? Насколько оно удобно? Где ему приходится работать: в помещении, в кабине, на открытом воздухе? В каком климате он наиболее часто работает? Приходится ли ему работать преимущественно на одном месте или часто разъезжать? Работает ли он в основном в коллективе или индивидуально?
  • Чем характеризуется рабочее время специалиста? Работает ли он в жестком или свободном режиме? Приходится ли ему работать посменно, сутками, в вечернее или ночное время, вахтами? Как часто специалист вынужден выполнять работу сверхурочно, работать длительное время без перерывов, работать в вынужденном темпе, работать неритмично: с паузами и простоями?
  • Каковы бывают ошибки в трудовой деятельности? К каким последствиям они могут приводить? Какими причинами они могут вызываться?

Экономические характеристики описывают:

  • В каких отраслях используется данная профессия? В промышленности, строительстве, транспорте, связи, сельском хозяйстве, бытовом обслуживании, жилищном хозяйстве, образовании, здравоохранении, науке, культуре, торговле, финансах, управлении, обороне, охране порядка?
  • Каков спрос на данную профессию на рынке труда, требуются ли специалисты этой профессии, каковы перспективы найти себе работу по ней?
  • Каков преимущественный характер оплаты труда: сдельный или повременной? В каких пределах изменяется заработная плата среди представителей данной профессии? Имеют ли они какие-нибудь льготы и компенсации?

Педагогические характеристики определяют:

  • Какие требования предъявляет профессия к уровню и содержанию образования?
  • Какие учебные заведения осуществляют подготовку по данной профессии?
  • Какие знания и навыки необходимы для успешной профессиональной деятельности?

 

 

Медицинские характеристики профессии определяют:

  • Какой уровень здоровья требуется для данной профессии?
  • Какие медицинские противопоказания существуют для данной профессии?
  • Какие неблагоприятные условия труда присущи данной профессии? Это могут быть: вредные климатические факторы, нарушение биологических ритмов, вынужденная поза и ограниченная подвижность, большие физические нагрузки, однообразие деятельности, вынужденный темп, сложность ситуаций, опасность, риск, угроза поражений, внезапность и неожиданность, быстрая смена действий, помехи и посторонние раздражители, неприятные впечатления, повышенная ответственность, работа в одиночестве, конфликты между людьми.

Наконец, психологические характеристики профессии содержат информацию о том, какие требования предъявляет профессия к различным психологическим особенностям человека:

  • к его органам чувств: зрительному, слуховому, осязательному восприятию,
  • к двигательным качествам: силе и выносливости, скорости и точности движений, подвижности, ловкости,
  • к умственным способностям: сосредоточению внимания, запоминанию, пониманию, пространственному воображению, логическим рассуждениям,
  • к чертам характера: общительности, самостоятельности, сдержанности, решительности, настойчивости, ответственности и т. д.

— А скажите, пожалуйста, сколько всего профессий существует?

— (П) В разные времена количество профессий значительно менялось. Число профессий неодинаково в странах с различными общественно-экономическими условиями. В «Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов», «Общероссийском классификаторе специальностей по образованию» и других документах насчитывается около десяти тысяч профессий, специальностей и должностей, имеющихся на сегодняшний день в России. Как вы понимаете, довольно трудно ориентироваться в таком огромном мире. Тем более что сильно меняется не только количество профессий, но и их состав, соотношение. В наше время появляются новые профессии и исчезают старые, стираются границы между многими из них, а некоторые, напротив, постоянно делятся, дробятся, размножаются.

— А есть сейчас профессии вымирающие? Которые можно в «Красную книгу» записать?

— (П) В качестве примера можно привести профессию оператора ЭВМ. Ранее существовали специалисты, которые занимались исключительно вводом информации в электронно-вычислительные машины и управлением этими машинами. Машины были большими, дорогими, сложными в работе, количество их было невелико, поэтому доступ к ним осуществлялся через посредство специальных людей — операторов.

Однако сейчас развитие компьютерной техники достигло такого уровня, что компьютеры в большинстве своем стали персональными, и спрос на операторов ЭВМ исчез. Во-первых, современные компьютерные средства благодаря своей дружественности к человеку позволяют управлять процессом обработки информации людям, имеющим минимальные навыки пользования компьютером. Во-вторых, компьютеры распространились настолько, что появилась возможность доступа к ним практически любого человека, и специалисты-посредники между людьми и компьютерами перестали требоваться. Сейчас почти каждый профессионал может и должен владеть навыками использования персонального компьютера в своей профессиональной деятельности.

С ростом всеобщей компьютерной грамотности людей профессия оператора ЭВМ в наши дни исчезает так же, как ранее с распространением общей грамотности — простого умения читать и писать — исчезла профессия писаря.

— А какие профессии новые, которых еще недавно не было?

