Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПРИТЧА О НЕЛЮБИМОМ УЧЕНИКЕ



 

Обучал один человек детей, и знал он много, и любви лишён не был, и всё, казалось, было хорошо, но раздражал его один ученик; таким он глупым ему казался, что не хватало терпения относиться к этому недолюбышу, как к другим детям. Он часто унижал ученика, оскорблял его перед сотоварищами, выставлял на посмешище, но самым обидным для нелюбца были россказни учительствующего об ужасном будущем, которое ждёт этого ученика. Тут он доходил до редчайшего сарказма, рисуя красочные, сочные картины безрадостной, тяжёлой жизни, которая ждёт в будущем этого несчастного.

Прошло время, и покинул ученик школу, вышел в большую жизнь и надолго пропал из виду. Но не забыл его незадачливый учитель, каждый раз он рассказывал своим ученикам о самом глупом и бездарном ребёнке, которого ему пришлось учить. И вот однажды прослышал учитель, что убогое место их посетил великий человек, самый мудрый, самый почитаемый на всей земле. И побежал учитель чудо посмотреть. С трудом он протиснулся сквозь толпу и пробрался к самому возвышению, на котором стоял человек в простой одежде, ничем особо не приметный. Учительствующий человек хотел было крикнуть: «Какой же это великий мудрец, если он ничем не отличается от смертного!» Но вдруг мудрец замолчал, внимательно посмотрел на учителя и сказал:

— Это — мой учитель. Именно он научил меня мудрости жизни, терпению в невыносимо трудные минуты и любви, когда в сердце уже зарождалась ненависть, злоба и месть. Не познав вкуса зла и тяжесть трудностей, я не освоил бы науку жизни. Всем, чем я обладаю в мудрости своей, я обязан этому человеку.

И он поклонился в ноги сгоравшему от стыда учителю. Народ ничего не понял, он ликовал, восхвалял и учителя и ученика и в своём возбуждении оттеснил учителя от центра, в котором возвышался ученик. Ничего обидного не было в словах бывшего недолюбыша, но большего унижения учительствующему не приходилось испытывать. Он решил извиниться перед учеником и, дождавшись конца его выступления, подошёл к мудрецу:

— Я некогда был излишне строг к тебе, — начал оправдываться учитель, — но это делалось ради твоего же блага, поэтому ты не должен держать зла на меня.

— Я более чем благодарен тебе, — ответил мудрец, — я прошёл суровую школу жизни и получил ценный для меня урок мудрости, без него я бы не достиг того, чем обладаю, но не всем по плечу эта ноша: сильный окрепнет, слабый сломается. Я бы пожелал миру не иметь таких учителей.

Мудрец поклонился и ушёл. Вся толпа побежала за ним в надежде услышать ещё какую-нибудь мудрость, которая могла бы обогатить душу, а учительствующий смотрел с завистью вслед, бубня себе под нос:

— Не предугадаешь, чем дело обернётся.

 

Не достоин звания учителя тот, кто учеников своих через унижение учит.

Не всем суждено возвыситься, многие падут, не найдя силы для борьбы, и тогда лягут на плечи учителя грехи, свершённые его же учениками, ибо какое зерно посеешь, такое растение и получишь, и горькие плоды собирать придётся, да других не будет.

 

 

Вопросы для предварительной беседы

1. Почему учитель назван в тексте «незадачливым»?

2. А что вы вкладываете в понятие «учитель»?

3. Могли бы вы изложить ваше представление об идеальном учителе?

4. Учители и учителя — в чём разница?

5. Почему к герою притчи применяется определение «учитель­ствующий»? Что вкладывает в это слово автор?

 

Примерный план

I. Учитель и унижаемый им ученик.

II. Учитель и мудрец.

1. Учитель узнаёт своего ученика.

2. Мудрец об учителе.

3. Разговор учителя с бывшим учеником.

III. Авторский вывод: «Не достоин звания учителя тот, кто учеников своих через унижение учит».

 

Задания

I вариант

1. Перескажите текст подробно.

2. Выполните мини-исследование: «Средства создания ироническо­го эффекта в тексте».

II вариант

1. Перескажите текст сжато, сохранив при этом его важней­шие жанровые, композиционные и стилистические особеннос­ти.

2. Выполните мини-исследование: «Комическое и возвышенное в тексте: лексические и синтаксические средства создания».

