Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ТЕКСТЫ ОТРЫВКОВ ИЗ РОМАНА С МЕТОДИЧЕСКИМ АППАРАТОМ



 

ОТРЫВКИ ИЗ РОМАНА «МАЛЕНЬКАЯ НЯНЯ»

ГОРОД

 

Город поразил принца своей суетливостью. Он напомнил ему муравейник. Жилища этих удивительных существ часто встречаются в лесу. Глядя на обиталище людей, которым был этот город, королевский сын заметил, что в муравьином жилище порядка больше, чем в человеческом поселении.

Там при огромном количестве насекомых всё движение подчинялось какому-то строгому закону, который был неведом принцу. Здесь же при гораздо меньшем количестве людей существовала такая неразбериха, которая говорила о полном отсутствии закона и порядка.

Город кишел народом. От бестолково снующих людей голова шла кругом.

Возле ворот ходили стражники, кричавшие на тех, кто проходил через ворота, будто в этом и заключалось наведение ими порядка.

По улицам проносились конные, от которых приходилось прижиматься к стенам. Люди ходили взад и вперёд, будто им нечем было заняться.

А на городской площади была такая суматоха, что понять что-либо было очень трудно: множество торговцев кричали во всё горло, предлагая и расхваливая свой товар; покупатели торговались не тише продавцов, при этом ругая то, что выглядело вполне прилично; кто-то громко бранился; кто-то участвовал в драке, а кто-то наблюдал за потасовкой, подбадривая то одну, то другую сторону; кто-то уже успел совершить кражу и бежал сломя голову, а пострадавший призывал стражу.

Разобраться во всём этом человеку, никогда не видавшему подобного зрелища, было делом немыслимым. Спокойствие и размеренность, которые царили во дворце и к которым привык принц, были здесь неприемлемы и неуместны.

Принц побродил в этой толчее, но ничего для себя так и не выяснил.

 

 

Вопросы для предварительной беседы

1. В чём смысл сравнения жизни города с жизнью муравей­ника?

2. Похожа ли жизнь вашего города на ту, что описана во фрагменте?

3. Каким вы представляете принца, глазами которого дана картина города?

4. К какому функционально-смысловому типу (рассуждение, описание, повествование) относится данный текст. Аргу­ментируйте своё мнение.

5. Как бы вы сформулировали идею отрывка?

 

Примерный план

I. Город — муравейник.

II. Жизнь города.

1. Людская суета.

2. Крики стражников.

3. Всадники на улицах города.

4. Суматоха на городской площади.

III.Принц и город.

 

Задания

I вариант

1. Перескажите текст подробно.

2. Текст относится к такому функционально-смысловому типу, как описание. Докажите это. А нет ли в нём элементов рассуждения и повествования?

II вариант

1. Перескажите текст сжато, сохранив при этом его важней­шие жанровые, композиционные и стилистические особеннос­ти.

2. В чём особенности синтаксиса текста? Его строфики? Какова роль цепной и параллельной связи в организации текста?

 

 

ИСТИННАЯ ЦЕНА ВЕЩИ

 

Принц зарабатывал игрой на лютне и исполнением дивных песен.

Как обычно, он играл на лютне и пел, и, как всегда, ему бросали монеты. Ничто не предвещало грозы, но вдруг кто-то подбежал, схватил лютню и стал безумно бить ею о камни. Струны с печальным звоном лопнули, словно издали предсмертный стон, и инструмент, который кормил наследника, разлетелся на части.

Разъярённый принц схватил обидчика за волосы, подтащил к колодцу с водой и начал в бешенстве окунать в воду. Так бы, наверное, он и утопил беднягу, если бы на помощь не подоспели торговцы. Они освободили полуживого бродягу, оттащили в сторону и надавали ему тумаков ещё и от себя. На этом их помощь закончилась, и горожане с чувством выполненного долга разошлись по своим местам.

Принц собрал остатки прекрасного инструмента, сел на ступени и заплакал, вытирая глаза и нос рукавом. Но плакал он не оттого, что лишился возможности зарабатывать на жизнь, а потому, что каждый инструмент был для него чудом, верхом совершенства человеческого мастерства. С детства королевский сын испытывал к ним трепетное отношение, знал им цену и относился к каждому из этих чудесных творений с особым благоговением. А этот имел особую ценность, так как являлся подарком.

Наследник престола никогда ещё не встречался с варварским отношением к дорогим вещам, поэтому до глубины души был возмущён таким безрассудством, которое проявил незнакомец, с такой лёгкостью разбивший бесценный инструмент. Он плакал от боли в сердце и совершенно не стыдился своих слёз.

Для принца лютня была не только дорогой вещью, но ещё и кормилицей. Только благодаря ей он мог зарабатывать себе на пропитание. Ничего другого он делать не мог.

 

 

Вопросы для предварительной беседы

1. Что такое лютня? Обратитесь к толковому и энциклопедическому словарям.

2. А есть ли у вас какие-либо особенно дорогие вам ве­щи?

3. Понимаете ли вы состояние принца?

4. Как вы думаете, в чём же истинная ценность разбитой лютни?

5. Как бы вы сформулировали тему и идею фрагмента?

 

Примерный план

I. Принц зарабатывает игрой на лютне.

II. Принц и лютня.

1. Неизвестный разбивает инструмент.

2. Принц и бродяга.

3. Горе принца.

III. Невосполнимая утрата.

 

Задания

I вариант

1. Перескажите текст подробно.

2. Напишите сочинение рассуждение на тему «Личность глав­ного героя фрагмента».

II вариант

1. Перескажите текст сжато, сохранив при этом его важней­шие жанровые, композиционные и стилистические особеннос­ти.

2. Выполните мини-исследование: «Изобразительно-выразительные средства (тропы и фигуры) в речевой ткани фрагмента».

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.