— (П) Поскольку в наибольшей мере сейчас развивается сфера торговли, управления и информационного обслуживания, то максимальное количество новых профессий появляется именно в этой области. Причем, пока еще нет устоявшихся стандартов в названиях профессий, поэтому многие профессии имеют несколько вариантов названий. Большинство новых названий профессий заимствованы из опыта зарубежных фирм, некоторые представляют собой новые более модные названия уже имеющихся профессий.

Особенно много новых профессий представляют собой разновидности агентов и менеджеров. Например, коммерческий агент, рекламный агент, агент по недвижимости, агент по ценным бумагам, туристический агент, менеджер по персоналу, финансовый менеджер, менеджер по маркетингу, менеджер по продажам, менеджер по рекламе, менеджер по проектам, офис-менеджер, и т. п.

Относительно новые профессии появляются в области информационного проектирования и обеспечения: менеджер информационных систем, сетевой администратор, администратор баз данных, специалист по сетям и телекоммуникациям, инженер-системотехник, системный аналитик, специалист по компьютерному дизайну, WEB-мастер.

Далеко не по всем из этих профессий в настоящее время можно получить качественную подготовку. Пока еще некоторые из них представляют собой скорее названия должностей в различных фирмах, которые занимают представители других профессий, причем, далеко не всегда смежных.

 

Нет профессий с большим будущим, но есть профессионалы с большим будущим.

Чарльз Вилсон, президент корпорации «Дженерал электрик», 20 век

 

— Так как же можно сориентироваться в этом огромном мире профессий?

Чтобы вы могли ориентироваться в этом мире, я предлагаю вам своего рода карту. Территориями этой карты служат группы сходных по своим характеристикам профессий. Дело в том, что каждая профессия предъявляет определенные требования к человеку. Одни профессии требуют от человека силы и ловкости, другие — преимущественно ума и аккуратности, третьи — общительности и сдержанности. Некоторые профессии требуют от человека практически одинаковых качеств. Их можно объединить в группы, которые можно представить в качестве своего рода профессиональных государств со своими законами, языком, населением, занимающих на карте определенное положение. Например, профессии слесаря по ремонту автомобилей, слесаря механосборочных работ и слесаря-сантехника различаются только с точки зрения производственных задач и условий труда, но никак не с точки зрения предъявляемых к человеку требований. Поэтому, их смело можно помещать в одно и то же место на психологической карте профессий.

Так же, как и на настоящей географической карте, положение профессии на психологической карте можно описать двумя координатами. Только на психологической карте роль широты играет психологический тип профессии, а роль долготы — психологический класс профессии.

Тип профессии указывает на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то есть на предмет труда. Предметом труда могут быть другие люди, техника, информация, художественные произведения или природа.

А класс профессий говорит о степени сложности и требуемой квалификации человека, то есть о характере труда. Характер труда может быть исполнительным или творческим.

По предмету труда можно выделить пять типов профессий.

  • Предметом профессий первого типа являются другие люди. Поэтому, их назвали профессиями типа «человек-человек». К ним относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием, обучением и воспитанием, бытовым обслуживанием, правовой защитой. В качестве примера можно привести такие профессии, как врач, медсестра, воспитатель, учитель, продавец, проводник, участковый инспектор. Профессии этого типа предъявляют высокие требования к таким качествам работника как умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность, речевые способности.
  • Тип «человек-техника» включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств, эксплуатацией технических средств, ремонтом техники. Это могут быть такие профессии, как каменщик, сварщик, инженер, водитель, токарь, швея, слесарь-ремонтник, электромонтер. Этот тип профессий требует от работника высокого уровня развития наглядно-образного мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости.
  • Тип «человек-информация « объединяет профессии, связанные с текстами, с цифрами, формулами и таблицами, с чертежами, картами, схемами, со звуковыми сигналами. Это переводчик, библиотекарь, программист, бухгалтер, кассир, штурман, радист. Профессии этого типа требуют от человека способности к отвлеченному мышлению, оперированию числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости.
  • К типу «человек-искусство» можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений, с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу. Примером могут служить художник, журналист, композитор, ювелир, актер, закройщик, реставратор. От человека в профессиях этого типа требуется развитый художественный вкус, высокая эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение.
  • Наконец, к типу «человек-природа» можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных. Это такие профессии как микробиолог, агрохимик, геолог, лесовод, овощевод, зоотехник, ветеринар. Этот тип профессий предполагает наличие у человека хорошей наблюдательности, способности ориентироваться в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов, менять цели в зависимости от условий, выносливости и терпеливости к недостатку комфорта.

По характеру труда выделяются два класса профессий.

  • Профессии исполнительского класса связаны с выполнением решений, работой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям, стереотипным подходом к решению проблем. К профессиям исполнительского класса можно отнести агента, медсестру, продавца, машиниста, станочника, плотника, кассира, парикмахера, озеленителя. В большинстве случаев профессии этого класса не требуют высшего образования.
  • Профессии творческого класса связаны с анализом, исследованием, испытанием, контролем, планированием, организацией и управлением, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений, требуют независимого и оригинального мышления, высокого уровня умственного развития и, как правило, высшего образования. К творческому классу относятся профессии врача, менеджера, психолога, учителя, юриста, инженера, математика, архитектора, физика.