 

 

ПРИТЧА О МУДРОСТИ

 

Один умный человек зашёл в очень богатый дом. Среди не имеющей цены роскоши он увидел книгу в золотом переплёте, украшенную отборным жемчугом.

— Позволь мне взглянуть на эту книгу, — спросил гость разрешения у хозяина.

— О, это очень дорогая вещь. Будь предельно осторожен с ней, — предупредил богач.

— Я ни с чем так бережно не обращаюсь, как с книгами, — успокоил хозяина гость. — Нет для меня ничего более ценного в жизни, чем умная книга. — А открыв её и перевернув несколько страниц, добавил: — Но эта, которой ты обладаешь, поистине бесценна. Поведай мне, откуда у тебя это сокровище?

— Мне посчастливилось купить её у одного довольно странного человека. Он сказал, что отдал все свои богатства, чтобы создать это творение. Вид его не внушал доверия, но он так убедительно доказывал, что это его книга, что мне ничего не оставалось, как поверить ему. При этом он заверил меня, что это бесценная вещь и наступят времена, когда за неё будут отдавать целые состояния. Мне словно кто-то шептал: «Купи её, купи». И я отдал за неё только то, что было при мне. Теперь я чувствую, что мне очень повезло, и, когда я буду решать судьбу этой вещи, я не продешевлю.

Гость перевернул ещё несколько исчерченных непонятными буквами страниц и воскликнул:

— Это книга самого знаменитого Мудреца! Здесь собраны все его изречения! Это — поистине жемчужина Мудрости! Ты счастливейший человек, коль обладаешь таким сокровищем!

— Да, я верю, что получу за неё в тысячу раз больше, чем отдал! — воскликнул обнадёженный словами гостя богач.

— Ты получишь в миллионы раз больше, если прочтёшь её. Она не только обогатит тебя, но и сделает сильным мира сего.

— Может быть, она так сильна, как ты говоришь, но, к сожалению, а может к счастью, я не умею читать.

— Научись, она того стоит! — пытался вразумить хозяина гость, но тот только с удивлением посмотрел на гостя и спокойно ответил:

— Я думаю, что мне вполне хватит и того богатства, что я выручу от продажи этой вещи, чтобы купить власть над миром.

Хозяин взял из рук гостя книгу и поставил её на самое видное место.

— Пусть все видят, каким сокровищем я обладаю! — с какой-то дикой гордостью произнёс он.

— Такое добро и в таких руках, — посетовал умный человек. — Тебе сама судьба преподнесла такой дар, а ты не лучшим образом распоряжаешься им. Жаль, что драгоценнейшие жемчуга Мудрости не осветят тебе путь, не обогатят твою душу, не украсят твою жизнь, не возвысят тебя над обыденностью жизни, не прославят имя твоё.

С болью в сердце покинул умный человек дом богатого глупца, в котором Золотая Книга Жизни будет пылиться на полке, имея целью только удивлять алчные взоры своей внешней красотой и быть проданной подороже.

 

Так и в жизни не ценится то, в чём Мудрость заложена, а отдаётся предпочтение тому, что может принести выгоду, что не требует работы ума, что тешит самость и гордыню.

 

 

Вопросы для предварительной беседы

1. Ценность книги по-разному объясняется хозяином и гос­тем. Что они вкладывают в это понятие?

2. Ситуация непонимания друг друга — как она обрисована в тексте?

3. Согласны ли вы с тем, что люди больше всего ценят то, что может принести выгоду.

4. Почему гость с болью в сердце покидает богатый дом?

5. Согласны ли вы с тем, что гордыня — великий грех?

 

Примерный план

I. Умный человек в богатом доме.

II. Разговор гостя и хозяина о ценности книги. Ситуация непонимания.

1. Ценность материальная.

2. Ценность духовная.

III.Умный человек покидает дом богатого глупца.

IV. Мораль: «...в жизни не ценится то, в чём мудрость заложена...»

 

Задания

I вариант

1. Перескажите текст подробно.

2. Выполните мини-исследование: «Речи гостя и хозяина: лек­сические и синтаксические различия».

II вариант

1. Перескажите текст сжато, сохранив при этом его важней­шие жанровые, композиционные и стилистические особеннос­ти.

2. Выполните мини-исследование: «Диалог как текстообразующий фактор в “Притче о мудрости”».