Любая профессия может быть одновременно отнесена на основании предмета труда к одному из пяти типов и на основании характера труда к одному из двух классов. Поэтому психологическая карта профессий состоит из 10 клеток (пять строчек, обозначенных цифрами от 1 до 5, соответствуют типам профессии по предмету труда, а два столбика, обозначенных буквами А и Б, соответствуют классам профессий по характеру труда). Каждая группа профессий имеет свое буквенно-цифровое обозначение, например: А1 — исполнительские профессии типа «человек- человек», Б1 — творческие профессии типа «человек-человек», А2 — исполнительские профессии типа «человек- техника» и т. д.


 

Психологическая карта профессий

Типы профессий по предмету труда Классы профессий по характеру труда
Исполнительные (А) Творческие (Б)
1)«Человек-человек» Агент Воспитатель Медсестра Милиционер Продавец Социальный работник Врач Менеджер Психолог Секретарь-референт Учитель Юрисконсульт
2)«Человек-техника» Бетонщик Водитель Газоэлектросварщик Каменщик Маляр Машинист Механик Монтажник Наладчик Плотник Слесарь Токарь Фрезеровщик Швея Штукатур Электромонтер Инженер Технолог
3)«Человек-информация» Кассир Машинистка Наборщик Телефонист Бухгалтер Геодезист Переводчик Программист Экономист
4)«Человек-искусство» Закройщик Парикмахер Повар Портной Фотограф Актер Архитектор Музыкант Хореограф Художник
5)«Человек-природа» Животновод Фермер Агроном Ветеринар Геолог Физик Химик

 

Каждая группа объединяет множество профессий, сходных между собой по наиболее существенным психологическим признакам. При этом не учитываются такие признаки, как отрасль экономики, вид предприятия, условия труда, уровень заработной платы и т. п.

— А может ли одна и та же профессия занимать разное место на карте?

— (П) Разумеется, деление профессий на психологические типы и классы является достаточно условным. Ведь, строго говоря, любая профессия характеризуется несколькими предметами своей деятельности. Но одни из них являются более существенными, а другие — менее. Так, профессиональному юристу чаще всего приходится работать с людьми, поэтому, его профессию можно смело отнести к типу «человек-человек». Однако в значительное мере юристу приходится иметь дело с текстовой информацией: документами, законами и т. п. Поэтому, деятельности юриста могут быть присущи также особенности профессий типа «человек-информация». Или медсестра, которая должна, прежде всего, уметь общаться с больными людьми, но, кроме того, она должна иметь навыки ухода за больными и использования технического оборудования, а также знать основы анатомии и физиологии человека, фармакологии, быть внимательной при работе с документами, данными анализов, показателями аппаратуры. В качестве примера других смежных профессий можно назвать профессии продавца, охранника, секретаря-референта, парикмахера, закройщика.

Кроме того, общие профессиональные категории могут включать в себя несколько специализаций. Так, человек, получивший юридическое образование и имеющий специальность юриста, может в дальнейшем выбрать один из нескольких путей своей профессиональной карьеры. Например, он может стать адвокатом, следователем, юрисконсультом, нотариусом или криминалистом. И если труд адвоката направлен в основном на людей, то нотариус чаще имеет дело с документами, а криминалист — с информацией.

Поэтому, зная только общее названия целой категории профессий, трудно бывает с уверенностью отнести их к какому-то одному типу. Так, существует довольно большое число разных специализаций агентов, продавцов, врачей, менеджеров, учителей, инженеров.

— А как можно использовать карту профессий практически? Для чего она может быть полезна?

— (П) С одной стороны, зная название профессии, и найдя ее на карте, можно определить ее координаты, то есть узнать, какие требования предъявляет эта профессия к человеку. Например, профессия бухгалтера относится к профессиям типа «человек-информация» творческого класса, следовательно, требует от человека высокого уровня развития способностей к отвлеченному мышлению, оперированию числами, вниманию и усидчивости, анализу информации, планированию и контролю.

С другой стороны, зная степень развития способностей человека, можно определить для него психологически наиболее подходящие тип и класс профессий. Например, если вы легко вступаете в контакт, быстро знакомитесь с людьми, без проблем налаживаете отношения с другими, спокойны и доброжелательны, хорошо владеете своей речью, то в наибольшей степени Вашим способностям соответствуют профессии типа «человек-человек». Наконец, для любой профессии карта позволяет подобрать другие психологически наиболее сходные, близкие специальности. Например, если какая-либо профессия, которая подходит вам по интересам и возможностям, не устраивает Вас с точки зрения условий труда, лучше всего выбирать смежную профессию, входящую в тот же самый тип и класс.

Психологическая карта профессий достаточно проста, наглядна, понятна и легко запоминается. Поэтому, такой картой охотно пользуются и психологи-профконсультанты, и их клиенты.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.