 

 

ПРИТЧА О ПТИЦАХ

 

Стаями живут птицы, стаями летают. Летают над землёй, но живут на земле. И появилась в стае птица, которая решила полететь высоко в небо, чтобы увидеть, что там, за облаками, у самого светила. И позвала она за собой других птиц. Но не все вызвались совершить такой трудный перелёт, одни сразу же сослались на дела земные, другие — на слабость крыльев, но нашлись и такие, которые вспорхнули с устремившейся ввысь птицей и полетели.

Всё выше и выше поднимались птицы, всё труднее и труднее им было в грозовых тучах, всё жарче и жарче становилось под палящими лучами солнца, но они поднимались в крутом полёте ввысь. И вот они вырвались на бесконечный простор неба, который был выше туч и облаков. И солнце ослепило их так, что потемнело в глазах, закружилась голова и был потерян ориентир. И повернули некоторые птицы назад, и полетели к земле, но устремление их было так сильно, что камнем упали они на землю и разбились.

А птица летела и летела ввысь. И почувствовали летевшие за ней птицы запах палёных перьев, и испугались они и тоже повернули назад, но, пока летели к земле, крылья их обгорели, и упали голые, обезображенные тушки наземь.

А птица летела и летела, и вдруг раскрылся перед ней удивительный мир. Неописуемая красота царила кругом, и невиданной красоты птицы были повсюду. Этот мир, в который попала птица, был настолько чист и лучезарен, что казался прозрачным. Влетела она в этот мир и словно растворилась в нём. Почувствовала чистый, свежий воздух и словно вдохнула его небывало большой грудью. Ощутила всю Вселенную и словно приняла её в своё огромное сердце. Оглянулась она, а за ней никого нет. И захотелось ей рассказать своим сородичам, что удивительный мир существует и при сильном желании его можно достичь. И полетела она назад, через опаляющие, ослепляющие лучи солнца, через густые облака и грозовые тучи, превозмогая все трудности, только для того, чтобы поведать о прекрасном, которое существует и которое недоступно лишь тем, кто полон страха перед неизвестным, кто привязан к тихому родному болоту.

Но не успела птица достичь земли, как налетели на неё хищные собратья и разорвали в небе на куски.

— Зачем вы растерзали невинную птичку, парившую в небе? — спросил вожак стаи.

— Мы знаем, что она полетела высоко в небо, все, кто полетел с ней, умерли, значит, мертва и она, только тело её долетело к земле позже остальных, видимо, задержалось в облаках, — объяснили стервятники. — Каждая птица знает: если попасть в грозовые тучи, вернуться живым уже невозможно. По логике, она мертва, поэтому мы и склевали её в небе. Мы первые увидели её, значит, это наша добыча.

И все согласились с хищными птицами, ибо знали, что «оттуда» никто живым не возвращается.

 

Суровы законы стаи. И часто они убивают тех, кто поднялся над этими законами.

 

 

Вопросы для предварительной беседы

1. Как вы думаете, в чём смысл аллегорического образа «удивительного мира»?

2. Пессимистичен или оптимистичен пафос притчи?

3. «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда». Как соотносится эта «мысль» чеховского героя с тем, что изложено в притче?

4. А что вы думаете о «законах стаи»?

5. Птицы повернули, когда ослепило их солнце. Как вы ис­толкуете эту сюжетную ситуацию?

 

Примерный план

I. «...Птица, которая решила полететь высоко в небо...»

II. «И солнце ослепило их... И повернули некоторые пти­цы назад...»

III. «А птица летела и летела, и вдруг раскрылся перед ней удивительный мир».

IV. «И полетела она назад... чтобы поведать о прекрас­ном...»

V. «...Налетели на неё хищные собратья и разорвали... на куски...»

VI. «Каждая птица знает: если попасть в грозовые тучи, вернуться живым уже невозможно».

VII. «Суровы законы стаи».

 

Задания

I вариант

1. Перескажите текст подробно.

2. Выполните мини-исследование: «Стилистические функции сою­за и в тексте».

II вариант

1. Перескажите текст сжато, сохранив при этом его важней­шие жанровые, композиционные и стилистические особеннос­ти.

2. Выполните мини-исследование: «Роль лексических и синтак­сических средств в создании образа “удивительного мира”».

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.